Урок по химии в 9-м классе на тему "Амфотерность оксида и гидроксида алюминия"
презентация к уроку по химии (9 класс) на тему

Выскребенцева Светлана Вячеславовна

Урок строится на основе презентации, включает выполнение лабораторных опытов учащимися по доказательству амфотерности гидроксида алюминия, к которым имеются указания в слайдах, в уроке выдержаны основные этапы, материал презентации содержит яркие фотокартинки, насыщенность слайдов помогает лучше усвоить новый материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_alyuminiy.docx52.58 КБ
Файл prezentatsiya_po_soedineniyam_alyuminiya.pptx568.83 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого урока по химии в 9-м классе

«Амфотерность оксида и гидроксида алюминия»

Цели урока: 

1. Дать понятие об амфотерности, амфотерных оксидах и гидроксидах, переходных металлах;

2. Повторить, закрепить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов (в том числе и в свете ТЭД) и о генетической связи между классами веществ.

Воспитательные, образовательные и развивающие задачи урока:

  • развитие интереса к химии и познавательной активности учащихся;
  • развитие знаний о классификации и свойствах веществ и о генетической связи;
  • дать понятие об амфотерности, переходных элементах

Для достижения поставленных целей на уроке используются личностно-ориентированные и компьютерные технологии обучения.

Оборудование и реактивы:

  • Мультимедийная презентация;
  • Компьютер, проектор;
  • Микролаборатории – 12 шт, в которых имеются растворы едкого натра, соляной или серной кислоты, соли алюминия, пробирки.

ХОД   УРОКА:

1. Организационный момент.

(сообщение темы и цели урока, настрой на работу)                                             Слайды №1,2

2. Повторение изученного материала.

1) Проверка домашнего задания (3-4 человека у доски)                                   Слайды №4,5,6

2) Сообщение о применении алюминия и его соединений. (1 человек)          Слайд №3

3. Изучение нового материала.

1. Алюминий в природе: встречается в основном в виде соединений, по распространенности  в земной коре занимает 1 место среди металлов и 3-е место среди всех элементов (после кислорода и кремния)                                                            Слайд № 7

2. Одно из самых распространенных соединений алюминия – это его оксид Al2O3 

В природе он представлен в виде различных горных пород и минералов:              Слайд№8

Al2O3              бокситы (горная порода)

                            корунд (минерал)

 

           в мелкозернистом виде                      в виде кристаллов

           используется как наждак                   как драгоценные камни

                                                               красные - рубины                синие – сапфиры

                             глинозём

В очищенном виде

Оксид алюминия Al2O3 – белый тугоплавкий порошок, температура плавления 2044°С, температура кипения 3530°С, плотность 4 г/см3, по твердости близок к алмазу.  Слайд№9

Получение: оксид алюминия – природное соединение, может быть получен из бокситов или при термическом разложении гидроксида алюминия:     2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O;

Химические свойства

Al2O3 – амфотерный оксид, химически инертен, благодаря своей прочной кристаллической решетке. Он не растворяется в воде, не взаимодействует с растворами кислот и щелочей и может реагировать лишь с расплавленной щелочью.            

взаимодействует лишь с горячими концентрированными растворами:

Al2O3 + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2O;

Al2O3 + 2NaOH + 3H2O = 2Na[Al(OH)4]

Al2O3 + 2NaOН = 2NaAlO2 

3. Другое очень интересное соединение – это гидроксид алюминия.                   Слайд№10

Гидроксид алюминия Al(OH)3 – бесцветное твердое вещество, нерастворимое в воде, входит в состав многих бокситов.

Химические свойства

Гидроксид алюминия – типичное амфотерное соединение, свежеполученный гидроксид растворяется в кислотах и щелочах:

Лабораторный опыт №1.                                                                                          Слайд№11

  1. Докажем амфотерность гидроксида алюминия на опыте. Для начала получим его: В 2 пробирки налейте по 1 мл раствора соли алюминия
  2. В обе пробирки прилейте по каплям раствор щелочи до появления белого осадка гидроксида алюминия:

AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3 + 3NaCl

1.Взаимодействие с кислотами                                                                                    Слайд№12

   В одну пробирку с осадком прилейте раствор соляной кислоты.

2.Взаимодействие со щелочами                             

   В другую пробирку с осадком прилейте избыток раствора щелочи

Что наблюдали? Осадки в обеих пробирках растворились.                                   Слайд№13

Al(OH)3 + 3HCl = AlCl3 + 3H2O                                                                  Слайд№14

Al(OH)3 + NaOH  = Na[Al(OH)4].

Лабораторный опыт №2                                                                                            Слайд№15

От перемены мест слагаемых сумма …. изменяется!!!

1. В одну пробирку налейте 1 мл соли хлорида алюминия AlCl3 и добавьте 3-4 капли раствора натриевой щелочи NaOH.

2. Во вторую пробирку налейте наоборот- 1 мл натриевой щелочи NaOH и добаьте 3-4 капли соли хлорида алюминия AlCl3.

Что наблюдали? В первой пробирке образовывался осадок, а во второй нет.     Слайд№16

Для амфотерных соединений имеет большое значение, в какой последовательности проводить эксперимент!

Во втором случае изначально щелочь была в избытке:

               AlCl3 + 4NaOH = Na[Al(OH)4] + 3NaCl

4. Домашнее задание.  Параграф 42, с.130 зад. 2 и решить цепочку превращений

                                                                                      NaAlO2                                                 Слайд№17

Al            Al2O3            AlCl3                 Al(OH)3

                                                                                     Al2(SO4)3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия Подготовила Выскребенцева Светлана Вячеславовна Учитель химии МБОУ СОШ № 2 ст. Крыловской МО Крыловский район Краснодарского края

Слайд 2

Дать понятие об амфотерности; Рассмотреть амфотерные оксид и гидроксид алюминия; Повторить, закрепить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов и о генетической связи между классами веществ. Цели урока:

Слайд 3

Повторение изученного материала: Применение алюминия

Слайд 4

Проверка Д/З: Упражнение №5 с.130 1) 2Al 0 + 3Cl 2 0 = 2Al 3+ Cl 3 1- 6 e 2) 2Al 0 + Fe 2 3+ O 3 = 2Fe 0 + Al 2 3+ O 6 e 3) 2Al 0 + 6H + Cl = 2Al 3+ Cl 3 + 3H 2 0 6 e 4) 2Al 0 + 3S 0 = Al 2 3+ S 3 2- 6 e 5) 4Al 0 + 3O 2 0 = Al 2 3+ O 3 2- 12 e

Слайд 5

Проверка Д/З: Упражнение № 7 с.130 Атомы алюминия не могут быть окислителями, т.к. металлы всегда отдают свои электроны: 2Al 0 + 6H + Cl = 2Al 3+ Cl 3 + 3H 2 0 6 e в-ль , ок-ся ок-ль , в-ся 2) Ионы алюминия могут быть окислителями, принимая от других атомов нужное количество электронов: Al 3+ Cl 3 + 3 K 0 = Al 0 + 3K + Cl 3 e ок-ль , в-ся в-ль , ок-ся

Слайд 6

Проверка Д/З: Задача №1 с.130 Дано: Решение: n(Na) = 1 моль 2Na + 2H 2 O = 2NaOH + H 2 m(Al) = ? 2 моль 1 моль 1 моль 0,5 моль 2 Al + 6 HCl = 2 AlCl 3 + 3 H 2 2 моль 3 моль Х моль 0,5 моль Х= 2*0,5/3 = 0,33 моль m ( Al ) = n * M = 0,33 моль * 27г/моль = 8,91 г. Ответ: 8,91 г.

Слайд 7

Изучение нового материала: Алюминий в природе:

Слайд 8

Оксид алюминия Al 2 O 3 Бокситы Корунд Глинозём горная порода минерал драгоценные камни рубины сапфиры

Слайд 9

В очищенном виде Al 2 O 3 - белый тугоплавкий порошок, температура плавления 2044°С, температура кипения 3530°С, плотность 4 г/см 3 , по твердости близок к алмазу. Получают: 1) 4Al + 3O 2 = 2 Al 2 O 3 2) 2Al(OH) 3 = Al 2 O 3 + 3H 2 O Химические свойства: Al 2 O 3 + 6HCl = 2AlCl 3 + 3H 2 O; Al 2 O 3 + 2NaOH + 3 H 2 O = 2Na[Al(OH) 4 ] Al 2 O 3 + 2NaOH = 2NaAlO 2 + H 2 O ; Проявляет амфотерные свойства

Слайд 10

Гидроксид алюминия Al(OH) 3 б елое гелеобразное вещество, нерастворимое в воде, входит в состав многих бокситов . типичное амфотерное соединение , свежеполученный гидроксид растворяется в кислотах и щелочах:

Слайд 11

Получение гидроксида алюминия В 2 пробирки налейте по 1 мл раствора соли алюминия В обе пробирки прилейте по каплям раствор щелочи до появления белого осадка гидроксида алюминия: AlCl 3 + 3NaOH Al(OH) 3 + 3NaCl Лабораторный опыт:

Слайд 12

Доказательство амфотерности: 1.Взаимодействие с кислотами В одну пробирку с осадком прилейте раствор соляной кислоты. 2.Взаимодействие со щелочами В другую пробирку с осадком прилейте избыток раствора щелочи Лабораторный опыт:

Слайд 13

Что наблюдали? Осадки гидроксида алюминия в обеих пробирках растворяются. Вывод: гидроксид алюминия проявляет свойства оснований, взаимодействуя с кислотой, но он также ведет себя и как нерастворимая кислота, взаимодействуя со щелочью. Он проявляет амфотерные свойства.

Слайд 14

Al(OH) 3 + 3HCl = AlCl 3 +3H 2 O Al(OH) 3 + 3NaOH = Na[Al(OH) 4 ] + +3H 2 O Запишите уравнения реакций:

Слайд 15

Лабораторный опыт От перемены мест слагаемых сумма …. изменяется!!! 1. В одну пробирку налейте 1 мл соли хлорида алюминия AlCl 3 и добавьте 3-4 капли раствора натриевой щелочи NaOH . 2. Во вторую пробирку налейте наоборот- 1 мл натриевой щелочи NaOH и добаьте 3-4 капли соли хлорида алюминия AlCl 3 .

Слайд 16

Что наблюдали? В первой пробирке образовывался осадок, а во второй НЕТ !!! Вывод: для амфотерных соединений имеет большое значение, в какой последовательности проводить эксперимент! Во втором случае изначально щелочь была в избытке: AlCl 3 + 4NaOH = Na[Al(OH) 4 ] + 3NaCl

Слайд 17

Генетический ряд алюминия. Осуществите превращения: Домашнее задание: Na[Al(OH) 4 ] Al Al 2 O 3 AlCl 3 Al(OH) 3 Al 2 (SO 4 ) 3 Параграф 42, с.130 задача №2. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по химии "Самородные металлы" 8 класс.

Открытый урок по химии "Самородные металлы" проведен в месячник естественно - математического цикла в 8 классе. На данном уроке учащиеся узнали много нового и интересного о самородных металлах. Образц...

Открытый урок по химии "Самородные металлы" 8 класс

Открытый урок "Самордные металлы " был проведен в 8 классе в месячник естественно - математического цикла в феврале 2010г....

Интегрированный урок по химии и физике 8 класс Вода – удивительное вещество

Данный урок был проведен с целью интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученных на уроках химии, физики, биологии;  систематизировать и дополнить знания о физических свойс...

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Конспект открытого урока по химии в 10-ом классе "Химия и Первая Мировая война".

Урок разработан в форме исследования, с целью получения новых знаний, с использованием проблемного подхода и технологии критического мышления.Основная цель урока - в процессе исследования изучить физи...

Задания для 8 класса на тему "Оксиды и гидроксиды"

Задания для 8 класса на тему "Оксиды и гидроксиды" можно использовать на уроках обобщающего или тематического характера....