Презентация к уроку химии 8 класс на тему Соли
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме

Набиуллина Татьяна Федоровна

Конспект урока Соли 8 класс и презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 8_klass_soli_1_urok.ppt1.97 МБ
Файл konspekt_uroka_soli_8_klass.docx302.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вещества Простые Сложные Металлы Неметаллы Оксиды Основание ? кислоты

Слайд 2

2 3 К какому классу соединений относятся вещества, дать им названия

Слайд 3

Задание1 На какие группы и по каким признакам можно разделить вещества , формулы которых приведены ниже ? Na 2 O ; H 2 CO 3 ; ; H 2 SiO 3 Ca (NO 3 ) 2 Ca CO 3 Na Cl Cr 2 S 3 Na OH ; О 2 ; Al 2 O 3 ; Ca (OH) 2 ; С Са O ; А l; N 2 ; Al (OH) 3 ; S ; С О 2 ; H 2 SO 3 ; SO 2 ; Ca; Na формулы запишите в схему:

Слайд 4

Вещества Простые Сложные Металлы А l , Ca , Na Неметаллы S , С , N 2 , , О 2 Оксиды Na 2 O , Al 2 O 3 , Са O , СО 2 , SO 2 Основание Ca (OH) 2 , NaOH , Al(OH) 3 Ca ( NO 3 ) 2 Ca CO 3 Na Cl Cr 2 S 3 ? кислоты H 2 CO 3 ; , H 2 SiO 3 , H 2 SO 3

Слайд 5

Задание 2 Вставьте пропущенный фрагмент. S ------ S О 2 ----- H 2 SO 3 Na ----Х----- Na ОН С ------- Х ---- H 2 CO 3 Ca ----- Ca O ----- Ca (OH) 2 Х ХХ Ca CO 3

Слайд 6

проверка S ------ S О 2 ----- H 2 SO 3 Na ---- Na 2 O ----- Na ОН ? ? ? С ------- С О 2 ---- H 2 CO 3 Ca ----- Ca O ----- Ca (OH) 2 Na 2 SO 3 Ca CO 3

Слайд 9

Цель урока: Изучить состав, названия солей, классификацию, свойства и применение. План 1.Соли. Их состав и номенклатура ( название). 2. Составление формул солей по их названиям. 3. Классификация. 4. Представители данного класса. 5. Проверка знаний. 6. Подведение итогов урока. 7. Домашнее задание.

Слайд 10

1. Соли. Их состав и номенклатура (название).

Слайд 11

СОЛИ Na OH H Cl + - + _

Слайд 12

Соли - это сложные вещества, которые состоят из ионов металла и кислотного остатка

Слайд 13

3 задание. Определить : почему у солей разное количество кислотных остатков Дайте обоснованный ответ. NaNO 3 Ca (NO 3 ) 2 Al (NO 3 ) 3

Слайд 14

3 задание. Na +1 Ca +2 Al +3 Имеют разную степень окисления. (см. таблицу растворимости)

Слайд 15

задание 4 . Определить : почему у солей разное количество ионов металла? Дайте обоснованный ответ. Na NO 3 Na 2 С O 3 Na 3 Р - O 4

Слайд 16

Так как кислотные остатки имеют свою степень окисления: (см. таблицу растворимости) NO 2 -1 - нитрит NO 3 -1 - нитрат SO 3 -2 - сульфит SO 4 -2 - сульфат С O 3 -2 - карбонат Р - O 4 -3 - фосфат Cl -1 - хлорид SiO 3 -2 -силикат

Слайд 17

Выведем общую формулу солей ? Ме + n (К. О. - m ) n

Слайд 18

Алгоритм названия солей Название Соли Название кислотного остатка Название металла в родительном падеже Кислотные остатки NO 2 -1 - нитрит NO 3 -1 - нитрат SO 3 -2 - сульфит SO 4 -2 - сульфат С O 3 -2 - карбонат Р - O 4 -3 - фосфат Cl -1 - жлорид SiO 3 -2 -силикат Стр. 76 таблица С.О. римскими цифрами + + = 8

Слайд 19

Алгоритм названия солей Fe +2 ( NO 3 -1 ) 2 – нитрат железа ( II ) Fe +3 ( NO 3 -1 ) 3 – нитрат железа ( III ) Название металла в родительном падеже С.О. римскими цифрами Название Соли Название кислотного остатка = + + Назовите соль: Zn SO 4 -2 Al Cl 3 Cu ( NO 3 -1 ) 2

Слайд 20

задание 5 . НАЗОВИТЕ СОЛИ Na Cl Fe +2 SO 4 Al 3 ( PO 4 ) 3 Ca (NO 3 ) 2 Cu +2 CO 3 Cr 2 +3 S 3 Na 2 SO 4 Ba (NO 3 ) 2

Слайд 21

задание 5 . НАЗОВИТЕ СОЛИ Na Cl - хлорид натрия Fe +2 SO 4 - сульфат железа ( II ) Al 3 ( PO 4 ) 3 – фосфат алюминия Ca (NO 3 ) 2 - нитрат кальция Cu +2 CO 3 – карбонат меди ( II ) Cr 2 +3 S 3 – сульфид хрома ( III ) Na 2 SO 4 – сульфат натрия Ba (NO 3 ) 2 - нитрат бария

Слайд 22

Контрольное задание1 Установите соответствие между формулой вещества и его названием ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА 1 Na 2 SO 4 А Сульфид меди ( I) 2 Cu 2 S Б Сульфид меди ( II ) 3 Cu S В Сульфат натрия 1 2 3 В А Б

Слайд 23

2. Составление формул солей по их названиям.

Слайд 24

1. Запиши рядом знаки химических элементов, которые входят в состав вещества. Алгоритм составления формул солей : Составить химическую формулу сульфата железа ( III ) (первый способ) Fe SO 4 Соли - это сложные вещества, которые состоят из ионов металла и кислотного остатка Первый пункт выполнили переходим ко второму

Слайд 25

2 . Над знаками химических элементов поставь их степень окисления. Пример: Fe SO 4 +3 -2 Второй пункт выполнили переходим к третьему

Слайд 26

7 42 35 28 21 14 7 7 42 6 30 12 6 6 6 6 35 30 5 20 15 10 5 5 28 24 20 4 12 4 4 4 21 6 15 12 3 6 3 3 14 6 10 4 6 2 2 2 7 6 5 4 3 2 1 1 7 6 5 4 3 2 1 Таблица для определения Н.О.К. 3 . Определи Н.О.К. чисел выражающих степень окисления этих элементов. Запиши Н.О.К. в квадратике над формулой. Пример: Составить химическую формулу сульфата железа ( III ). Fe SO 4 +3 -2 6 Третий пункт выполнили переходим ко четвертому Н.О.К. (наименьшее общее кратное) – это число, которое делится на исходные числа без остатка.

Слайд 27

4. Раздели Н.О.К. на степень окисления каждого элемента. Запиши полученный индекс. Пример: Составить химическую формулу сульфата железа ( III ).. Fe ( SO 4 ) +3 -2 2 3 6 2 3 Формула составлена 6 6 3 2 : : = =

Слайд 28

Составить формулу сульфата алюминия: (второй способ) Составьте формулы: Упр. 3 стр. 78 Al 2 + SO 4 3 9 3 2

Слайд 29

Составьте формулу хлорида кальция Са Cl 2 Составьте формулу нитрата натрия Na NO 3 Zn( SO 4 ) 2 Cu NO 3 Составьте формулу сульфата цинка Составьте формулу хлорида свинца ( II ) Составьте формулу нитрата меди ( I ) Pb Cl 2 Контрольное задание 2

Слайд 30

3. Отдельные Представители стр.77 в таблицу 2 хлорид натрия название формула Нахождение в природе Значение и применение хлорид натрия

Слайд 31

NaCl

Слайд 32

"Среди всех природных минеральных солей, самая главная та, которую мы называем просто “соль” А.Е.Ферсман

Слайд 33

За 4 года человек съедает пуд соли (в год человек с пищей потребляет 3-5,5 кг соли)

Слайд 34

Соль в геральдике российских городов Герб Бахмута Герб Солигалича Герб Сольвычегодска Герб Энгельса Герб Усолья-Сибирского Герб Дрогобыча

Слайд 35

Добыча соли из соляных шахт из соленых озер

Слайд 36

На озере Баскунчак ежегодно добывается около 5 млн. тонн соли

Слайд 37

Применение NaCl

Слайд 38

Д/З: CaCO 3

Слайд 39

Моллюски, раки, радиолярии, кораллы – все имеют известковый скелет

Слайд 40

Большой Барьерный риф в Австралии

Слайд 41

Меловые горы

Слайд 42

Минералы карбоната кальция находятся в горных породах: Известняк Мел Мрамор Мрамор Мрамор Мрамор Травертин

Слайд 43

Мрамор – строительный материал Единственное в России здание, полностью построенное из нешлифованного мрамора — железнодорожный вокзал в городе Слюдянка Иркутской области

Слайд 44

Д/З: Фосфат кальция - основа минералов фосфоритов и апатитов

Слайд 45

3.КЛАССИФИКАЦИЯ: а)по растворимости СОЛИ

Слайд 46

Лабораторный опыт. №1 Определите растворимость солей Для этого: -прибавьте в первую пробирку к хлориду натрия 5-10 мл воды ; прибавьте во вторую пробирку к карбонату кальция 5-10 мл воды Что произошло? Вывод:

Слайд 47

3.КЛАССИФИКАЦИЯ: а)по растворимости NaCl CaCO 3 таблица растворимости СОЛИ Растворимые Нерастворимые

Слайд 48

а)по составу СОЛИ ? ? ?

Слайд 49

Лабораторный опыт. №2 Определите в какой из трех пробирок находятся кислота, в какой щелочь, в какой соль, хлорид натрия. прибавьте в пробирку №1 универсальный лакмус прибавьте в пробирку №2 универсальный лакмус прибавьте в пробирку №3 универсальный лакмус Что произошло? Результаты опыта оформите в таблицу:

Слайд 50

Изменение окраски индикатора Для кислот, также как и для щелочей, существуют качественные реакции с помощью которых растворы кислот можно распознать среди растворов других веществ. Это реакции с индикаторами. Название индикатора Окраска индикатора универсального лакмуса В кислой среде ( H +1 ) В нейтральной среде ( H +1 = О H -1 ) В щелочной среде (О H -1 )

Слайд 51

Что сделали Что наблюдали Вывод Контрольное задание3 Ответте на вопросы: 1.Какая окраска индикатора в растворе хлорида натрия. Почему? 2.Раствор хлорида натрия. является : кислым, щелочным или нейтральным? 3. Следовательно соль хлорид натрия какая?

Слайд 52

а)по составу NaCl Ba(NO 3 ) 2 СОЛИ средние Кислые ? Основные ?

Слайд 53

Подведем итоги?

Слайд 54

Контрольное задание - итоговое Часть А (задания с выбором ответа) 1. Соли – это сложные вещества: А) состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидроксид- ионов. Б) состоящие из ионов металлов и кислотных остатков; В) состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород со степенью окисления -2; Г) молекулы, которых состоят из ионов водорода и кислотных остатков. 2. Хлорид железа ( III ) имеет формулу: А) FeCl 3 ; B ) Fe 2 O 3 ; Б) FeCl 2 ; Г) FeO .

Слайд 55

Контрольное задание - итоговое Часть В Выбери лишнее вещество и объясни почему? Игра « Третий лишний» 1. Ba SO 4 ; Ca CO 3 ; NaCl . 2. NaCl, Na 2 SO 4 , NaOH 3 Al 2 (SO 4 ) 3 , H 2 SO 4 , CaSO 4 4. Cu(NO 3 ) 2 , CuO, CuCl 2 5. CaCl 2 , PbS, Ba SO 4 .

Слайд 56

Контрольное задание - итоговое Часть А Г А Часть В объясни почему? 1. NaCl . т.к… 2. NaOH т.к... 3 H 2 SO 4 , т.к… 4. CuO, т.к… 5. CaCl 2 т.к…

Слайд 57

Домашнее задание §,21 упр.3 стр. 78 Составить презентацию фосфата кальция или опорный конспект в форме таблицы

Слайд 58

Рефлексия 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. Я почувствовал, что… 8. Я приобрёл… 9. Я научился… 10. У меня получилось… 11. Я смог… 12. Попробую… 13. Меня удивило… 14.Урок мне дал для жизни… 15. Мне захотелось…



Предварительный просмотр:

Презентация к  уроку «Соли» 8 класс

    Методическая разработка урока

« Соли.  как    производные кислот и оснований

Определение, состав номенклатура и классификация»

                                  Для учащихся 8 класса

                                Учитель Набиуллина Т.Ф.

Цель: актуализировать знания учащихся о классификации простых и сложных веществ, строении атома и определения степени окисления,

 сформировать у учащихся представление о солях, как отдельном классе неорганических веществ

 умения записывать формулы солей по названиям и называть соли  по формулам,

классифицировать соли, проводить качественные реакции на них.

Задачи:

Образовательные

  1. Раскрыть взаимосвязь между строением элементов и свойствами простых и сложных веществ посредством периодической системы элементов и электронной теорией строения атома.
  2. Определять причинно- следственные связи при  сравнении свойств простых и сложных веществ.
  3. Способствовать развитию практических умений при работе с химическим оборудованием и реактивами по определению свойств солей.
  4. Определить особенности строения и свойств солей, как    производных кислот и оснований.
  5. Продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий, составления опорного конспекта и самоконтроля.

Развивающие

  1. Установить взаимосвязь между составом строением и свойствами : простого вещества, оксидами, основаниями, кислотами , солями.
  2. Включить учащихся в активный познавательный процесс, предоставляя возможность выбора действия на уроке:
  3. Активизировать деятельность  учащихся, используя  практические задания разной степени трудности, лабораторные опыты.
  4. Установить причинно- следственные связи, обобщить, анализировать полученные результаты деятельности.
  5. Развивать самостоятельность учащихся, используя проблемные ситуации.
  6. Способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке через применение медиапрезентаций.

Воспитательные

  1. Развивать умение работать в парах , считаться с мнением всей группы и отстаивать своё корректно.
  2. Показать необходимость   применять полученные знания  для безопасной работы с основаниями, кислотами в жизни,для сохранения своего здоровья.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: лабораторный.

Оборудование: штативы, пробирки.

Реактивы: гидроксид натрия, кислота, универсальный лакмус, вода, минералы и горные породы.

План урока.

I. Возбуждение у учащихся интереса к изучению солей.

1. Актуализировать знания учащихся о классификации веществ.

2 .Установление причинно-следственных связей.

II   Осмысление

      1. Постановка учебной задачи

      2. Формирование знаний о солях, как новом классе     неорганических веществ.      

     3.Составление алгоритма составления названий по формуле и составления формул солей  .

III Этап отработки умений и навыков.

      1. Формирование умений составлять формулы солей и   давать названия по формулам с учётом степеней окисления. металлов главных и побочных подгрупп.

      2. Проведение самостоятельной работы по составлению формул и названий солей и самоконтроль.

      3. Формирование умений составлять опорный конспект.

   

      4. Лабораторные опыты. Проверка солей на растворимость в воде и экспериментальное определение солей среди кислот и оснований.

IV. Подведение итога.Рефлексия.

  1. Проверка усвоения материала урока с помощью теста и  игры

« Третий лишний» и самоконтроль.

  1. Собственно рефлексия.

Организационный момент

I  Этап мотивационно- ориентировочный.

  • Актуализация знаний.

Запись на доске( проекторе):

 1задание.

2 задание.

Установление причинно- следственных связей.

Существует связь между простыми веществами и сложными?

Каких веществ мы ещё не знаем?

Определение  темы урока учащимися. 

Соли. Определение, состав, номенклатура,  представители данного класса и классификация.

II Этап уяснения знаний

3 задание .

   - Определить : почему у солей разное количество ионов металла? Дайте обоснованный ответ.

 

NaNO3         Na 2СO3          Na 3 Р-O4 

   - Определить : почему у солей разное количество кислотных остатков? Дайте обоснованный ответ.

        NaCl                    Ca Cl  2               Al Cl  3

 

-Соли - это сложные вещества, которые состоят из ионов металла и кислотного остатка

Определите степени окисления каждого элемента в формуле сульфат - иона

сульфат - ион имеет суммарный заряд:

     (S-4O3 +2) +2  или  (S-O3) +2 

 Выведем общую формулу  солей

    Ме+-n m( К. О.)n-m

     К. О   -Кислотные остатки         Стр. 76 таблица

NO2-1- нитрит                      

NO3-1 - нитрат

SO3-2- сульфит

SO4-2 - сульфат

СO3-2-карбонат

Р-O4-3 - фосфат

Cl-1     - жлорид

SiO3-2  -силикат 

III Этап отработки умений и навыков.

 4 задание

Составьте формулы солей Упр. 3 стр. 78

 

Проанализируйте составленные формулы солей : по общей формуле, по степени окисления металла.

5 задание

Дайте название солям, учитывая степень окисления металла

NaCl

Fe +2SO4   

Al3(PO4)3          

Ca(NO3)2     

Cu+2CO3 

Cr2+3S3

 Na2SO4 

Ba(NO3 )2    

6 задание 

Расскажите об отдельных представителях данного  класса, предварительно  составив опорный конспект.

название

формула

Нахождение в природе

применение

     

                            

7 задание

Определите  группы солей по различным признакам ( см. 5 задание)

   1) по растворимости

Определите растворимость солей двумя способами:

 

Как без опыта узнать растворима соль  или нет?

По таблице растворимости.

Знакомство с таблицей растворимости.  Приведите по два  примера растворимых солей и нерастворимых.

Лабораторный опыт. №2

Определите в какой  из трех пробирок находятся кислота, в какой щелочь, в какой соль, хлорид натрия.

  • прибавьте в пробирку №1 универсальный лакмус
  • прибавьте в пробирку №2 универсальный лакмус
  • прибавьте в пробирку №3
  • универсальный лакмус

Что произошло?  

Результаты опыта оформите в таблицу:

Что делали?

Что наблюдали?

Вывод

   2) по составу соли средние, кислые, основные.

IV Этап контроля знаний

Контрольное задание - итоговое

 Часть А (задания с выбором ответа)

1. Соли – это сложные вещества:

А) состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидроксид- ионов.

Б) состоящие из ионов металлов и кислотных остатков;

В) состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород со степенью окисления -2;

Г) молекулы, которых состоят из ионов водорода и кислотных остатков.

2. Хлорид железа (III) имеет формулу:

А) FeCl3;            B) Fe2O3;

Б) FeCl2;             Г) FeO.

Часть В 

Учащиеся  называют третий лишний и объясняют почему.

Игра « Третий лишний»

1. BaSO4;  CaCO3;  NaCl. 

2. NaCl, Na2SO4, NaOH                              

  3Al2(SO4)3, H2SO4, CaSO4 

4. Cu(NO3)2, CuO, CuCl2                             

5. CaCl2,   PbS,  BaSO4.

Проверка и самооценка за  итогового  контрольного задания

Рефлексия:

1. Сегодня я узнал… 

2. Было интересно… 

3. Было трудно… 

4. Я выполнял задания… 

5. Я понял, что… 

6. Теперь я могу… 

7. Я почувствовал, что… 

8. Я приобрёл…

9.   Я научился…

10. У меня получилось…

11. Я смог…

12. Попробую…

13. Меня удивило…

14.Урок мне дал для жизни…

15. Мне захотелось…

 «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле»

                                 Аристотель , древнегреческий философ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку (6 класс) по теме "Урок Мужества "Площадь Памяти"

Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на формирование у учащихся чувства патриотизма, и соответствует возрастным особенностям детей. Занятие логически делится на две части: теорети...

Презентация к уроку в7 классе по теме "Решение систем линейных уравнений"

Даётся определение системы линейных уравнений с двумя переменными и подробно рассматривается графический способ решения уравнений....

"Формирование познавательных УУД на уроках химии (на примере темы "Соли") с использованием интерактивной доски.

Технологическая карта проектирования учебной ситуации. Три слайда для интерактивной доски Smard Board по теме "Соли" в 8 классе....

урок 8 класс по теме "Соли"

– урок изучения и первичного закрепления нового материала. Задачи урока:Познавательные: способствовать формированию знаний о составе, классификации, номенклатуре и применении солей;Исследовать фи...

Презентация к уроку химии"Обобщение по теме "Водород.Вода"

Содержит материал к итоговому уроку по теме "Вода.Растворы"...

Технологическая карта урока химии "Классы неорганических соединений. Соли"

Технологическая карта урока. как современная форма планирования урочной деятельности, в условиях реализации ФГОС позволяет учителю увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный...