Рабочая программа по химии Г.Е.Рудзитис (9 класс)
рабочая программа по химии (9 класс) по теме

Шаяхметова Нурия Нурисламовна
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(5-9 классы)  для  9 классов общеобразовательных учреждений по химия, автор Н.Н. Гара, рекомендованной МОиН РФ, в соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2014-2015 учебный год.
Программа разработана на 68 часов в год, из расчета 2 часа в неделю, из них на уроки контроля отводится 11 часов (контрольные работы – 5 часов, практические работы -  6 часов). Изучение курса завершается промежуточной аттестацией.Преобладающие формы текущего контроля знаний – письменные работы, устные ответы, тестирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов»

УТВЕРЖДЕНО

Протоколом педагогического совета

от « 29 » августа 2014г. № 1

Директор школы

______________  В.И. Рагузина

Введено приказом от « 29 » августа 2014г. № 354

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету ХИМИЯ  для  9А, Б, В  класса

(количество часов в неделю -  2 , в год 70)

Составитель:  Шаяхметова Нурия Нурисламовна

                                                                            учитель  химии высшей квалификационной категории

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора ________________  Аминова Разина Файзиевна

РАССМОТРЕНО

На заседании МО, протокол от « 28 » августа  2014г. № 1

Руководитель МО    ___________   Сахабиева Алсу Габделбаровна

Набережные Челны

2014г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(5-9 классы)  для  9 А, Б, В классов общеобразовательных учреждений по химия, автор Н.Н. Гара, рекомендованной МОиН РФ, в соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2014-2015 учебный год.

Программа разработана на 68 часов в год, из расчета 2 часа в неделю, из них на уроки контроля отводится 11 часов

 (контрольные работы – 5 часов, практические работы -  6 часов). Изучение курса завершается промежуточной аттестацией.

Преобладающие формы текущего контроля знаний – письменные работы, устные ответы, тестирование.

      Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

          Освоение знаний о химической составляющей естественно - научной картины мира,   важнейших химических понятиях, законах и теориях;

Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве; решение задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

  • формирование основ химических знаний;
  • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие влаборатории, на производстве и в повседневной жизни;
  • формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми привыполнении несложных химических опытов в повседневной жизни;
  • выработку у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, атакже формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практическойдеятельности;
  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологическицелесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

Данная программа реализуется в учебниках:

Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман   «Химия 9». Москва  «Просвещение», 2011

А.М. Радецкий, Дидактический материал  8-9 классы, Москва  «Просвещение», 2011.

Содержание курса химии 9 класса

Номер раздела

Название раздела

Количество часов

I

Методы познания в химии

1

II

Вещество

2

III

Химическая реакция

12

IV

Элементарные основы неорганической химии

33

Первоначальные представления об органических веществах

10

V

Экспериментальные основы химии

6

VI

Химия жизнь

3

Раздел. 1 Методы  познания веществ и химических   явлений.  Экспериментальные основы химии. (1ч)

Вводный инструктаж. Методы познания веществ и химических явлений.

Раздел 2. Вещество (2ч)

         Основные классы неорганических веществ. Химические свойства основных классов неорганических соединений.

Химическая  реакция. Условия и признаки химических реакций. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Разделы: Химическая реакция (10ч),   Эксперимент. Основы химии. (1ч)  Методы познания веществ (1ч)

Электролитическая диссоциация (11ч.)

       Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена.

Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая работа 1.Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

 Закономерности химических реакций (2 ч.)        

        Скорость химических реакций.    Катализаторы. Химическое равновесие и условие  его смещения.

Раздел Элементарные основы неорганической химии.  (33 ч)

Кислород. Сера (8 ч.)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода - озон.

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы (IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Демонстрации. Горение серы. Распознавание хлорид- и сульфат-ионов в растворе.

Практическая работа 2.Решение экспериментальных задач по теме«Кислород. Сера».

Азот и фосфор (7ч.)

          Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение и применение. Соли аммония. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V).  Ортофосфорная кислота и ее соли.

Демонстрации. Качественная реакция на ион аммония. Качественная реакция на нитраты. Взаимодействие азотной кислоты с медью.

Практическая работа 3. Получение аммиака и изучение его свойств.

Углерод и кремний. (6 ч.)

          Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли.

Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Качественная реакция на карбонат-ион. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Получение и собирание СО2.

Практическая работа 4.Решение  экспериментальных задач по теме «Неметаллы»

Практическая работа 5. «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов».

Общие свойства металлов (13ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо.  Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III).

Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям.

Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

 Первоначальные представления об органических веществах.     (10час)

Алканы. Алкены. Нефть и природный газ. Спирты. Карбоновые кислоты. Жиры. Углеводы. Аминокислоты. Белки. Полимеры.

Демонстрации.  Образцы природных и синтетических органических веществ. Модели молекул метана, этилена и ацетилена. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Нефть и продукты ее переработки». Качественная реакция на белки.

Химия и жизнь»  (4 часа).

        Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, их применение. Химические вещества как строительные и поделочные материалы(мел, мрамор, известняк, стекло, цемент). Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их  применением.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения химии ученик должен    

знать/понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

Календарно-тематический план

Шаяхметовой НурииНурисламовны

учителя химии  на   2014-2015  учебный год

План составлен согласно федеральному компоненту государственного стандарта общего образования,

Примерной программе общего образования по химии ФГУП. – М.: Просвещение,2007.

Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов в неделю

Количество

Название, автор учебника, издательство,

год издания, уровень.

Контр. Работ

Зачетов

Тестовых заданий

практич

работ

Лабор.,

работ

Демонстрация

химия

9 а,б,в

68

2

5

5

10

6

16

Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия 9 класс год.

М. Просвещение, 2011 год. Рекомендовано МО и науки РФ

Методическая тема на   2014 – 2015 учебный год

Городская

Школьная

Учителя

«Совершенствование методической работы в образовательной организации как основной механизм профессионального роста педагога в повышении качества образования».

«Современные подходы к реализации образовательного процесса в условиях освоения ФГОС, как фактор повышения качества образования в школе»

«Совершенствование форм, методов и технологий на уроках химии с целью повышения качества образования».

№ п/п

Изучаемый раздел.

Тема учебного материала

Колчас

Кален

сроки

Факт срок

Планируемые результаты

КИМ

Знания

Умения

Общие учебные умения, навыки

Раздел. Методы  познания веществ и химических   явлений (1ч)

1

Вводный инструктаж. Методы познания веществ и химических явлений.

1

А2.09

Б2.09

В1.09

Анализ  и синтез. Эксперимент. Экспериментальное изучение свойств неорганических веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и  ионы в растворе.  

Пользоваться правилами по    т/б, устанавливать качественный и количественный состав вещества.

Делать выводы, обобщать, пользоваться инструкцией. Использовать для решения познавательных задач различных источников информации. Соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде

                    Разделы:  Химическая  реакция.  (1ч)   Вещество (1ч)   Повторение основных вопросов курса химии 8 класса

2

 Химическая  реакция. Условия и признаки химических реакций.

1

А 4.09

Б 5.09

В 6.09

 Условия и признаки химических реакций. Типы химических реакций.

Приводить примеры химических реакций, определять типы химических реакций.

Уметь анализировать и делать выводы.

3

Химические свойства основных классов неорганических соединений.

1

А9.09

Б 9.09

В 8.09

Знать химические свойства характеризующие основные классы неорганических соединений, знать  их классификацию.

Уметь применять полученные при изучении тем знания, умения  и навыки при выполнении тренировочных заданий.

Уметь анализировать и делать выводы

Тест 1

Классы веществ

Разделы:      Химическая реакция (10ч)  Экспериментальные основы химии (1ч)     Методы познания веществ (1ч)

4

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах.

 Л.О № 1 Испытание веществ и их растворов на электропроводность

1

А 11.09

Б 12.09

В 13.09

Знать определение электролитов и неэлектролитов, электролитической диссоциации. Ионы: катионы и анионы.

Уметь объяснять механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и КПС

Уметь сравнивать и анализировать

5

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей. Ионы. Катионы и анионы.

1

А16.09

Б 16.09

В15.09

Знать определение   «кислота», «основание», в свете теории электролитической диссоциации.

Уметь записывать уравнения диссоциации кислот, оснований.

Уметь анализировать и делать выводы.

тест

6

Электролитическая диссоциация солей. Выполнение упражнений.

1

А18.09

Б 19.09

В 20.09

Знать определение   «соль» в свете теории электролитической диссоциации.

Уметь записывать уравнения диссоциации кислот, оснований, солей.

Уметь анализировать и делать выводы.

7

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.

1

А 23.09

Б 23.09

В 22.09

Знать определение понятий  слабые и сильные электролиты», «степень диссоциации».

Знать, что свойства растворов электролитов определяются содержанием в растворе определенных ионов.

Уметь определять в водных растворах наличие катионов Н и анионов ОН, предсказывать по ним свойства вещества.

Уметь сравнивать и анализировать

8

Проведение химических реакций в растворах. Реакции ионного обмена.

Л.О.№2 Реакции обмена м/у растворами электролитов

1

А 25.09

Б 26.09

В 27.09

Знать определение реакции ионного обмена, условие при которых реакции  ионного обмена идут до конца. Знать какие вещества не расписываем на ионы.

Писать уравнения в трех видах. Сущность реакций ионного обмена. Характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных  классов неорганических веществ.

Уметь анализировать и делать выводы. Пользоваться химическим языком.

9

Реакция ионного обмена и условия их протекания.

1

А 30.09

Б 30.09

В 29.09

Знать определение реакции ионного обмена, условие при которых реакции  ионного обмена идут до конца. Написание полных и сокращенных ионных уравнений.

Уметь составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения необратимых реакций, объяснять их сущность в свете ТЭД.

Применять знания в новой ситуации.

10

Классификация химических реакций по изменению степени окисления  химических элементов. Окислитель и восстановитель.

1

А  2.10

Б  3.10

В  4.10

Знать определение с.о. элементов  образующих вещества различных классов. Понятие об окислителе и восстановителе. Окисление и восстановление

Уметь определять составлять окислительно-восстановительные реакции,схему электронного баланса.

Уметь сравнивать и анализировать

тест

11

Урок-практикум. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Гидролиз солей.

А 7.10

Б 7.10

В 6.10

Составление «ОВР» методом электронногобаланса. Знать определение гидролиза солей.

Уметь определять уравнения «ОВР», расставлять коэффициенты  методом электронного баланса. Разъяснять процессы окисления восстановления, приводить примеры ОВР, различать реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные. Записывать реакции гидролиза солей, определять рН среды.

Уметь сравнивать и анализировать

12

Практическая работа№1. Решение экспериментальных задач по теме «Теория электролитической диссоциации».

1

А 9.10

Б 10.10

В 11.10

Обращение с оборудованием и реактивами. Качественные реакции на ионы в растворе. Определение  характера среды. Индикаторы

Уметь самостоятельно проводить опыты, используя предложенные растворы, описывать результаты наблюдений реакций ионного обмена.

Уметь сравнивать и анализировать. Обобщать. Самоконтроль; взаимоконтроль.

13

Вычисление по химическим уравнениям массы, объёма или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества содержащего определённую долю примесей.

1

А 14.10

Б 14.10

В 13.10

Знать  Примесь. Чистое вещество. Количество вещества.

Уметь определять с помощью расчета вещество, данное в избытке, и вычислять массу продукта реакции по данным исходных веществ

14

Обобщение по теме «Электролитическая диссоциация».

1

А 16.10

Б 17.10

В 18.10

Знать все понятия по данной теме

Писать уравнения обмена, О.В.Р., ТЭД.

Уметь анализировать и делать выводы.

    15

Контрольная работа№1 по теме «Электролитическая диссоциация».

1

А 21.10

Б 21.10

В 20.10

Знать все понятия по данной теме

Писать уравнения обмена, О.В.Р.,  ТЭД. Характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных  классов неорганических веществ

Уметь анализировать и делать выводы. Обобщать. Самоконтроль; взаимоконтроль.

Раздел Химические реакции  (2 ч.)

     16

Анализ контрольной работы. Скорость химических реакций. Катализаторы

1

А 23.10

Б 24.10

В 25.10

Знать определение скорости химических реакций, катализатора.

Уметь объяснять влияние различных условий на   скорости химических реакций.

17

Химическое равновесие и условие  его смещения.

1

А 30.10

Б 31.10

В  1.11

Знать понятие прямой и обратной реакции, химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье

Уметь объяснять условия смещения равновесия

Раздел ы:  Элементарные основы неорганической химии (32ч)     Экспериментальные основы химии (5ч)

18

Общая характеристика подгруппы кислорода Сера, строение молекул, свойства.  

1

А

Б  

В  

Знать положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов. Строение их атомов. Озон - аллотропная модификация кислорода. Знать аллотропные видоизменения серы, физические и химические свойства серы, применение серы.

Писать уравнения химических реакций.   Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Уметь сравнивать и анализировать

19

Сероводород. Сероводородная кислота. Сульфиды. Л.О.№3

Распознавание сульфид- ионов в растворе.

1

А

Б

В

Знать строение и свойства кислоты, области применения, качественную реакцию на сульфид-ион

Общие знания переносить на индивидуальные вещества. Характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных  классов неорганических веществ

Экологически грамотного поведения в окружающей среде.

20

Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли.

1

А

Б

В

Знать строение и свойства  сернистого газа, кислоты, области применения, сернистой кислоты и ее солей.  

Писать уравнения химических реакций. Характеризовать связь между составом , строением и свойствами веществ; химические свойства основных  классов неорганических веществ.

Работать с таблицами. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды  на организм человека

21

Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Л.О.№4 Распознавание сульфат-ионов в растворе.

1

А

Б

В

Знать строение и свойства  оксида серы (VI), кислоты, области их применения, качественную реакцию на сульфат ион. Свойства серной кислоты в свете ОВР и ТЭД. Соли сульфаты их применение в нар. хоз.

Характеризовать по строению свойства веществ. Характеризовать свойства веществ, особенности. Свойства солей серной кислоты. Распознавать опытным путем: сульфат – ионы

Сравнивать. Обобщать, выделять главное. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

22

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

1

А

Б

В

Знать окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Уметь записывать уравнения химических реакций в свете ОВР и ТЭД.

Уметь сравнивать и анализировать

23

Практическая работа №2 . Решение экспериментальных задач по теме  «Подгруппа кислорода».

1

А

Б

В

Знать свойства элементов подгруппы кислорода и их соединений.

Уметь выполнять экспериментальные задачи по определению веществ, делать самостоятельно выводы на основе наблюдений.

24

Обобщение и систематизация знаний по теме«Кислород и сера».Решение задач.

1

А

Б

В

Уметь проводить вычисления по Х.У реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получающихся в реакции веществ.

Уметь анализировать и делать выводы.

25

Контрольная работа №2 по теме «Кислород и сера».

1

А

Б

В

Уметь корректировать свои знания, умения и навыки

Уметь анализировать и делать выводы.

26

Анализ контрольной работы. Азот, физические и химические свойства, получение и  применение. Круговорот азота в природе.

1

А

Б

В

Знать положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот его свойства, применение.

Связывать строение со свойствами. Писать уравнения химических реакций.

Экологическое воспитание. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

27

Аммиак. Соли аммония. Л.О.№5 Распознавание катиона NH4 ион

1

А

Б

В

Знать строение молекулы аммиака, физические и химические свойства. Получение и применение. Знать качественную реакцию на ион аммония. Составлять х.р. характеризовать хим. свойства солей аммония

Писать формулы солей аммония. Качественную реакцию на соли аммония.  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о веществах, используемых в быту

Экологическое воспитание. Наблюдать, слушать, запоминать.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

28

Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».

А

Б

В

Лабораторный способ получения аммиака и метод его определения

Получать аммиак реакцией ионного обмена и доказывать опытным путем его наличие.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

29

Оксиды азота (II) оксид азота  (IV),их свойства.

1

А

Б

В

Знать свойства оксидов азота

Уметь писать уравнения характеризующие свойства оксидов азота.

Уметь анализировать и делать выводы.

30

Азотная кислота и ее соли. Л.О №6Знакомство с образцами природных соединений неметаллов-нитратами

А

Б

В

Знать строение и свойства кислоты, области применения, качественную реакцию на нитрат ион. Составлять х.р. характеризовать. хим. свойства HNO3

Характеризовать свойства HNO3 как кислоты и окислителя. Характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных  классов неорганических веществ.

Развитие обще-логических умений, сравнивать анализировать.

31

Окислительные свойства азотной кислоты.

1

А

Б

В

Окислитель и восстановитель. Окислительно–восстановительные реакции. Окисление и восстановление.

Уметь разъяснять свойства  HNO3 в ОВР, Составлять уравнения химических реакций, схема электронного баланса.

Уметь сравнивать и анализировать

32

Фосфор.  Аллотропия фосфора. Свойства фосфора, получение и применение.

1

А

Б

В

Знать строение и свойства фосфора. Аллотропия фосфора.

Уметь писать уравнения химических реакций. Характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ;

Сравнивать. Работать с интернетом, литературой. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

33

Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения.

1

А

Б

В

 Знать строение и свойства соединений фосфора (оксида, кислот, солей). Аллотропия фосфора.

Характеризовать связь между составом, строением, свойствами веществ; химические свойства основных  классов неорганических веществ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

34

Вычисление по химическим уравнениям реакций массы (количество, объема) вещества по известной массе (количеству или объему) одного из вступивших или получающихся в реакции веществ.

1

А

Б

В

Знать алгоритм решения задач.

Уметь определять с помощью расчета вещество, данное в избытке, и вычислять массу продукта реакции по данным исходных веществ.

Уметь анализировать и делать выводы.

35

Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства. Адсорбция.

1

А

Б

В

Аморфный углерод и его сорта: кокс, сажа, древесный уголь. Знать химические свойства углерода. Адсорбция.

Характеризовать свойства аллотропных модификаций, их значение.

Уметь сравнивать и анализировать. Работать с книгой, слушать, готовить сообщения.

36

Угарный газ - свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода. Л.О.№7 Распознавание карбонат иона СО3 ион.

1

А

Б

В

Знать свойства и строение угарного газа, физиологическое действие на организм. Знать физ. и хим. свойства оксидов углерода,  кислоты, области применения, качественную реакцию на карбонат ион.

Характеризовать действие на организм; техника безопасности; экологическое воспитание.

Уметь сравнивать и анализировать

37

Практическая работа №3 Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

1

А

Б

В

Свойства углекислого газа.

Уметь собирать прибор для получения газов. Получить оксид углерода (4) и доказать его наличие.

38

Кремний. Оксид кремния (4). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло. Л.О.№8 Ознакомление с образцами природных силикатов

1

А

Б

В

Кристаллический кремний. Сравнение его свойств с углеродом. Природные соединения кремния силикаты и алюмосиликаты.

Характеризовать строение атома и характеристику элемента. Писать уравнения химических реакций.

39

Обобщение  и систематизация знаний по теме

«Неметаллы»

1

А

Б

В

Все понятия по данной теме.

Уметь корректировать свои знания, умения и навыки

Уметь анализировать и делать выводы.

40

Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы».

1

А

Б

В

Знать все по данной теме.

Уметь корректировать свои знания, умения и навыки

Уметь анализировать и делать выводы.

41

Анализ контрольной работы. Положение металлов в периодической системе хим. Элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Л.О.№9 Рассмотрение образцов металлов  и сплавов

(коллекция).

1

А

Б

В

Знать положение металлов в периодической системе хим. элементов Д. И. Менделеева. Понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки, физические свойства Ме

Уметь давать характеристику Ме как элементов по положению в ПС и строению атома, доказывать химические свойства, записывать уравнения реакций, пользоватьсярядом  напряжения металлов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

42

Общие химические свойства металлов. Ряд  напряжения металлов. Л.О №10 Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

1

А

Б

В

Химические свойства металлов.

Уметь пользоваться электрохимическим рядом  металлов.

Составлять уравнения химических реакций характеризующих свойства металлов в свете представления о ОВР процессах.

43

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы.

1

А

Б

В

Знать понятие о металлургии.  Знать особенности состава и свойств чугуна и стали, характеристику сплавов. Способы получения металлов. Проблемы безотходных производств металлургии и охрана окружающей среды Характеристика сплавов, их свойства. Важнейшие сплавы

Уметь записывать уравнения реакций, подтверждающие основные способы по-

лучения металлов.

Уметь раскрывать экологические проблемы, связанные с получением и применением металлов в народном хозяйстве, пути их решения.

Делать выводы. Предсказывать способы получения. Сравнивать, делать выводы, работать с таблицами. Использовать для решения познавательных задач различные источников информации

44

Щелочные металлы: нахождение в природе. Свойства и применение.

 Л.О №11 Распознавание катионов  натрия и калия

1

А

Б

В

Положение металлов в таблице. Строение атомов.

Уметь давать общую характеристику щелочным металлам, нахождение в природе, физические и химические свойства, применение.

Сравнивать, выделять общее и различное. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

45

Щелочноземельные металлы. Кальций и его соединения.  Л.О №12 Распознавание катионов кальция, бария.

1

А

Б

В

Знать качественные реакции на ион кальций, области применения кальция и его соединений.

Уметь давать общую характеристику щелочноземельным металлам, нахождение в природе.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

46

Жесткость воды  и способы ее устранения.

1

А

Б

В

Знать понятие жесткости воды, ее виды и способы ее устранения.

Уметь объяснять способы устранения жесткости воды. Составлять химические уравнения.

Уметь анализировать и делать выводы.

47

Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.  Л.О.№13  Знакомство с образцами  соединений алюминия и его сплавов.

1

А

Б

В

Алюминий, нахождение в природе, свойства и области применения алюминия.

Уметь характеризовать это свойство уравнениями химических реакций

Уметь анализировать и делать выводы.

48

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

1

А

Б

В

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных  классовнеорг.веществ.  

Уметь сравнивать и анализировать. Двойственность проявления того или иного свойства.

49

Практическая работа№4Решение эксперим. задач по теме «Элементы IА-IIIА-групп периодической таблицы химических элементов»

1

А

Б

В

Знать свойства  металлов 1А-3А групп

Уметь определять соединения металлов  IА-IIIА-групп периодической таблицы химических элементов.

Составлять план эксперимента, организовывать себя на выполнение поставленной цели.

50

Железо, строение и свойства. Л.О№14 Знакомство с рудами железа.

2. Взаимод железа с растворами кислот и солей.

1

А

Б

В

Знать положение железа в ПС, Нахождение в природе. Свойства железа. Особенности строения эл.оболчки атомов э.побочн. подгрупп.

Уметь характеризовать элемент на основании его положения в ПС, доказывать химические свойства, записывать уравнения реакций

51

Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа(III). Л. О.№15 Получение гидроксида железа

 (2) и (3) и взаимод. их с кислотами

1

А

Б

В

Знать состав и характер его оксидов и гидроксидов характеристику хим. свойств оксидов железа(2) и( 3), гидроксиды и соли железа (II) и железа(III).

Уметь доказывать химические свойства оксидов железа(2) и(3) гидроксиды и соли железа (II) и железа(III) записывать уравнения реакций

Уметь анализировать и делать выводы.

52

Практическая работа№5 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

1

А

Б

В

Знать свойства металлов и уметь применять знания, качественные реакции на изученные свойства.

Уметь решать  экспериментальные задачи по определению веществ в растворе, практически осуществлять превращения различных веществ.

Уметь сравнивать и анализировать

53

Обобщение по теме

« Металлы»

1

А

Б

В

Все понятия по данной теме.

Уметь применять полученные знания и умения при выполнении тестов, заданий.

Уметь анализировать и делать выводы.

54

Контрольная работа №4 по теме «Общие свойства металлов».

1

А

Б

В

Все понятия по данной теме.

Уметь применять полученные знания и корректировать их

Раздел: ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ   10час

55

Анализ контрольной работы. Первоначальные  сведения о строении органических веществ.

1

А

Б

В

Знать определение органической химии, что изучает данная наука, различия между органическими и неорганическими веществами. Многообразие органических веществОсобенности  органических веществ

Уметь определять природные и синтетические органические вещества.

Уметь сравнивать и анализировать

56

Углеводороды: метан, этан,этилен, ацетилен.

  Практическая работа №6 «Изготовление моделей углеводородов»

1

А

Б

В

Знать определение углеводородов, их классификацию, положения теории А. М. Бутлерова Гомологический ряд алканов и У/В,  общие

формулы, номенклатура, изомерия углеродного скелета, свойства.

Уметь записывать полные и сокращенные структурные формулы, определять изомеры, гомологи.

Уметь сравнивать и анализировать

57

Свойства углеводородов.

1

А

Б

В

Знать строение и свойства углеводородов, применение.

Уметь доказывать химические свойства углеводородов.

Сравнивать, пользоваться таблицами, моделировать. Связывать строение со свойствами.

58

Спирты (метанол, этанол,  глицерин.) как представители кислородосодержащих органических соединений.

1

А

Б

В

Строение спиртов, характеризовать свойства их и классификацию.

Уметь записывать некоторые формулы спиртов и, их свойства и применение

Уметь сравнивать и анализировать

59

Карбоновые кислоты

(уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений. Сложные эфиры.

1

А

Б

В

Карбоновая кислота, сложные эфиры, строение и свойства, значение.

Уметь характеризовать свойства карбоновых кислот по строению. Составлять уравнения химических реакций.

Сравнивать, пользоваться таблицами, моделировать. Связывать строение со свойствами.

60

Биологически важные вещества: жиры, углеводы. Химия и пища.

1

А

Б

В

Иметь общее понятие о сложных эфирах, жирах, углеводах, их нахождение в природе. Жиры, углеводы, белки. Консерванты. Значение жиров, углеводов, белков. Роль консервантов.

Уметь характеризовать  свойства жиров, углеводов. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Уметь сравнивать и анализировать Проблемы охраны здоровья. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

61

Биологически важные вещества: белки. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

1

А

Б

В

Знать состав белков. Роль белков в питании. Иметь понятие о белках, их биологическое значение

Уметь характеризовать свойства. Составлять уравнения химических реакций. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Сравнивать, пользоваться таблицами, моделировать. Связывать строение со свойствами. Использовать для решения познавательных задач.

62

Представление о полимерах на примере полиэтилена

1

А

Б

В

Полимер, мономер, полимеризации, полиэтилен

Уметь характеризовать свойства полимеров на основе строения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Сравнивать, пользоваться таблицами, моделировать. Связывать строение со свойствами. Использовать для решения познавательных задач различных источников информации.

63

Обобщение и повторение по теме: «Первоначальные представления об органических веществах»

  1

А

Б

В

Понятия и знания по данной теме.

Составлять уравнения химических реакций. Применять знания применительно к жизни.

Связывать строение со свойствами. Использовать для решения познавательных задач различных источников информации.

тест

64

Контрольная работа №5  по теме: «Первоначальные представления об органических веществах».

1

А

Б

В

Понятия и знания по данной теме.

Уметь эти понятия применять

Выводы. Сравнивать. Обобщать. Выделят главное.

Контрольная работа№5

Раздел: « Химия и жизнь»  (4 часа).

65

Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, их применение.

1

А

Б

В

Знать природные источники  углеводородов: нефть, природный газ, каменный уголь. Знать правила пользования веществами,

используемые в быту (токсичные, горючие и взрывоопасные). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Делать выводы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды  на организм человека.  Использовать для решения познавательных задач различных источников информации.

66

Химические вещества как строительные и поделочные материалы(мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

1

А

Б

В

Строительные материалы, химические вещества (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент.). Правила безопасного обращения с веществами и материалами.

Химические вещества как строительные и поделочные материалы( мел, мрамор, известняк, стекло, цемент). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о веществах, используемых в быту

Уметь характеризовать поделочные и строительные материалы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Безопасного обращения с веществами и материалами.

67

Промежуточная аттестация

1

А

Б

В

Основной материал 8-9 класса.

Проводить расчеты, записывать уравнения, охарактеризовать вещества.

Уметь анализировать и делать выводы, самоконтроль, самоанализ.

Итоговая аттестация

68

Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их  применением.

 Л/О № 16 «Знакомство с образцами лекарственных препаратов

1

А

Б

В

Лекарство. Их виды. Применение лекарств.

Уметь пользоваться инструкцией. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Проблемы охраны здоровья. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Безопасного обращения с веществами и материалами. Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды  на организм человека.

 Всего-  68                       Контрольных -  5            Практических - 6                 Лабораторных-16

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Оценка выполнений тестовых заданий

Для выставления отметок за тестирование можно воспользоваться таблицей перерасчёта:

Число заданий в тесте

Оценки

«2»

«3»

«4»

«5»

5

менее 3

3

4

5

6

3 и менее

4

5

6

7

4 и менее

5

6

7

8

5 и менее

6

7

8

9

5 и менее

6

7,8

9

10

6 и менее

7

8

9,10

11

6 и менее

7,8

9

10,11

12

7 и менее

8

9,10

11,12

13

8 и менее

9,10

11,12

13

14

9 и менее

10,11

12,13

14

15-16

9 и менее

10

11,12,13

14,15,16

18

11 и менее

12,13

14,15,16

17,18

24

15 и менее

16,17,18

19,20,21

22,23,24

30

19 и менее

20,21,22,23

24,25,26,27

28,29,30

Проверка и оценка знаний и умений учащихся при выполнении тестовых заданий.

Выполнение тестовых заданий оценивается

- выполнение заданий на 85%-100%- «5»

- выполнение заданий на 75% и выше- «4»

- выполнение заданий на 66% и выше- «3»

- выполнение заданий менее 66%- «2»

График контрольных работ

№ п/п

Раздел

Тема

Даты проведения

Календ

фактич

1

Химическая реакция

«Электролитическая диссоциация»

2

Элементарные основы неорганической химии

«Кислород и сера»

3

Элементарные основы неорганической химии

«Неметаллы»  

4

Элементарные основы неорганической химии

«Металлы» «Общие свойства металлов».

5

Органическая химия

«Первоначальные представления об органических веществах».

График практических работ

№ п/п

Раздел

Тема

Даты проведения

Календ

фактич

1

Экспериментальные основы химии

 Решение экспериментальных задач по теме: «Электролитическая диссоциация».

2

Экспериментальные основы химии

Решение экспериментальных задач по теме: « Подгруппа кислорода»

3

Экспериментальные основы химии

 Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств». (Получение аммиака и изучение его  свойств)

4

Экспериментальные основы химии

Получение углекислого газа и изучение его свойств Качественная  реакция на углекислый газ и карбонат-ион.

5

Экспериментальные основы химии

Решение экспериментальных задач по теме: «Элементы I А- III А групп периодической таблицы элементов»

6

Экспериментальные основы химии

Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы и их соединения»

График лабораторных опытов

№ п/п

Раздел

Тема

Даты проведения

Календ

фактич

1

Химическая реакция

 Испытание веществ на электрическую  проводимость

2

Химическая реакция

Реакции обмена между растворами электролитов

3

 «Экспериментальные основы химии»

Распознавание сульфид-ионов в растворе

4

 «Экспериментальные основы химии»

Распознавание  сульфат-ионов в растворе

5

 «Экспериментальные основы химии»

Распознавание  катиона аммония

6

 «Экспериментальные основы химии»

Знакомство с образцами природных соединений неметаллов -нитратами

7

 «Экспериментальные основы химии»

Взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов, распознавание карбонат-ионов

8

Элементарные основы неорганической химии

Ознакомление с образцами природных силикатов

9

Элементарные основы неорганической химии

Рассмотрение образцов металлов и сплавов (коллекция)

10

Элементарные основы неорганической химии

Вытеснение одного металла другим из раствора соли

11

 «Экспериментальные основы химии»

Распознавание катионов натрия и калия

12

 «Экспериментальные основы химии»

 Распознавание катионов кальция и бария

13

Элементарные основы неорганической химии

Знакомство с  образцами соединений алюминия и его сплавов.

(коллекция)

14

Элементарные основы неорганической химии

1.Знакомство с рудами железа.  2. Взаимодействие и железа с растворами кислот и солей

15

Элементарные основы неорганической химии

Получение гидроксидов железа (II) и (III) и взаимодействие их с кислотами

16

Элементарные основы органической химии

Знакомство с образцами лекарственных препаратов

Учебно-методические средства обучения

Основная литература для учителя

  1. Стандарт основного общего образования по химии.
  2. Примерная программа основного общего образования по химии.
  3. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2009г. -56с.
  4. Гара Н.Н. Химия. Методическое пособие для учителя Уроки в 9 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2009 .
  5. Рудзитис Г.Е. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2011г.
  6. Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 8-9: пособие для учителя/ А.М.Радецкий. – М.: Просвещение, 2005г. М.: Просвещение, 2005г.
  7. Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Химия. Задачник с «помощником». 8-9 классы - М.: Просвещение, 2009г.

Дополнительная литература для учителя

  1. Барковский Е.В., Врублевский А.И. Тесты по химии, Минск, «Юнипресс», 2002.
  2.  Глинка Н.Л. Общая химия. – Ленинград, «Химия», 1985г
  3. Егоров А.С. и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов – на – Дону: Феникс, 2004.
  4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. – М., «Дрофа», 1999г
  5. Химия в школе: научно – методический журнал - М.: Российская академия образования; изд – во «Центрхимэкспресс». – 2005 – 2012.

Основная литература для учащихся

  1. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман - Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений  – М.: Просвещение, 2011г.
  2. Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Химия. Задачник с «помощником». 8-9 классы - М.: Просвещение, 2009г.
  3. Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 8-9: пособие для учителя/ А.М.Радецкий. – М.: Просвещение, 2005г. М.: Просвещение, 2005г

Дополнительная литература для учащихся

  1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М., «АСТ-пресс», 2002.
  2. Егоров А.С. и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов – на – Дону: Феникс, 2004.
  3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. – М., «Дрофа», 1999г
  4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М., «Дрофа», 2002г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета:

  • электронное приложение к учебнику «Химия 8»,  разработчик ЗАО «Образование – Медиа»
  • Уроки химии  Кирилла и Мефодия,  8 – 9  класс - Разработчик: Кирилл и Мефодий, 2005г.