РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии 11 класс
рабочая программа по химии (11 класс) на тему

Семёнычева Лариса Витальевна

Программа разработана на основе Программы по химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений Новошинского И. И., Новошинской Н. С., Москва «Русское слово» 2013.

Уровень среднего общего образования: 11 класс

Количество часов: 68ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2015-2016_uch.god_11kl.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                          Приложение

                                                                                                                                          к образовательной

                                                                                                                                          программе

г. Новочеркасск

 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №23

                                                                                                «Утверждаю»

                                                                                                Директор МБОУ СОШ №23

                                                                                               __________/П.А.Петровсков/                                                                                     

                                                                                               Приказ от 31.08.2015г. №134

                                                                                                                                         

                                                                                                 

                                        

                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

по химии

Уровень среднего общего образования:  11 класс

Количество часов: 68ч.

Учитель:   Семёнычева Лариса Витальевна

Программа разработана на основе

Программы по химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений

Новошинского И. И., Новошинской Н. С., Москва «Русское слово» 2013.

                                                                           

                                                                 2015 – 2016 уч. год.                                                          

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе положения о рабочей программе педагога в соответствии с п. 2 ст. 28 Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Типовым положением об образовательном учреждении. Концепцией проекта федерального закона «Об образовании  в Российской Федерации», утвержденной Комиссией Правительства  Российской Федерации по законопроектной деятельности (протокол от 1 июня 2009г. №20),  в соответствии с приказом МО РФ №373 от 06.10.09 (п. 19.5), Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по химии. Уставом образовательного учреждения. Примерной программы по химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений, авторы  Новошинский И. И., Новошинская Н. С. (Москва. «Русское слово», 2013). Она разработана  в соответствии с существующей концепцией химического образования и реализует принцип концентрического  построения  курса. Она  определяет  содержание  базового уровня курса химии  среднего общего образования и предназначается для использования в 11 классе.

Цель: построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных,

           психологи ческих и физиологических особенностей обучающихся.

Задачи: в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за Российскую химическую  

               науку, гуманизм, отношение к труду целеустремленность;

               в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной  

              траектории;

              в познавательной сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью.

Общая характеристика курса 

В основе УМК лежат  принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала. Рабочая программа направлена на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающихся. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики и биологии.  

Изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников

средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.

Наконец, подавляющее большинство тестовых заданий ЕГЭ (более 90%) связаны

с общей и неорганической химией, а потому в 11, выпускном классе логичнее изучать именно эти разделы химии, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть это серьезное испытание.

Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома,  типах  химических  связей,   агрегатном  состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных  процессах) адаптированные под курс

Фактическую  основу  курса  составляют  обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе. Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

В результате изучения предусмотренного рабочей программой учебного материала по курсу химии учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии к уровню подготовки выпускников.

В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах  современной  естественнонаучной  картины  мира,  умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для основного общего  образования  и в соответствии с учебным планом в Муниципальном бюджетном учреждении средне общеобразовательной школе №23. Программа рассчитана на преподавание курса химии. В объёме 68 часа в год; 2 часа в неделю; в 11 классе.  

Последовательность изучения тем:

Тема

 часов

(по программе)

 часов

(фактическое)

1

I. Строение вещества

Тема №1. Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

6

6

2

Тема №2. Химическая связь

10

10

3

II. Химические процессы  

Тема №3. Химические реакции и закономерности их протекания

8

8

4

Тема №4. Растворы. Электролитическая диссоциация

5

7

5

Тема №5. Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов

7

9

6

III. Вещества и их свойства  

Тема №6. Основные классы неорганических соединений

10

10

7

Тема №7. Простые вещества

9

11

8

IV. Химическая технология и экология  

Тема №8. Химическая технология. Охрана окружающей среды.

9

7

                                                                                  Итого:   

64+4ч

68ч

Содержание учебного предмета

Материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, выделен курсивом.  Мелким шрифтом выделены вопросы, относящиеся к повторению.

I. Строение вещества

Тема 1. Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (6ч.)

Атом. Обобщение ранее полученных знаний об атоме. Состав атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Заряд ядра — важнейшая характеристика атома.  Изотопы. Электронная схема атома.

Развитие представлений о сложном строении атома. Состояние электронов в атоме. Двойственная природа электрона. Атомная орбиталь и электронное облако. Понятие о квантовых числах. Форма  s-, p-, d-орбиталей. Принцип Паули. Максимальное число электронов на энергетических уровнях и подуровнях. Принцип наименьшей энергии и электронная формула атома. Электронная классификация элементов: s-,  p-,  d-, f-семейства. Валентные электроны s-, p-, d-, f-элементов. Правило Хунда и графическая схема строения электронных слоев атомов (электронно-графическая формула атома).

Периодический закон и Периодическая  система химических  элементов Д. И. Менделеева в  свете  теории строения атома. Современная формулировка периодического закона. Структура Периодической системы. Строение атомов элементов малых и больших периодов, главных и побочных подгрупп. Физический смысл номеров периода и группы. Изменение характеристик и свойств атомов элементов и их соединений (вертикальная и горизонтальная периодичность, диагональное сходство). Физический смысл периодического закона. Общая характеристика элемента и свойств его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. Предсказание свойств веществ на основе периодического закона. Значение периодического закона для развития науки и понимания научной картины мира.

Демонстрации 1. Модели электронных облаков разной формы. 3. Кинофиль «Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева»

Тема 2. Химическая связь (10ч.)

Ковалентная химическая связь, механизмы ее образования: обменный и донорно-акцепторный.  Полярная и неполярная ковалентные связь.

Валентность и валентные возможности атома в свете теорий строения атома. Основное и возбужденное состояние атома. Степень окисления. Ссравнение понятий «валентность» и «степень окисления».

Количественные характеристики химической связи: энергия связи, длина связи. Свойства ковалентной связи: насыщенность, направленность.  σ-связи и π-связи.

Понятие о гибридизации атомных орбиталей. Виды гибридизации атомных орбиталей. Пространственное строение (геометрия) молекул  (линейные, треугольные, тетраэдрические, пирамидальные и угловые молекулы).   

Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи. Сравнение свойств ковалентной и ионной связи.

Водородная связь.  Механизм образования водородной связи: электростатическое и донорно-акцепторное взаимодействие. Сравнение свойств ковалентной и водородной связи.

Влияние  водородной  связи  на  свойства  веществ.  

Типы кристаллических решеток: ионные, атомные, молекулярные и металлические. Металлическая связь, ее особенности. Зависимость свойств веществ от типа связи между частицами в кристаллах. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Демонстрации: 1. Модели молекул различной геометрической формы.  2. Модели кристаллических решеток, коллекция кристаллов. 3. Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения вещества с его свойствами  (возгонка  иода, нагревание кварца,серы, поваренной соли)

II. Химические процессы  

Тема 3. Химические реакции и закономерности их протекания (8ч.)

Сущность химической реакции: разрыва связей в реагентах и образование новых связей в продуктах реакции. Энергетика химических реакций. Экзо-  и эндотермические реакции.  Тепловой  эффект реакции. Термохимические уравнения.

Скорость реакции.  Гомогенные и гетерогенные реакции.  Факторы, влияющие на скорость реакции: природа реагирующих веществ, концентрация, температура (правило Вант-Гоффа). Площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Энергия активации. Катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Роль катализаторов в природе и интенсификации технологических процессов.

Обратимые и необратимые реакции.  Понятие химического равновесия. Химическое равновесие в гомо- и гетерогенных реакциях. Факторы, влияющие на смещение равновесия (температура, давление и концентрация реагентов). Принцип Ле Шателье. Роль смещения равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности.

Демонстрации 1.Экзо- и эндотермические реакции (гашение извести и разложение дихромата аммония). 2.  Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами при разных концентрациях и температурах). 3. Действие катализаторов и ингибиторовна сорость химической реакции. 4. Влияние площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ на протекание реакции (взаимодействие гранул и порошка цинка или мела с соляной кислотой одинаковой концентрации).

Лабораторный опыт 1.Смещение химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ.

Практическая работа №1. Скорость химической реакции.

Расчетные задачи. 

1. Определение скорости реакции по изменению концентрации реагирующих веществ.

2. Решение задач с использованием правила Вант-Гоффа.

Тема 4. Растворы. Электролитическая диссоциация (7ч.)

Дисперсные  системы.  Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Классификация дисперсных систем. Золи, гели, понятие о коллоидах. Истинные растворы.

Образование растворов. Механизм и энергетика растворения.  Химическое равновесие при растворении. Растворимость веществ в воде. Насыщенный раствор. Влияние на растворимость природы растворителя, температуры и давления.

Способы выражения состава растворов: массовая доля растворенного вещества,   моляльная  концентрации. 

Электролитическая диссоциация.  Зависимость механизма диссоциации от характера химических связей в  электролитах. Слабые и сильные электролиты.

Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Индикаторы. Значение среды растворов для химических и биологических процессах.

Реакции ионного обмена в водном растворе. Условия протекания реакций: выпадение осадка, выделение газа, образование слабого электролита. 

Демонстрации 1. Образцы дисперсных систем с жидкой средой. 2. Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей. 3. Эффект Тиндаля.  4. Получение насыщенного раствора. 5. Окраска индикаторов в различных средах.

Лабораторный опыт 2. Тепловые явления при растворении. 3. Реакции ионного обмена в растворе.

Расчетные задачи: Расчет массовой доли растворенного вещества.

Тема 5. Реакции с изменением степеней окисления

атомов химических элементов (9ч) 

Окислительно-восстановительные реакции.  Процессы окисления и восстановления. Восстановители и окислители. Окислительно-восстановительная двойственность. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса.

Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов.  

Электролиз.  Электролиз расплавов и водных растворов электролитов с инертными электродами. Применение электролиза в промышленности.

Коррозия металлов.  Ущерб от коррозии. Виды коррозии (химическая и электрохимическая). Способы защиты металлов от коррозии: легирование, антикоррозионные покрытия (неметаллические и металлические — анодные и катодные), протекторная защита, ингибирование.

Демонстрации 1. Примеры окислительно-восстановительных реакций. 2. Электролиз растворов хлорида меди (II) и сульфата натрия или калия.

Лабораторный опыт 4. Окислительно-восстановительные реакции.

Расчетные задачи. Решение задач по теме «Электролиз».

III. Вещества и их свойства  

Тема 6. Основные классы неорганических соединений (10ч.)

Классификация неорганических соединений. Обобщение свойств неорганических  соединений важнейших классов.

              Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам, физические и химические свойства.

Гидроксиды. 

  • основания, их диссоциация и химические свойства.
  • кислоты, их диссоциация и химические свойства;
  • амфотерные гидроксиды, их химические свойства.

Соли. 

  • средние соли, их диссоциация и химические свойства;
  • кислые соли, способы их получения, перевод кислых солей в средние;
  • основные соли, их состав, номенклатура, способы получения, диссоциация, перевод основных солей в средние.

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

            Гидролиз солей. Понятие о гидролизе. Гидролиз солей различных типов (исключая полный гидролиз солей). Степень гидролиза. Влияние температуры и концентрации на степень гидролиза. Смещение равновесия гидролиза.

Демонстрации 1. Реакции, характерные для основных, кислотных и амфотерных оксидов и гидроксидов. 2. Получение и свойства средних, кислых и основных солей. 3. Гидролиз солей различных типов.

Лабораторный опыт 5. Распознавание оксидов. 6. Распознавание катионов натрия, магния и цинка. 7. Получение кислой соли. 8. Получение основной соли.

Практическая работа №2 Гидролиз солей.

Расчетные задачи. Решение задач по материалу темы.

Тема 7. Простые вещества (11ч.) 

Неметаллы. Общий обзор неметаллов.  Положение элементов, образующих простые вещества - неметаллы,  в Периодической системе элементов. Особенности строения их атомов. Строение простых веществ — неметаллов. Аллотропия. Способы получения неметаллов. Физические и химические свойства неметаллов. Окислительно-восстановительная двойственность неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами и водородом, неметаллами, атомы которых имеют более низкое значение электроотрицательности,  некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства в реакциях с кислородом, фтором и оксидами (углерода, водорода). Реакции диспропорционирования: взаимодействие галогенов (кроме фтора) и серы со щелочами, хлора и брома с водой. Роль неметаллов в природе и технике.

Металлы. Общий обзор металлов. Положение элементов, образующих простые вещества — металлы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Нахождение металлов в природе и способы их получения. Физические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства металлов: взаимодействие с простыми веществами - неметаллами,  со  сложными веществами: с водой, растворами щелочей и кислот, кислотами-окислителями  (азотная  и  концентрированная серная), растворами солей.

Применение металлов, их сплавов и соединений в промышленности и современной технике. Роль металлов в природе и жизни организмов.

Демонстрации 1. Модели кристаллических решеток иода, алмаза и графита. 2. Взаимодействие серы с кислородом, водородом, растворами щелочи. 3. Вытеснение менее активных галогенов из их соединений (галогенидов) более активными галогенами. 4. Коллекция металлов с различными физическими свойствами. 5. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой

6. Взаимодействие алюминия или цинка с растворами серной и азотной кислот.

Лабораторный опыт 9. Взаимодействие металлов с растворами щелочей.

Практическая работа №3. Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, оксида углерода (IV)).

Практическая работа №4. Экспериментальные задачи по разделу «Вещества и их свойства».

Практическая работа №5. Идентификация неорганических соединений.

Расчетные задачи. Решение задач по материалу темы.

IV. Химическая технология и экология  

Тема 8. Химическая технология. Охрана окружающей среды (7ч.)

Производство серной кислоты контактным способом: закономерности химических реакций, выбор оптимальных условий их осуществления.

          Общие научные принципы химического производства. Современные методы оптимизации химических производств. Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды от загрязнений. Необходимость экологической экспертизы новых технологий.

Охрана атмосферы.  Состав атмосферы Земли. Озоновый щит Земли. Основные  источники загрязнения атмосферы.  Изменение свойств атмосферы в результате ее загрязнения: парниковый эффект, кислотные дожди, фотохимический смог. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ. Охрана атмосферы от загрязнения.

Охрана гидросферы. Вода  в  природе. Вода - универсальный  растворитель. Роль воды в круговороте веществ в природе. Источники и виды загрязнения воды. Охрана водных ресурсов от загрязнений.

Охрана почвы. Почва - основной источник обеспечения растений питательными веществами. Источники и основные загрязнители почвы. Способы снижения загрязненности почвы.

Демонстрации  1. Модель или схема производства серной кислоты. 2. Схемы круговорота в природе кислорода, азота, серы, углерода, воды. 3. Схема безотходного производства. 4. Фильмы о загрязнении воздуха, воды и почвы. 5 Схема очистки воды (стадии подготовки питьевой воды)

Экскурсия. Предприятия по производству неорганических веществ.

Расчетные задачи. Расчет выхода продукта реакции.

Тематическое планирование

Наименование темы

Всего

часов

Из них

Практические и лабораторные работы

Контрольные работы

I. Строение вещества

Тема №1

Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

6

 

Тема №2

Химическая связь

10

 

Контрольная работа №1

«Строение атома. Периодический закон и  система химических элементов. Химическая связь» 

II. Химические процессы  

Тема №3.

Химические реакции и закономерности их протекания

8

Л/р №1 Смещение химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ.

 Практическая работа №1 

«Скорость химической реакции»

  Проверочная работа №1 

«Химические реакции и закономерности их протекания»  

Тема №4

Растворы. Электролитическая диссоциация

7

Л/р №2 Тепловые явления при растворении.

Л/р №3 Реакции ионного обмена в растворе.

Контрольная работа №2

«Растворы. Электролитическая диссоциация»

Тема №5

Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов

9

Л/р №4 Окислительно-восстановительные реакции.

Проверочная работа №2 

«Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов»

III. Вещества и их свойства  

Тема №6.

Основные классы неорганическихсоединений

10

Л/р №5 Распознавание оксидов. Л/р №6 Распознавание катионов натрия, магния и цинка.

Л/р №7 Получение кислой соли  

Л/р №8 Получение основной соли.

Практическая работа №2

«Гидролиз солей»

Контрольная работа №3

«Основные классы неорганических соединений»

Тема №7

Простые вещества

11

Л/р №9 Взаимодействие металлов с растворами щелочей.

Практическая работа №3.

«Получение, собирание и распознавание газов»

Практическая работа №4. Экспериментальные задачи по разделу «Вещества и их свойства».

Практическая работа №5. «Идентификация неорганических соединений»

Контрольная работа №4              «Простые вещества»

IV. Химическая технология и экология  

Тема №8.

Химическая технология. Охрана окружающей среды

7

Формы организации учебного процесса: устный ответ; письменный ответ (контрольные  работы); составление и заполнение таблиц; составление плана; работа по алгоритму; подбор и поиск примеров; наблюдение и сравнительный анализ; поисковая работа.

Формы текущего контроля знаний: предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах: опрос - устный, письменный ответ; тестирование, самостоятельная работа, проверочная работа.

Приложение

                                                                                                                                                    к рабочей

                                                                                                                                                    программе

Календарно-тематическое планирование в 11 классе

дата

Тема урока

Тип урока

Формы контроля

Дом/зад

план

факт

I. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

Тема 1. Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (6ч.)

1

1. Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Атом. Обобщение ранее полученных знаний об атоме. Состав атома. Заряд ядра — важнейшая характеристика атома.  Изотопы. Электронная схема атома.

ВУ

письменная и устная работа

§1 в.1-5

стр.6

2

2. Состояние электронов в атоме. Двойственная природа электрона. Атомная орбиталь и электронное облако. Понятие о квантовых числах. Форма  s-, p-, d-орбиталей. Принцип Паули.

КУ

письменная и устная работа

§2 в.1-3

стр.10

 3

3. Валентные электроны s-, p-, d-, f-элементов. Правило Хунда и графическая схема строения электронных слоев атомов

КУ

письменная и устная работа тестирование

§3 в.1-4

стр.16

4

4. Периодический закон и Периодическая  система химических элементов Д.И Менделеева. Структура Периодической системы.

КУ

письменная и устная работа

§4  в.1-4

стр.23

5

5. Изменение характеристик и свойств атомов элементов и их соединений. Физический смысл периодического закона.

УСЗУ

письменная и устная работа

§1-4

задание в тетради

6

6. Общая характеристика элемента и свойств его соединений. Значение закона для понимания научной картины мира.

УПЗУ

 письменная и устная работа тестирование

§1-4 задание в тетради

Тема 2. Химическая связь (10ч.)

7

1. Ковалентная химическая связь, механизмы ее образования: обменный и донорно-акцепторный.  

КУ

письменная и устная работа

§5 в.1-2 стр.28

8

2. Валентность и валентные возможности атома в свете теорий строения атома.

УСЗУ

письменная и устная работа тестирование

§6 в.1-2

стр.31

9

3. Количественные характеристики химической связи. Свойства ковалентной связи.  σ-связи и π-связи.

КУ

письменная и устная работа

§7,8  в.1,2 стр.34

 в. стр.37

10

4. Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи. Сравнение свойств ковалентной и ионной связи.

КУ

 письменная и устная работа тестирование

§9

в.1,2

стр.40

11

5. Сравнение свойств ковалентной и ионной связи.

УСЗУ

письменная и устная работа

§5-9

зад/тетр

12

6. Водородная связь.  Механизм образования водородной связи: электростатическое и донорно-акцепторное взаимодействие. Сравнение свойств ковалентной и водородной связи.  

УСЗУ

письменная и устная работа

§10

в.1,2

стр.43

13

7. Влияние  водородной  связи  на  свойства  веществ

КУ

Самостоятельная работа, усный опрос

§10

презентац

14

8. Типы кристаллических решеток: ионные, атомные, молекулярные и металлические.

КУ

письменная и устная работа тестирование

§11 в.1-3

стр.46

15

9. Обобщение изученного материала по теме: Периодический закон и  система химических элементов. Химическая связь.

УОП

письменная и устная работа

§5 -11

задачи

16

10. Контрольная работа №1 

«Строение атома. Периодический закон и  система химических элементов. Химическая связь»

УКЗ

Контрольная работа

зад/тетр

II. ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Тема 3. Химические реакции и закономерности их протекания (8ч.) 

17

1. Сущность химической реакции. Тепловой  эффект. Термохимические уравнения.

УИНМ

письменная и устная работа

§12 в.1-3

стр.51

18

2. Скорость реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции. Расчетные задачи.

УСЗУ

письменная и устная работа

§13 в.1-4

стр.59

19

3. Обратимые и необратимые реакции.  Химическое  равновесие.  Равновесные  концентрации.  Константа равновесия.

КУ

письменная и устная работа тестирование

§14 в.1-3

стр.65

20

4. Практическая работа №1.

«Скорость химической реакции»

УПР

Практическая работа

П/р. №1 стр.160

21

5. Факторы, влияющие на смещение равновесия. Принцип Ле-Шателье.

                                                           Л.О. №1

УИНМ

письменная и устная работа

§14

зад/тетр

22

6. Смещение химического равновесия.

УСЗУ

 письменная и устная работа тестирование

§14 задачи

23

7. Роль смещения равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности.

УОП

письменная и устная работа

§12-14

задачи

24

8.  Проверочная работа №1 «Химические реакции и закономерности их протекания»

УПЗ

Проверочная работа

§12-14 презентац

Тема 4. Растворы. Электролитическая диссоциация (7ч.)  

25

1. Дисперсные  системы.  Понятие о дисперсных системах.

УИНМ

письменная и устная работа

§15 в.1-4

стр.69

26

2. Образование растворов. Расчетные задачи:  Расчет массовой доли растворенного вещества.

УПЗУ

 Письменная работа

§16,17

в1,2 ст.74

27

3. Способы выражения состава растворов: массовая доля растворенного вещества. Расчетные задачи:

Расчет массовой доли растворенного вещества.

УПЗУ

Письменная работа

§16-17

в.1-3

стр.75

28

4. Электролитическая диссоциация. Слабые и сильные электролиты. Реакции ионного обмена.                                                       Л.О 2, 3

КУ

 письменная и устная работа тестирование

§18

в1-3 ст.80

29

5. Расчетные задачи:

Расчет массовой доли растворенного вещества.

УПЗУ

Письменная работа

§15-18 задачи

30

6. Обобщение изученного материала по теме: «Химические реакции в водных растворах»

УОП

Усная и письменная работа

§15-18

задачи

31

7. Контрольная работа №2

«Растворы. Электролитическая диссоциация»

УПЗ

Контрольная работа

зад/тетр

Тема 5. Реакции с изменением степеней окисления атомов

химических элементов (9ч.) 

32

1. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса.                Л.О. №4

КУ

письменная и устная работа

§19 в.1

стр.86

33

2. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов.  

УСЗУ

Письменная работа

§19

в.2

стр.86

34

3.  Метод  электронно-ионного баланса.  Органические вещества в окисл-вос  р-х.

УСЗУ

 Письменная работа

§19

зад/тетр

35

4. Электролиз.  Электролиз расплавов и водных растворов.

УИНМ

письменная и устная работа

§20 в.1-3

стр.91

36

5. Электролиз. Применение электролиза в промышленности. Аккумуляторы.

УСЗУ

 письменная  тестирование

§20

зад/тетр

37

6. Расчетные задачи. Решение задач по теме «Электролиз».

КУ

Письменная работа

§20

зад/тетр

38

7. Коррозия металлов. Виды коррозии. Способы защиты металлов от коррозии.

УИНМ

письменная и устная работа

§21 в.1-4

стр.97

39

8. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз.

УОП

 письменная работа

§19,20

зад/тетр

40

9. Проверочная работа №2          «Реакции с изменением степеней окисления атомов хим. элементов»

УПЗ

Проверочная работа

§19,20

зад/тетр

III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА

Тема 6. Сложные неорганические вещества (10ч.)

41

1. Оксиды. Классификация физические и химические свойства.                   Л.О №5

КУ

письменная и устная работа

§22 в.1-3

стр.102

42

2.Гидроксиды:основания, кислоты, амфотерные гидроксиды, свойства.

КУ

письменная и устная работа

§23 в.1-5

стр.107

43

3. Соли. Средние соли, их диссоциация и химические свойства.                    Л.О №6

КУ

письменная и устная работа

§24 в.1-3

стр.112

44

4. Кислые соли, способы их получения, основные соли, их состав, номенклатура, способы полученияя                  Л.О №7, 8

УИНМ

письменная и устная работа

§24

зад/тетр

45

5. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

УСЗУ

письменная и устная работа

§22-24

зад/тетр

46

6. Гидролиз солей. Понятие о гидролизе. Гидролиз солей различных типов.

УИНМ

письменная и устная работа

§25 в.1-3

стр.120

47

7. Степень гидролиза. Влияние температуры и концентрации на степень гидролиза.

УСЗУ

письменная и устная работа

§22-25

зад/тетр

48

8. Практическая работа №2

«Гидролиз солей»

УПР

Практическая работа

П/р №2

стр.161

49

9. Обобщение по теме: «Сложные неорганические вещества»

УОП

письменная и устная работа

§22-25

зад/тетр

50

10. Контрольная работа №3    

«Основные классы неорганических соединений»

УПЗ

Контрольная работа

зад/тетр

Тема 7. Простые вещества (11ч.)

51

1. Неметаллы. Строение. Аллотропия. Способы получения. Физические и химические свойства неметаллов.

УИНМ

письменная и устная работа

§26 в.2-5

стр.124

52

2. Окислительно-восстановительная двойственность неметаллов.  

КУ

письменная и устная работа

§27 в.2-4

стр.127

53

3. Реакции диспропорционирования Роль неметаллов в природе и технике

КУ

письменная и устная работа

§26-27 в.5-6 стр.128

54

4. Практическая работа №3           «Получение собирание и распознавание  газов»

УПР

Практическая работа

П/р №3

стр.162

55

5. Металлы. Получения. Физические, химические свойства металлов    Л.О №9

УИНМ

письменная и устная работа

§28 в.1-3

стр.130

56

 6. Применение металлов, их сплавов  Роль металлов в природе и жизни орг-ов.

УИНМ

письменная и устная работа

§29 в.1-3

стр.138

57

7. Практическая работа№4 Экспериментальные задачи по разделу «Вещества и их свойства».

УПР

Практическая работа

П/р №4

стр.163

58

8. Расчетные задачи. Решение задач по материалу темы.

УПЗУ

Письменная работа

§29 в.4-5

стр.138

59

9. Практическая работа №5. Идентификация неорганических соединений.

УПР

Практическая работа

П/р №5

стр.164

60

10. Обобщение изученного материала по теме: «Простые вещества»

УОП

 письменная, тестирование

§26-29 зад/тетр

61

11. Контрольная работа №4  

«Простые вещества»

УПЗ

Контрольная работа

зад/тетр презентац

 IV. ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ

Тема 8. Химическая технология. Охрана окружающей среды (7ч.)

62

1. Производство серной кислоты  выбор оптимальных условий их осуществления.

УИНМ

письменная и устная работа

§30 в.1-4

стр.145

63

2. Общие научные принципы химического производства. Современные методы оптимизации химических производств.

УСЗУ

письменная и устная работа

§30-31в1-2

стр.147

64

3. Промышленное получение веществ и охрана среды от загрязнений

УСЗУ

письменная и устная работа

§30-31з/т презентац

65

4. Охрана атмосферы. Озоновый щит Земли. Источники загрязнения.

УСЗУ

письменная и устная работа

§32 в.1-3

стр.154

66

5. Охрана гидросферы.Вода растворитель  Виды загрязнения воды Охрана  ресурсов  

УСЗУ

письменная и устная работа

§33 в.1-3

стр.159

67

6. Охрана почвы. Загрязнители почвы. Способы снижения загрязненности

УСЗУ

письменная и устная работа

§33 в.4-6

стр.159

68

7. Расчетные задачи. Расчет выхода продукта реакции. Экскурсия.

УСЗУ

 письменная и устная работа

итог

Учебно - методическое и материально -техническое обеспечение образовательного процесса

Литература

Обязательная: 

  1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия:Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово,2010.
  2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово,2013.

Дополнительная:

  1.  «Общая химия» Поурочное планирование. 10 кл Ульянова Г.М, С-Петербург, «Паритет».
  2. «Самостоятельные работы по химии. 11 класс».  Новошинский И.И., Новошинская Н.С.. Москва. ОНИКС 21 век., Мир и Образование. 2008г.
  3. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы» Москва. «Новая волна ОНИКС» 2000г
  4. Новошинский И. И., Новошинская Н.С. Химия профильный уровень 10 (11)кл Москва «Русское слово» 2011г.
  5. Турчен Д.Н.- ЕГЭ. Химия. Расчетные задачи в тестах ЕГЭ/- М.: Изд «Экзамен», 2015.
  6. Хомченко И.Г.- Сборник задач/- М.: «Издательство Новая Волна», 1996.-221с.
  7. Ширшина Н.В.- Химия: проектная деятельность учащихся/- Волгоград: 2008.
  8. Чернышова В.Н., Егоров А.С. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. Ростов-на-Дону Феникс»м1997г.
  9.  Егоров А.С Химия. Современный курс для подготовки ЕГЭ. Ростов/Дону «Феникс» 2013

Сайты: 1) http://lib.inorg.chem.msu.ru  – Материалы по общей химии для учащихся химико-

               биологических классов: основные понятия химии, строение атома, химическая связь.

               2) http://www.chem.km.ru Мир химии. (Образовательный сайт, содержащий  

               теоретические сведения по различным разделам химии, материалы олимпиад)

              3) www. fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.                                

              4) http://ege.edu.ru – Информационной портал ЕГЭ.

              5) http://school-collection.edu.ru. – Единая коллекция ЦОР.    

Наглядный материал: 

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Растворимость кислот, оснований и солей в воде.

Электрохимический ряд напряжения металлов.

Модели атомных решоток.

Макет установки «Производство серной кислоты»

Оборудование и приборы: 

Лабораторный комплект по курсу предмета химия.

Набор-конструктор для сбора различных химических соединений.

Набор химической  посуды и принадлежностей для лабораторных  работ по химии.  

Результаты освоения конкретного учебного курса и система их оценки

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы

химических веществ, уравнения химических реакций; важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион,катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии; характерные признаки важнейших химических понятий; о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями; смысл основных законов и теорий химии: атомно-молекулярная теория, законы сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон Д.И. Менделеева.

Уметь: называть химические элементы; соединения изученных классов неорганических веществ; объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева, к

 которым элемент принадлежит; закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов; сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена. Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей). Определять/классифицировать: состав веществ по их формулам; валентность и степень окисления элемента в соединении; вид химической связи в соединениях; принадлежность веществ к определенному классу соединений; типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена. Составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций. Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием. Распознавать опытным путем: газообразные вещества: кислород, водород, растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора. Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с веществами и материалами в

повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; объяснения отдельных фактов и природных явлений; критической оценки информации о веществах, используемых

Ожидаемый результат по химии

В познавательной сфере:

*давать определения изученных  понятий: вещество (химический, элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные   вещества,  химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит);

химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);

*описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

*описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

*классифицировать изученные объекты и явления;

*наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

*делать выводы умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей

*прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

*структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

*моделировать строение атомов элементов первого - третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.

В ценностно-ориентационной сфере:- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

В трудовой сфере:- проводить химический эксперимент.

В сфере безопасности жизнедеятельности:-оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Система оценивание учащихся

Оценка устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две – три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ

неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащегося основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка контрольных работ

Отметка «5»: ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две–три несущественные ошибки.

Отметка «2»: работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.

Оценка умений решать задачи

Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении ошибок нет, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена не рациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и  решении.

Оценка экспериментальных умений

Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом ТБ, проявлены организационно – трудовые умения.

Отметка «4»: работа выполнена  правильно, сделаны правильные выводы и наблюдения, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами.

Отметка «3»: работа выполнена  правильно, сделан эксперимент не менее чем на половину, но допущена   существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ.

Отметка «2»: допущены две и более существенные ошибки  в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ при работе с веществами

                  СОГЛАСОВАНО                                                                  СОГЛАСОВАНО

               Протокол заседания                                                      Заместитель директора по УВР

               методического совета                                                  _______________Л.Е. Гапонова

               МБОУ СОШ №23                                                         ___________________2015 года

               от 28.08.2015г. №1

               ____________Л.Е. Гапонова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....