Компьютерные технологии как неотъемлемая составляющая современного урока химии
статья по химии по теме

Гладкова Татьяна Евгеньевна

Статья о целесообразности применения информационно-коммуникационных технологий на современном уроке химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компьютерные технологии как неотъемлемая составляющая

современного урока химии

Мир не стоит на месте. В разные области жизни человека внедряются все новые и новые технологии, позволяющие обеспечить более комфортную и организованную жизнь. Сегодня взаимодействие человека с информацией приобрело особую значимость. Современные школьники живут в совершенно иной информационно-коммуникативной сфере, чем их сверстники несколько лет назад. В связи с этим школа не может не соответствовать требованиям времени.

Если рассматривать современный урок как социальный заказ общества системе образования, сегодня мы вышли на такой уровень, когда учитель не просто сообщает знания ученику, а ставит особенный акцент в обучении на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения. Поэтому использование ИКТ в урочной деятельности учителя сегодня становится первостепенной задачей.

Схема проведения урока предполагает несколько этапов. На каждом можно использовать компьютерные технологии как еще один инструмент исследования, поиска дополнительной информации, как способ самообразования, как возможность личностно-ориентированного подхода учителя. И при этом увеличивается скорость подачи изучаемого материала.

Сегодня на своих уроках в качестве способов подачи информации я использую информационно - обучающие программы. Мы привыкли, что на уроке учитель рассказывает, а ученик слушает и усваивает. Это один из самых неэффективных способов учения. Формула «услышал - усвоил» работает не для всех учеников. Недостаточно заставить ученика слушать, необходимо сделать из него активного соучастника. В мультимедийных обучающих программах используются анимация и звуковое сопровождение, которые воздействуют сразу на несколько информационных каналов учащегося, усиливают восприятие, облегчают усвоение и запоминание материала. Так при изучении пространственного строения органических веществ учитель использует шаростержневые и масштабные модели молекул. Первые наглядно отражают пространственное расположение атомов в молекуле, последовательность их соединения. Вторые дают более реальное представление о действительных размерах атомов, об объеме молекулы и относительных размерах атомов, составляющих молекулу. Но использование обучающей программы и интерактивной доски позволяет смоделировать молекулу в движении, показать, например, свободное вращение групп атомов вокруг двойной связи у алкенов. Никакая иллюстрация в учебнике не сравнится с визуализацией объекта, да еще в динамике!

Но наиболее значимым способом подачи информации я считаю применение мультимедийных презентаций. Как правило, презентации сопровождаются красивыми рисунками, моделями, более привлекательными, чем статический текст с формулами и уравнениями, схемами, таблицами. А использование программного обеспечения White Board включает средства, позволяющие делать отметки на электронной доске, позволяет работать над изображением, редактировать, комментировать, работать и учителю и ученикам, как если бы они сидели за одним столом. Мультимедийная презентация – это конкретная информационная среда обучения, которая положительно влияет на мотивацию учения, развитие интеллекта, стремление к созданию собственных презентаций. Именно поэтому активно привлекаю своих учеников быть соавторами при создании презентаций.

Не менее важным этапом проведения урока является контроль знаний учащихся, позволяющий сделать учебный процесс более эффективным и предоставляющим достоверные сведения о «вкладе» педагога в степень обученности школьников. Традиционно контроль знаний осуществляется посредством устного опроса, но таким способом можно оценить знания ограниченного числа учащихся. Применение же системы интерактивного опроса и голосования Hitachi Verdict позволяет проконтролировать уровень усвоения знаний всего класса, а также существенно сэкономить время, которое преподаватель тратит на рутинную проверку письменных работ, в том числе с использованием тестовых заданий. С помощью программного обеспечения Hitachi Verdict результаты обрабатываются автоматически, и сразу же по завершении тестирования учащиеся и преподаватель могут увидеть итоги. Преимущество такой проверки в том, что одновременно занят и продуктивно работает весь класс и за несколько минут можно получить срез уровня обученности всех учащихся. Это вынуждает их готовиться к каждому уроку и работать систематически. При проверке определяются прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообучения.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что компьютер превратился в мощное средство образования. Однако это вовсе не означает, что компьютер, берущий на себя часть функций учителя, способен вытеснить педагога из процесса обучения. Наоборот, умелое сотрудничество человека и компьютера позволит сделать процесс обучения более эффективным.

Мне, как преподавателю химии, хочется, чтобы мой предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только воспринимать подаваемую информацию, но и могли логически мыслить, уметь доказательно выражать свои мысли.

Несомненно внедрение в предметное обучение информационных технологий меняет характер обучения, развивает общие информационные умения и коммуникативные компетентности учащихся, открывает большие перспективы для дальнейшего образования. Интернет, проникая в систему образования и повседневную жизнь, открывает большие возможности и для всех видов естественно - научного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете"Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса – важнейшая составляющая современного урока".

Выступление на педсовете"Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса – важнейшая составляющая современного урока"....

Личностно-ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку и эффективность достигнутых результатов....

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Творческий отчет " СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ ХИМИИ."

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современном мире:...

Статья"Интерактивные компьютерные технологии как составляющая современного урока"

интерактивные технологии требуют перестройки всего процесса обучения...

Релаксация как неотъемлемая часть современного урока

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. На уроках английского языка ученикам приходится работать с ...

Статья "Урок технологии с использованием современных инновационных педагогических технологий, как неотъемлемая часть современного образования"

Современная система образования непрерывно претерпевает изменения и подвергается систематической модернизации. Особенно актуально это стало для педагогов в последнее десятилетие. В образовании меняютс...