Технологические карты уроков 9 класс тема "Металлы"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Денисова Нина Васильевна

Технология Монахова позволяет решить противоречия между требованиями, предъявляемые стандартом, и гарантированным достижением результата. Большим плюсом технологии является четкость при формировании целеполагания, их диагностичность, гарантированность качества обучения. При работе по данной технологии предполагается планирование учебного материала по определенной системе:

  • Технологическая карта темы.
  • Информационные карты урока.
  • Дозированные домашние задания.

 

Технологическая карта темы предполагает определение микроцелей, которые определяют ближайшие зоны развития учащихся. В нашей теме -  2 зоны ближайшего развития – по требованию – диагностика №  11 (характеристика строения и свойства металлов как простых веществ, их оксидов) , по требованию – диагностика №  12 (особенности превращений в цепочках, генетический ряд нметаллов и произведение расчетов).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Технология Монахова позволяет решить противоречия между требованиями, предъявляемые стандартом, и гарантированным достижением результата. Большим плюсом технологии является четкость при формировании целеполагания, их диагностичность, гарантированность качества обучения. При работе по данной технологии предполагается планирование учебного материала по определенной системе:

  1. Технологическая карта темы.
  2. Информационные карты урока.
  3. Дозированные домашние задания.

Технологическая карта темы предполагает определение микроцелей, которые определяют ближайшие зоны развития учащихся. В нашей теме -  2 зоны ближайшего развития –  по требованию – диагностика №  12 (характеристика щелочных и щелочно – земельных металлов)

                                                 

                                                       Технологическая карта урока

Урок 3.Щелочные и щелочноземельные металлы, их важнейшие соединения. Нахождение в природе. Действие на организм

Этапы  урока

Задачи  этапа 

Методы, средства

формы

Деятельность учителя 

Деятельность ученика 

Результат взаимодействия 

1. Организационный

Подготовить учащихся к работе на уроке 

М.Словесный, беседа 

Приветствие учащихся, определение отсутствующих, организация внимания учащихся 

Приветствие учителя Внутренняя организация каждого учащегося 

Кратковременность орг. момента, полная готовность класса к работе, включение учащихся в деловой ритм 

2. Постановка цели 

Организовать познавательную деятельность учащихся 

М.Частично-поисковый


Сообщение темы урока, цели и задач изучения новой темы, форм работы 

Учащиеся должны точно представлять результат своей деятельности и форму отчета о своей работе 

Понимание

Цели  активная деятельность  результат 

3. Актуализация прежних понятий 

Показать значение ранее изученного материала в освоении новых знаний 

Частично-поисковый 

Показ практической значимости ранее изученного материала 

Поиск взаимосвязей между классами органических веществ 

Понимание практической значимости органических веществ 

4. Изучение нового материала 

 Обеспечить:

  1. усвоение понятия щелочных и щелочноземельных металлов
  2. важнейших соединений и действия на организм..

Достичь:

  1. умения характеризовать по составу, строению и свойствам;
  2. умения вычислять по формулам;

знания физических свойств щелочных и щелочноземельных металлов, их биологическую роль.

м: беседа с элементами средств наглядности

ср:

  1. наглядные пособия:
  1. таблицы;
  2. учебник;
  3. образцы щелочных и щелочноземельных металлов;
  1. интеллектуальные:
  1. сравнение;
  2. анализ;
  3. обобщение;
  1. эмоциональные:
  1. интерес.

ф: групповая

  1. Ставит задачу: охарактеризовать щелочные и щелочноземельные металлы по положению в ПСХЭ.
  2. На основании беседы делает совместно с учащимися вывод о составе, строению и свойствам
  3. Предлагает проанализировать распространенность элементов и значение их ионов для биосферы.
  4. Говорит о их  биологической значимости.


5.Демонстрирует образцы щелочных и щелочноземельных металлов.

  1. характеризуют щелочные и щелочноземельные металлы по положению в ПСХЭ делают вывод о составе, строении и свойствам.



  1. Анализируют, распространенность и их значение.

Знакомятся с биологически значимыми соединениями щелочных и щелочноземельных металлов.


  1. Делают вывод о взаимосвязи неорганических веществ, единстве природы.

Прогнозируют физические свойства, сравнивают с записью в учебнике.

Активность познавательной деятельности учащихся Эффективность

восприятия и осмысления новых знаний

Качество ответов Составление конспекта .

5. Рефлексия 

Проверить степень усвоения нового материала 

М.частично-поисковый.

Ф. групповая.

С.предметные

Дифференцированный подход к опросу учащихся 

Анализ ответов товарищей 

Устранение пробелов в понимании нового материала

Выяснение степени осознанности полученных знаний 

6. Выходной контроль 

Контроль усвоения нового материала 

М. Самостоятельная работа

С. .Практические

Ф. Групповая.

Контроль выполнения заданий 

Самостоятельная работа учащихся 

Усвоение изученного материала 

7.Домашнее задание

Сообщить учащимся о ДЗ, разъяснить методику выполнения ДЗ 

М.беседа

Комментарий по выбору и выполнению ДЗ 

Запись ДЗ в дневник, понимание содержания и способа выполнения ДЗ 

Правильное выполнение ДЗ всеми учащимися 

Тема 4

Урок 4 Технологическая карта урока       «Химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов»

Этапы  урока

Задачи  этапа 

Методы, средства

формы

Деятельность учителя 

Деятельность ученика 

Результат взаимодействия 

1. Организационный

Подготовить учащихся к работе на уроке 

м: словесный

  1. Приветствие  учащихся, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку 
  2. Учитель сдержан, терпелив, требователен.
  1. Приветствие учителя
  2. Полная готовность к уроку

Полная готовность, быстрое включение в работу 

2. Постановка цели 

Организовать познавательную деятельность учащихся 

М.Словесно-наглядный. 

Сообщение темы урока, цели и задач изучения новой темы, форм работы 

Учащиеся должны точно представлять результат своей деятельности и форму отчета о своей работе 

Понимание

Цели  активная деятельность  результат 

3.Проверка домашнего задания.

Установить правильность и сознательность выполнения домашнего задания

м: объяснительно-иллюстративный

ср: ДДЗ, тетрадь, записи на доске, кодоскоп

ф: групповая

  1. Вызывает двух учащихся для оформления на доске заданий № 16 и 1 7
  2. Под кодоскоп проверяет задания № 4,5,6,11,15
  3. Беседует с учениками, задает вопросы
  4. Объясняет непонятое.
  1. Двое учащихся оформляют на доске задания № 16 и 17
  2. Остальные учащиеся проверяют задания
    № 4,5,6,11,15 под кодоскоп. Задают и отвечают на вопросы учителя
  3. Обсуждают задания № 16,17.
  1.  Выявлен уровень знаний по теме
  2. Устранены недостатки
  3. Учащиеся удовлетворены результатом работы.

4.Изучение нового материала.

   Обеспечить в ходе урока:

  1. усвоение химических свойств щелочных и щелочноземельных металлов
  2. сформировать понятие восстановительные свойства щелочных и щелочноземельных металлов.
  3. умение составлять уравнения указанных реакций
  4. умение называть типы химических реакций, продукты реакций, условия их протекания.

м: частично-поисковый:

беседа с элементами средств наглядности

ср: предметные: учебник, тетрадь, записи не доске

практические: составление таблицы, записи в тетради

интеллектуальные: сравнение, анализ, обобщение, установление взаимосвязи  состав →

строение → свойства

эмоциональные: интерес

ф: групповая

  1. Ставит задачу: проанализировать состав строение и свойства предположить возможные химические свойства. Обсуждает и записывает на доске УХР, характеризующие свойства щелочных и щелочноземельных металлов.
  1. с кислотами
  2. неметаллами
  3. водой
  4. солями.
  1. Формирует понятие восстановительные свойства щелочных и щелочноземельных металлов.
  1. Анализируют состав строение и свойства щелочных и щелочноземельных металлов предполагают химические свойства:
  1. Записывают УХР, характеризующие химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов:
  1. определяют тип химической реакции
  2. условия протекания
  3. называют продукты
  1. Сравнивают свойства щелочных и щелочноземельных металлов.
  2. Делают вывод о взаимосвязи состав → строение → свойства .

Активность познавательной деятельности учащихся.

Развитие интеллектуальных умений:

  1. анализировать
  2. сравнивать
  3. делать выводы
  4. устанавливать взаимосвязи.

5.Закрепление.

Установить уровень осмысления учащимися нового материала, устранить пробелы в понимании.

М.Словесно-наглядный- практический, выполнение письменных упражнений.

Ф.индивидуальная.

Задает вопросы уточняющего характера, устраняет пробелы в понимании.

Отвечают на вопросы, выполняют письменные упражнения.

Выяснен уровень осознанности нового материала. Умение воспроизводить основные идеи нового материала.

6.Итог.

Подвести итоги урока. Выставить отметки.

М.Эвристическая беседа.

Ф. фронтально.

Как можно спрогнозировать свойства щелочных и щелочноземельных металлов.

Делают вывод о причинно-следственной связи

состав→строение→

свойства.

Осознанное отношение к изученному материалу.

7.Задание на дом.

Разъяснить методику выполнения домашнего задания

М.Словесный, записи в дневнике.

Объясняет какую работу нужно выполнить.

Записывают домашнее задание.

Правильное выполнение у большинства учащихся.

                                                                                                                                                                                                               

Тема 4  Урок 7

Технологическая карта урока по теме Отработка содержания уроков 1-6 «Характеристика щелочных и щелочноземельных металлов и их соединений».

 


Этапы


Задачи урока


Методы, средства, формы


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Прогнозируемые результаты

I.Организационный.

Подготовка учащихся к работе.

м: словесный.


ф: групповая

  1. Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку.
  2. Учитель сдержан, терпелив,
    требователен.

  1. Приветствие, полная готовность к уроку: учащиеся сидят по группам в 4 человека.

Полная готовность, быстрое включение в работу.

II. Постановка целей и задач.

Организовать познавательную деятельность учеников.

м: убеждение

ср: аргументированность, доказательность

ф: групповая

Сообщение темы, цели и задач урока, формы работы.

Учащиеся точно представляют результат своей деятельности, форму отчета о работе.

Понимание цели   активная деятельность  результат.

III. Повторение алгоритма работы по МРБ.

Определить алгоритм работы в ППС по МРБ

м: объяснительно-иллюстративный

ср: алгоритм, карточки- задания

ф: групповая

  1. Организует проработку алгоритма работы по МРБ.
  2. Добивается полного понимания учениками порядка их деятельности.

Осознают порядок своей деятельности в процессе работы по МРБ.

Готовы к работе в ППС.

IV. Индивидуальная работа по карточкам.

  1. Выполнить индивидуальное задание первой карточки.
  2. Развитие умственной самостоятельной деятельности учащихся.

М: самостоятельная работа

ср: карточки-задания, учебные пособия.

Ф: групповая

При необходимости оказывает помощь учащимся в выполнении заданий.

Выполняют письменно два задания в своей первой карточке.

Выполнены задания с первой карточки.

 V. Проверка выполнения заданий.

Организовать проверку выполнения заданий по карточкам-подсказкам.

м: репродуктивный

ср: тетради с решением, карточки для проверки заданий.

Организует проверку, оказывает помощь при необходимости.

Проверяют правильность выполнения заданий, готовятся к передаче информации партнеру.

Задания выполнены верно.


1

2

3

4

5

6

  VI. Работа в ППС по алгоритму МРБ

  1. Развитие коммуникативной культуры учащихся.
  2. Формирование химического языка.
  3. Закрепление знаний, умений по теме.

М: словесно-наглядный

ср: записи учащихся

ф: групповая

  1. Координирует при необходимости работу в ППС.
  2. Организует проверку выполнения заданий по очередным карточкам.

  1. Обмениваются информацией – обучают друг друга.
  2. Выполняют задания по новым карточкам, проверяют, передают информацию новому партнеру, получают информацию от него.
  3. Выставляют оценки в лист учета.
  1. Активность
  2. Познавательный интерес
  3. Удовлетворение от работы с разными партнерами в группе
  4. Качественное усвоение знаний
  5. Формирование умений.

VII.Диагностическая работа № 12.

Проверить степень сформированности умений, усвоения знаний по теме.

М: самостоятельная работа

ср: карточки с диагностической работой № 12, тетради

ф: индивидуальная

Организует выполнение работы.

Самостоятельно выполняют работу.

Усвоение изученного материала.

VIII.Подведение итогов урока.

Подвести итоги урока

м: словесно-наглядный

ср: лист учета

ф: групповая

  1. Объявляет результаты работы, анализируя Лист учета.
  2. Благодарит за работу.

Воспринимают информацию, получают удовлетворение полученными результатами.

Удовлетворение от проделанной работы и полученных результатов.


Тема 4

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

Урок 8.        Тематический контроль №5 по теме «Щелочные и щелочноземельные металлы».

Этапы  урока

Задачи  этапа 

Методы, средства

формы

Деятельность учителя 

Деятельность ученика 

Результат взаимодействия 

1. Организационный 

Подготовить учащихся к работе на уроке 

Педагогический такт 

Приветствие учащихся, определение отсутствующих, организация внимания учащихся 

Приветствие учителя Внутренняя организация каждого учащегося 

Кратковременность орг. момента, полная готовность класса к работе, включение учащихся в деловой ритм 

2. Постановка цели 

Организовать познавательную деятельность учащихся 

Убеждение Аргументированность Доказательность 

Сообщение темы урока, цели и задач изучения новой темы, форм работы 

Учащиеся должны точно представлять результат своей деятельности и форму отчета о своей работе 

Понимание

Цели  активная деятельность  результат 

3. Проверка знаний (выполнение контрольной работы) 

Глубоко и всесторонне проверить знания обучающихся, выявить причины появления пробелов в знаниях и умениях. 

М. Словесно-наглядно-практический

С.предметные: тексты контрольных работ ;

практические: выполнение письменных упражнений;

интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение;

эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Ф.индивидуальная.              

Создать атмосферу значимости и необходимости данного вида работы, дает разъяснения при возникновении трудности у учащихся. 

Выполняют задания контрольной работы. 

Выполнение максимального количества заданий контрольной работы. 

4Домашнее задание 

Сообщить учащимся о домашнем задании, провести инструктаж по его выполнению. 

М. словесный;

С. Интеллектуальные;

Ф: фронтальная. 

Кратко дает указания о том, как должно выполняться домашнее задание. 

Записывают задание в дневник, задают вопросы, возникающие в ходе объяснения учителем задания.

Правильное выполнение домашнего задания (проверяется на следующем уроке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс

Класс6Тип урокаУрок открытия нового знанияТехнология построения урокаУрок-исследованиеТемаСемейство Пасленовые....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Класс: 7 Тема: «Was nennen wir unsere Heimat?» / «Что мы называем Родиной?»

формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе изученных лексических единиц, речевых и грамматических структур по теме «Что мы называем своей Родиной» («Was nennen wir u...

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс)

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс).УМК :Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразова...