«Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий учащихся»
статья по химии на тему

Никифорова Людмила Николаевна

В работе показаны возможности проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc82 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Петра Дубрава

муниципального района Волжский Самарской области

XII территориальная ярмарка

образовательных ресурсов

«Новое образование – Поволжскому округу»

«Проектная деятельность

как один из способов формирования

универсальных учебных действий учащихся»

Учитель химии

ГБОУ СОШ

п.г.т. Петра Дубрава муниципального района Волжский

Никифорова Л.Н.

Самара – 2014


Введение

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий. Происходящие перемены требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе новых ФГОС, определяет основные результаты обучения и воспитания в наборе универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Это создаѐт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Проблема состоит в том, что с одной стороны, должны быть получены новые результаты (сформированные ууд), но с другой стороны, их невозможно получить традиционными формами и методами обучения, поэтому необходимо изменить содержание  образования, используя инновационные педагогические технологии. Одной из таких  технологий является проектная деятельность, обеспечивающая повышение качества обучения школьников, готовность их к самореализации за счет развития инициативности, самостоятельности в принятии решений, способности применять полученные знания для решения практических творческих задач.

Цель данной работы показать возможности проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий на уроках химии в основной школе.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она дает школьникам основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, способствует развитию безопасного поведения в окружающей среде и бережного к ней отношения.

Изучение химии в основной школе даѐт возможность обучающимся достичь предметных, метапредметных и личностных результатов.


Формирование универсальных учебных действий с помощью проектной деятельности

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В психологическом значении это понятие определяется как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий:

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные,коммуникативные.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями  происходит при изучении  разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способностей самостоятельно успешно усваивать новые знания. Учителя химии основное внимание сейчас обращают на научное содержание и предметные умения. Но в жизни люди не часто сталкиваются с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего решение реальных проблем требует метапредметных умений. Сегодня стало очевидным, что основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий, связанных  с изучаемым учебным материалом.

Одним из эффективных способов деятельностного подхода, позволяющим рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем, является метод проектов, который возник в начале прошлого века.

Современное звучание метод проектов получает потому, что он прекрасно укладывается в новую парадигму образования, направленную на интеллектуальное и нравственное развитие личности (всё то, о чём сегодня говорится на всех уровнях системы образования: системно – деятельностный подход, формирование УУД, личные, метапредметные, предметные результаты и т.д). 

Метод проектов – базовая технология формирования ключевых компетентностей, а средой, в которой они формируются, и осуществляется процесс самореализации учащихся, является проектная деятельность. Метод проектов - это набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащихся.

Учебный проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта.

Роль учителя в этой ситуации меняется: он перестает быть единственным источником знаний, а лишь подсказывает детям пути поиска необходимой информации и опыта. так, работая над исходной проблемой проекта, ученики совершенствуют уже имеющиеся знания и приобретают новые знания, добывают информацию из различных областей и интегрируют ее в собственный жизненный опыт. при этом мерилом успеха проектной работы становится не отметка, поставленная учителем, а реальная жизнь – отметка лишь фиксирует фактическое положение дел.

Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность, иными словами универсальные учебные действия.

Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, краткосрочными и долгосрочными, могут выполняться на уроках и во внеурочной деятельности.

Групповые проекты не могут быть долгосрочными, так как детям трудно самостоятельно наладить и осуществлять совместную деятельность на протяжении длительного времени, учителю также будет нелегко отслеживать групповую работу в долгосрочном режиме. по этим причинам групповые проекты – это, как правило, урочные и краткосрочные проекты.

При групповой работе нет возможности дать каждому учащемуся опыт активного и ответственного участия на каждом этапе работы над проектом в одинаковой степени. Всегда кто-то выполняет основную работу, а кто-то отходит на второй план. поэтому наряду с групповыми проектами дети должны попробовать свои силы и в индивидуальной проектной работе.

При организации индивидуальной работы учащегося над проектом учителю представляется возможность учитывать не только возрастные возможности учащегося, но и его индивидуальные особенности, личностные потребности и интересы. Поэтому появляется возможность более конкретно воздействовать не только на дефицит в знаниях, умениях и навыках, но и на формирование личности учащегося в целом. В этом преимущество индивидуальных проектов.

В зависимости от того, на формирование каких универсальных учебных действий в большей степени направлены проекты, и какой тип деятельности при их выполнении преобладает, они могут быть: информационные, исследовательские, практико-ориентированные, творческие, ролевые и игровые.

Основные этапы работы над проектом – это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия.

Самым трудным для многих учащихся является первый этап работы, когда необходимо выбрать тему проекта (этап проблематизации). Лучше, если учитель не будет предлагать готовые темы, а постарается выяснить интересы и проблемы самого учащегося, которые он мог бы самостоятельно решить в ходе работы над проектом.  При затруднении, проблемную ситауцию может создать учитель. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель (этап целеполагания), которая должна быть направлена на  решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение (этап реализации). Этим воплощением является проектный продукт, который создается в ходе работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Наличие проблемы и понимание конечной цели работы заставляют приступить к деятельности, которая должна начинаться с разработки плана. Планирование – важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги.

Заключительным и обязательным этапом любого проекта должна стаь презентация результатов работы. В ходе презентации обучающиеся не только рассказывают о ходе работы и показывают ее результаты, но и демонстрируют собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку (этап самооценки и рефлексии).

На протяжении всех этапов работы над проектом учитель координирует процесс, консультирует, помогает, поощряет, следит за тем, чтобы ученики не потеряли мотив к работе.

Правильно и грамотно выбранная позиция учителя – тонкий инструмент развития обучающихся, возможность оказывать на них воспитательное воздействие в ненавязчивой форме.

Пример группового краткосрочного практико-ориентированного учебного проекта «Нитраты в продуктах питания».

Проект проводится в рамках темы «Неметаллы» для обучающихся 9 класса при изучении темы «Азот и его соединения» Работа над проектом позволяет развивать у обучающихся специальные (химические) и общеучебные умения. Учащиеся выбирают нужную часть информации в ее большом потоке. Планируют химический эксперимент и проводят его, по ходу разрешают возникшие затруднения. Производится обработка, анализ результатов и их осмысление. Практическая значимость проекта состоит в определении наличия нитратов в сельскохозяйственной продукции, в подготовке рекомендаций по предотвращению отравления нитратами. Работа над проектом показывает практическое применение знаний, полученных при изучении темы «Азот и его соединения», позволяет развивать творческое мышление обучающихся, формируется умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к чужому мнению.

Обучающимся предлагаются следующие темы для проектов:

1. Что такое нитраты?

2. Определение нитратов в растениях.

3. Качество овощей и условия их выращивания.

4. Расчет содержания нитратов в продуктах питания.

Этапы проекта

Урок № 1 «Мозговой штурм»

Подготовительный этапо

Формирование групп (4 группы по предложенным темам); распределение обязанностей внутри группы, выбор лидеров групп; разработка плана действия каждого участника проекта.

Основной этап

Формулировка проблемы исследования; выбор творческого названия проекта; обсуждение творческого названия проекта; обсуждение источников информации; обсуждение предстоящих исследований; обсуждение индивидуальных планов работы учащихся; обсуждение необходимого оборудования.

Заключительный этап

Выбор формы представления проекта

Урок 2 «Консультации в группах»

Подготовительный этап

Подготовка рабочего места для группы, согласно их теме.

Основной этап

Обмен информацией, работа в группе;  распределение подготовленного материала;  разработка общего плана и планов индивидуальных докладов;  самостоятельная работа, проведение эксперимента;  общие выводы по направлениям.

Заключительный этап

Консультации по подбору материала.

Урок №3 «Защита проекта»

Подготовительный этап

Подготовка материалов, оборудования к демонстрации работ;  формирование состава жюри.

Основной этап

Демонстрация творческих разработок учащихся по группам;  ответы на вопросы учащихся;  обсуждение, оценка актуальности;  выступление членов жюри.

Заключительный этап

оценивание работы учащихся и подведение итогов;

рефлексия деятельности учащихся.

Примером индивидуального краткосрочного проекта является составление системы задач по различным темам курса химии. Учащимся предлагается составить систему задач в соответствии с данной учителем классификацией и количеством. Например:

  1. Качественные – 25
  2. Количественные – 13
  3. Качественно-экспериментальные – 6
  4. Количественно-экспериментальные – 3

Эта работа может быть предложена в качестве домашнего задания.  После завершения работы  учащиеся могут обменяться составленными заданиями и выполнить их на уроках.

Для проектной деятельности могут использоваться не только темы курса химии (предметные проекты), но и других предметов (межпредметные проекты), при этом происходит их интеграция, способствующая формированию общеучебных универсальных действий.

За последние семь лет работы обучающимися были выполнены следующие проекты: «Химия и здоровье», «Прибор для исследования электропроводности растворов», «Здоровое питание», «Аллотропные модификации углерода», «Серная кислота и ее соли», «Анализ питьевых вод», «Химия в войне 1812 года», «Нитраты в продуктах питания», «Комплексные соединения в медицине», «Химические вещества, используемые в живописи», «Вода – самое удивительное вещество на Земле», «Озоновые дыры»,  «Химия и повседневная жизнь», «Модели органических соединений», и другие.

Результатами формирования универсальных учебных действий можно считать сформированные умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных ресурсов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; использование различных средств для решения учебных задач, выбор наиболее эффективных способов в зависимости от конкруетных условий; умение организовать общение, включая умение слушать; способность осуществлять анализ и синтез, сравнение и обобщение; умение

решать конфликтные ситуации, умение работать в группе; планировать, контролировать и выполнять действия по заданому образцу или установленным правилам; выбирать средства для организации своего поведения.


Заключение

Овладение универсальными учебными действиями ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранению окружающей среды и собственного здоровья, использованию знаний, умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности.

Использование на уроках и во внеурочной деятельности метода проектов позволяет формировать все виды универсальных учебных действий. Через проектную деятельность происходит гибкое усвоение учащимися знаний, повышается учебная мотивация, формируется личностное развитие. Поиск необходимой информации для проекта, работа в расширенном современном информационном поле (учебная и дополнительная литература, ресурсы Интернета) развивает познавательные универсальные действия учащихся. Анализ текстов способствует развитию аналитических действий: подведение итогов, построение суждений и доказательств выдвинутой в проекте гипотезы.

Универсальные учебные действия должны способствовать развитию у учащихся умения познавательного направления через проявление любознательности, инициативы. При подготовке к работе над проектом, при взаимодействии с преподавателем обучающиеся определяют тему, цель и вырабатывают план действия. При этом идет активное изучение научно-познавательной литературы, осмысление изученного, отбор необходимого, т.е. «фильтрация» материалов.

Собственное структурирование знаний, осмысление проблемы и самостоятельное создание алгоритмов деятельности позволяют приобрести навыки самостоятельной работы и исследовательской деятельности. Проектное исследование связано с развитием научного мышления, а именно: определение объекта исследования, умение выдвигать гипотезу своего исследования, определять задачи для реализации планомерной деятельности. Работа индивидуально или в группах осуществляется в зависимости от уровня самооценки школьника и его уверенности в собственные возможности. Все эти действия выделены в федеральных государственных стандартах второго поколения как познавательные.

Ученики, которые выполняли различные проекты, стали более творчески подходить к решению различных задач, у них повысилась учебная мотивация, что отразилось на качестве знаний. Это позволило удачно сдавать ГИА и ЕГЭ, занимать призовые места на олимпиадах школьного и окружного этапов, принимать участие в научно-практических конференциях.

Обучающихся необходимо ставить в такие ситуации, где бы они не только получали теоретические знания, но и могли бы объяснить, как и каким способом, они получили результат. Универсальные учебные действия формируются в проектной деятельности через активное участие обучающихся, тем самым реализуется системно-деятельностный подход в обучении, который является основой федеральных государственных стандартов второго поколения.


Литература

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. «Формирование универсальных действий: от действия к мысли»- М.: Просвещение, 2010.
  2. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010.
  3. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Изд-во «Речь», 2005.
  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.
  5. Ширшина Н.В. Химия: проектная деятельность учащихся/ – Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся».Самара, 2003.
  7. http://ru.wikipedia.org/
  8. http://nsportal.ru/
  9. http://standart.edu.ru/

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий учащихся Никифорова Людмила Николаевна, учитель химии ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава

Слайд 2

Новый мир имеет новые условия и требует новых действий Н. Рерих

Слайд 3

Цель: Формирование универсальных учебных действий на уроках химии в основной школе с помощью проектной деятельности

Слайд 4

Задачи Повысить уровень самореализации обучающихся. Развить творческое мышление обучающихся. Повысить уровень учебной мотивации и качество знаний.

Слайд 5

Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные Универсальные учебные действия

Слайд 6

МЕТОД ПРОЕКТОВ – ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Проектная деятельность – среда, в которой формируются универсальные учебные действия и осуществляется процесс самореализации учащихся

Слайд 7

ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Каждый этап работы над проектом позволяет учащимся осуществлять возможности развития Я посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и миром в целом.

Слайд 8

Индивидуальные и групповые Краткосрочные и долгосрочные Информационные и исследовательские Практико-ориентированные и творческие Ролевые и игровые Предметные, межпредметные и надпредметные ТИПЫ И ВИДЫ ПРОЕКТОВ

Слайд 9

Этапы работы над проектом Проблематизация Целеполагание Планирование Реализация Рефлексия

Слайд 15

«Человеку уже даны многие умения и дарования. Надо просто открыть эти дарования» Б. Ничипоров

Слайд 16

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная технология как один из способов развития творческих способностей учащихся»

как могут помочь проектные технологии в условиях перехода на ФГОС...

Сетевые познавательные проекты и конкурсы – один из путей формирования предметных и метапредметных учебных действий учащихся.

Проектная деятельность – одно из средств формирования метапредметных умений и навыков. Этот метод ориентирован на активное использование средств вычислительной техники и сетевых технологий. Основная е...

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"....

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

Игра как один из способов повышения учебной мотивации учащихся на уроках биологии.

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной кул...