Реакции ионного обмена и условия их протекания
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Зубова Юлия Николаевна

Открытый урок реакции ионнго обмена и условия их протекания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reaktsii_ionnogo_obmena_i_usloviya_ikh_protekaniya.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Реакции ионного обмена и  условия их протекания»

Класс: 9

Цель урока: Углубить изучение реакции обмена, заложенные в курсе 8 класса; сформировать понятие  необратимых реакций ионного обмена. Выяснить условия протекания реакций ионного обмена в растворах электролитов до конца.

Задачи урока:

 Образовательные:

повторить типы химических реакций, признаки их протекания;

формировать знания о реакциях ионного обмена, протекающих с образованием конечного продукта;

формировать умения составления полного и сокращенного ионного уравнений на основе молекулярного;

Воспитательные:

воспитание активной личности: умения проявлять инициативу, отстаивать собственную позицию, быть коммуникативным;

активизация познавательной деятельности учащихся в групповой работе по разрешению проблемной ситуации;

способствование формирования коммуникативных способностей учащихся;

создание ситуации успеха.

воспитывать толерантные отношения в группе, классе.

Развивающие:

развитие мышления, речи, творческих способностей, познавательного интереса к предмету;

развитие навыков работы с химическими реактивами; соблюдая правила безопасной работы с ними;

развитие умения выдвигать гипотезы, анализировать полученные результаты, делать выводы.

развивать умение логично излагать свою точку зрения;

учить приемам рефлексии, развивать адекватную самооценку;

развивать умение получать информацию, в том числе и с помощью информационных технологий.

 Учащиеся знают:

·  Обратимые и необратимые реакции обмена

·  Правила составления ионных уравнений реакций

·  Правила Бертолле

·  Признаки химических реакций обмена          

Учащиеся умеют:

Составлять ионные уравнения реакции на основе молекулярных

Пользоваться таблицей растворимости кислот, солей и оснований

Проводить лабораторный опыт.

Основные понятия и термины урока:

Ионы, катионы, анионы, электролит, ионное уравнение реакции, правило Бертолле.

Подробное описание урока

Классу предлагается побывать на уроке алхимии.

  1. Вспоминайка.

Типы химических реакций.  Вспомнить типы химических реакций по числу и составу исходных веществ.

Признаки химических реакций. а). дописать правые части уравнений; б) определить признаки реакций; в)расставьте коэффициенты. (Демонстрация лабораторных опытов).

Na2CO3 + HCL = NaCL + H2O + CO2 

CuSO4 +  NaOH = Cu (OH)2↓ +Na2SO4 

NaOH + HCI = NaCI + H2O (добавить фенолфталеин)

Лабораторный опыт.  Демонстрация учителем опытов.

а) определить признаки реакций;

б) составить  уравнения реакции и расставить коэффициенты

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + HCl

Na2CO3 + HCL = NaCL + H2O + CO2 

NaOH + HCl= NaCl + H2O

MgCl2 + Na2SO4 2NaCl + MgSO4

По таблице растворимости кислот, солей, оснований определить какие соли растворимы, какие нет.

  1. Классификация реакций ионного обмена.
  • Необратимые (идущие до конца)

а) с выпадением осадка; BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl (молекулярное уравнение)

Ba2++2Cl-+ 2Н ++SO42-=BaSO4+2Н ++2Cl- (полное ионное уравнение)

Ba2+  + SO42- = BaSO4 (сокращенное ионное уравнение)

б) с выделением газа; Na2CO3+H2SO4=Na2SO4+H2O+CO2 (молекулярное уравнение)

2Na++CO32- +2H++SO42-=2Na++SO42-+H2O+CO2 (полное ионное уравнение)

2H+  + CO32- = H2O+CO2(сокращенное ионное уравнение)

в) с образованием малодиссоциируемого вещества (к примеру, молекулы воды).

2 NaOH + H2SO4= Na2SO4 + 2 H2O (молекулярное уравнение)

2Na++2OH-+2H++SO42- =2Na+ +SO42-+2H2O (полное ионное уравнение)

2H+ +2ОH- = 2H2O(сокращенное ионное уравнение)

  • Обратимые. В результате реакции не образуются малодиссоциирующие вещества или неэлектрлиты.

MgCl2 + Na2SO4 2NaCl + MgSO4 (молекулярное уравнение)

Mg 2+ +2Cl- + 2Na + + SO42-   2Na + + 2Cl- + Mg 2+ +SO42- 

 (полное ионное уравнение). Обмен не окончательный, получаются смеси солей. Сокращенное ионное уравнение не составляется!

  1. Физминутка

  1. Алгоритм составления реакций ионного обмена (РИО) в молекулярном, полном и кратком ионном виде

Алгоритм составления уравнений реакций ионного обмена:

1) Записывают уравнение в молекулярном виде и расставляют коэффициенты:

2) Записывают уравнение в ионном виде.

Для этого необходимо посмотреть в таблицу растворимости. Если вещество растворимо — его записывают в виде ионов (на пересечение которых смотрели, чтобы определить растворимо ли вещество). Если вещество нерастворимо — записывают в молекулярном виде:

Хлорид бария — растворим, значит записываем его в виде ионов бария и хлора. При этом необходимо помнить о коэффициентах и индексах (BaCl2 состоит из бария и 2-х хлоров, поэтому индекс «2» мы будем ставить перед анионами хлора):

Смотрим на растворимость серной кислоты — растворима, записываем в виде протонов водорода и сульфат-анионов (т.к. в серной кислоте 2 атома водорода — значит, при её диссоциации образуется 2 протона):

Далее переходим к продуктам реакции и снова смотрим, растворимы ли они. Сульфат бария — не растворим, значит, его мы записываем в молекулярном виде:

Соляная кислота: растворима, записываем в виде ионов. Т.к. перед формулой стоит коэффициент «2» — мы ставим его и перед ионами:

уравнение в ионном виде.

3) Составляем уравнение в сокращённом ионном виде. Для этого мы вычёркиваем те ионы, которые повторяются слева и справа (т.е. не участвуют в реакции):

Оставшиеся  частицы переписываем. Это и будет сокращённым ионным уравнением:

В результате взаимодействия катионов бария с сульфат-анионами образуется нерастворимое в воде соединение — сульфат бария (осадок белого цвета)

Правило Бертолле.

Реакции обмена в растворах электролитов возможны только тогда, когда в результате реакции образуется либо твердое малорастворимое вещество, либо газообразное, либо малодиссоциирующее, то есть слабый электролит.

  1. Выбрать правильный ответ из тренажера
  1. в каком случае образуется не растворимая соль.
  2. в каком из вариантов образуется соль и щелочь.
  3. при взаимодействии каких веществ между собой образуется осадок.

Подчеркнуть одной чертой катионы, двумя чертами – анионы, входящие в состав реагентов. Зачеркнуть крестиком формулы нерастворимых веществ. Дописать уравнения реакции.

NaOH + K2SO4=

NaOH + NH4NO3 =

NaOH + ZnS =

ZnS + HCl =

  1. Домашнее задание. Повторить  тему урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест-презентация по теме "Электролитическая диссоциация веществ. Реакции ионного обмена". 9 кл

Один из вариантов теста по электролитической диссоциации веществ и реакциям ионного обмена....

организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"

РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы з...

Технологическая карта урока "Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания."

Технологическая карта урока по теме "Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания" разработанна для детей с ограниченными возможностями здоровья. В...

Урок в 8 классе "Условия протекания реакций ионного обмена до конца"

Данная разработка содержит в себе:- Технологическую карту-конспект урока,- Дидактические материалы....

Реакции ионного обмена и условия их протекания

Конспект урока по теме "Реакции ионного обмена и условия их протекания"....