Главные вкладки

    План-конспект урока по химии (10 класс) на тему:
    конспект урока "Арены. Бензол" 10 класс

     

    Цели и задачи урока:

    -дать понятие об аренах, как об одном из гомологических рядов углеводородов; изучить: способы получения бензола, химические свойства, применение бензола на основе свойств.

    -выявить молекулярное, химическое и  электронное строение молекулы бензола;

    -развивать понятие о взаимосвязи между строением и свойствами веществ;

    -развивать умения и навыки работы с фактическим материалом, делать логические выводы при сопоставлении фактов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    no1.doc117.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока химии по теме:

    «Ароматические углеводороды. Бензол.»

    (10 класс)

    Цели и задачи урока:

    -дать понятие об аренах, как об одном из гомологических рядов углеводородов; изучить: способы получения бензола, химические свойства, применение бензола на основе свойств.

    -выявить молекулярное, химическое и  электронное строение молекулы бензола;

    -развивать понятие о взаимосвязи между строением и свойствами веществ;

    -развивать умения и навыки работы с фактическим материалом, делать логические выводы при сопоставлении фактов.

    Оборудование и материалы к уроку:

    -на демонстрационном столе – бензол.

    - для демонстрации презентации, видеоролика - мультимедийный проектор, компьютер, экран, телевизор, видеокассета.

    Форма проведения урока:

    -изучение нового материала.

    Методы:

    частично-поисковые;

    наглядные;

    метод проектов.

    Ход урока.

    1.Организационный момент. Взаимное приветствие.

    Учитель. Ребята! Сегодня мы приступаем к изучению еще одного гомологического ряда углеводородов. Но прежде, чем начать изучение нового материала, вспомним, какие мы изучили углеводороды.

    Задание классу: сгруппируйте карточки.(тип гибридизации, валентный угол, расстояние между атомами углерода, формулы классов углеводородов)

    Цель: систематизировать знания учащихся по изученным классам УВ, для использования при изучении нового материала.

    2.Формулировка темы урока.

     Для того, чтобы назвать тему урока, и определить какой класс УВ мы будем изучать, вам придется просмотреть ролик.  Слайд №1

    Год назад на одном из химических заводов в Китае произошла авария.

    Итак, тема нашего урока – «Ароматические углеводороды. Бензол.»     Слайд №2

    Запишем тему урока в тетради.

    3.Изучение нового материала.

    У углеводородов этого гомологического ряда  исторически сложившееся название - ароматические, которое они получили из – за того, что представители имеют характерный запах( иногда приятный, иногда- нет.)

    В современной жизни это производные бензола: показ  благовоний, дихлофоса, ванилина, красителей, нафталина, освежителя воздуха.

    Изучая углеводороды, мы придерживаемся  строго плана.   Слайд №3

    Задание классу: просмотрев ролик на какие пункты плана, вы можете ответить?

    (Исходя из ролика учащиеся говорят о физических свойствах, о влияние на организм, о эффективных средствах  их обезвреживания, применение бензола)

    (ответы учащихся + сообщения учащихся заранее подготовленные )

    Физические свойства.

     -Бензол- бесцветная жидкость, практически нерастворима в воде, с ароматным запахом, но пары бензола ядовиты, температура кипения=+80,10С, температура плавления=+5,50С, легче воды, поэтому не смешивается с ней, перегоняется при кипячении

    (на доске  вывешивается карточки: +80,10С, +5,50С)

    - Биологическое действие

    При непродолжительном вдыхании паров бензола не возникает немедленного отравления, поэтому до недавнего времени порядок работ с бензолом особо не регламентировался.

    В больших дозах бензол вызывает тошноту и головокружение, а в некоторых тяжёлых случаях отравление может повлечь смертельный исход. Первым признаком отравления бензолом нередко бывает эйфория. Пары бензола могут проникать через неповрежденную кожу. Если организм человека подвергается длительному воздействию бензола в малых количествах, последствия также могут быть очень серьёзными. В этом случае хроническое отравление бензолом может стать причиной лейкемии и анемии. Сильный канцероген.

    - Наиболее эффективные средства их обезвреживания.

    Сам Бензол и его производные химически малоактивны, способны к аккумуляции в организмах животных, почвах, дерновом покрове, иле, мхе . Водную среду очищают обычно засыпая участок поражения большим количеством пористого сорбента - известняка, песчаника, доломитовой крошки итп. Затем по возможности сорбент вычерпывают и захороняют. Почвы не очищают - их просто засыпают глинами или снимают верхний слой и опять засыпают.

    Универсальных химических агентов обезвреживания ароматических углеводородов не существует.

    - Применение бензола

    Бензол является важнейшим сырьем для химической промышленности, поскольку, он используется и как исходный реагент для синтеза самых разнообразных соединений, и как растворитель для других реакций (бензол растворяет практически все органические соединения, это своего рода «органическая вода»). Слайд №4

    Ребята еще раз внимательно посмотрите на план изучения углеводородов, и какой пункт вы можете раскрыть, основываясь на ваши знания?

    Правильно получение.

    Какие способы получения вы можете предложить.

    (Ученики пишут на доске реакцию тримеризации ацетилена и ароматизацию гексана.)

    Очень интересна история открытия бензола

    -Историческая справка. (Сообщение ученика.)  Слайд №4

    Открыть бензол , как это бывает нередко помог случай. Начиная с 10-х годов XIX века в Лондоне, для освещения улиц в фонарях стали использовть светильный газ. Его получали путём сухой перегонки каменного угля и хранили под давлением в герметических сосудах. При этом в сосудах накапливалась жидкость , особенно обильно в холодную погоду. Майкл Фарадей начал изучать её и 18 мая 1825 года выделил соединение двууглеродистого водорода и приписал ему неверную формулу С2Н. Истинную же формулу установили уже после того, как удалось определить его молекулярную массу.

    Задание классу. На минуты станем исследователями и попробуем вывести формулу бензола

    Слайд№5

    Задача №1.

    Плотность паров данного вещества по воздуху 2,69. Массовая доля углерода- 92,3%, водорода- 7,7%. Определите молекулярную формулу вещества.

    Итак, формула вещества, обнаруженного Майклом Фарадеем-С6Н6.

    Это основной представитель ароматических углеводородов. Его ещё называют обезьяньим бензолом, так как формула бензола предстала немецкому учёному Августу Кекуле во сне в виде шести обезьян , соединившихся друг с другом в виде математической фигуры-шестигранника. 27 января 1865 года –это дата рождения молекулы бензола Итак, мы нашли молекулярную формулу бензола: С6Н6.   Слайд №:-6

    (демонстрация карточек).

                        Арены.

    1. Представитель - С6Н6(бензол)
    2. Общая формула - СnН2n-6

    Мини проект:

    Но мы с вами помним, что существует теория химического строения А.М.Бутлерова, одно из положений которой гласит:

       «Свойства веществ зависят от химического  строения их молекул»

    и понимаем, что знать одну молекулярную формулу вещества недостаточно, нужно знать еще и строение молекулы, чтобы судить о его свойствах. Поэтому наша задача сейчас попробовать выяснить это строение.

    После открытия бензола дискуссия о его строении велась в науке очень долго. Нам с вами проще – у нас есть некоторые факты, основываясь на которых я предлагаю вам составить структурную формулу бензола.

    Задание классу: давайте попробуем  составить структурную формулу, которая бы соответствовала выведенной формуле С6Н6

    Выдвижение гипотезы:

    (Учащиеся самостоятельно в тетради , потом на доске пишут структурные формулы бензола, где учтено ,что это соединение  непредельное соединение, валентность углерода:

    Есть очень простая реакция, которая позволяет быстро и надежно установить наличие двойных или тройных связей в ненасыщенных углеводородах. Какая?

    Это присоединение брома по кратным связям либо с раствором марганцовки.

    Достаточно несколько раз встряхнуть непредельный углеводород с бромной или перманганата калия  , как раствор обесцветиться.

     Видеоролик. Демонстрационный опыт. (бензол с раствором марганцовки)

    Вывод: бензол с раствором марганцовки - никакого эффекта!

    По- видимому, бензол  имеет циклическую структуру.

    Слайд №6 Формула Кекуле

    С двойными связями? Но раствор марганцовки!???

    Вывод: что три двойные связи, сведенные в месте в одном шестичленном кольце ведут себя как-то по-новому.

    Обьяснение учителя+ видео ролик из виртуальной лаборатории

    (На доске карточки:              2                     120°               0,140 нм )

    Споры вокруг теории строения бензола прекратились всего несколько десятилетий назад. Каковы же современные представления об электронном строении бензола?

    Таким образом, химические связи в бензоле не одинарные и не двойные, а как принято говорить полуторные, промежуточные по своему характеру. Эти связи еще называют ароматическими, они прочнее П – связей (поэтому бромная вода не обесцветилась – атомы брома не присоединяются).

    Чтобы показать равномерность распределения электронов, часто изображают в виде шестиугольника с окружностью внутри:

    Такая структура называется бензольным или ароматическим ядром. А углеводороды, в составе молекул, в котором содержится ароматическое ядро, называются ароматическими углеводородами.

    Химические свойства

    Какой тип реакций будет характерен для бензола? (предположения учащихся)

         Действительно, бензол вступает и в реакции присоединения, и в реакции замещения, но

    1)Реакции замещения протекают легче чем у предельных углеводородов    (демонстрация видеосюжета из виртуальной лаборатории с пояснениями)

         2)Реакции присоединения протекают труднее чем у   непредельных    углеводородов

           (демонстрация видеосюжетаиз виртуальной лаборатории  с   пояснениями)

    Запомните:

    Если в молекуле бензола один из атомов водорода замещен на углеводородный радикал, то в дальнейшем в первую очередь будут замещаться атомы водорода при втором, четвертом и шестом атомах углерода.

    Вопрос классу: В причина?

    Оказывается, 6 р-электронов создают настолько прочную единую систему п- связей, что разорвать её труднее, чем разорвать связь между атомом углерода и водорода(требуется больше энергии).

    Изомерия    слайд №7

    Для аренов характерна изомерия положения нескольких заместителей.

    4.Закрепление изученного материала.

    Не в количестве знаний заключается  образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

    Итак , наступил момент истины на нашем уроке!

    Вам , ребята раздаю тест состоящий из 9 вопросов, вам необходимо  ответить на вопросы, в тетради записать только номер правильного ответа, у вас получится девятизначное число.   

    Тест.

    1. Общая формула ароматических углеводородов:

            1) CnH2n-2;                            3) CnH2n;

            2) CnH2n-6;                            4) CnH2n+2.

    2.Бензолу не свойственно:

            1) жидкое агрегатное состояние;

            2) характерный запах;

            3) температура кипения 80,1º С;

            4) хорошая растворимость в воде.

    3. Расстояние между атомами углерода в бензоле сокращается за счет:

            1) циклического строения молекулы;

            2) расположения гибридных орбиталей в одной плоскости;

            3) влияние π-электронного облака;

            4) равномерного распределения электронной плотности.

      4. Вещества с общей формулой CnH2n-6 относятся к классу:

            1) алканов;                               3) алкинов;

            2) алкенов;                               4) аренов.

    5. В молекуле бензола шесть атомов углерода образуют:

            1) правильный шестиугольник;

            2) неправильный шестиугольник;

            3) треугольник с боковыми ответвлениями;

            4) квадрат с боковыми ответвлениями.

    6. Состояние гибридизации атомов углерода в молекуле бензола:

            1) sp;                                         3) sp3;

            2) sp2;                                       4) sp и sp2.

    7. При хлорировании бензола на сильном свету получается:

            1) хлорбензол;

            2) 1, 2, 3-трихлорбензол;

            3) бромбензол;

            4) гексахлорциклогексан.

    8. При взаимодействии бензола с бромом в присутствии катализатора (FeBr3) получается:

            1) бромбензол;                                     2) гексабромциклогексан;

            3) 1, 3, 5-трибромбензол;                   4) 1, 2-дибромбензол.

    9. Бензол, как и непредельные углеводороды, вступает в реакции:

    1) полимеризации;                        3) окисление раствором перманганата калия;

    2) гидрогалогенирования;            4) гидрирования.

    Слайд №8 (ключ теста)

    Взаимопроверка. Подведение итогов.

    5. Домашнее задание: § 7стр.  Упражнение №4 (письменно).

    Литература:

    1.О.С. Габриелян. Химия 10 класс (базовый уровень)

    2.  сайт school-collection.edu.ru

    2. Шульпин Г.Б. Молекула и формула. «Химия и жизнь», 1979, № 9, с. 23–27.

    4. Электронное издание "Химия. 8-11 класс. Виртуальная лаборатория"

    5. http://ru.wikipedia.org/wiki/VX

    6. Видеокассеты Химия (Органическая химия )

    7. http://him.1september.ru/urok/


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Ароматические углеводороды, арены, бензол

     Ароматические углеводороды, арены, бензол...

    технологическая карта урока химии по теме "Бензол -представитель класса Арены"

    Технологическая карта урока химии по теме "Бензол - представитель класса Арены" составлена в соответствии с требованиями...

    Методическая разработка урока в 10 классе на тему "Арены. Бензол"

    Методическая разработка содержит подробный план урока. ...

    Арены. Бензол.

    Презентация к уроку химии в 10 классе....

    Бензол (Арены ). 10 класс

     Бензол (Арены )К ароматическим углеводородам относят вещества, молекулы которых содержат одно или несколько аромат...

    Арены. Ароматические углеводороды. Бензол.

     Разработка урока для учащихся 10 класса по учебнику О.С. Габриеляна базовый уровень. Цель урока: знакомство учащих...

    Открытый урок в 10 классе по теме "Бензол"

    В ходе индивидуальной и групповой работы реализуются цели урока при изучении темы "Бензол"...

    урок химии в 10 классе по теме "Арены. Бензол"

    данный урок предназначен для учащихся 10 класса. в ходе урока формируютя знания по теме "Бензол". Рассматриваются строен...

    Ароматические углеводороды. Бензол как представитель ароматических углеводородов.

    ФОРМА УРОКА: презентация с музыкальным сопровождением.ТИП УРОКА:  изучение нового материала.ТЕМА УРОКА  «Арома...

    Арены. Получение, физико-химические свойства аренов, применение

    Цели:Изучить новый класс органических соединений -ароматические углеводороды, рассмотреть физические и химические свойст...