Арены. Ароматические углеводороды. Бензол.
учебно-методический материал по химии (10 класс) по теме

 

Разработка урока для учащихся 10 класса по учебнику О.С. Габриеляна базовый уровень. Цель урока: знакомство учащихся с историей открытия, особенностями строения, гомологическим рядом, физическими и химическими свойствами бензола. Урок сопровождается презентацией. Тип урока: изучение нового материала. Урок содержит элементы контроля знаний по домашнему материалу и контроль усвоенных на уроке знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл areny.docx26.74 КБ
Файл areny_1.pptx403 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  
«Средняя общеобразовательная школа №14»
г. Ейска Краснодарского края

   Учитель химии: Захаренко Галина Викторовна

             

                Арены. Ароматические углеводороды. Бензол.

Тип урока:  Урок изучения нового материала.

Цели урока:

Сформировать представление учащихся о строении молекулы бензола и его гомологов.

Познакомить с гомологическим рядом аренов и  номенклатурой. Продолжить формирование  представлений учащихся об изомерии органических соединений.

Изучить химические свойства бензола и способы его получения.

Рассмотреть области применения бензола.

Основные понятия: арены, фенил, формула Кекуле,  ароматичность, реакция алкилирования.
Оборудование:

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Урок мы начнем с письменной проверки усвоения домашнего материала.

  1. Проверка домашнего задания по вариантам.  (10 мин.) Для проверки используем:

Слайд №1.  Данный вид заданий поможет показать знание химических свойств и получение  не только алкинов, но и ранее изученных классов соединений.

  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию материала.

Фронтальная беседа. (3 мин)

1. Какие классы непредельных углеводородов мы уже изучили?

2. Почему данные классы относят к непредельным  углеводородам?

3. Какая валентность углерода в органических соединениях?

4. Основной тип химических реакций характерных для предельных и непредельных углеводородов?

5. Качественные реакции на непредельные углеводороды?

Итак, мы начинаем изучать новый класс углеводородов – АРЕНЫ.  Слайд№2

  1. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. ( 20 мин)  Используем: Слайд №3

Комментарии к слайду:

  1. Немного истории:

  Впервые бензолсодержащие смеси, образующиеся в результате  перегонки каменноугольной смолы, описал немецкий химик Иоганн Глаубер в книге Furni novi philosophici, опубликованной

 1651 году. Бензол как индивидуальное вещество был описан Майклом Фарадеем, выделившим это вещество в 1825 году из конденсата светильного газа, получаемого коксованием угля. Фарадею было поручено изучить причину тусклого освещения газовыми фонарями  в холодное время года лондонских улиц.  Вскоре, в 1833 году, получил бензол, при сухой перегонке кальциевой соли бензойной кислоты, и немецкий физик-химик Эйльгард Мичерлих. Именно после этого получения вещество стали называть бензолом.К шестидесятым годам XIX-го века было известно, что соотношение количества атомов углерода и атомов водорода в молекуле бензола аналогично таковому у ацетилена, и эмпирическая формула их — CnHn. Изучением бензола серьёзно занялся немецкий химик Фридрих Август Кекуле, которому в 1865 году и удалось предложить правильную — циклическую формулу этого соединения. Известна история о том, что Ф. Кекуле представлял в своём воображении бензол в виде змеи из шести атомов углерода. Идея же о цикличности соединения пришла ему во сне, когда воображаемая змея укусила себя за хвост. Фридриху Кекуле удалось на тот момент наиболее полно описать свойства бензола. В его честь по настоящее время формула молекулы бензола называется формулой Кекуле.

Запишите в тетрадь молекулярную  формулу бензола  и структурную.

  1. Бензол родоначальник гомологического ряда аренов. Запишите первых представителей. Слайд №4.

Акцентировать внимание учащихся на радикале «фенил», записать в тетрадь радикал  С6Н5 – и формулу фенилхлорида С6Н5-СL. В сильном классе можно сделать акцент на понятии «ароматичность».

  1. Для гомологов бензола характерна изомерия положения структурных радикалов и по углеродному скелету (по внутреннему строению радикалов). Слайд №5.

Запишите в тетрадь пример. Возможна и межклассовая изомерия, попробуйте написать формулу и дать название межклассовому изомеру. (  например: гексадиин-1,5 )

  1. Физические свойства бензола. Переходим к слайду № 6.

 Токсичен. Легче воды. Не растворим в воде.  

  1. Химические свойства.  Переходим к слайду № 7.

Химически пассивен.  Занимает как бы промежуточное положение между предельными и непредельными углеводородами, тат как может вступать в реакции замещения и присоединения. Однако , в отличие от алканов, реакции замещения протекают легче, а реакции присоединения, труднее, чем у алкенов.  

     

Запишите реакции в тетрадь.

Бензол вступает в следующие реакции. Слайд № 8.

Бензол не реагирует с бромной водой и раствором перманганата калия.

Запишите реакции взаимодействия с галогенпроизводными и азотной кислотой  в тетрадь.

 Посмотрите в учебнике на стр. 53 и стр. 54  как можно записать  эти реакции,  используя структурную формулу. Одну реакцию запишите для примера.

Переходим к слайду  № 9. Получение бензола. Комментарии к слайду:  Бензол можно получить  несколькими способами. Запишите первую реакцию в тетрадь.

Переходим к слайду  № 10. Комментарии к слайду:

Бензол, производные бензола,  широко применяются.

Бензол повышает качество бензина, однако из-за токсичности количество строго регламентировано.  В каких еще областях используют бензол?

V Этап.  Этап закрепления изученного.  ( 10 мин) Слайд № 11.

Ответы :

1. СnH2n-6 2. Реакции замещения и присоединения. 3. Раствором бромной воды и перманганата калия. 4. Из-за высокого содержания углерода.

VI Этап. Информация о домашнем задании. Слайд № 12.

VII Этап.  Подведение итогов занятия.

Использованная литература и интернет источники:

  1. Учебник Химия-10 класс  базовый уровень. О.С. Габриелян, «Дрофа»,  М. 2008 г
  2. «Мир химии» М. Колтун «Детская литература» М. 1988г
  3. http://helpschool.info/publ/252-1-0-7990 
  4. http://www.topreg.ru/slovar/benzol 
  5. Картинки: http://alarida.com/dekorativno-otdelochnie-materiali.htm 
  6. http://palettelife.ru/khoroshij-rastvoritjel-zalog-kachjestvjennoj-pokraski/ 
  7. http://nauka21vek.ru/archives/30304 
  8. http://go.mail.ru/search_images?rch=l&type=all&is=0&q=пестициды+картинки&us=9&usln=2#w=640&h=422&s=81407&pic=http%3A%2F%2F24medok.ru%2Fwp-conten 
  9. Портреты:http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Glauber.html 
  10. http://archives.maillist.ru/73780/1290320.html 
  11. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E5%EA%F3%EB%E5,_%D4%F0%E8%E4%F0%E8%F5_%C0%E2%E3%F3%F1%F2 
  12. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%BE%D0%BB 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Захаренко Г .В . учитель химии МОУ СОШ № 14 Арены. Ароматические углеводороды. Бензол.

Слайд 2

Запишите уравнения реакций: 1 вариант бутан  бутен  бутадиен 1,3  1,4-дибромбутен-2. Получение этина . 2 вариант 1.Пропен  пропин  хлор-пропен  дихлорпропан . 2. Горение ацетилена. Почему ацетилен горит сильно коптящим пламенем?

Слайд 3

История Иоганн Глаубер 1651 г Майкл Фарадей 1825 г Фридрих Кекуле 1865 г Молекулярная формула С 6 Н 6

Слайд 4

Гомологи С nH 2 n- 6

Слайд 5

Изомерия гомологов бензола

Слайд 6

Физические свойства Бесцветная жидкость со своеобразным резким запахом. Температура плавления 5,5 °C, температура кипения 80,1 °C, плотность 0,879 г/см³, молярная масса 78,11 г/моль. С воздухом образует взрывоопасные смеси, хорошо смешивается с эфирами , бензином и другими органическими растворителями. Растворимость в воде 1,79 г/л (при 25 °C).

Слайд 7

Химические свойства 1. Подобно ненасыщенным углеводородам бензол горит сильно коптящим пламенем. 2С 6 Н 6 + 15О 2  12 СО 2 + 6 Н 2 О 2. Реакции замещения (хлорирование) в присутствии катализатора (FeCl 3 ) С 6 H 6 + Cl 2 → С 6 H 5 Cl + HCl образуется хлорбензол ( фенилхлорид ). 3. В отсутствие катализатора при нагревании или освещении идёт радикальная реакция присоединения. С 6 H 6 + 3Cl 2 (освещение)→ C 6 H 6 Cl 6 образуется гексахлорциклогексан .

Слайд 8

4. Взаимодействие с галогенопроизводными алканов ( алкилирование бензола, реакция Фриделя-Крафтса ) в присутствии AlCl 3 : С 6 H 6 + С 2 H 5 Cl → С 6 H 5 С 2 H 5 + HCl образуется этилбензол 5. Реакция нитрования в присутствии конц серной кислоты С 6 H 6 + HNO 3 → С 6 H 5 NO 2 + H 2 O образуется нитробенол .

Слайд 9

Получение бензола. 1. Тримеризация ацетилена. При пропускании ацетилена при 400°C над активированным углем с хорошим выходом образуется бензол и другие ароматические углеводороды 3С 2 Н 2 → С 6 H 6 2. Пиролиз тяжелых нефтяных фракций. 3. Из циклоалканов (с числом С > . 6, t,k )

Слайд 10

Применение С 6 Н 6 Добавки к бензину Производство растворителей Производство органических соединений: ацетона анилина пестицидов лекарств Фенолформальдегид - ных пластмасс

Слайд 11

Закрепляем…. 1. Какая общая формула соответствует гомологическому ряду аренов ? 2. Какие типы реакций характерны для бензола? 3. Какими растворами можно распознать гексен , бензол? 4. Какие из веществ способны присоединять (при соответствующих условиях) водород: гексен , бензол, ацетилен, метан? Запишите уравнения реакций. Назовите соединения. 5. Почему пламя бензола сильно коптящее?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Ароматические углеводороды. Бензол"

Вводный урок в 10 классе в разделе "Углеводороды"  на тему: "Ароматические углеводороды". Предлагаю презентацию по данной теме, аннотацию к слайдам, самостоятельную работу....

Ароматические углеводороды. Бензол как представитель ароматических углеводородов.

ФОРМА УРОКА: презентация с музыкальным сопровождением.ТИП УРОКА:  изучение нового материала.ТЕМА УРОКА  «Ароматические углеводороды – арены. Бензол как представитель ароматических углеводоро...

конспект урока для 10 класса по теме"Ароматические углеводороды. Бензол."

Конспект урока  для 10 класса . Базовый уровень....

Урок по теме по теме "Ароматические углеводороды. Бензол".

При проведении урока использовались элементы технологии развития критического мышления....

Ароматические углеводороды Бензол

Ароматические углеводороды. Бензол...

Конспект урока «Ароматические углеводороды. Бензол»

Конспект урока по теме: ароматические углеводороды. Бензол. Материал предназначен для 10-го класса базовый уровень....

Урок химии по теме: «Ароматические углеводороды. Бензол.»

Цели и задачи урока:-дать понятие об аренах, как об одном из гомологических рядов углеводородов; изучить: способы получения бензола, химические свойства, применение бензола на основе свойств.-выявить ...