Основные классы неорганических соединений - 8 класс
презентация к уроку по химии (8 класс) на тему

Черноусова Наталия Олеговна

Основные классы неорганических соединений - 8 класс. Урок обобщения, работа в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_klassy_neorganicheskikh_soedineniy.rar608.09 КБ

Предварительный просмотр:

Черноусова Н.О. учитель химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 им.А.А.Араканцева», г.Семикаракорска Ростовской области 2009г.

Урок химии в 8 классе

 «Обобщение сведений об основных классах неорганических веществ»

Задачи: 

  • обобщить и закрепить знания об основных классах неорганических соединений;
  • проверить глубину, осознанность научных знаний, умение их применять;
  • научить выделять главное в каждой теме, сравнивать и обобщать, логически мыслить, находить решение нестандартных задач;
  • продолжить формирование общеучебных умений и навыков, способов само- и взаимоконтроля;
  • организовать деятельность по развитию умений и навыков самостоятельной работы, а также работы в парах и группах.
  • воспитывать потребность добиваться успехов в приобретении знаний.

 Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ

Оборудование:

  • на столах карточки-задания;
  • зачётные листы;
  • таблицы Д.И.Менделеева;
  • опорные конспекты по свойствам кислот, солей, гидроксидов, оксидов.

Ход урока

  1. Организационный момент. Учащиеся делятся на группы A,B,C,D по 5-6 человек (в зависимости от количества учащихся).
  2. Разминка.Каждый учащийся в группе отвечает на вопросы и получают по 2 балла за каждый правильный устный ответ (слайды 3-7)

А. 1) На какие группы делятся все неорганические вещества?

     2) Какие вещества называются оксидами?

     3) Классификация оксидов.

     4) Какие оксиды относятся к основным?

     5) Какие оксиды относятся к кислотным?

     6) Примеры амфотерных оксидов.

B. 1) Какие вещества называются кислотами?

     2) На какие группы делятся кислоты?

     3) Примеры бескислородных кислот.

     4) Примеры кислородсодержащих кислот.

     5) Примеры одно-, двух-, трёхосновных кислот.

     6) Примеры слабых кислот.

C. 1) Какие вещества называются основаниями?

     2) Классификация оснований.

     3) Примеры щелочей.

     4) Примеры нерастворимых оснований.

     5) Примеры амфотерных оснований (гидроксидов).

     6) Какая реакция называется нейтрализацией?

D. 1) Какие вещества называются солями?

     2) На какие группы делятся все соли?

     3) Примеры средних солей.

     4) Примеры кислых солей.

     5) Примеры основных солей.

     6) На какие классы делятся все неорганические вещества?

3. Творческие задания. Каждая группа получает и решает свои творческие, нестандартные задания в зачётном листе. А затем обсуждение в классе (слайды 9-16)

Карточки-задания.

  • А. Школьник решил получить хлорид  двухвалентной  меди. Он взял медную проволоку и раствор соляной кислоты. Но как он ни старался, медь в соляной кислоте не  растворялась, помоги ему. 

(слайды 9-10)

  •  B. Раздобыв в сарае у дедушки немного белого порошка(какого-то удобрения), школьник принёс его в школу и спросил у учителя: «Что это за вещество?» Проведя несколько опытов с веществом, учитель записал его состав: W(N)=35%,W(H)=5%, W(O)=60%

    Помоги юному химику определить вещество.

(слайды 11-12)

  • С. На химическом вечере был показан опыт. В три стакана налили воду. Потом раствор первого стакана перелили во второй. Раствор стал малиновым. Затем малиновый раствор перелили в третий. Малиновая окраска исчезла. Объясните этот опыт. Попробуйте определить эти вещества. Напишите уравнения реакций.

(слайды 13-14)

  • D. Сидит алхимик у свечи, подходит к нему дочка и спрашивает: «Папа, что ты делаешь?» – «Хочу драгоценность получить». – «Из этой свечи?» – «Нет, из подсвечника», - отвечает отец. Дождался он, когда чёрная окалина на подсвечнике появилась, соскрёб её и в кислоту бросил – стал синим раствор; бросил щепоть соды – выпал зеленоватый осадок; добавил едкую щёлочь – и совсем синим стал осадок. Высушил и стала краска дивной красоты. Чем не драгоценность?

??? Определите металл.

(слайды 15-16)

4.Тесты. Выполнение теста в зачётных листах и взаимопроверка.

(слайд 18)

 

 ВАРИАНТ 1

  1. Укажите номера формул основных оксидов:________________
  1. H2SO4, 2) NaOH, 3) LI2O, 4) Mg(OH)2, 5) HCl, 6) CaO
  1. Укажите номера формул кислот: _________________________
  1. H2SO4, 2) NaOH, 3) Na2O, 4) Mg(OH)2, 5) HCl, 6) CaO
  1. Укажите номера формул солей: __________________________
  1. NaOH, 2) HCl, 3)NaCl, 4) Na2SO4, 5) Na2O
  1. Какое из перечисленных утверждений не характерно для щелочей:_________
  1. Основания, растворимые в воде;
  2. Изменяют окраску фенолфталеина;
  3. Взаимодействуют с кислотами с образованием солей;
  4. Взаимодействуют с кислотными оксидами;
  5. Взаимодействуют с основными оксидами.
  1. Укажите номера формул оснований:______________________________
  1. NaOH, 2) Na2SO4, 3) Li2O, 4) Ba(OH)2, 5)H2SO4
  1. Укажите номера формул кислотных оксидов:_______________________
  1. K2O, 2) HCl, 3) P2O5, 4) SO3, 5) BaO
  1. Оксиды, взаимодействующие между собой:_________________________
  1. Li2O и H2O, 2) SO3 и H2O, 3) ZnO и H2O, 4) Li2O и MgO
  1. В 200 г раствора с массовой долей соли 0,1 содержится… г соли.
  1. 100г, 2) 20г, 3) 0,05г, 4) 0,1г, 5) 10г
  1. Среди уравнений реакций получения солей – реакция обмена:
  1. 2Na + Cl2 = 2NaCl
  2.  CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O
  3. Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + 2H2O
  4. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
  1. С оксидом углерода (IV) взаимодействуют ________________________
  1. P2O5, 2) HCl, 3) NaOH, 4) CaO, 5) S

ВАРИАНТ 2

  1. Укажите номера формул основных оксидов:________________
  1. HCl, 2) KOH, 3) MgO, 4) Ca(OH)2, 5) HNO3, 6) BaO
  1. Укажите номера формул кислот: _________________________
  1. HCl, 2) KOH, 3) H2O, 4) Ca(OH)2, 5) HNO3, 6) BaO
  1. Укажите номера формул солей: __________________________
  1. Ca(OH)2, 2) CaO, 3) HCl, 4) CaCl2, 5) CaSO4
  1. Какое из перечисленных утверждений не характерно для щелочей:_________
  1. Кислоты – сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков;
  2. Кислоты изменяют окраску индикаторов;
  3. Взаимодействуют с основаниями;
  4. Взаимодействуют с кислотными оксидами;
  5. Взаимодействуют с основными оксидами.
  1. Укажите номера формул оснований:______________________________
  1. Li2O, 2) LiCl, 3) LiOH, 4) NaOH, 5) HNO3
  1. Укажите номера формул кислотных оксидов:_______________________
  1. KOH, 2) CO2, 3) SO2, 4) KCl, 5) CaO
  1. Оксиды, взаимодействующие между собой: ________________________
  1. SiO2 и H2O, 2) Li2O и CaO,  3) Li2O и H2O, 4) Li2O и CO2
  1. В 200 г раствора с массовой долей соли 0,2 содержится …. Г соли.
  1. 100г, 2) 20г, 3) 0,05г, 4) 0,2г, 5) 10г
  1. Среди уравнений реакций получения солей – реакция обмена:
  1. Mg + Cl2 = MgCl2
  2.  Mg + 2HCl = MgCl2 + H2
  3. MgO + 2HCi = MgCl2 + H2O
  4.  Mg(OH)2 + 2HCl = MgCl2 + 2H2O
  1. Соляная кислота взаимодействует с …
  1. Mg(OH)2, 2) CaO, 3) H3PO4, 4) P2O5, 5) Cu

Каждый выполняет свой вариант. Время – 5 минут. Затем проверка, оценка. Критерии оценок в зачётном листе.

5.Домашнее задание (слайд 19) Зачётные листы сдаются на проверку.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

A

B

C

D

1

   Zn + HCL

   NaOH + H3PO4   

   Cu + Hg(NO3)2

   CO2 + H2O

2

   Na2O + H2O

   Cu + HCl

   Zn(OH)2

   Fe + HCl

3

   P2O5 + H2O

   Fe + CuCl2

   CuO + H2SO4   

   HNO3 + KOH

4

   Cu(OH)2

   ZnO + HCl

   H2SO4 + Al(OH)3

   NaOH + SO2

5

   Cu(OH)2 + HCl

   Ca + O2

   CaO + H2O

   HCl + Na2CO3

6

   SO3 + H2O

   Fe(OH)3 

   Hg + HCl

   AgNO3 + NaCl

ЗАЧЁТНЫЙ ЛИСТ

Класс ___________________

Ф.И. _________________________________________________________________

1.РАЗМИНКА (за каждый правильный ответ – 2 балла, за каждое правильно составленное уравнение – дополнительные баллы)

2.ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ( работа в группе, записать решение задания)

3.ТЕСТ ( каждый правильный ответ оценивается в 1 балл; 10 баллов – «5», 9 – 8 баллов – «4»,                        7 – 5 баллов – «3»)

ИТОГО:                  

Продолжите фразу:

  1. Сегодня на уроке я узнал …
  2. Теперь я могу …
  3. Было интересно …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по химии: "Основные сведения об основных классах неорганических соединений"

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ КЛАССОВ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКИ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ...

Урок-обобщение 8 класс по теме"Классы неорганических соединений"

Данную разработку урока можно использовать при закреплении материала по теме "Классы нерганических соединений" 8 класс...

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы НС»

Раздел "Основные классы неорганических соединений" является одним из основополагающих тем курса химии 8 класса. Поэтому очень важно хорошо обобщить, систематизировать и ликвидировать пробелы...

Химический диктант по неорганической химии по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»

Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно ...

Электронный интерактивный дидактический материал к уроку химии в 8 классе по теме Классы неорганических соединений

Цель данного разработки : актуализация изученного материала по теме «Классы неорганических соединений».Предназначено для учеников 8 класса.Данная  работа содержит следующий материал д...