Урок по химии для 9-го класса по теме "Сера и ее свойства"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Данная разработка урока будет интересна учителям химии. На уроке предствавлены различные формы работы (фронтальная, групповая, сомостоятельная), химический эксперимент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_sera_9_khimiya.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ № 211

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА
«Сера и ее свойства»

ФИО (полностью)

Дудник Светлана Евгеньевна

Должность

Учитель химии, биологии

Предмет

химия

Класс

9

Тема и номер урока в теме

Подгруппа кислорода и её типичные представители

Базовый учебник

Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. – 3е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010 г.

7. Цель  урока: изучить строение, физические и химические свойства серы.

  1.    Задачи:

обучающие: 

  • актуализировать и обобщить знания учащихся о сере в свете трех форм существования этого химического элемента: в форме атомов и простых веществ, также рассмотреть ее аллотропные модификации;
  • изучить физические свойства и химические в свете окислительно-восстановительных реакций.

развивающие:

  • развить навыки составления уравнений химических реакций;
  • логическое мышление и память учащихся;
  • совершенствовать умения доказывать, сравнивать.

воспитательные: 

  • установление межпредметных связей;
  • повышение интереса к предмету;
  • воспитание внимательности, аккуратности при написании уравнений реакций;
  • способствовать воспитанию экологической культуры учащихся, стремлению соблюдать технику безопасности.
  1. Тип урока: урок – изучение нового материала
  2. Формы работы учащихся: фронтальный опрос, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: ТСО, презентация по теме "Сера и ее свойства", видеофрагменты из фильма «Сера», видео-опыты, 2 опорных конспекта: «Общие представления о сере и ее соединениях», «Свойства серы», химические стаканчики на 100 мл с водой, порошок серы, лопатка.

На доске: опорные слова: «аллотропия», «флотация», «демеркуризация».

Реактивы: S, H2O.


  1. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(мин.)

1

2

3

4

5

1

Организационная часть

Вступительное слово учителя

Запись темы урока, знакомство с целью и задачами.

2

1.1.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

Ответы на вопросы

4

2

Основная часть

Объяснение нового материала.

Дают краткую характеристику химическому элементу – сера, по плану (слайд 3).

4

2.1.

Проблемный вопрос: «Может ли атом серы проявлять другие степени окисления?»

Отвечают на вопрос

3

2.2.

Сера в природе

Выступление докладчика  №1 (слайды 5-9)

3

2.3.

Строение и свойства аллотропных  модификаций серы.

Выступление докладчика № 2 (слайды 10- 13)

Два человека строят шаростержневую модель молекулы серы.

3

2.4.

Предлагает самостоятельно физические свойства ромбической серы.

Работа в группах: рассматривают образцы серы, проверяют на растворимость в воде.

Свои выводы заносят в тетрадь по плану.

6

2.5.

Рассказ о химических свойствах серы

Запись нового материала в тетрадь

10

3

Закрепление изученного материала

Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения

Самостоятельная работа: выполняют цепочку химических превращений

5

4

Подведение итога урока.

Выставление отметок и их комментирование

Ответы на вопросы:

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Чем он вам запомнился?

2

4.1.

Домашнее задание.

1. Раскройте биологическую роль серы в организме.

2. Перечислите основные источники оксида серы (IV) как загрязнителя атмосферы и способы его улавливания.

2


Приложение к плану-конспекту обобщающего урока

«Сера и ее свойства»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

(карта, картина и др.)

Тип, вид ресурса

(цифровой, информационный и пр.)

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

2

3

4

Приложение №1 плану-конспекту урока

Тема урока: «Сера и ее свойства» (9 класс)

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня на уроке мы обобщим знания о строении сере и узнаем много нового о ее свойствах, применении и местонахождении.

II. Проверка изученного материала (экспресс-опрос)

  • Назовите основные физические и химические свойства кислорода.

/Газ, БЦ, БВ, БЗ, ? = 1,43 г/л; tпл=-218,7°; tкип=-183°/.

  • Какие аллотропные модификации кислорода вам известны? /Кислород - О2 и озон - О3/.
  • Какова роль озонового слоя для жизни на Земле? /Защита от космического ультрафиолетового излучения/.
  • Как получают кислород в лаборатории?

III. Объяснение нового материала.

Сегодня мы с вами познакомимся с неметаллом «Сера», мы узнаем физические свойства серы, получение серы, нахождение в природе. Работаем по плану (слайд 2)

Сера – химический элемент.

Мы вместе попробуем дать краткую характеристику химическому элементу – сера, по плану (слайд 3).

  • Каков химический знак?
  • В какой группе периодической системы находится?
  • В каком периоде находится?
  • Какой атомный номер?
  • Какая относительная атомная масса?
  • Сколько электронов в атоме? Как располагаются электроны на АО?
  • Какая электронная формула серы?
  • Какие низшая (в соединениях с водородом и металлами) и высшая (в соединении с кислородом) валентности серы?

Проблемный вопрос: «Может ли атом серы проявлять другие степени окисления?»

  Для ответа на этот вопрос распределим электроны по уровням, подуровням, по орбиталям.

Вывод: Сера может быть и окислителем и восстановителем со степенями окисления: –2, 0, +2, +4, +6 (слайд 4).

(Ответы этих вопросов записываются у доски и в тетрадях).

А где встречается сера в природе?

А на этот вопрос ответят нам ребята, которые подготовили дополнительную информацию.

Выступление 1 (слайды 5-9)

Мы знаем, что свойства веществ зависят от их строения. Каково же строение и свойство аллотропных  модификаций серы?

Выступление 2 (слайды 10- 13)

Учитель: Предлагаю самим исследовать строение и физические свойства ромбической серы. Рассмотрим образцы серы, проверим на растворимость в воде. А два человека построят шаростержневую модель молекулы серы. У вас на столах в пузырьках даны образцы серы и все необходимое для анализа. На доске написан план, по которому учащиеся должны исследовать серу.

Учащиеся: свои выводы заносят в тетрадь после исследования серы по плану.

План:

  1. Цвет.
  2. Агрегатное состояние.
  3. Отношение к воде.


Учащийся: с места описывает физические свойства серы. Сера – это светло-желтое кристаллическое вещество, не растворяется в воде, не смачивается водой, мелкие кусочки серы плавают на поверхности.

Учитель: Одно из особенных физических свойств серы - флотация, способность мелкого порошка серы всплывать, тогда, как ее крупные кристаллы тонут в воде. Дело в том, что сера не смачивается водой, и ее частички держатся на поверхности воды за счет прилипших к ним мелких пузырьков воздуха. Это свойство используют при отделении самородной серы от примесей. Руду размалывают, заливают водой, а снизу продувают воздухом, сера всплывает, а примеси остаются на дне.

Т.к. мы с вами видели, что кристаллическая сера легко плавится, то ее кристаллическая решетка должна быть какой?

Ученик: молекулярной.

Учитель: верно. Кристаллическая решетка ромбической серы является молекулярной, состоящей их кольцевых молекул (S8). (Смотрим, какой получилась шаростержневая модель. Обсуждаем превращения одной аллотропной модификации в другую)

Учитель: в отличии от кислорода и озона, аллотропные модификации серы имеют один и тот же состав и проявляют одинаковые химические свойства. Поэтому в химических уравнениях пишут просто S, без указания числа n (индекса).

План:

  1. Цвет.
  2. Агрегатное состояние.
  3. Отношение к воде.

Просмотр видеофрагмента «Химические свойства серы»

Химические свойства серы

К какому классу веществ относится сера? /Сера относится к неметаллам/.

Какие свойства и какую степень окисления она будет проявлять при реакциях с металлами? / Сера с металлами проявляет окислительные свойства и степень окисления -2/.

А в реакциях с неметаллами? /С менее электроотрицательными неметаллами - окислительные свойства, при этом степень окисления -2, однако с более электроотрицательными - восстановительные свойства и степени окисления +2, +4, +6/.

Более подробно о химических свойствах серы узнаем из следующих слайдов (Слайд № 14-16). Запишите уравнения и дайте названия полученных продуктов реакций, укажите вещества, с которыми сера ни при каких условиях не вступает в реакции. Обратите внимание на реакцию демеркуризации, она применяется при нейтрализации пролитой ртути.

Вывод: с металлами, с водородом сера проявляет окислительные свойства и степень окисления -2.

Вывод: по отношению к сильным окислителям сера проявляет восстановительные свойства и степень окисления +2, +4, +6.

Таблица 1. Химические свойства серы

Свойство

Описание и уравнения реакций

Взаимодействие с простыми веществами

Сера, как окислитель

S0 + 2e- ® S-2
При реакциях с металлами, водородом, неметаллами, имеющими меньшую электроотрицательность, чем сера:
 
 
 

Сера, как восстановитель



Реакции с кислородом, галогенами




С кислородом сера образует и двухвалентный оксид - неустойчивое соединение, разлагающееся и при комнатной температуре: 2S + O
2 ® 2SO

Взаимодействие со сложными веществами

С водой

Не взаимодействует

Взаимодействие с кислотами-окислителями



С растворами щелочей

При нагревании идет реакция диспропорционирования:

Вулканизация резины

При вулканизации в природный каучук включается примерно 3% серы (образуется резина) или 25 – 30% серы (образуется эбонит). Улучшение свойств обусловлено образованием большого числа поперечных «сшивок» между цепями и уменьшением числа двойных С=С связей, по которым проходит окисление природного каучука.
·        Горячая вулканизация. Смесь из латекса, серы и других веществ (наполнители, красители) нагревают, одновременно формуя из этой смеси необходимые изделия.
·        Холодная вулканизация. Сформованное изделие из латекса продолжительное время выдерживают в растворе серы в сероуглероде.

Общий вывод: вступает в реакции с металлами, неметаллами.  По отношению к металлам, водороду сера является окислителем со степенью окисления –2.  По отношению к фтору, кислороду, более электроотрицательным неметаллами, – сера является восстановителем со степенями окисления  +4,+6 .

IV. Закрепление изученного материала

1.Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения

                      S

а) ZnS       SO2       SO3        H2SO4

б) S       H2S      SO2      SO3      H2SO4

2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

 

3. Рассмотрите реакции как окислительно-восстановительный процесс.

Свойства серы отражены на «анаконде»:

Напишите уравнения реакций для каждой стрелки на схеме. На какие свойства указывают эти реакции?

Вопрос. Как собрать ртуть, если вы случайно разбили термометр?
Ответ. Можно воспользоваться порошком серы:

Hg + S = HgS.

V. Домашнее задание

  • Раскройте биологическую роль серы в организме. (Ответ обучающихся сопровождается просмотром видеофрагмента 6 (51 с).
  • Перечислите основные источники оксида серы (IV) как загрязнителя атмосферы и способы его улавливания.

VI. Подведение итога урока. Выставление отметок и их комментирование

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Чем он вам запомнился?

Приложение №2  Оформление стенда «К уроку»

Знаете ли вы, что…

 Соединения серы могут служить лекарственными препаратами.
 Сера – основа мазей для лечения грибковых заболеваний кожи, для борьбы с чесоткой. Тиосульфат натрия Na2S2O3 используется для борьбы с нею.
 Многие соли серной кислоты содержат кристаллизационную воду: ZnSO4•7H2O и СuSO4•5H2O. Это купоросы. Их применяют как антисептические средства для опрыскивания растений и протравливания зерна в борьбе с вредителями сельского хозяйства.
 Железный купорос FeSO4•7H2O используют при анемии.
 BaSO4 применяют при рентгенографическом исследовании желудка и кишечника.
 Алюмокалиевые квасцы KAl(SO4)2•12H2O – кровоостанавливающее средство при порезах.
 Минерал Na2SO4•10H2O носит название «глауберова соль» в честь открывшего его в XVIII в. немецкого химика И.Р.Глаубера. Глаубер во время своего путешествия внезапно заболел. Он ничего не мог есть. Желудок отказывался принимать пищу. Один из местных жителей направил его к источнику. Как только он выпил горько-соленую воду, сразу стал есть. Глаубер исследовал эту воду, из нее выкристаллизовалась соль Nа2SO4•10Н2O. Сейчас ее применяют как слабительное в медицине, при окраске хлопчатобумажных тканей. Соль также находит применение в производстве стекла.
 Крестоцветные, к которым относится капуста, усваивают из почвы столько же серы, сколько фосфора. Поэтому при недостатке серы в почве вносят удобрения в виде сульфата кальция СаSО4.
 Тысячелистник обладает повышенной способностью извлекать из почвы серу и стимулировать поглощение этого элемента соседними растениями.
 Чеснок выделяет вещество – альбуцид H2N––SO2–NH–CO–СH3 – едкое соединение серы. Это вещество предотвращает раковые заболевания, замедляет старение, предупреждает сердечные заболевания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Конспект открытого урока по химии в 10-ом классе "Химия и Первая Мировая война".

Урок разработан в форме исследования, с целью получения новых знаний, с использованием проблемного подхода и технологии критического мышления.Основная цель урока - в процессе исследования изучить физи...

Конспект урока по химии в 10-м классе по теме "Химические свойства спиртов и их применение"

Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии — это формирование из учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Вопр...

открытый урок по химии в 9-ом классе. Тема. Получение аммиака и опыты с ним. Свойства водного раствора аммиака.

Методическая разработка по использованию рахличных учебных технологий в одном уроке по химии. Тема "Получение аммиака и опыты с ним. Свойства водного раствора аммиака". На уроке используются следующие...

Конспект открытого урока по сельскохозяйственному труду в 7 классе по теме: «Минеральные удобрения. Свойства минеральных удобрений»

Конспект открытого урокапо сельскохозяйственному труду в 7 классепо теме:«Минеральные удобрения. Свойства минеральных удобрений»...

Конспект урока по химии на тему: "Сера: нахождение в природе, получение, физические свойства» в рамках системно-деятельностного подхода»

laquo;Урок химии в 9-м классе по программе О.С. Габриеляна «Химия» 9 класс на тему – «Сера: нахождение в природе, получение, физические свойства» в рамках системно-деяте...