План -конспект урока в 8 классе: Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Краткие сведения из истории.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

На таких уроках реализую межпредметные связи. А так же осуществляю интегрированный подход. Очень люблю историю химии. Вместе с детьми готовим презентации, в которых отображаем накопленный  человечеством опыт  понимания свойств веществ и их  возможного использования для собственных целей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока  химии в 8 классе

МОУ СОШ  №2 ст. Григорополисская,

Ставропольский край

Учитель: Сотникова Элеонора Сергеевна

Учебник: Химия  для 8 классов общеобразовательных учреждений. О.С.Габриеляна, Дрофа, Москва - 2012г.

РАЗДЕЛ: Введение. Предмет химии

В программе по химии для общеобразовательных учреждений / составитель О.С. Габриелян  7-е изд. Стереотип. - М.: Дрофа, 2012/ на изучение данного раздела отводится 4 часа.

В рамках данного раздела изучаются следующие темы:

Предмет химии. Вещества, их свойства. Явления физические и химические. Роль химии в жизни человека.

Атомы. Молекулы. Химический элемент. Формы существования химического элемента.

Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Краткие сведения из истории.

Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярная массы. Расчётные задачи: нахождение относительной молекулярной массы. Вычисление доли химического вещества по его формуле.

Относительная атомная и молекулярная массы. Расчётные задачи: нахождение относительной молекулярной массы. Вычисление доли химического вещества по его формуле.

Урок №3

Тема: Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Краткие сведения из истории.

Цель:

Развивающая:

1) Повышение  познавательной активности на примере развития  химии как науки,  сложного  пути освоения знаний человеком.

2) Развитие научно- творческого потенциала учащихся;

3)Активизация навыков работы с дополнительной литературой;

4) Использование информационной технологии в приобретении знаний об окружающем мире.

Обучающая:

1) Готовить доклады;

 2) Составлять презентации;

3)  Выступать перед аудиторией;

4)  Вырабатывать свой  стиль  выступления.

Воспитывающая:

1) Воспитывать коммуникативные способности учащихся;

2) Формировать навыки коллективной познавательной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор.

Тип урока: урок изучения нового.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Этапы урока:

1.Организация начала урока.

2. Подготовка к основному этапу занятия.

3.Усвоение новых знаний.

4.Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

5.Обобщение и систематизация знаний.

6. Подведение итогов урока.

7. Рефлексия.

8. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

Ход урока:

1. Организация начала урока.

Задачи этапа: Подготовка учащихся к работе на занятии.

2. Подготовка к основному этапу занятия.

Задачи этапа: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности изучаемой темы. 

Учитель: Живет человек…  Созидает, производит продукты  своего труда.  Но рано или поздно он задается вопросом: «Как улучшить то, что я делаю?!»  С этого момента  человек приступает к поиску нового знания….

- Как вы думаете, что послужило началом возникновения химии?

(Ученики высказывают свои суждения).

- Мы постараемся, сегодня, уделить внимание всем вашим суждениям.

По всей видимости, химия зародилась в  Древнем  Египте, где за 3-4 тысячи лет до нашей эры получали металлы, стекло, керамику, краски и даже духи.  Очень долго шел этап накопления химических знаний.  Откуда начало всего сущего, из чего это сущее состоит?  Древнегреческие ученые умы смогли объединить воедино все знание об этом.

3. Усвоение новых знаний.

Задачи этапа: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в изучаемой теме.

1 выступающий ученик: «Роль алхимии в развитии химической науки. Символы и знаки в системе обозначения элементов» (Презентация №1 Багринцева Сергея. Приложения №1,№2)

Учитель:

- В природе найдено 89 различных химических элементов. Достижения ядерной физики позволили получить ряд элементов искусственным путем. Поэтому в настоящее время изучено более 110 химических элементов. Каждый химический элемент имеет условное обозначение – химический знак или символ, название.

Задание: "Придумайте такие обозначения для химических элементов, чтобы их легко было воспроизвести.  Какими ассоциациями Вы пользовались?" (Сравнение  символов, приведенных в первой презентации и собственных приводит к идее унификации способов обозначения химических элементов)

Учитель:

В 1813 году Берцелиус предложил для обозначения химических элементов использовать буквы латинского алфавита. Система Берцелиуса очень проста. Химический элемент обозначают первой буквой латинского названия элемента. В некоторых случаях к первой букве добавляют еще букву с середины названия. Разработанными им знаками мы пользуемся до сих пор. Знаки химических элементов читаются по определенным правилам. Некоторые знаки читаются как буквы латинского алфавита. Исключение Н, который читают как букву Франц. алфавита.

Предложение Берцелиуса было принято всеми учеными, так как такие символы оказались очень удобным: их легко написать в тетради и напечатать в книге, они понятны каждому образованному человеку, независимо от того, на каком языке он говорит. Знаки 10 элементов читают как латинское название этих элементов. Знаки остальных элементов читаются как русские названия.

О названиях элементов мы узнаем из ваших выступлений.

2 выступающий ученик: Биография химических элементов (Презентация №2 в стихах собственного сочинения о фосфоре как элементе и простом веществе выполнена участницей Всероссийской заочной олимпиады по химии «Эрудит – 2014» Арутюнян Эммой)

3 выступающий ученик: « Название элементов по географическим и астрономическим объектам»  (Презентация №3  выполнена Волковым Александром)

4 выступаюший ученик: «Название элементов по внешним свойствам и виду элемента»

 (Презентация№4 выполнена Назаренко Юлией)

5 выступающий ученик: «Название элементов по свойствам»  (Презентация №5 выполнена Соловьевым Гавриилом)

6 выступающий: «Названия элементов по соответствующим соединениям» (Презентация №6 выполнена Вербицкой Ангелиной)

7 выступающий ученик: «Мифология в названии элемента» (Презентация №7 выполнена Уколовой Лаурой)

8 выступающий ученик: сообщение «Названия элементов по имени или фамилии ученого» (Приложение №3)

К середине 19 века человечеству было известно 63 элемента. В 1869 году Д.И.Менделееву удается создать систему химических элементов, в  которой каждому элементу нашлось место в соответствии с выведенной Д.И. Менделеевым закономерностью. Эта таблица дополняется по сей день. Теперь уже люди не ищут химические элементы в природе. А сами синтезируют их. Периодическая система – главный справочник химика. Для этого давайте рассмотрим структуру. (Объяснение периода, группы, подгруппы)

4. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

Задачи этапа: Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.

 Учитель называет координаты элемента,  первый ответивший ученик называет  координаты следующего элемента и т.д.

5.Обобщение и систематизация знаний:

Задачи этапа:

 Формирование целостной системы ведущих знаний по темам: «Химический элемент», «Простые и сложные вещества».

Ответы на вопросы параграфа.

6. Подведение итогов урока.

Задачи этапа: Дать анализ и оценку подготовки презентаций и сообщений по предложенным темам.  

7.Рефлексия.

8. Домашнее задание: §3 (повторить), §4, упр.5 Творческое задание: Как обозначать различные вещества? Что должно учитываться в обозначении вещества?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов.

Методическая разработка на тему "Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева" предназначена для  проведения урока в 5 классе. Преподавание в котором вед...

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы"

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...

Проверочная работа по теме"«Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и Mr»

Проверочная работа по теме «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и  Mr» предназначена для учащихся 8 классов. Она включает...

последние Элементы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева

—Где конец таблицы? Академик Оганесян в статье, опубликованной в журнале Pure and Applied Chemistry, пишет, что теория квантовой электродинамики и теория атома, созданная Резерфордом, допускает сущест...

Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Разработка урока по химии для 8 класса. Урок  с использованием ИКТ...

Презентация "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов"

Изучение материала в 8 классе при прохождении темы "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов"....

Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Конспект урока по химии в 8 классе "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"...