Методическая разработка "Создание и использование маршрутной карты урока для учащихся 10 классов при изучении курса органической химии"
учебно-методический материал по химии (10 класс) на тему

Работа в классах с разным уровнем знаний учащихся и с разными потребностями, натолкнула меня на мысль создания маршрутных карт урока.

Второй год я работаю над составлением маршрутных карт к урокам курса органической химии.

Маршрутные карты разработаны практически по всем темам органической химии, в них даны задания разного уровня, в том числе углублённого, разработано разноуровневое домашнее задание. Благодаря картам учитель имеет возможность контролировать каждого учащегося и проводить индивидуальное консультирование.

Данные маршрутные картыможно использовать на уроках с применением ИКТ, так и без. В ней отражены основные вопросы темы и указаны страницы учебника, где можно найти ответы, что удобно для учеников. Для педагогов прописаны моменты, где возможно использование ЦОР (видео-фрагмент).

Красным цветом выделены задания на закрепление конкретных вопросов темы, например, после изучения номенклатуры, учащиеся дают названия веществам по формуле, а затем выполняют задание наоборот – записывают формулу по названию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx43.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт Фаленки Фаленского района Кировской области

Методическая разработка

«Создание и использование маршрутной карты урока

для учащихся 10 классов

при изучении курса органической химии»

Составила:

Корепанова Эльвира Вячеславовна,

учитель химии, высшей категории

 МКОУ СОШ п. Фаленки

  1. Теоретические основы темы

Правильная организация учебного процесса находится в прямой зависимости от готовности каждого ученика к обучению химии на старшей ступени, от уровня его обучаемости. Как правило, учащиеся неодинаково подготовлены к эффективному обучению, и прежде всего к усвоению нового материала, их индивидуальные различия четко проявляются по следующим показателям:

  1. обучаемости
  2. учебным умениям
  3. обученности
  4. познавательным интересам

Для более эффективного усвоения знаний в общеобразовательных классах  старшей ступени необходимо наиболее активно использовать внутреннюю дифференциацию.        

Внутреннюю дифференциацию рассматривают в контексте такой организации     учебно-воспитательного процесса, при которой учет  индивидуальных особенностей учащихся проводится в условиях работы учителей в обычных классах. Необходимость в ней настоятельнее, чем более гетерогенный класс служит объектом дифференциации.

 Самостоятельная деятельность ученика способствует развитию познавательных способностей, формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду.

           Результативность уроков зависит от разумного сочетания в них фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Для организации учебных занятий необходимо использовать дидактические материалы, направленные на дифференциацию обучения по характеру индивидуально-психологических особенностей обучаемых и учитывающие различные уровни развития способностей к обучению, неодинаковую подготовленность к восприятию и воспроизведению знаний. Таким дидактическим материалом стали разработанные мною маршрутные карты.

  1. Сравнительный анализ изложения её в различных источниках

Азы органической химии школьники начинают осваивать  в конце 9 класса и чаще всего к 10 классу определяются с выбором профессии, предмет химии для сдачи выбирают немногие. Но таким ребятам базового  уровня изучения материала недостаточно. Проблема  совместного обучениия детей с разным уровнем знаний актуальна и особенно остро она стоит в старших классах.

Авторы изученной мною  методической литературы рекомендуют деление детей на группы, так например, в учебном пособии «Современные технологии обучения химии» автор Е.В. Береснева, рекомендует делить детей на 3 группы:

  1. первая -  объединяются учащиеся, которые различают и запоминают содержание учебного материала и могут воспроизвести его в объёме стандартных требований к его усвоению,
  2. вторая – объединяет учащихся с репродуктиным характером  мышления и действий при решении той же химической задачи,
  3. третья – входят учащиеся, характеризующиеся в определенной мере творческим подходом к решению поставленной познавательной задачи.
  4. подобное деление на группы не всегда эффективно.  

Такое дифференцирование нельзя считать оптимальным, так как одни  начинают считать себя лучше других, а другие, зачисленные к классу менее способных, ежедневно чувствовать неполноценными, что нередко вызывает отклонения от норм воспитания.  

Селевко, Г. К. в свое книге «Современные образовательные технологии» предлагает дифференцирование по интересам учащихся. Целью его является обучение учеников в классах или школах с углубленным изучением предметов. Такие классы создаются в школах при условии очень большого количества учеников, которые проявляют  повышенный интерес к определенным предметам, формируют с восьмого года обучения, когда учащиеся уже получили определенный уровень общеобразовательной подготовки, на базе которой можно организовать дифференцированное обучение.

Каждый из рассмотренных видов дифференцирования имеет свое содержание и методику обучения, что является предметом изучения специальных отраслей педагогики.

Дидактический анализ

Работа в классах с разным уровнем знаний учащихся и с разными потребностями, натолкнула меня на мысль создания маршрутных карт урока.

Второй год я работаю над составлением маршрутных карт к урокам курса органической химии.

Мною разработаны маршрутные карты по следующим темам курса органической химии 10 класса:

  1. Алканы
  2. Алкены
  3. Алкины
  4. Алкадиены
  5. Ароматические углеводороды
  6. Спирты и фенолы
  7. Альдегиды и кетоны
  8. Карбоновые кислоты
  9. Сложные эфиры, жиры

Каждая тема включает несколько маршрутных карт. В карте прописаны основные вопросы по теме, указана страница учебника либо имеется дополнительная информация.

Особое внимание уделяю практической деятельности, например, построению шаростержневых моделей (работа в парах), так как данный вид деятельности позволяет сформировать пространственное мышление и более наглядно отобразить структурные формулу органических веществ.

Опираясь  на знания, полученные на уроках химии в 9 классе, учащиеся самостоятельно записывают в тетради гомологические ряды классов органических соединений.

Изучение физических свойств веществ чаще всего осуществляю через просмотр видео-фрагментов и эксперимент, если это невозможно, посредством работы с текстом учебника или информации, расположенной в маршрутной карте.

Вопросы, касающиеся номенклатуры веществ, достаточно подробно изучаются в 9 классе, поэтому сильные ребята сразу приступают к выполнению задания (они выделены красным цветом), а для слабых учеников указана страница учебника, где они могут восстановить знания, после чего выполнить задание.  При затруднениях они могут обратиться за консультацией к учителю.

Изучая химические свойства веществ, использую такие подходы:

  1. на начальных этапах ребята в парах изучают конкретное свойство по учебнику, а затем представляют классу с записью на доске,
  2. основываясь на электронном строении веществ, учащиеся предполагают химические свойства вещества. Например, в теме «Химические свойства карбоновых кислот» прежде чем перейти к изучению свойств разбираем электронное строение веществ этого класса, что позволяет не просто констатировать факт взаимодействия веществ, но и объяснить причину,
  3. после изучения крупных тем переходим к практической и экспериментальной деятельности.  Например, при изучении таких тем как «Способы получения и применения карбоновых кислот», «Способы получения спиртов», когда между классами органических соединений видна генетическая связь, в маршрутной карте просто прописываю название процесса, а ребята сами производят его в тетради, а один  учащийся на доске, для проверки результатов.

         Особую роль в маршрутной карте уделяю выводам о том, как изменяются свойства конкретной группы веществ в гомологическом ряду, это углублённый уровень освоения материала, но как показывает практика, сильные ученики успешно формулируют данные выводы самостоятельно. 

Например, задание:

Рассмотрите, как изменяются кислотные свойства в ряду кислот:

     Муравьиная – уксусная – пропионовая – масляная

Уксусная – хлоруксусная – дихлоруксусная – трихлоруксусная

Особенно интересны для учащихся вопросы применения химических веществ, которые они  оформляют в виде таблиц или схем. Разрешается искать данную информацию в интернет - источниках.

Таким образом, при работе с маршрутным листом, использую следующие методы: словесные, наглядные,  диалогический метод, устный опрос, практические задания, устный и письменный контроль, самоконтроль. В большей степени уделяю внимание самостоятельной работе, работе в парах, так как в старших классах доля самостоятельной работы должна быть высокой.

Также применяю лабораторный и демонстрационный эксперимент, например, сокращение в карте Д.Э., сообщает учащимся о том, что кто-то из класса будет помогать в проведении эксперимента, всегда много желающих участвовать в этой деятельности.

Время работы над каждым вопросом маршрутной карты ограничено, что помогает активизировать деятельность, держать высокий темп урока и при необходимости вернуться к непонятному вопросу.

Маршрутные карты использую на уроках разного типа: изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, контроля.

Таким образом, маршрутные карты дают возможность осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход, использовать работу в группах, повышать мотивацию к изучению химии, организовать самостоятельную деятельность учащихся.

  1. Возможности и удобства практического использования

Маршрутные карты разработаны практически по всем темам органической химии, в них даны задания разного уровня, в том числе углублённого, разработано разноуровневое домашнее задание. Благодаря картам учитель имеет возможность контролировать каждого учащегося и проводить индивидуальное консультирование.

Данные маршрутные карты  можно использовать на уроках с применением ИКТ, так и без. В ней отражены основные вопросы темы и указаны страницы учебника, где можно найти ответы, что удобно для учеников. Для педагогов прописаны моменты, где возможно использование ЦОР (видео-фрагмент).

Красным цветом выделены задания на закрепление конкретных вопросов темы, например, после изучения номенклатуры, учащиеся дают названия веществам по формуле, а затем выполняют задание наоборот – записывают формулу по названию.

Разработаны маршрутные карты по закреплению и контролю знаний по разделам, например, по разделу «Углеводороды».

  1. Методика изучения темы

Методику изучения темы рассмотрим на примере одной из тем органической химии «Алкены». В данной теме разработаны три маршрутные карты:

  1. Алкены: номенклатура, изомерия, физические свойства.
  2. Алкены: химические свойства.
  3. Алкены: получение и применение.

Тема «Алкены» входит в третью главу «Углеводороды» курса органической химии 10 класса. Цель темы: изучить строение, свойства и способы получения алкенов. Основные понятия темы: алкены, гомологические ряды, химические  и физические свойства углеводородов.

Вопросы номенклатуры и изомерии для сильных учеников разбираем с опорой на их знания из курса органической химии 9 класса, где они сами без учебника формулируют правила составления названий веществ, а также предполагают виды изомерии, приводят примеры.

По данной теме в карте отражена работа с шаростержневыми моделями (работа в парах).

Гомологические ряды учащимися записываются самостоятельно в тетради, так как в этом вопросе они опираются на знания, полученные на уроках химии в 9 классе.

Изучение физических свойств веществ организовано посредством работы с текстом учебника.

Вопросы, касающиеся номенклатуры веществ, достаточно подробно изучаются в 9 классе, поэтому сильные ребята сразу приступают к выполнению задания (они выделены красным цветом, после каждого вопроса), а для слабых указана страница учебника, они восстанавливают знания и выполняют задание.  

При изучении химических свойств веществ, в данной теме, использую видео-фрагменты, работу с текстом, самостоятельную работу с опорой на ранее полученные знания.

Вопросы, по применению веществ, оформляем в данной теме в виде схемы, кроме учебника возможно использование интернет-ресурса.

Методы, используемые при работе с маршрутным листом по теме «Алкены»: словесные, наглядные,  диалогический метод, устный опрос, устный и письменный контроль, самоконтроль. В первом и третьем маршрутных картах для сильных учеников продумана система дополнительных и разноуровневых заданий (задание 3).

При изучении данной темы использую такие средства обучения: учебник, дополнительная литература, интернет – ресурс, шаростержневые модели, компьютер, мультимедийный проектор.

Результаты обучения

Сравнение качества обучения в 10 классах за последние три года увеличилось с 63до 87 %.

Произошло повышение уровня мотивации, увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи ЕГЭ от 3 до 7 человек.

В апреле 2016 года проведено анкетирование учащихся, результаты показали, что из 20-ти человек 17-ти нравится работа по маршрутным картам. Положительный момент в том, что порой слабые учащиеся не могут объяснить, что им не понятно, а сейчас им достаточно назвать учителю номер вопроса. Высокий темп работы позволяет сильным ученикам овладеть некоторыми знаниями углублённого уровня, что облегчает подготовку к ЕГЭ.

Примеры маршрутных карт по теме «Алкены»

Маршрутная карта по теме

«Алкены: номенклатура, изомерия, физические свойства»

  1. Напишите, какие вещества называются алкенами ( с. 82).
  2. Постройте шаростержневую модель молекулы алкена, состоящую из двух атомов углерода. Посмотрите видео-фрагмент.
  1. сделайте вывод о гибридизации
  2. сделайте вывод о длине связи
  3. сделайте вывод об угле связи
  1. Напишите самостоятельно гомологический ряд, дайте название каждому веществу.
  2. Опишите физические свойства алкенов (с. 87).
  3. Номенклатура, прочитайте с. 84-85 и сформулируйте правила образования названий алкенов

Для простейших алкенов применяются также исторически сложившиеся названия: этилен (этен), пропилен (пропен), бутилен (бутен-1), изобутилен (2-метилпропен) и т.п.

  1. Дайте название следующим веществам:
  1. СН3-СН = СН-СН3          
  2.  СН2=СН-СН2-СН2-СН2-СН3   
  3. СН3-СН2-С=СН-СН2-СН3          б) СН2=СВr – CHBr –CH3

                        СН3

  1. Составьте структурные формулы веществ:
  1. 2-метилбутен-1;
  2. 3,3-дибромпентен-1;
  3. пентен-1;
  4. 2,3-диметилгексен-1
  1. Изомерия (с. 84), запишите в виде схемы виды изомерии алкенов, приведите примеры (работа в парах)
  1. Какие виды изомерии характерны для алкенов?  Напишите формулы возможных изомеров гексенаена -1.
  2.  Веществу состава С5Н8 соответствуют изомеры:

а) 2-метилбутен-2                                      б) циклопентан

в) бутадиен-2,2                                           г) пентин-2

д) 3-метилбутен-1                                     е) пентен-2

7. Дополнительные задания:        

1) плотность паров этиленового углеводорода по водороду равна 28. Определите его молекулярную формулу. Сколько изомеров имеет  данный алкен?

2) Массовая доля углерода в углеводороде составляет 85,7 %, его пары в 2,41 раза тяжелее воздуха. Определите молекулярную формулу углеводорода, приведите формулы двух его гомологов.

Д/З §12, с 98 № 1

Маршрутная карта по теме

«Алкены: химические свойства»

  1. Работа у доски: составьте модель молекулы этена, расскажите о типах связей в ней, гибридизации, длине и угле связи. Сравните с алканами. Расскажите о физических свойствах алкенов.
  2. Самостоятельная работа по теме «Номенклатура и изомерия алкенов».
  3. Решите задачу

Определите формулу углеводорода в состав которого входят примерно 87,5% углерода и 14,3% водорода, его плотность по водороду равна 14.

  1. Химические свойства
  1. Реакция горения (видео – фрагмент)
  2. Реакции присоединения
  • Гидрирование (видео – фрагмент)
  • Галогенирование (написать самостоятельно)
  • Гидрогалогенирование (по правилу Морковникова) (с. 88)
  • Гидратации (этилена, пропилена) (написать самостоятельно)
  • Реакция полимеризации(с. 89)
  1. Качественные реакции (Реакции окисления – обесцвечивание бромной воды и перманганата калия) (видео – фрагмент)
  1. Закрепление – запишите уравнения следующих реакций, осуществите взаимопроверку с соседом по парте.

Вариант 1

Вариант 2

а)  гидрирование пропена

б) горение этена

в) гидрохлорирование бутена-2

г)  бромирование этена

а) горение пропена

б) гидробромирование  бутена-1

в) гидратация этена

г)  хлорирование пропена

  1. Д/З §12, с.99 № 5,7, 8

Маршрутная карта по теме

« Алкены: получение и применение»

  1. Тест по теме «Химические свойства алкенов»
  2. Изучите способы получения алкенов (стр.85 – 87) (работа в группах)
  1. Крекинг нефтепродуктов
  2. Дегидрирование предельных углеводородов
  3. Дегидратация спиртов
  4. Дегидрогалогенирование
  5. Дегалогенирование
  1. Изучите применение этилена и пропилена, заполните схему:

       

  1. Задание 1
  1. Какие алкены получатся при дегидробромировании следующих галогеноалканов:

А) 1- бромпропан         Б)3-бромпентан           В)2-метил -3 – бромбутан

Напишите уравнения соответствующих реакций, укажите условия их протекания.

  1. Напишите реакции получения перечисленных алкенов дегидратацией соответствующих спиртов и дегидрогалогенированием галогеналканов:

А)пропен        Б)2-метилбутен – 2            В)2,3 – диметилбутен – 1

Укажите условия проведения реакций.

Задание 2

  1. С помощью каких реакций можно осуществить следующие превращения? При необходимости укажите условия протекания реакций:

А) СН2СI – СН2 – СН3         СН2 – СН – СН3        СН3 – СНВr – СН3

Б) С2Н6        С2Н5Вr        С2Н4          С2Н4 СI

В) СН2Вr - СН2Вr         СН2 - СН2           ( - СН2 - СН2 -)n

          Задание 3

  1. Этиленовый углеводород массой 7 г обесцвечивает 640 г бромной воды с массовой долей брома 2,5%. Определите молекулярную формулу алкена.
  2. Какова структурная формула этиленового углеводорода, если 11,2 г его при взаимодействии с избытком НВr превращается в 27,4 г бромалкана с положением галогена у третичного атома углерода?
  1. Д/З § 12, задание 2(б), задание 3 (2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивное методическое пособие "Информационное сопровождение курса органической химии""

Методическое пособие представляет собой материал для проведения уроков химии в 10 классе. Состоит из двух разделов: материала для уроков и контрольно оценочно блока по материалам ЕГЭ. На сайте предста...

Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний за курс органической химии в 10 класса

Данная разработка включает разработку урока с приложегиями и самоанализ урока....

Паспорт рабочей программы. Курс «Органическая химия» 10 класс ,базовый уровень, О.С. Габриеляна

Рабочая программа курса «Органическая химия» в 10 классе универсального направления (базовый уровень) рассчитана на 2 часа в неделю, общее число часов – 70 и соответствует стандарту среднего (полного)...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ «Решение задач по курсу органической химии.» ДЛЯ 10 КЛАССА

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ«Решение задач по курсу органической химии» ДЛЯ 10 КЛАССА...

Методическая модель повышения качества естественнонаучной подготовки обучающихся 8 – 9 классов при изучении курса «Экология».

 Для лучшего представления разработанной методики необходимо выразить теоретическо-методологические  аспекты повышения качества естественнонаучной подготовки обучающихся 8 – 9 классов...

Маршрутная карта урока для учащихся 5 класса "Интерьер кухни, столовой"

Маршрутная карта урока для учащихся 5 классов "Интерьер кухни, столовой"...