Урок по химии для 9-го класса по теме "Сера и ее свойства"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Данная разработка урока будет интересна учителям химии. На уроке предствавлены различные формы работы (фронтальная, групповая, сомостоятельная), химический эксперимент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_sera_9_khimiya.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ № 211
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА
«Сера и ее свойства»
ФИО (полностью) | Дудник Светлана Евгеньевна | |
Должность | Учитель химии, биологии | |
Предмет | химия | |
Класс | 9 | |
Тема и номер урока в теме | Подгруппа кислорода и её типичные представители | |
Базовый учебник | Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. – 3е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010 г. |
7. Цель урока: изучить строение, физические и химические свойства серы.
- Задачи:
обучающие:
- актуализировать и обобщить знания учащихся о сере в свете трех форм существования этого химического элемента: в форме атомов и простых веществ, также рассмотреть ее аллотропные модификации;
- изучить физические свойства и химические в свете окислительно-восстановительных реакций.
развивающие:
- развить навыки составления уравнений химических реакций;
- логическое мышление и память учащихся;
- совершенствовать умения доказывать, сравнивать.
воспитательные:
- установление межпредметных связей;
- повышение интереса к предмету;
- воспитание внимательности, аккуратности при написании уравнений реакций;
- способствовать воспитанию экологической культуры учащихся, стремлению соблюдать технику безопасности.
- Тип урока: урок – изучение нового материала
- Формы работы учащихся: фронтальный опрос, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: ТСО, презентация по теме "Сера и ее свойства", видеофрагменты из фильма «Сера», видео-опыты, 2 опорных конспекта: «Общие представления о сере и ее соединениях», «Свойства серы», химические стаканчики на 100 мл с водой, порошок серы, лопатка.
На доске: опорные слова: «аллотропия», «флотация», «демеркуризация».
Реактивы: S, H2O.
- Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Организационная часть | Вступительное слово учителя | Запись темы урока, знакомство с целью и задачами. | 2 |
1.1. | Проверка домашнего задания | Фронтальный опрос | Ответы на вопросы | 4 |
2 | Основная часть | Объяснение нового материала. | Дают краткую характеристику химическому элементу – сера, по плану (слайд 3). | 4 |
2.1. | Проблемный вопрос: «Может ли атом серы проявлять другие степени окисления?» | Отвечают на вопрос | 3 | |
2.2. | Сера в природе | Выступление докладчика №1 (слайды 5-9) | 3 | |
2.3. | Строение и свойства аллотропных модификаций серы. | Выступление докладчика № 2 (слайды 10- 13) Два человека строят шаростержневую модель молекулы серы. | 3 | |
2.4. | Предлагает самостоятельно физические свойства ромбической серы. | Работа в группах: рассматривают образцы серы, проверяют на растворимость в воде. Свои выводы заносят в тетрадь по плану. | 6 | |
2.5. | Рассказ о химических свойствах серы | Запись нового материала в тетрадь | 10 | |
3 | Закрепление изученного материала | Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения | Самостоятельная работа: выполняют цепочку химических превращений | 5 |
4 | Подведение итога урока. | Выставление отметок и их комментирование | Ответы на вопросы: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Чем он вам запомнился? | 2 |
4.1. | Домашнее задание. | 1. Раскройте биологическую роль серы в организме. 2. Перечислите основные источники оксида серы (IV) как загрязнителя атмосферы и способы его улавливания. | 2 |
Приложение к плану-конспекту обобщающего урока
«Сера и ее свойства»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса (карта, картина и др.) | Тип, вид ресурса (цифровой, информационный и пр.) | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
Приложение №1 плану-конспекту урока
Тема урока: «Сера и ее свойства» (9 класс)
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня на уроке мы обобщим знания о строении сере и узнаем много нового о ее свойствах, применении и местонахождении.
II. Проверка изученного материала (экспресс-опрос)
- Назовите основные физические и химические свойства кислорода.
/Газ, БЦ, БВ, БЗ, ? = 1,43 г/л; tпл=-218,7°; tкип=-183°/.
- Какие аллотропные модификации кислорода вам известны? /Кислород - О2 и озон - О3/.
- Какова роль озонового слоя для жизни на Земле? /Защита от космического ультрафиолетового излучения/.
- Как получают кислород в лаборатории?
III. Объяснение нового материала.
Сегодня мы с вами познакомимся с неметаллом «Сера», мы узнаем физические свойства серы, получение серы, нахождение в природе. Работаем по плану (слайд 2)
Сера – химический элемент.
Мы вместе попробуем дать краткую характеристику химическому элементу – сера, по плану (слайд 3).
- Каков химический знак?
- В какой группе периодической системы находится?
- В каком периоде находится?
- Какой атомный номер?
- Какая относительная атомная масса?
- Сколько электронов в атоме? Как располагаются электроны на АО?
- Какая электронная формула серы?
- Какие низшая (в соединениях с водородом и металлами) и высшая (в соединении с кислородом) валентности серы?
Проблемный вопрос: «Может ли атом серы проявлять другие степени окисления?»
Для ответа на этот вопрос распределим электроны по уровням, подуровням, по орбиталям.
Вывод: Сера может быть и окислителем и восстановителем со степенями окисления: –2, 0, +2, +4, +6 (слайд 4).
(Ответы этих вопросов записываются у доски и в тетрадях).
А где встречается сера в природе?
А на этот вопрос ответят нам ребята, которые подготовили дополнительную информацию.
Выступление 1 (слайды 5-9)
Мы знаем, что свойства веществ зависят от их строения. Каково же строение и свойство аллотропных модификаций серы?
Выступление 2 (слайды 10- 13)
Учитель: Предлагаю самим исследовать строение и физические свойства ромбической серы. Рассмотрим образцы серы, проверим на растворимость в воде. А два человека построят шаростержневую модель молекулы серы. У вас на столах в пузырьках даны образцы серы и все необходимое для анализа. На доске написан план, по которому учащиеся должны исследовать серу.
Учащиеся: свои выводы заносят в тетрадь после исследования серы по плану.
План:
- Цвет.
- Агрегатное состояние.
- Отношение к воде.
Учащийся: с места описывает физические свойства серы. Сера – это светло-желтое кристаллическое вещество, не растворяется в воде, не смачивается водой, мелкие кусочки серы плавают на поверхности.
Учитель: Одно из особенных физических свойств серы - флотация, способность мелкого порошка серы всплывать, тогда, как ее крупные кристаллы тонут в воде. Дело в том, что сера не смачивается водой, и ее частички держатся на поверхности воды за счет прилипших к ним мелких пузырьков воздуха. Это свойство используют при отделении самородной серы от примесей. Руду размалывают, заливают водой, а снизу продувают воздухом, сера всплывает, а примеси остаются на дне.
Т.к. мы с вами видели, что кристаллическая сера легко плавится, то ее кристаллическая решетка должна быть какой?
Ученик: молекулярной.
Учитель: верно. Кристаллическая решетка ромбической серы является молекулярной, состоящей их кольцевых молекул (S8). (Смотрим, какой получилась шаростержневая модель. Обсуждаем превращения одной аллотропной модификации в другую)
Учитель: в отличии от кислорода и озона, аллотропные модификации серы имеют один и тот же состав и проявляют одинаковые химические свойства. Поэтому в химических уравнениях пишут просто S, без указания числа n (индекса).
План:
- Цвет.
- Агрегатное состояние.
- Отношение к воде.
Просмотр видеофрагмента «Химические свойства серы»
Химические свойства серы
К какому классу веществ относится сера? /Сера относится к неметаллам/.
Какие свойства и какую степень окисления она будет проявлять при реакциях с металлами? / Сера с металлами проявляет окислительные свойства и степень окисления -2/.
А в реакциях с неметаллами? /С менее электроотрицательными неметаллами - окислительные свойства, при этом степень окисления -2, однако с более электроотрицательными - восстановительные свойства и степени окисления +2, +4, +6/.
Более подробно о химических свойствах серы узнаем из следующих слайдов (Слайд № 14-16). Запишите уравнения и дайте названия полученных продуктов реакций, укажите вещества, с которыми сера ни при каких условиях не вступает в реакции. Обратите внимание на реакцию демеркуризации, она применяется при нейтрализации пролитой ртути.
Вывод: с металлами, с водородом сера проявляет окислительные свойства и степень окисления -2.
Вывод: по отношению к сильным окислителям сера проявляет восстановительные свойства и степень окисления +2, +4, +6.
Таблица 1. Химические свойства серы
Свойство | Описание и уравнения реакций |
Взаимодействие с простыми веществами | |
Сера, как окислитель | S0 + 2e- ® S-2 |
Сера, как восстановитель | |
Реакции с кислородом, галогенами |
|
Взаимодействие со сложными веществами | |
С водой | Не взаимодействует |
Взаимодействие с кислотами-окислителями | |
С растворами щелочей | При нагревании идет реакция диспропорционирования: |
Вулканизация резины | При вулканизации в природный каучук включается примерно 3% серы (образуется резина) или 25 – 30% серы (образуется эбонит). Улучшение свойств обусловлено образованием большого числа поперечных «сшивок» между цепями и уменьшением числа двойных С=С связей, по которым проходит окисление природного каучука. |
Общий вывод: вступает в реакции с металлами, неметаллами. По отношению к металлам, водороду сера является окислителем со степенью окисления –2. По отношению к фтору, кислороду, более электроотрицательным неметаллами, – сера является восстановителем со степенями окисления +4,+6 .
IV. Закрепление изученного материала
1.Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения
S
а) ZnS SO2 SO3 H2SO4
б) S H2S SO2 SO3 H2SO4
2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
3. Рассмотрите реакции как окислительно-восстановительный процесс.
Свойства серы отражены на «анаконде»:
Напишите уравнения реакций для каждой стрелки на схеме. На какие свойства указывают эти реакции?
Вопрос. Как собрать ртуть, если вы случайно разбили термометр?
Ответ. Можно воспользоваться порошком серы:
Hg + S = HgS.
V. Домашнее задание
- Раскройте биологическую роль серы в организме. (Ответ обучающихся сопровождается просмотром видеофрагмента 6 (51 с).
- Перечислите основные источники оксида серы (IV) как загрязнителя атмосферы и способы его улавливания.
VI. Подведение итога урока. Выставление отметок и их комментирование
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Чем он вам запомнился?
Приложение №2 Оформление стенда «К уроку»
Знаете ли вы, что…
Соединения серы могут служить лекарственными препаратами.
Сера – основа мазей для лечения грибковых заболеваний кожи, для борьбы с чесоткой. Тиосульфат натрия Na2S2O3 используется для борьбы с нею.
Многие соли серной кислоты содержат кристаллизационную воду: ZnSO4•7H2O и СuSO4•5H2O. Это купоросы. Их применяют как антисептические средства для опрыскивания растений и протравливания зерна в борьбе с вредителями сельского хозяйства.
Железный купорос FeSO4•7H2O используют при анемии.
BaSO4 применяют при рентгенографическом исследовании желудка и кишечника.
Алюмокалиевые квасцы KAl(SO4)2•12H2O – кровоостанавливающее средство при порезах.
Минерал Na2SO4•10H2O носит название «глауберова соль» в честь открывшего его в XVIII в. немецкого химика И.Р.Глаубера. Глаубер во время своего путешествия внезапно заболел. Он ничего не мог есть. Желудок отказывался принимать пищу. Один из местных жителей направил его к источнику. Как только он выпил горько-соленую воду, сразу стал есть. Глаубер исследовал эту воду, из нее выкристаллизовалась соль Nа2SO4•10Н2O. Сейчас ее применяют как слабительное в медицине, при окраске хлопчатобумажных тканей. Соль также находит применение в производстве стекла.
Крестоцветные, к которым относится капуста, усваивают из почвы столько же серы, сколько фосфора. Поэтому при недостатке серы в почве вносят удобрения в виде сульфата кальция СаSО4.
Тысячелистник обладает повышенной способностью извлекать из почвы серу и стимулировать поглощение этого элемента соседними растениями.
Чеснок выделяет вещество – альбуцид H2N––SO2–NH–CO–СH3 – едкое соединение серы. Это вещество предотвращает раковые заболевания, замедляет старение, предупреждает сердечные заболевания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"
Урок включает несколько этапов: повторение, изучение нового материала, лабораторную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...
Конспект открытого урока по химии в 10-ом классе "Химия и Первая Мировая война".
Урок разработан в форме исследования, с целью получения новых знаний, с использованием проблемного подхода и технологии критического мышления.Основная цель урока - в процессе исследования изучить физи...
Конспект урока по химии в 10-м классе по теме "Химические свойства спиртов и их применение"
Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии — это формирование из учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Вопр...
открытый урок по химии в 9-ом классе. Тема. Получение аммиака и опыты с ним. Свойства водного раствора аммиака.
Методическая разработка по использованию рахличных учебных технологий в одном уроке по химии. Тема "Получение аммиака и опыты с ним. Свойства водного раствора аммиака". На уроке используются следующие...
Конспект открытого урока по сельскохозяйственному труду в 7 классе по теме: «Минеральные удобрения. Свойства минеральных удобрений»
Конспект открытого урокапо сельскохозяйственному труду в 7 классепо теме:«Минеральные удобрения. Свойства минеральных удобрений»...
Конспект урока по химии на тему: "Сера: нахождение в природе, получение, физические свойства» в рамках системно-деятельностного подхода»
laquo;Урок химии в 9-м классе по программе О.С. Габриеляна «Химия» 9 класс на тему – «Сера: нахождение в природе, получение, физические свойства» в рамках системно-деяте...
открытый урок по химии в 8-м классе по теме "Основные классы неорганических соединений" урок погружение. с элементами театрализованного представления
Урок погружение. С элементами театрализованного представления....