опыты
по химии (8 класс) по теме

Овчинникова Марина Альбертовна

Предварительный просмотр:

ОПЫТЫ

Опыт 1. Есть ли в природе чистая вода?

Помести в ячейки кюветы по 5-6 капель воды из различных природных источников и дистиллированную. Затем, поочередно опуская электроды прибора для определения электропроводности веществ, испытай содержимое каждой из ячеек на электропроводность (при этом после каждого погружения электроды следует промывать и высушивать кусочком фильтровальной бумаги). Обрати внимание на то, что только у дистиллированной воды электропроводность отсутствует.

Опыт 2. Вода из лужи

Возьми две пробирки. В одну налей воду из крана или из родника, а в другую - из застоявшейся лужи. Добавь в обе пробирки немного розового раствора перманганата калия КМп04. В водопроводной или родниковой воде он остается розовым, в воде же из лужи — обесцвечивается. Это объясняется тем, что в стоячей воде скапливаются органические вещества. Перманганат калия, взаимодействуя с ними, превращается в другие вещества, оседающие в виде хлопьев на дно пробирки.

Опыт 3. Исследование почвенного фильтрата

В пробирку с дистиллированной водой помести немного (размером с горошину) сухого грунта. Размешай содержимое и отфильтруй полученную взвесь. Делается это

следующим образом: сначала берут фильтр, дважды сгибают его пополам, затем вставляют его в фильтровальную воронку (рис. 7). Как только несколько капель фильтруемой взвеси попадут на него, он сразу же прилипнет к стенкам воронки. После этого выливают остальную часть взвеси (при этом она не должна попадать за края фильтра). Вытекающий в пробирку прозрачный раствор (фильтрат) исследуй на электропроводность. Прибор засветился. Значит, какие-то вещества из грунта растворились в воде. Это соли. Многие из них служат основой минерального питания растений.

Опыт 4. Обнаружение солей в почвенном фильтрате

Обнаружить их можно выпариванием на предметном стекле капельки почвенного фильтрата. Предметное стекло — это небольшая стеклянная пластина. Перед проведением опыта ее нужно тщательно вымыть и просушить. Затем в центр ее стеклянной палочкой или шприцем помести капельку почвенного фильтрата. Поднеси пластину к верхней части пламени спиртовки (не слишком близко, иначе стекло может треснуть) и осторожно ее нагревай, делая круговые движения вокруг пламени. Вскоре вода испарится, а на поверхности пластинки отчетливо проявится белое пятно. Это минеральные соли, находившиеся в почве.

Опыт 5. Выращивание кристаллов

Большинство веществ имеют кристаллическое строение. Если их рассматривать на изломе, то можно обнаружить частицы, имеющие определенную форму. Это кристаллы. Попробуй получить голубые кри- сталлы медного купороса. Для этого в пробирку с водой насыпай небольшими порциями медный купорос и каждый раз содержимое пробирки тщательно перемешивай стеклянной палочкой до тех пор, пока он полностью не растворится. Затем снова добавляй медный купорос и продолжай перемешивание. В результате получится насыщенный раствор медного купороса. Отфильтруй его в другую пробирку и оставь стоять несколько дней. Пробирку желательно закрыть неплотным кусочком ваты. Через несколько дней в растворе появятся красивые кристаллы в виде призм. Оставь один из них. С каждым днем он будет увеличиваться в размерах, и его можно будет рассмотреть. Так выращивают кристаллы и других веществ например, красивые прозрачные кубики поваренной соли.

Опыт 6. Экстракция хлорофилла из зеленого листа

Для опыта потребуется один зеленый листочек какого-либо растения. Измельчи его с помощью ножа на деревянной дощечке. Полученную массу помести в пробирку и залей смесью равных частей спирта и воды. Затем, закрепив пробирку вертикально в лабораторном штативе, равномерно нагревай в течение 2-3 мин с помощью спиртовки до появления зеленой окраски раствора. Произошла экстракция, т. е. извлечение зеленого пигмента хлорофилла с помощью спиртового раствора. А теперь с помощью стеклянной палочки извлеки остатки листа из пробирки и понаблюдай за полученным раствором. В отраженном свете он имеет изумрудно-зеленый цвет.

Опыт 7. Удаление чернильного пятна с ткани

Нанеси чернильное пятно на кусочек светлой ткани. Чтобы его удалить, насыпь на пятно немного порошка мела и капни 2-3 капли этилового спирта. Сними испачканный мел шпателем. Прополоскай ткань в воде. После ее высыхания убедись в том, что пятно исчезло: спирт растворил чернила, а мел поглотил раствор.


Опыт 8. Разложение малахита

Малахит — природный минерал красивого изумрудно-зеленого цвета. С химической точки зрения это сложное вещество, имеющее в своем составе такие элементы, как медь, кислород, водород и углерод. Даже при небольшом нагревании малахит разлагается на более простые соединения, которые ты попытаешься обнаружить.

Рис. 8. Разложение малахита

Насыпь в сухую пробирку немного малахита. Закрепи пробирку в штативе так, чтобы она была слегка наклонена вниз, но порошок малахита при этом не осыпался. Затем вставь в отверстие пробирки газоотводную трубку, конец которой погружен в другую пробирку с известковой водой (рис. 8). Известковая вода — это прозрачный раствор гашеной извести. При наличии углекислого газа она мутнеет. Приготовить известковую воду несложно. Для этого в стакан с водой помещают немного (пол чайной ложки) гашеной извести. Содержимое перемешивают стеклянной палочкой и дают взвеси отстояться. Прозрачную часть сливаем в отдельный флакон и используем для дальнейших опытов. Уже в начале нагревания малахита видно появление черного вещества: это оксид меди (II). Затем наблюдается появление у отверстия пробирки капелек воды. Проходящий через известковую воду газ вызывает ее помутнение. Таким образом, малахит разложился на три новых вещества: воду, углекислый газ и оксид меди (И). Полученный оксид меди(П) помести в отдельный флакон и сделай на нем соответствующую надпись. Он пригодится в дальнейшем.

Опыт 9- Прокаливание медной проволоки

Внеси в пламя горящей спиртовки медную проволоку (с помощью пинцета или пробиркодержателя). Через 1 мин вынь ее из пламени. Обрати внимание на появившийся на ней темный налет. Это уже знакомый оксид меди (И). С помощью ножа его можно соскрести с проволоки на чистый лист бумаги и рассмотреть. Оксид меди (II) — это сложное вещество. Оно получилось в результате соединения меди с кислородом воздуха.

Опыт 10. Замещение меди из раствора медного купороса железом

Прилей в пробирку немного голубого раствора медного купороса, а затем погрузи в него очищенный от ржавчины гвоздь. Вскоре на его поверхности, погруженной в раствор, появляется красноватый налет. Это медь, вытесненная железом из раствора медного купороса, в виде мельчайших кристаллов.

Опыт 11. Выращивание кристаллов меди

Медь, как и все металлы, вещество кристаллическое. Чтобы получить более крупные ее кристаллы, надо несколько видоизменить предыдущий опыт. Помести на дно химического стакана несколько кристалликов медного купороса и засыпь их слоем поваренной соли. Прикрой их кругом из фильтровальной бумаги, вырезанным по диаметру стакана. Сверху положи железную пластину или кружок из жести, тщательно зачищенной наждачной бумагой. Все это залей насыщенным раствором поваренной соли. Через несколько дней в нем обнаружишь красивые крупные красные кристаллы меди.

Опыт 12. Как обнаружить кислоты

Помести в ячейки кюветы по 5-6 капель соляной кислоты, сока лимона, уксусной кислоты, сока квашеной капусты и других кислых овощей и фруктов. Возьми лакмусовую бумагу. Нарежь ее на тонкие полоски и опусти их в исследуемые растворы. Во всех случаях наблюдается изменение фиолетовой окраски индикатора на красный. Изменять окраску в кислой среде могут и другие вещества. Многие из них встречаются в природе.

Опыт 13. Самодельные индикаторы

Летом можно собрать и засушить лепестки ирисов, анютиных глазок, тюльпанов и других цветов. Можно также воспользоваться плодами ежевики, малины, листьями крас-нокочанной капусты. Их также следует высушить и поместить в отдельные пакетики с соответствующими надписями.

Для приготовления раствора индикатора возьми не более 1 г высушенных растений, помести в пробирку с водой и нагревай на водяной бане (пробирки помещают в алюминиевую кружку с водой, которую доводят до кипения). После того как пробирки остынут, содержимое каждой из них надо фильтровать. Полученные прозрачные растворы помести в отдельные флаконы с соответствующими надписями. Индикаторы готовы. Теперь остается их исследовать. Для этого их следует приливать в пробирки с растворами кислот и отмечать изменение окраски. Так, синий раствор ириса в кислой среде становится красным, красный сок винограда — зеленым.

Опыт 14. Как обнаружить щелочь

Щелочи, как и кислоты, едкие вещества (поэтому с ними также следует обращаться осторожно). Их присутствие можно определить уже известным индикатором — лакмусом. Помести в кювету несколько капель раствора гидроксида натрия. Затем исследуй его лакмусовой бумагой. Лакмус изменяет свой фиолетовый цвет на синий. Еще нагляднее показывает наличие щелочной среды индикатор фенолфталеин. Чтобы приготовить его, необходимо взять немного порошка фенолфталеина (на кончике шпателя) и поместить его во флакон с соответствующей надписью. Затем в этот же флакон прилить этиловый спирт до полного растворения фенолфталеина. Индикатор готов. Если плот-но закрыть флакон, он сохранится на длительное время. Для обнаружения щелочной среды достаточно добавить капельницей-шприцем 1-2 капли его в исследуемый раствор. В щелочной среде фенолфталеин окрашивается в яркий малиновый цвет.

Опыт 15. Обнаружение щелочной среды

Попробуй исследовать с этой целью растворы мыла, карбоната натрия (стиральную соду), аммиака (нашатырный спирт), а также водный настой древесной золы. Помести по 5-6 капель этих растворов в ячейки кюветы и добавь в каждый из них по 1-2 капли спиртового раствора фенолфталеина. Появление малиновой окраски в каждой из ячеек свидетельствует о наличии щелочной среды.

Опыт 16. Окрашивание пламени соединениями натрия

Помести в ячейки кюветы по 5-6 капель растворов поваренной соли (хлорида натрия), гидроксида натрия, стиральной соды (карбоната натрия). Затем возьми железную проволоку, закрепи ее в пробиркодержателе и прокали в пламени спиртовки до тех пор, пока она не перестанет изменять цвет пламени. Затем окуни проволоку в одну из ячеек с раствором. Внеси увлажненный конец проволоки в пламя спиртовки. При этом пламя окрасится в ярко-желтый цвет. Так же испытай оставшиеся растворы. В каждом случае получится тот же результат. Затем вновь прокали проволоку в пламени спиртовки. Когда она остынет, протри ее пальцами и внеси в пламя. Пламя снова окрасится в желтый цвет. Все объясняется тем, что пот содержит растворенную поваренную соль. Даже незначительное ее присутствие после касания пальцами проволоки ведет к изменению окраски пламени.

Опыт 17. Обнаружение карбонатов

Карбонаты — соли угольной кислоты. Будучи очень слабой кислотой, она легко вытесняется более сильными кислотами. Помести в ячейку кюветы немного (на кончике шпателя) карбоната натрия (стираль- ной соды) или гидрокарбоната натрия (питьевой соды) и капни на этот порошок соляной кислотой. При этом наблюдается характерная реакция «вскипания», сопровождающаяся выделением углекислого газа, который образуется вследствие разложения угольной кислоты.

Опыт 18. Обнаружение карбонатов в природе

Их можно обнаружить с помощью описанной в предыдущем опыте реакции «вскипания». Нанеси на исследуемый образец 2-3 капли 10%-ного раствора соляной или серной кислоты и наблюдай за тем, что произойдет. Появление «вскипания» указывает на наличие карбоната. Исследуй таким же образом панцири морских и речных моллюсков, мел, известняк, накипь, образовавшуюся в чайнике, кусочек мрамора. При действии на них соляной или серной кислотой наблюдается характерное «вскипание».

Опыт 19. «Вскипание» смеси соды и лимонной кислоты

В одну из ячеек кюветы помести немного сухого порошка питьевой соды. Прибавь столько же порошка лимонной кислоты. «Вскипание» произойдет только после добавления к смеси 1-2 капель воды.

Опыт 20. Получение кислорода

Воздух — смесь газов, один из которых — кислород. Чтобы его получить, необходимо воспользоваться перманганатом калия. Для этого собери установку (рис. 9). Насыпь в пробирку немного (пол чайной ложки) перманганата калия. У ее отверстия помести неплотный комочек ваты, служащей фильтром, задерживающим частички перманганата калия. Закрепи пробирку в штативе горизонтально. Вставь газоотводную трубку, которую опусти в одну из пробирок. Таких пробирок следует приготовить несколько штук. Затем нагрей содержимое пробирки с помощью спиртовки. Заполнение пробирки кислородом можно будет обнаружить тлеющей деревянной лучинкой. Если поднесенная к отверстию пробирки

Рис. 9. Получение кислорода

лучинка вспыхивает, значит, в результате реакции выделился кислород и пробирка наполнена им. Далее газоотводную трубку можно погрузить в следующую пробирку, пока не прекратится выделение кислорода. Заполненные кислородом пробирки сохрани. Они понадобятся для последующих опытов.

Опыт 21. Получение кислорода разложением пероксида водорода

Этот способ проще и не требует нагревания, однако кислород выделяется менее активно, поэтому потребуется больше времени, чтобы собрать его. В пробирку, закрепленную в штативе в вертикальном положении, помести одну таблетку пергидроля (препарат содержит пероксид водорода). Затем прилей 10 мл светло-розового раствора перманганата натрия. С поверхности таблетки начнут подниматься пузырьки газа. Это кислород. Затем, как и в предыдущем опыте, заполняй кислородом пробирку до тех пор, пока поднесенная к ее отверстию тлеющая лучинка не вспыхнет. Закрой пробирку. Собранный кислород сохрани для последующих опытов.

Опыт 22. Горение древесного угля в кислороде

Для опыта потребуется древесный уголек размером чуть больше горошины. Закрепи его на железной проволоке, разогрей в пламени спиртовки до начала каления и внеси в пробирку с кислородом. При этом уголек ярко вспыхивает и сгорает. Если после его сгорания в пробирку прилить немного известко- ивой воды и слегка встряхнуть, перемешивая содержимое, то можно наблюдать помутнение известковой воды: при сгорании уголька образовался углекислый газ.

Опыт 23. Обнаружение азотных удобрений

Большинство азотных удобрений (аммиачная селитра, калиевая селитра) при нагревании разлагаются с выделением кислорода. По этому признаку их можно отличить от других удобрений. Возьми древесный уголек, закрепи его на конце железной проволоки и внеси в пламя спиртовки. Как только уголек раскалится, положи его на металлическое основание лабораторного штатива. При помощи шпателя слегка посыпь его одним из указанных азотных удобрений. При этом наблюдаются характерные вспышки на раскаленном угле.

Опыт 24. Удаление с ткани пятен от ягод

Пятна от ягод и соков на светлых тканях можно обесцвечивать раствором пергидроля. В пробирке в небольшом объеме воды раствори полтаблетки пергидроля. Затем с помощью шприца нанеси 2-3 капли этого раствора на загрязненный участок ткани. Промой его водой и убедись в том, что пятно исчезло. Пергидроль окисляет красители, при этом они обесцвечиваются.

Опыт 25. Как очистить гвоздь от ржавчины

Прилей в пробирку немного (на 1/5) соляной кислоты и опусти в нее ржавый гвоздь. Через 1-2 мин та часть гвоздя, которая была погружена в кислоту, очистится от ржавчины, а раствор в пробирке приобретет бурую окраску.

Опыт 26. Получение медного купороса из оксида меди(П)

Помести в пробирку порошок оксида ме-ди(И), полученный после разложения малахита. Прилей к нему (1/5 объема пробирки) раствор серной кислоты. С помощью пробирко-держателя слегка подогрей содержимое. Через 1-2 мин появляется ярко-голубое окрашивание. Это раствор медного купороса.

Опыт 27. Превращения медного купороса

Прилей в пробирку с полученным раствором медного купороса немного раствора гидроксида натрия. Образуется осадок в виде хлопьев — гидроксид меди(П). Прибавь в пробирку немного нашатырного спирта. Осадок исчезает. Образуется ярко-синий раствор комплексного соединения — аммиаката меди(И).

Опыт 28. Электролиз в капле раствора медного купороса

Электролиз — это процесс разложения веществ под действием электрического тока. С помощью электрического тока можно извлечь медь из медного купороса. Для этого надо временно превратить прибор для изучения электропроводности веществ в электролизер. С помощью липкой ленты прикрепи к его электродам небольшие графитовые стержни от простых карандашей. В одну из ячеек кюветы помести 5-6 капель медного купороса. Через некоторое время на одном
из графитовых стержней обнаружишь выделенную медь.
        


59



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Карта инновационного опыта учителей Школы передового педагогического опыта МБОУ СОШ №1 п. Степное Советского района Саратовской области

Карта инновационного (передового) педагогического опыта учителей участников группы Школа передового педагогического опыта по итогам работы в 2011-2012 учебном году....

Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников. Оснащение ребёнка жизненным опытом.  

Выступление на методическом объединении по теме:«Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников.  Оснащение ребёнка жизненным опытом»...

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...