«Военное и эстетическое воспитаниепри обучении предметам естественно - научного цикла»
учебно-методический материал по химии (11 класс) на тему

Исторический потенциал города можно использовать при изучении любого предмета.

Это способствует более глубокому пониманию общечеловеческой культуры, сложности окружающего мира. Система знаний, полученных при интеграции наук, взаимосвязях учебных предметов, позволяет видеть целостную  картину мира, способствует развитию

интеллектуальных способностей суворовцев, формирует умение делать глубокие

обобщения.

Поступив в суворовское военное училище, юноши в основном, определяют для себя будущую профессию. Учитывая профессиональную ориентацию суворовского военного училища, необходимо делать акцент на военное воспитание, но нельзя обойти такой аспект как формирование эстетической культуры – неотъемлемой составляющей гармонически развитой личности.

Если упор на военное помогает формированию профессиональной стороны, то целенаправленный эстетический подход к изучению химии даёт возможность значительно расширить и совершенствовать сферу эстетического восприятия, выработать приёмы эстетических оценок и суждений, что в юношеском возрасте скажется на формировании эстетического вкуса и идеала.

Планируя урок и внеклассные мероприятия, необходимо учесть, как максимально

эффективно использовать учебный материал для осуществления различных воспитательных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_statya_appo_ukhlinova_l.n.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Городская научно-практическая конференция

«ИНТЕГРАЦИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЯ

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 «Военное и эстетическое воспитаниепри обучении предметам естественно - научного цикла»

   Исторический потенциал города можно использовать при изучении любого предмета.

Это способствует более глубокому пониманию общечеловеческой культуры, сложности окружающего мира. Система знаний, полученных при интеграции наук, взаимосвязях учебных предметов, позволяет видеть целостную  картину мира, способствует развитию

интеллектуальных способностей суворовцев, формирует умение делать глубокие

обобщения.

Поступив в суворовское военное училище, юноши в основном, определяют для себя будущую профессию. Учитывая профессиональную ориентацию суворовского военного училища, необходимо делать акцент на военное воспитание, но нельзя обойти такой аспект как формирование эстетической культуры – неотъемлемой составляющей гармонически развитой личности.

Если упор на военное помогает формированию профессиональной стороны, то целенаправленный эстетический подход к изучению химии даёт возможность значительно расширить и совершенствовать сферу эстетического восприятия, выработать приёмы эстетических оценок и суждений, что в юношеском возрасте скажется на формировании эстетического вкуса и идеала.

Планируя урок и внеклассные мероприятия, необходимо учесть, как максимально

эффективно использовать учебный материал для осуществления различных воспитательных целей. Например, изучая металлы и сплавы, формируем понятия «стратегический материал» и «дизайн», так как металлы и сплавы – это основной конструкционный материал, использующийся в военной технике, в то же время применяется для создания, изделий представляющих художественную ценность.

Так, чугун использовался в Англии в конце XVIIIв. в мостостроении, в России чугун применялся только в военном ведомстве и был засекречен. Одним из первых промышленных предприятий нашего города, с Адмиралтейством, был «Литейный двор», где отливались пушки и ядра для петровского флота. В гражданском строительстве чугун использовался позже. Мост на пересечении р. Мойки и Невского проспекта – первый чугунный мост в России.  Дизайн его отличается от каменных мостов изяществом, тонкостью арок, а прочность увеличивается в 5 раз. Не только мосты, но и решётки

Санкт – Петербурга представляют художественную ценность.

- Решётка архитектора Воронихина у Казанского собора (начало XIX в.) изготовлена на заводах Урала.

- Мост «Лейтенанта Шмидта» имеет высокохудожественную решётку, которая создана по рисунка К. Брюлова.

- Решётка Летнего сада, изготовленная тульскими умельцами методом ручной ковки по проекту архитектора Фельтена.

«О Фельтен! Как дивятся поколенья

                                               Твоей решётке (век она жива!),

                                               Когда сквозь тонко связанные звенья

                                               Просвечивает сизая Нева…»                  

                                                                                    (В. Рождественский)

- Балконы на зданиях дореволюционной постройки, многие из них имеют

художественную ценность и охраняются государством.

   В теме «Сталь» перечисляем многочисленные области применения в военном деле как при изготовлении реактивных двигателей, турбин, измерительных приборов, железнодорожных рельсов, автомобилей и т.п. В то же время говорим о бесценных коллекциях военного оружия, которые являются художественными произведениями; высокое качество чеканки, искусная гравировка указывают на работу опытных художников-мастеров. Коллекции хранятся в Алмазном фонде, в золотых кладовых Эрмитажа, в Артиллерийском музее.

    Изучая силикатную промышленность, раскрываем многочисленные области применения стекла в военном деле для изготовления оптических приборов и здесь же указываем, что стекло является прекрасным материалом для создания художественных изделий. Огромный вклад в развитие русского стекла внёс М.В.Ломоносов: он сам варил стекло, создал мозаичные портреты Елизаветы, Екатерины II, мозаичную картину (42м2)

«Полтавская баталия». В своей оде «Письмо о пользе Стекла» Ломоносов писал:

«Не право о вещах те думают, Шувалов,

Которые Стекло чтут ниже Минералов,

                                             Приманчивым лучом блистающих в глаза:

                                             Не меньше пользы в нём, не меньше в нём краса.»

В настоящее время город украшают мозаичные панно, витражи при оформлении

зданий общественно-административного назначения, станций метро «Автово», «Гостиный

двор», мозаичное панно на здании Военно-исторического музея Суворова.

    При изучении темы «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева»

знакомим суворовцев с жизнью и деятельностью великого учёного, рассказываем о значении его работ для военного ведомства по созданию бездымного пороха. Посещаем могилу Д.И. Менделеева на Волковском кладбище – мемориал: «Литераторские мостки». При подготовке к уроку-конференции выполняем выставку «Образ Д.И. Менделеева в искусстве».  Особую ценность представляют прижизненные портреты Д.И. Менделеева,

написанные с натуры выдающимися художниками: И.Е. Репиным, Н.А. Ярошенко,

И.Н. Крамским, М.А. Врубелем.

     Традиционно в училище проводится тематический вечер «10е  декабря – День Нобеля», разработан маршрут экскурсий «Нобелевские места Санкт – Петербурга»:

  1. Канал Грибоедова, д. 6. В этом здании находилось управление товарищества «БратьяНобели» с 1862 по 1917 г. г.
  2. Петроградская набережная, д. 24 – первый завод Нобелей в России.
  3. Выборгская набережная, д.21 – здание заводоуправления Л. Нобеля (ныне завод

«Русский Дизель»). Здание Народного дома Нобелей.

            3. Памятник Альфреду Нобелю. Авторы: скульпторы Алинов, Шевченко;

архитектор Жуйков.

    Памятник Альфреду Нобелю на Петроградской набережной, напротив завода отца Нобеля, открыт 21 октября 1991 года в честь 90-летия со дня вручения 1-й Нобелевской премии. При открытии присутствовали: президент Нобелевского фонда г-н Гиллестен и

исполнительный директор г-н Сульман. Памятник выполнен из бронзы игранита.

Основным элементом композиции является стилизованное дерево, простирающее в стороны свои обугленные, искорёженные ветви, состоящие из обломков рельсов, деталей механизмов, шестерёнок и прочее. Через эту тёмную массу стремится к небу птица, сверкающая на солнце разноцветными стеклянными вставками – оперением. У подножья дерева бронзовые бесформенные листы, изображающие пятна нефти – символ экологических катастроф.

   По каким бы каналам  ребёнок не получал сегодня образование, постоянный диалог со школой (училищем, гимназией), с учителями, воспитателями, построенный на отношениях партнёрства, призван способствовать формированию Ученика, который:

   - испытывает потребность в знаниях, любит и умеет учиться, способен к самообразованию, обладает культурой информационного взаимодействия с миром;

   - интересуется хотя бы одной из областей человеческой культуры, которую готов изучать углублённо.

Список литературы

  1. А.И. Илюкович «Согласно завещанию». Альфред Нобель». Москва. Издательство «Книжная палата. 1992 год.
  2. В.С. Мешкунов «Альфред Нобельи Императорский институт экспериментальной медицины в С-Петербурге» М.: Просвещение 1995 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности процесса обучения неслышащих школьников предметам естественно - научного цикла.

"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!" гласит народная мудрасть....Учебные предметы цикла Естествознания в коррекционной школе имеют познавательно-практическую направленность, играют большую ...

Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно- научного цикла.

Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предмет...

Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно - научного цикла.

Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предмет...

Развитие интереса лицеистов к предметам естественно-научного цикла

В современной школе преподавание предметов естественно - научного цикла переживает серьезные трудности. В настоящее время наблюдается тенденция к снижению уровня знаний почти по всем предметам е...

Системно-деятельностный подход в изучении предметов естественно-научного цикла

В рамках модернизации образования системно-деятельностный подход в обучении становится все более и более актуальным. Инновационные методы в обучении позволяют развивать творческую, инициативную личнос...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...