"Химические свойства оснований (взаимодействие с кислотами, солями)".
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Гареев Ильдар Фагимович

Урок проводится с целью рассмотрения химических взаимодействий сложных веществ, способных распадаться на ионы: оснований, кислот и солей. На уроке изучаются реакции ионного обмена. Организуется экспериментальная деятельность среди учащихся. Используются индивидуальная и групповая формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Химические свойства оснований47 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Гареев Ильдар Фагимович, учитель химии МОБУ СОШ с.Пришиб Благоварского района Республики Башкортостан

Урок химии в 8 классе

Тема: Химические свойства оснований (взаимодействие с кислотами, солями).

Цели урока:

1. Формирование представлений о химических свойствах оснований.

2. Ознакомление учащихся с реакциями ионного обмена.

Задачи урока:

1. дать понятие о реакциях ионного обмена;

2. формировать знания о химических свойствах оснований;

3. способствовать развитию представления о значении химических уравнений, осознанного отношения к их составлению;

4. развивать умения анализа, творческого подхода к действиям, применению полученных знаний на практике;

5. воспитывать мотивы положительного отношения к знаниям, потребности к познавательной деятельности.

Методы обучения:

Рассказ, беседа, сравнение, химический эксперимент, самостоятельная работа.

 

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

                            таблица растворимости кислот, оснований и солей;

                            схема «Взаимосвязь классов неорганических веществ»;

                            химическая посуда и принадлежности.

Реактивы:

        опыт № 1: растворы гидроксида натрия и соляной кислоты, индикатор;       

        опыт № 2: растворы гидроксида меди (II) и серной кислоты;

        опыт № 3: растворы гидроксида натрия и хлорида железа (III).

Учебное пособие: Кузнецова Н.Е. Химия: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. Н.Е. Кузнецовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

                                Ход урока:

1. Организационный момент:

приветствие,

проверка готовности учащихся к занятию.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

В качестве подготовки к основной части урока задаются вопросы, связанные со свойствами неорганических веществ, в частности оснований, формами записи происходящих химических превращений:

с какими веществами взаимодействуют металлы? (с неметаллами, водой, кислотами и солями);

с чем вступают в реакцию основные оксиды? (с некоторыми неметаллами (водородом), водой, кислотными оксидами и кислотами);

какие свойства оснований изучены? (взаимодействие с кислотными оксидами);

каким образом письменно отражаются химические реакции? (записями уравнений процессов между веществами, иногда отмечая их в виде ионов при условии растворимости).

3. Постановка цели и задач урока.

Взаимосвязь между классами неорганических веществ рассматривается по схеме. Согласно схеме предполагается возможные взаимодействия оснований с кислотами и солями. Тема урока: Химические свойства оснований (взаимодействие с кислотами, солями). На уроке будут рассмотрены характерные химические свойства оснований. Напоминаю, что работа с такими веществами как щелочи и кислоты требует аккуратности и осторожности, поэтому надо соблюдать правила техники безопасности: не допускать разбрызгивания растворов, их попадание на различные поверхности, тем более на кожу, в глаза, если это произойдёт, то незамедлительно сообщить учителю, протереть или промыть участок со следами вещества.

4. Изучение новой темы.

Воспроизведем одно из таких реакций, когда при смешении щелочи (сильного основания) и кислоты эти вещества теряют химическую активность, т.е. реакцию нейтрализации.

Опыт №1 (взаимодействие гидроксида натрия и соляной кислоты):

NaOH + HCl  NaCl + H2O

В ходе реакции индикатор, добавленный к щелочи, вновь изменяет окраску при добавлении раствора кислоты. Запишем растворимые вещества в виде ионов (катионов и анионов), а затем, как по правилам математике, уберем из обеих частей одинаковые слагаемые. В итоге остаётся вода, которая действительно не обладает ни щелочной, ни кислотной средой.

Значение любого химического уравнения в том, что оно показывает происходящие изменения в составе веществ, численное отношение частиц, вступающих в реакцию, а также дает другую информацию, что будет рассмотрено  на этом уроке.

В одной из сказок А.С.Пушкина злая мачеха часто обращалась к волшебному зеркалу со словами:

 «Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи …»

И хотя отражение реакции при записи не всегда является полным, химическое уравнение может многое рассказать.

Для следующего опыта возьмём свежеприготовленный гидроксид меди (II) и раствор серной кислоты.

Опыт №2 (взаимодействие гидроксида меди (II) и серной кислоты):

Cu(OH)2 + H2SO4  CuSO4 + 2H2O

Проделаем аналогичные действия как после предыдущего опыта, учитывая растворимость веществ:

Cu(OH)2  + 2H+ + SO42–   Cu2+ + SO42– + 2H2O

Cu(OH)2  + 2H+   Cu2+ + 2H2O

Перед составлением химического уравнения реакции надо помнить о том, что не каждое сочетание сложных веществ способно к взаимодействию. Реакции между основаниями и солями происходят только при условии их растворимости, а также, если хотя бы один из продуктов взаимодействия нерастворим. Большинство случаев соответствуют следующей схеме:

Основание + Соль  Основание + Соль

      (Р)             (Р)              (Н)            (Р)

Однако есть реакции, когда, наоборот, основание растворимое,  а соль – не растворяется в воде, кроме этого могут быть нерастворимы оба образующихся вещества.

Используя таблицу растворимости кислот, оснований и солей проведём очередной эксперимент: осуществима ли реакция между водными растворами гидроксида натрия и хлорида железа (III)?

Опыт №3 (взаимодействие гидроксида натрия и хлорида железа (III)):

3NaOH + FeCl3  Fe(OH)3   + 3NaCl

Задание: записать реакцию в ионном виде, учитывая растворимость веществ и коэффициенты перед химическими формулами в составленном уравнении.

3Na+ + 3OH + Fe3+ + 3Cl  Fe(OH)3   + 3Na+ + 3Cl

3OH + Fe3+  Fe(OH)3  

Интерес тот факт, что исходные соединения обменялись составляющими их вначале реакции частями – ионами. Такие процессы неслучайно называют реакциями ионного обмена, а три вида записи построчно именуются как уравнения – молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное. Думаю, уместно будет прочитать четверостишие с химическим содержанием, в котором надо по смыслу добавить название типа реакции:  

 «Однажды два солидных, тучных вещества

Свершили сделку. Заметим ту подмену.

Однако уж на них никто не держит зла,

Когда они подвергнулись (обмену)».

5. Подведение итогов занятия и рефлексия.

Обобщим результаты работы на данном уроке:

Какие взаимодействия называются реакциями нейтрализации? (Так называют реакции между щелочами и кислотами.)

Могут ли нерастворимые основания реагировать с кислотами? (Да, могут, при этом образуются соль и вода.)

Какие условия должны выполняться при взаимодействии оснований и солей? (Исходные вещества должны быть растворимы, а хотя бы один из продуктов взаимодействия нерастворим.)

В чём суть реакций ионного обмена? (Сложные вещества ионного строения обмениваются катионами и анионами.)

Оценивается участие учащихся в ходе урока.

 

6. Домашнее задание.

Прочитать §§36, 37, выполнить задания 6, 7 (стр.158).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства. Основания.

Особенности программы под редакцией Новошинского И. И.  состоят в нетрадиционном подходе к изложению материала (от простого к сложному, от общего к частному). В основе программы лежит идея зависи...

урок в 8 классе "Получение и химические свойства оснований."

работа содержит конспект, пояснительную записку, презентацию и видео опыты к уроку....

Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Методическая разработка урока "Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации".  (химия, 8 класс,  прогормма О.С.Габриеляна)....

Урок химии 8 класс тема Физические и химические свойства оснований

урок химии 8 класс                     ТЕМА № 5.   «Основные классы неорганических веществ...

"Физические свойства карбоновых кислот. Общие химические свойства органических и неорганических кислот"

Данная презентация составлена к уроку по теме " Физические свойства карбоновых кислот. Общие свойства органических и неорганических кислот"....

Проверочная работа (тест) по теме: "Основания. Химические свойства оснований"

Проверочная работа (тест) по теме: "Основания. Химические свойства оснований"...

Задачи по теме: "Основания. Химические свойства оснований. Получение и применение оснований"

Данный задачи являются наилучшим способом оценивания знаний учащихся. Есть дополнительный уровень для профильных классов....