Конспект урока химии "Кислород. Газообразное состояние. Водород"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Представлена разработка урока химии для 8 класса по теме "Кислород. Газообразное состояние. Водород".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

«Курская областная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

Открытый урок на тему:

«Кислород. Газообразное состояние. Водород»

8 класс

Выполнил учитель химии

Архипова Т.Н.

Тема урока:

«Кислород. Газообразное состояние. Водород».

Цель урока:

Обобщить знания о газообразном состоянии вещества. Закрепить газовый закон Авогадро.

Оборудование:

I.   Каменный уголь, нефть, жидкое топливо

II. Таблицы:

1. «Круговорот О2 в природе. Распространенность О2 в природе»

2. «Обзор по кислороду»

3. «Применение О2»

4. Рисунок «Метеориты»

5. Карты «О2» и «Н2» (формулы)

6. «Обзор по Н2»

7. «Применение Н2»

Аппарат «Киппа», «Газометр»

Реактивы: КМПО4, колбы, лучинка, Zn, НС1

Ход урока

Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Кислород. Газообразное состояние. Водород». Сравнивая О2 и Н2 мы будем систематизировать, корректировать знания, умения.

Мы с вами живем на дне воздушного океана. Около 200 лет воздух считался элементарным веществом. Сейчас мы знаем, что воздух - это смесь газов.

У Бодлера есть такие строки:

«Есть запах чистоты

Он зелен точно сад,

Как плоть ребенка свеж,

Как зов свирели нежен»

- Скажите, какой состав воздуха соответствует стихотворному образу (таблица «О2 в воздухе»)?

- Скажите, за счет какого процесса происходит круговорот О2 в природе?

- Представьте, что когда-то О2 в атмосфере было 15%. Возможен ли был обычный процесс горения (рисунок «Метеориты»)?

- А если бы О2 было 30%. Что тогда? Сырая древесина сгорала бы как порох.

- Как вы думаете, чем отличается газообразное состояние вещества от конденсированного?

- От чего зависит объем газа?

- Как читается закон Авогадро?

- Какой объем занимает 1 моль любого газа при н.у.?

В свое время великий химик XIX столетия швед Берцелиус сказал: «Кислород является центром, вокруг которого вращается вся химия». Применительно к жизни можно сказать, что О2 является центром процессов окисления: дыхания, горения, гниения. А вот центральным атомом нашей вселенной является водород.

Итак, сегодня нам выпали две козырные карты их величества: КИСЛОРОД - оксигениум, что в переводе с греческого означает «рождающий кислоту», и ВОДОРОД - гидрогениум, что означает «рождающий воду».

Поработать в честь наших королей к доске пойдут (6 человек)

№ 1. Получение О2 в лаборатории:

KClO3 →                      КMnO4 →                 HgO →

Н2 О →                        Н2 О 2 →  

№2. Получение Н2 в промышленности, в лаборатории:

СН4 + Н20 →               Н20 →

Zn + НС1→                 Fe + H2SO4 →

№3. Химические свойства О 2

S + О 2  →                    Fe + О 2    →         Р + О 2    →    

Сu + О 2    →                  С + О 2    →          СН4 + О 2    →        

№4. Химические свойства Н2

Н2 + С12 →                    Н2 + S →                Н2 + Na →

Н2 + N2 →                          Н2 + O2 →              Н2 + Na →

Н2 + CuO →                 Н2 + W03

№5. Каков объем Н2 (н.у.), который может быть получен из 1г. гидрида

№6. Сколько теплоты выделиться при сгорании 10 л. Н2, если термохимическое уравнение горения

20 + 02 = 2Н20 + 484 кДж

А мы пока собираем все сведения о наших королях, все то, что составляет их богатство (Разделю вас на два королевства; каждый из вас должен защищать честь и достоинство вашего величества).

Итак,         - Кто открыл 02?

- Кто открыл Н2?

- Химическая формула 02?

- Химическая формула Н2?

- Mr (О2) =? легче или тяжелее воздуха?

- Mr (Н2) =? легче или тяжелее воздуха?

САМЫЙ ЛЕГКИЙ ГАЗ НА ЗЕМЛЕ. Посмотрите, как выглядят наши короли:

- О2?                 таблица «Общий обзор»

- Н2?                 таблица «Общий обзор».

Внешне они похожи! Посмотрим, любят ли наши короли водные

процедуры:

- Как растворяется О2?

- Как растворяется Н2?

- Как выглядит О2 в жидком и твердом состоянии

Менять наряды может позволить себе только его величество:

tкип (О2) = -183°С     tпл (О2) = -219°С

О2 газ бесцветный, жидкий - синего цвета, твердый – снегообразная масса

- А любит ли менять наряды Н2 жидкий, бесцветный, твердый, прозрачный,  при tкип = -253°С, tпл = -259,2°С

- Как собирают 02?

- Как собирают Н2? (таблица)

- Есть ли у O братья? Кто? (изотопы)

- Есть ли братья у Н? (изотопы)

- Кто из наших королей передает тепло от себя другим?

Н2 имеет самую высокую теплопроводность, в 7 раз большую, чем у воздуха.

Повторим о владениях наших королей:

- Самый распространенный элемент вселенной (92%)?

- В каком он там состоянии?

Солнце - это гигантский ядерный реактор, Н2 - космическое горючее. По некоторым расчетам, каждую секунду в глубинах Солнца, примерно 564 млн. т. Н2 в результате термоядерного синтеза (когда рождается гелий) превращается в 560 млн. т. Не, а 4 млн. т. Н2 превращается в мощное излучение, которое уходит в космическое пространство. Нет опасения, что на Солнце скоро иссякнут запасы водорода. Оно существует миллиарды лет, а запас Н2 в нем достаточен для того, чтобы обеспечить еще столько же лет горения.

О водородной энергетике говорят все чаще. Если человечество овладеет управляемым термоядерным синтезом, то проблема энергии будет решена НАВСЕГДА. А вот слияние двух ядер водорода, дейтерия и трития сопровождается выделением колоссальной энергии, намного большей, чем при распаде ядра урана или плутония.

- Сколько 02 к атмосфере?

- Сколько водорода в атмосфере?

- Сколько кислорода в земной коре?

- Сколько водорода в земной коре (1 %)?

- Какова роль 02 в химических процессах, происходящих на Земле?

- Какова роль Н2 в химических процессах?

- Самое распространенное соединение наших королей?

H2O

Итак, наши короли самые главные в химических процессах, протекающих на Земле. Кстати, и самые главные в живой природе. Органические вещества живого организма содержат Н, О.

Какие природные ископаемые содержат Н.

Каменный уголь при t = 450-500°С и под большим давлением можно превратить в жидкое топливо, похожее на нефть.

Вы устали, выпрямите спину, сделайте глубокий вдох. Кто подхватил 02? (карточки).

А теперь посмотрим на работу отвечающих у доски.

Обращение к классу, Ваши дополнительные вопросы отвечающим.

1. Каков тип реакций окисления простых веществ кислородом?

2. Какую реакцию провел Пристли?

3. Как получают 02 в промышленности?

4. Что такое окисление?

5. Что такое горение?

6. Чем является 02 в реакциях?

7. Кому уступает по окислительным свойствам кислород?

        Оцениваю отвечающих.

        Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Тема: "Категория состояния"

Уроки по теме "Категория состояния". Новая тема, закрепление, развитие речи, контроль....

Конспект урока "Слова категории состояния"

Конспект урока, презентация и рабочая карта урока по теме "Слова категории состояния"...

Урок природоведения 5 класс. Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твер­дость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.Цель: Систематизация имеющихся у обучающихся  знаний о полезных ископ...

Конспект урока химии "Химические свойства водорода"

Цель: Познакомить учащихся с химическими свойствами и его применением, провести лабораторный опыт, показывающий восстановительные свойства водорода....

Конспект урока: "Характеристика твердого состояния вещества."

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и свойствами твердых тел, деформацией, ее видами и характеристиками, тепловым расширением твердых тел....

Конспект урока "Слова категории состояния"

Конспект урока "Слова категории состояния" включает в себя собственно разработку урока, презентацию к уроку, дополнительный раздаточный материал. В ходе урока учащиеся должны научиться разли...

Конспект урока "Изменение агрегатных состояний вещества"

Цель: обобщить и систематизировать и закрепить знания по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».Формируемые УУД:предметные: закрепить знания учащихся об основных понятиях, физическ...