Урок химии, 9 класс,тема "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Пугина Елена Евгеньевна

В методической разработке представлен урок по теме "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов". Тип урока - урок усвоения новых знаний, а конкретнее урок  работы с понятием «неметаллы» и поиска фактов максимально характеризующих это понятие. Урок рассчитан  на самостоятельный поиск новых знаний обучающимися, которые в течение урока участвую в различных видах деятельности и используют различные источники информации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок химии, 9 класс, 13.12.09

тема "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов"

Тип урока: урок усвоения новых знаний (Урок поиска фактов и работы над понятием)

Цели:   1.Сформировать понятие «неметалл»;

             2.Рассмотреть относительность понятий «металл-неметалл»;

             3.Развивать мыслительные      операции анализ, синтез, сравнение,    умение делать самостоятельные выводы;

             4.Развивать умения работать по плану, умение работать с текстом.

Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников: понятие «неметаллы», закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные.

ФОПД: фронтальная, индивидуально-обособленная, групповая (динамические группы).

Технологии:  технология интеллектуальной воспитанности учащихся; элементы технологии «Сотрудничества», личностно-ориентированного обучения;  информационно-коммуникативные технологии.

Оборудование и реактивы: специальная научно – популярная учебная литература, химические и энциклопедические словари, периодическая система, мультимедийная установка, образцы неметаллов - простых веществ H2, O2 (в пробирках с пробками); Br2 (в ампуле); S, J2, P (красный), активированный уголь, йодкрахмальная бумажка.

Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа); иллюстративные (схемы); наглядные (ПС, презентация); проблемно-поисковый.

Ход урока

Этап урока, слайды презентации

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент (1 мин)

- приветствие, настрой на работу

Здравствуйте, рада вас видеть готовыми к уроку, с доброжелательными улыбками и серьезным настроем на урок!

- контроль посещаемости

Приятно, что сегодня присутствует на уроке весь класс

- приветствуют учителя, дежурные сообщают о явке на урок

II. Мотивационно-целевой  этап (7 мин)

СЛАЙД № 1

1.Актуализация знаний

1 задание

Ответьте, пожалуйста, на вопросы, рассмотрев внимательно предложенную вам картинку:

1.Что вы можете рассказать об увиденном на слайде?

2.Как вы считаете, где здесь причина, а где следствие, объясните, почему?

3.Кто сможет назвать тему, над которой мы работали во второй четверти?

4. Кто может указать местоположение ме в ПС?


Молодцы!



Рассматривают слайд, отвечают у доски по желанию:

- изображены металлы и изделия из них, внешний энергетический уровень железа и кристаллическая решетка металлов;

- причина - строение кристаллической решетки ме, следствие – свойства, благодаря которым можно изготовить эти изделия;

- изучали металлы и их соединения;

- нижний левый угол ПС, большая доля химических элементов.

СЛАЙД № 2







СЛАЙД № 3

2 задание 

Давайте, вместе с вами постараемся выполнить следующее задание «Продолжить пары по аналогии»



Скажите, пожалуйста, а какой вывод можно сделать по результатам данного задания об этих двух понятиях.


Молодцы!


Выполняют задание с места, после ответа выплывает нужное слово




Они противоположны по смыслу  с т.зр. русского языка (приставка не-) следовательно, по нашему предмету в науки химии они должны быть противоположны по положению  ПС, строению атома, составу простых веществ и свойствам, как физическим, так и химическим

СЛАЙД № 4





СЛАЙД № 5


3 задание 

Давайте попытаемся этот вывод превратить в научную гипотезу, которую постараемся доказать в течение урока.


Формулируют гипотезу:

  1. ЕСЛИ понятия металл и неметаллы противоположны по смыслу, ТОГДА атомы и вещества входящие в данные группы будут отличаться по строению атома, составу и строению  простых веществ, по физическим и химическим свойствам. 

СЛАЙД № 6









СЛАЙД № 7

Фронтальная беседа:

1)Какова тема нашего урока? Запишите ее в тетрадь


2)Почему нам необходимо изучить данное понятие и все что за ним скрывается (атомы, вещества, свойства)?


3)Как вы считаете, какие мы должны поставить перед собой цели?














4)Кто сможет, зная местоположение металлов в ПС показать, где располагаются неметаллы?


5) А кто - нибудь из вас встречался с веществами группы неметаллы? (посмотрите на образцы веществ, выставленные на демонстрационном столе)


-Неметаллы и их характеристика

Записывают число и тему урока


 – Что бы понять многообразие мира: изучили одну сторону, обязательно нужно посмотреть и на другую



- Формулируют с помощью учителя цели урока:

            1.Сформировать понятие «неметалл»;

             2.Рассмотреть относительность понятий «металл-неметалл»;

             3.Развивать мыслительные      операции анализ, синтез, сравнение, умение делать самостоятельные выводы;

             4.Развивать умения работать по плану, умение работать с текстом.


- Показывают у доски положение неметаллов в ПС




- рассматривают образца, актуализируют собственный опыт, отвечают

III. Исполнительский этап (25 мин)










СЛАЙД № 8









СЛАЙД № 9








СЛАЙД № 10

Хорошо! Молодцы! Итак, нам предстоит многое выяснить, поработать с незнакомой информацией из разных источников и постараться подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, работать мы будем с вами и в парах, и в группах.

1 задание (выполняем в парах,  7 минут):

Прочитать внимательно имеющийся текст и уложить информацию в схему в течение 7 минут












1.ЧТО ТАКОЕ НЕМЕТАЛЛЫ

2.ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ АКТИВНОСТЬ НЕМЕТАЛЛА

3.ПОЧЕМУ НЕМЕТАЛЛЫ ПРОЯВЛЯЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ И ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ВАЛЕНТНОСТЬ

4.АГРЕГАТНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВ

5.МЕСТО НЕМЕТАЛЛОВ В ПРИРОДЕ (СЛАЙД № 9)

6. ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ЖИВОЙ КЛЕТКЕ

7. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ  НЕМЕ

8. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА, АЛЛОТРОПИЯ НЕМЕ.

Молодцы!











Читают предоставленный материал (см. приложение № 7) записывают в тетрадях варианты по предложенным схемам (прием «Незаконченное предложение»)

Главная мысль прочитанного….. (Основное в тексте….)

Самым интересным нам показалось…..(Необычным стало…)

Мы считаем, что это подтверждает (не подтверждает) выдвинутое предположение


Отвечает каждая пара по своему материалу


Личные презентации обучающихся по индивидуальным заданиям

2 задание (10 мин): Вы хорошо поработали. Но наша с вами возможность получить необходимое знание не ограничивается только печатной информацией. Я попрошу ребят, которые вчера получили индивидуальные задания для работы в интернете, представить результат.

Спасибо, мы услышали и увидели, что информация интернета многообразна, ребята сделали тщательный анализ, и правильные выводы – информация из интернета не всегда соответствует действительности и поэтому требует осторожного отношения и проверки!

Индивидуальные сообщения учащихся у доски:

 1 ученик – словари, определения

2 ученик – сайты с интересными сведениями про неметаллы

3 ученик – картинки, фото

4 ученик – видео

5 ученик – анализ школьных мультимедийных  пособие

1 группа – словари

2 группа – научно-популярные издания

3 группа – учебники по химии разных авторов

4 группа – контрольно – измерительные материалы

3 задание: А теперь объединяйтесь в 4 большие группы и следующие задание, у каждой группы на столе литература, необходимо поработать с ней: НАЙТИ ИНФОРМАЦИЮ ПО ИЗУЧЕННОМУ ПОНЯТИЮ И ОПРЕДЕЛИТЬ ЕЕ ХАРАКТЕР (8 мин)

Спасибо, вы сумели представить нам разнообразие информации по неметаллам, которая пригодиться нам в дальнейшем

Работа в группах по анализу представленной литературы.

Подготовка выступления от группы

Выступление:

1)Находят определения понятия неметаллы и анализируют его, сравнивая с собственным;

2) Находят информацию об условности деления химических элементов на металлы и неметаллы, анализируют ее;

3) Выясняют, что на примере этих двух понятий можно доказать основополагающие законы: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные.

IV. Рефлексивный. Закрепление изученного (12 мин).










СЛАЙД № 11























1)Раздает информационный лист «Неметаллы» (см. приложение № 8).

 Внимательно ознакомиться, что в нем, для чего он, что неясно?

Убираем его в рабочую накопительную папку и анализируем состоявшийся урок.


2) Учащимся предлагается поразмышлять  над вопросами:

Как изменило новое знание ваши представления о мире, о людях, о себе;

Как изменило новое знание ваши представления об уже имеющихся знаниях;

Что в новом знании вас удивило;

Какое суждение вам кажется спорным, почему;

Какой этап решения познавательной задачи вызвал затруднения;

Какие суждения, умозаключения, гипотезы в ходе обсуждения вам удалось сформулировать самостоятельно;

Чьи идеи вам показались интересными, удовлетворила или вызвала раздражение совместная работа.

Изучают информацию по неметаллов в виде опорной записи, объясняют его назначение - для лучшего запоминания и дальнейшей работы по теме, задают вопросы.






Каждый обучающийся выбирает любой вопрос и проводит рефлексию.


3)Я очень рада, что наш урок вызвал у вас столько мыслей чувств и эмоций, я сегодня тоже очень довольна вами, мы много трудились и такой труд заслуживает поощрения.


Учитель объявляет оценки за урок

Выставляют оценки в дневник

СЛАЙД № 12

4) Нам осталось записать домашнее задание:

Изучить информационную карту,

 внести в нее недостающую информацию и  выполнить тест.

Записывают домашнее задание

СЛАЙД № 13


Спасибо за работу!

Благодарят учителя и друг друга!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Общая характеристика неметаллов V группы. Строение атомов азота и фосфора". Химия. 9 класс..

Урок изучения нового материала по теме "Неметаллы главных подгрупп V и IV групп ПСХЭ по Тверской программе по химии. Урок дан в рамках ИКТ как урок-презентация....

Урок химии в 9 классе "Общая характеристика неметаллов"

Урок химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. В разработке имеет место нестандартное начало урока. Сценарий урока сопровождается презентацией. Кроме того, приведены презентации по физическим свой...

"Общая характеристика неметаллов" урок химии в 9 классе по программе Габриеляна О.С.

Предлагаю урок химии в 9 классе по теме «Общая характеристика неметаллов» с использованием ИКТ. Урок построен на  применении методов, позволяющих учащимся самостоятельно, с использованием ...

План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов». Программа О.С. Габриеляна

Урок по теме «Общая характеристика неметаллов» изучается в разделе «Неметаллы», является 1 уроком . Содержание материала дает возможность опираться на имеющиеся знания и одновременно закладывает фунда...

Интегрированный урок (химия + биология): Витамины – общая характеристика.

Идея урока: создать условия для интеграции знаний о втаминах как незаменимых компонентах обменных процессов в организме человека на основе межпредметных связей между биологией и химией;на основе межпр...

Урок химии по теме "Общая характеристика галогенов"

Урок химии по теме "Общая характеристика галогенов"  Цели урока: Изучить строение, физические и химические свойства галогенов, их биологическое значение....