Контрольная работа по химии по теме "Металлы" для учащихся 9 класса по программе ОСГабриеляна
тест по химии (9 класс) на тему

Тихомирова Ирина Петровна

Контрольная работа  (в форме теста) по теме "Металлы" , два варианта, спецификация, ответы, работа на 45 минут

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon контрольный тест по химии80 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                              средняя общеобразовательная школа №58

                                                  г. Иваново

                 Контрольно – измерительные материалы по химии

                                      2014 – 2015 учебный год

                          Контрольная работа по  химии  для 9 класса

                                        тема      «Металлы»

                               (тестовая работа в 2-х вариантах)

                                 

                          (базовый курс, учебник – Габриелян О.С.)

                                                                           Составила: Тихомирова И.П.                        

                                           

Характеристика заданий, используемых в контрольной работе контрольной работы по теме: «Металлы»  для 9 класса по химии.

В работу включены задания, ориентированные на проверку усвоения элементов содержания четырех блоков учебного материала: «Вещество», «Химическая реакция», «Элементарные основы неорганической химии», «Познание и применение веществ и химических реакций». С учетом объема, который занимает каждый из блоков в изученных разделах  курса химии, распределение заданий в работе следующее: «Вещество» - 5 заданий (42%), «Химическая реакция» - 3 (25%), «Элементарные основы неорганической химии» - 2 (17%), «Познание и применение веществ и химических реакций» - 2 (17%).

Рекомендации по оцениванию заданий и работы в целом

Верное выполнение каждого задания части 1 работы и первого задания части 2, т.е. заданий с выбором ответа, оцениваются одним баллом.

Задание с выбором ответа  считается выполненным, если учащимся указан код правильного ответа. Максимальная оценка за верное выполнение заданий с кратким ответом два балла. Задание с кратким ответом на соответствие или на множественный выбор считается выполненным верно, если из пяти предлагаемых ответов учащийся выбирает два правильных.  В других случаях (выбран один правильный ответ; среди двух выбранных ответов один неправильный; выбрано более двух ответов, среди которых один правильный) выполнение задания оценивается одним баллом. Если же среди выбранных ответов нет ни одного правильного, задание считается невыполненным. Учащийся получает 0 баллов. Задание с кратким ответом в форме расчетной задачи считается выполненным верно, если в ответе учащегося  указана правильная последовательность цифр (число).

Задание с развернутым ответом предусматривает проверку усвоения трех элементов содержания. Наличие в ответе каждого из этих элементов оценивается одним баллом (3-0 баллов).

   Оценка работы по пятибалльной шкале определяется на основе суммарного числа баллов, полученных за выполнение задания: «5» - 13-15 баллов, «4» - 10-12 баллов, «3» - 7-9, «2» - 1-6.

Рекомендации по организации и проведению контрольной работы по химии

   Время выполнения работы. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет для каждого задания:

  • части 1 – 2 мин;
  • части 2 – до 5 мин;
  • части 3 – до 10 мин.

Общая продолжительность работы составляет 40 мин.

На время выполнения работы в пользование каждому учащемуся должны быть предоставлены:

  • таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»;
  • таблица «Растворимость солей, кислот и оснований в воде»;
  • таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов»;
  • калькулятор.

   Учащимся должна быть сообщена необходимая информация о структуре работы, особенностях выполнения заданий, различных по содержанию и форме записи ответа.

Примерный план контрольной работы по теме: «Металлы»  для 9 класса по химии.

Номер

задания в

работе

блока

Проверяемые элементы содержания

Тип задания

Оценка задания в баллах

Часть 1

Содержательная линия «Вещество»

1

I

Простые и сложные вещества

ВО

1

2

I

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы

ВО

1

3

I

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых двадцати элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Физический смысл порядкового номера химического элемента в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева

ВО

1

4

I

Типы кристаллических решеток: атомная, молекулярная, ионная и металлическая

ВО

1

Содержательная линия «Химическая реакция»

5

I

Классификация химических реакций по различным признакам. Химические уравнения

ВО

1

6

I

Свойства ионов. Качественные реакции на катионы.

ВО

1

Содержательная линия «Элементарные основы неорганической химии»

7

I

Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов

ВО

1

8

I

Взаимосвязь неорганических веществ различных классов

ВО

1

Содержательная линия «Познание и применение веществ и химических реакций»

Часть 2

Содержательна линия «Вещество»

9

II

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе

ВО

1

Содержательная линия «Химическая реакция»

10

II

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие

КО

2

Содержательная линия «Познание и применение веществ и химических реакций»

11

II

Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы, количества вещества и объема одного из веществ, участвующих в реакции

КО

1

Часть 3

Содержательная линия «Познание и применение веществ и химических реакций»

12

III

Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов, взятого в избытке

РО

3

Итого баллов                                                                                              

15

Всего заданий                                                    ВО - 9, КО - 2, РО - 1

Обозначения типов заданий: ВО - с выбором ответа, КО - с кратким ответом, РО - с развернутым ответом.

Инструкция по выполнению работы

    На выполнение контрольной работы по химии отводится 40 минут.

Работа состоит из трех частей и включает 12 заданий. Часть 1 содержит 8 заданий (1-8). К каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

   Часть 2 включает 3 задания (9-11). К одному из них (9) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. На задание 10 нужно записать ответ в виде последовательности букв, а на задание 11 - в виде числа.

   Часть 3 содержит 1 наиболее сложное задания (12), на которые следует дать полный (развернутый) ответ.

Ориентировочное время на выполнение заданий части 1 составляет 15 мин, части 2 - 15 мин, части 3 - 10 мин.

   Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов.

   Задание, которое не удается выполнить сразу, можно в целях экономии времени пропустить и перейти к следующему. К пропущенному заданию вы можете вернуться снова, если останется время.

    Выполнение различных по сложности заданий оценивается 1, 2 или 3 баллами. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.

   Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

                                              Желаем успеха!

               Контрольная работа №2                         по теме: «Металлы».

1 вариант

        При выполнении заданий этой части работы обведите кружочком тот вариант ответа, который вы выбрали как правильный.

  1. О железе как о простом веществе говорится в предложении
  1. железо входит в состав гемоглобина
  2. яблоки содержат железо
  3. алюминий вытесняет железо из растворов его солей
  4. железо входит в состав железной окалины
  1. Количество электронов на внешнем уровне атома алюминия равно

1) 1         2) 2        3) 3          4) 4    

  1. Ион, в составе которого 20 протонов и 18 электронов имеет заряд

1)  2-    2) 4+        3) 3+         4) 2+

  1. Металлическую кристаллическую решетку  имеет

               1)  йод                                                             2) медь

               3)  поваренная соль                                      4) кремний

  1. Реакция взаимодействия цинка с соляной кислотой относится к реакциям
  1. окислительно-восстановительным, обмена
  2. обратимым, замещения          
  3.  окислительно-восстановительным, замещения
  4. необратимым, обмена

6.    Ионы серебра Аg+ можно обнаружить в растворе с помощью

    1) нитрата серебра     2) соляной кислоты        3) гидроксида натрия   4) лакмуса

  1. Алюминий вступает во взаимодействие с
  1. нитратом бария
  2. сульфатом меди (II)
  3. хлоридом калия
  4. сульфатом кальция
  1. Схеме превращений веществ

       металл→ основный оксид→ соль→ металл

     соответствуют  левые части уравнений химических реакций под номерами

     а) СuО + НСl→                 б) Сu + О2 →         в) CuO + H2→          г) CuCl2 + Fe →  

   1) а, б, в     2) б, в, г      3) а, в, г       4) б, а, г

При выполнений задания 9 обведите тот вариант ответа, который вы выбрали как правильный.

  1. Металлические свойства ярче выражены у

1) калия        2) бериллия      3) бария      4) кальция

При выполнении задания 10 запишите в алфавитном порядке буквы, соответствующие выбранному вами ответу.

  1. В системе Fe2O3(T) + 3CO(Г) ↔ 2Fe(T) + 3CO2(Г)+ Q на смещение химического равновесия в сторону продуктов реакции не влияет

 А) понижение температуры

 Б) уменьшение концентрации CO2

 В) повышение давления

 Г) увеличение концентрации CO2

 Д) катализатор 

  1. При взаимодействии цинка массой 13 г с кислородом  образовалось________ г оксида. (запишите в ответе число с точностью до целых)
  2. Смесь медных и алюминиевых стружек массой 5 г обработали разбавленной серной кислотой, взятой в избытке. При этом выделилось 3 л (н.у.) водорода. Какова массовая доля металлов в исходной смеси?

               Контрольная работа №2                  по теме: «Металлы».

2 вариант

        При выполнении заданий этой части работы обведите кружочком тот вариант ответа, который вы выбрали как правильный.

  1. К сложным веществам относится каждое из веществ группы
  1. серная кислота, хлорид натрия, спирт, озон
  2. кремний, фосфор, сера, железная окалина
  3. соляная кислота, гидроксид натрия, оксид фосфора, мел
  4. вода, алмаз, железо, графит
  1. Щелочью является гидроксид элемента, который в ПСХЭ находится

1) в 3-м периоде, IIIА группе        2) в 4-м периоде, IА группе      

3) во 2-м периоде, IIА группе        4) в 3-м периоде IIА группе  

  1. В атоме брома число электронных слоев и число электронов внешнего слоя соответственно равны

1) 4, 5    2) 3, 7       3) 4, 7       4) 4, 6

  1. Самым пластичным является вещество, у которого кристаллическая решетка

               1)  молекулярная                            2) ионная

               3)  атомная                                      4) металлическая

  1. К окислительно-восстановительным  не относится  реакция, уравнение которой
  1. CuCl2 + Fe = FeCl2  + Cu
  2. CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
  3.  2Al + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2
  4. 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
  1. Реактивом на  катион Ва2+ является раствор

    1) гидроксида натрия     2) соляной кислоты        3) нитрата серебра     4) серной кислоты

  1. Гидроксид цинка взаимодействует с каждым из двух веществ:
  1. с нитратом бария и соляной кислотой
  2. с соляной кислотой и гидроксидом натрия
  3. хлоридом калия и гидроксидом калия
  4. с магнием и азотной кислотой
  1. С помощью соляной кислоты можно осуществить превращение

     1) Сu → CuCl2              2) Fe →  FeCl3       в) Na2SO4 → NaСl        г) Fe →  FeCl2

Часть 2

При выполнений задания 9 обведите тот вариант ответа, который вы выбрали как правильный.

  1. Металлические свойства усиливаются в ряду элементов

1) B → Be → Li         2) O → N → C      3) As → P → N   4) Se → S → O

При выполнении задания 10 запишите в алфавитном порядке буквы, соответствующие выбранному вами ответу.

  1. Необратимые химические реакции возможны между веществами

 А) хлорид железа(II) и нитрат кальция

 Б) цинк и серная кислота

 В) оксид меди (II) и азотная кислота

 Г) гидроксид бария и хлорид калия

 Д) медь и сульфат железа (II)  

  1. При восстановлении 0,5 моль оксида меди (II) водородом образуется ________ г меди и вода. (в ответе число с точностью до целых).

  1. Какой объем водорода выделится при взаимодействии 30 г технического кальция, содержащего 10% примесей и воды

Ответы и решения

№ вар.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

I

3

3

4

2

3

2

2

4

1

В, Д

16,2

II

3

2

3

4

2

4

2

4

1

Б, В

32

Задания с развернутым ответом

1вариант.  Смесь медных и алюминиевых стружек массой 5 г обработали разбавленной серной кислотой, взятой в избытке. При этом выделилось 3 л (н.у.) водорода. Какова массовая доля металлов в исходной смеси?

Элементы ответа:

1. Составлено уравнение химической реакции:

      2Al + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2

  1. Рассчитана масса алюминия:

m(Al)= 54∙3/ 67,2 = 2,41(г)

  1. Определена массовая доля металлов в исходной смеси:

ω (Al)= 2,41/5 ∙ 100%= 48,2%

ω (Сu)= 51,8%

2 вариант.  Какой объем водорода выделится при взаимодействии 30 г технического кальция, содержащего 10% примесей и воды?

Элементы ответа:

1. Составлено уравнение химической реакции:

     Са + 2Н2О = Са(ОН)2 + Н2

2. Определена масса кальция в техническом образце.  

3.Рассчитан объем водорода.