Интегрированный урок по теме «Природные и синтетические пигменты».
план-конспект урока по химии на тему

Шумилова Надежда Викторовна

« Били меня, колотили, во все чины производили, на престол с царем посадили».

Имитационная модель: расширенное заседание редакции журнала «Химия и технология», посвященное обсуждению проблем крашения растительных волокон и приготовления природных и синтетических пигментов.

Цель: показать практическую значимость умений анализировать вещества и материалы,  сформировать понятие целостности при рассмотрении биологических материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_himii_i_tehnologii.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

              Интегрированный урок по теме «Природные и синтетические пигменты».

                                                                                Составитель  Шумилова Н.В.

                                                                   Учитель химии МБОУ СОШ № 45 г. Архангельска

« Били меня, колотили, во все чины производили, на престол с царем посадили».

 

Имитационная модель: расширенное заседание редакции журнала «Химия и технология», посвященное обсуждению проблем крашения растительных волокон и приготовления природных и синтетических пигментов.

Цель: показать практическую значимость умений анализировать вещества и материалы,  сформировать понятие целостности при рассмотрении биологических материалов.

Задачи урока:

Образовательные:

       1.  Формирование умений и навыков работы с различными источниками информации,  

       расширение политехнического кругозора.

2.Стимулирование познавательного интереса к экспериментальной химии и технологии.

3.Совершенствование навыков проведения химического эксперимента.

4.Ознакомление с методами научного исследования: измельчение, экстракция, кристаллизация, фильтрование.

5.Формирование умений обобщения полученных результатов.

Развивающие:

  1. На основе межпредметного материала продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ, развивать представление о познаваемости и единстве окружающего мира.

Воспитательные:

1.Воспитывать чувство гордости за Россию и Архангельский Север.

2. Воспитание экологической культуры учащихся, внимания при проведении эксперимента, соблюдения правил техники безопасности.

Оборудование: металлическая емкость, пробирки, пинцет, электрическая плитка, растительный материал, коллекция  «Лен. Технология его обработки».

Реактивы: водные растворы кислоты и щелочи, универсальная индикаторная бумага, 1М раствор алюмокалиевых квасцов, не содержащих хром.

Распределение ролей.

Все участники игры делятся на группы:

1. Историко-библиографическая.

2. Медико-социальная.

3. Химико-технологическая.

4.Экспериментально-химическая.

Заседание ведет главный редактор журнала «Химия и технология».

Предварительные задания.

 

  1. Историко- библиографическая группа анализирует имеющиеся источники информации по данной теме, предлагает оптимальную методику определения пигментов в растениях, определяет растительный материал для эксперимента.
  2. Медико-социальная группа рассматривает уникальные свойства растения, контролирует безопасность эксперимента.
  3. Химико-технологическая группа характеризует методики приготовления вытяжки растительного материала для окрашивания ткани.
  4. Экспериментально   - химическая группа проводит эксперимент с целью создания шкалы цветовых переходов настоев растений в зависимости от реакции среды.
  5. Главный редактор определяет порядок выступлений журналистов, предоставляет слово специалистам (учителям химии и технологии),которые приглашены на данное заседание, делает заключение и вывод по проделанной работе и публикации материалов по теме « Растительные волокна и пигменты», использует мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи и систематизации информации, помогает создавать презентации результатов познавательной и практической деятельности по следующему плану:

 

1.  Характеристика растения. Лен - одна из древнейших прядильных и масляничных    Культур.

 2. Уникальные свойства льняных волокон.

 

3 . Выращивание льна. Указ Петра 1 от 13 декабря 1715 г «О размножении во всех   губерниях льняного и пенькового промысла».

4.  Обработка льна, прядение, ткачество, беление холста, крашение.

 

 5.  Природные краски на севере.

 

.      Экспериментальная часть.

  1. Приготовление вытяжки растительного материала, крашение ткани.
  2. Приготовление индикаторов на основе растительного материала.
  3. Составление шкалы цветовых переходов настоев некоторых растений.

 

Заключение.      Значение льна в крестьянском хозяйстве.

                            Лен-это и одежда для домочадцев, и паруса и такелаж для кораблей и    

                                  Невод на озере и огонь в лампаде.

                                  Нарядная белизна тканей украшала любой праздник, со льном связан

                                  годовой цикл женских работ и зимние увеселения молодежи.

                               

                                 

                                   

                                               ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Размещение учащихся на рабочих местах, соответственно выбранной им роли. Учителя химии и технологии приглашают учащихся занять места в своих группах, объясняют цель и структуру урока, представляют главного редактора, который будет вести заседание редакции.

  1. Изучение нового материала.

 

Главный редактор: Уважаемые коллеги! В наш журнал пришло письмо от учащихся 8 класса 45 школы с просьбой опубликовать благодарность сотрудникам музея -----.Выставка «Растительные волокна. Пигменты.» , которую посетили они вызвала восхищение и потребность в дополнительной информации. Журналисты вместе с учениками изучили растительные волокна и природные краски, используя научные данные химии и технологии. Работа в отделах была очень интересной и мы готовы их выслушать, дать рецензию на публикацию или предложить эти вопросы ещё доработать.

Слово для выступления предоставляется историческому отделу. Кристина, пожалуйста, представьте свою группу и объявите цель вашей работы.

Кристина представляет свой отдел, который изучал уникальные свойства льна. Материал журналисты представили в виде презентации.

Главный редактор: Благодарим историко-библиографическую группу за отличную работу. Приглашаю для выступления журналистов химико-технологического отдела. Артем,  представьте, пожалуйста, свою группу, объясните цель вашей научной работы.

Артем представляет журналистов, которые вместе со специалистом по технологии изучили вопросы по теме «Выращивание льна. Обработка и крашение растительных волокон».который очень красиво оформлен в виде презентации и представлен для оценки редакционному совету.

Главный редактор: Редакционный совет восхищён вашей работой, особенно в той части , где вы рассказываете о возделывании льна на территории Архангельской области, о крашении льняных тканей на Каргополье. Мы испытали ещё раз чувство гордости за свой край, читателям нашего журнала будет интересно узнать о ткачестве на Русском Севере.

Уважаемые журналисты, экспериментальная группа нашего журнала познакомит нас со старинной технологией получения натуральных  красителей. Прошу вас внимательно выслушать инструкцию по технике безопасности. Слово для дальнейшей работы предоставляю специалисту по химии, который объяснит следующий этап нашей увлекательной работы.

Специалист по химии ( учитель) представляет группу, которая показывает презентацию о природных красителях Русского Севера, затем после инструктажа техники безопасности и инструкции по проведению эксперимента журналисты получают синюю, красную, желтую, коричневую краски из выданных реактивов. Экспериментальная группа в заключение своей работы показывает результат окрашивания льняной ткани, которая была использована для изготовления одежды для куклы.

  1. Заключение.

Главный редактор подводит итоги выступлений журналистов, благодарит за отличную работу, результатом которой будет публикация материалов в журнале «Химия и технология», предоставляет слово учителям химии и технологии для подведения итогов урока и выставлении оценок.      

   

 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Родыгина И. В. Родыгин М. Ю. Пигменты, или «цветная химия» красок. Химия в школе.№7,20004г,стр 50.
  2. Кузнецова Н.Е. , Шаталов М. А, Обучение химии на основе межпредметной интеграции: учебное пособие 8-9 кл.- Вентана-Граф, 2004.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме " Природный и синтетический каучуки"

Предлагаю конспект урока по теме "Природный и синтетический каучуки". для 10 класса. Исползуется компьютерная презентация как сопровождение объяснения нового материала....

Урок по теме"Природный комплекс"

Очень интересный урок...

Интегрированный урок химии-географии "Природное углеводородное сырье Томской области

На интегрированном уроке "Природное углеводородное сырье Томской Области" необходимо сформировать представление о природном углеводородном сырье Томской области через использование ИКТ-технологий,...

интегрированный урок( биология - география) Природные зоны Северной Америки

В игровой форме обучающиеся 7 класса знакомятся с особенностями природы материка....

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....

Интегрированный урок биологии-литературы «Природные символы в жизни древних славян».

изучение связи древнерусского языка с природными символами...

Конспект урока по теме: «Природные ресурсы и их виды. Минеральные природные ресурсы. Ресурсообеспеченность» - 10 класс

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.Технология: урок – практикум.Оборудование урока:карта «Полезные ископаемые мира»компьютер, проектор, экранУМК для учащихся:...