Разработка урока по теме "Основания, классификация и свойства"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Урок проводится с использованием элементов технологии сотрудничества. Достаточное время отводится химическому эксперименту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovaniyaih_klassifikatsiya_i_svoystva.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Тема: Основания, их классификация и свойства.

Цели урока: сформировать понятия об основаниях как классе электролитов.

Задачи урока:

  • дать определение понятия основания с позиций изученных теорий
  • рассмотреть классификацию оснований по различным признакам,
  • познакомиться с химическими свойствами оснований,
  • совершенствовать умения написания ионных уравнений    реакций

Оборудование: образцы оснований – NaOH, KOH, Ca(OH)2 , Cu(OH)2 , Mg(OH)2, ф-ф, вода, растворы кислот (H2SO4, HCl), CuCl2 (р-р), Na2CO3(р-р), растворы индикаторов, газоотводная трубка, пробирки.

Ход и содержание урока.

1. Оргмомент. Цели и задачи урока.

2. Актуализация знаний об основаниях.

Создание проблемы: Какие из предложенных веществ относятся к классу оснований: NaOH, H2SO4,  AlCl3, CO2, KOH, Ca (OH)2 , FeSO4, P, Cu (OH)2 , Fe, CuCl2? Почему вы так считаете? (слайд 3)

1) Какой класс веществ называют основания? Ответ дайте исходя из строения молекулы данных веществ и теории  электролитической диссоциации.

Ответ: (слайд 4)

1) Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов.

Ме (ОН)n ,    (- ОН) – гидроксильная группа;

2) Основания – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы гидроксогрупп (- ОН). (слайд 5)

Ме (ОН)n  Ме n+  +   n OH- ,   (ОН-) – гидроксид-ион.

3) Дайте названия веществам-основаниям, выбранным вами.

 Ответ:

а) Cu (OH)2 – гидроксид меди (II)

б) NaOH      - гидроксид натрия

в) KOH – гидроксид калия

г) Ca (OH)2 – гидроксид кальция

4) Запишите возможные уравнения диссоциации данных оснований:

Cu (OH)2 , NaOH ,  KOH,  Ca (OH)2 

Ответ: 

NaOH   ↔ Na+ + OH-   

Ca (OH)2 ↔ Ca 2+ + 2OH- 

KOH ↔ К+ + OH-

3. Изучение нового материала

1. Классификация оснований.

Класс оснований довольно многочисленный. Делится на группы по отличительным признакам. Давайте познакомимся с признаками классификации оснований: стр. 243, таб. 11 (учебник).

Пользуясь таблицей классификации оснований, выполните следующее задание: дайте характеристику оснований по вариантам.

1 вар – Ca(OH)2

2 вар – CuOH

2. Свойства оснований.

Учитель:  Каждое химическое вещество имеет определённые свойства. Они могут быть физическими и химическими. С физическими свойствами оснований мы уже знакомились.

А каковы химические свойства оснований? (слайд 6)

Свойства оснований:

  • Диссоциация в растворе
  •  Основание (любое)   +  кислота  =   соль   +   вода
  •  Щёлочь  +   соль  =   новое основание  +   новая соль
  • Щёлочь  +   оксид  неметалла   =   соль   +    вода

 

Чтобы доказать наличие данных свойств у оснований, проведем эксперимент. 

Для этого разделимся на группы по 4 человека. Каждая группа получит задание. Проведет эксперимент согласно выданному заданию и сделает вывод о свойствах оснований.

Мини-исследование.

Цель: изучить химические свойства оснований.

Группа 1. Возьмите пробирку.  Налейте в неё 1 мл раствора гидроксида калия. Добавьте в неё 1 каплю фенол-фталеина. Добавьте в эту же пробирку 2 мл раствора соляной кислоты. Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.

Группа 2. Возьмите пробирку.  Налейте в неё 1 мл раствора гидроксида натрия. Добавьте в неё 1 каплю фенол-фталеина. Добавьте в эту же пробирку 2 мл раствора серной кислоты. Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.

Группа 3. В чистую пробирку  налейте 1 мл раствора гидроксида меди (II). Добавьте 2 мл  раствора серной кислоты.  Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.

 

Группа 4.  В чистую пробирку  налейте 1 мл раствора гидроксида магния. Добавьте 2 мл  раствора соляной кислоты.  Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.

Группа 5. В пробирку налейте  1мл раствора гидроксида калия. Прилейте  в эту же пробирку 0,5 мл раствора  хлорида меди (II).  Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.

Группа 6. В пробирку налейте  1мл раствора гидроксида кальция. Прилейте  в эту же пробирку 0,5 мл раствора  карбоната натрия.  Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.

Группа 7. В пробирку налейте  1мл раствора гидроксида кальция. Пропустите через раствор углекислый газ (продуйте через стеклянную трубочку выдыхаемый воздух). Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.

Оформление результатов.

Результат каждая группа выносит на доску. Учащиеся вносят в такую же таблицу в их тетрадях.

Исход. в-ва

Результат

Уравнения реакций

1

Общий вывод по уроку.

1) Вещества,  какого класса  мы рассмотрели?

2)  Какой класс веществ можно назвать основаниями?

3)  Какими свойствами обладают вещества данного класса?

 Домашнее задание.

1) § 40

2)  №  3, 5; стр. 247


Приложение к уроку

Группа 1.  Мини-исследование.

Цель: изучить химические свойства оснований.

Возьмите пробирку.  Налейте в неё 1 мл раствора гидроксида калия. Добавьте в неё 1 каплю фенол-фталеина. Добавьте в эту же пробирку 2 мл раствора соляной кислоты. Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.

Оформление результатов.

Исход. в-ва

Результат

Уравнения реакций

1

Группа 2. Мини-исследование.

Цель: изучить химические свойства оснований.

Возьмите пробирку.  Налейте в неё 1 мл раствора гидроксида натрия. Добавьте в неё 1 каплю фенол-фталеина. Добавьте в эту же пробирку 2 мл раствора серной кислоты. Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.

Оформление результатов.

Исход. в-ва

Результат

Уравнения реакций

1

Группа 3. Мини-исследование.

Цель: изучить химические свойства оснований.

В чистую пробирку  налейте 1 мл раствора гидроксида меди (II). Добавьте 2 мл  раствора серной кислоты.  Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.

Оформление результатов.

Исход. в-ва

Результат

Уравнения реакций

1

Группа 4. Мини-исследование.

Цель: изучить химические свойства оснований.

В чистую пробирку  налейте 1 мл раствора гидроксида магния. Добавьте 2 мл  раствора соляной кислоты.  Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.

Оформление результатов.

Исход. в-ва

Результат

Уравнения реакций

1

Группа 5. Мини-исследование.

Цель: изучить химические свойства оснований.

В пробирку налейте  1мл раствора гидроксида калия. Прилейте  в эту же пробирку 0,5 мл раствора  хлорида меди (II).  Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.

Оформление результатов.

Исход. в-ва

Результат

Уравнения реакций

1

Группа 6. Мини-исследование.

Цель: изучить химические свойства оснований.

В пробирку налейте  1мл раствора гидроксида кальция. Прилейте  в эту же пробирку 0,5 мл раствора  карбоната натрия.  Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.

Оформление результатов.

Исход. в-ва

Результат

Уравнения реакций

1

Группа 7. Мини-исследование.

Цель: изучить химические свойства оснований.

В пробирку налейте  1мл раствора гидроксида кальция. Пропустите через раствор углекислый газ (продуйте через стеклянную трубочку выдыхаемый воздух). Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.

Оформление результатов.

Исход. в-ва

Результат

Уравнения реакций

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Классификация растений"

Конспект урока по теме: Классификация растений" - урок обобщения и систематизации...

Урок "Кислоты, их классификация и свойства"

Урок изучения  и усвоения новых знаний. На этом уроке у учащихся формируются представления о свойствах кислот с помощью исследовательского эксперимента. ...

Методическая разработка урока "Соли, их классификация и свойства"

Данная методическая разработка  предназначена для проведения урока химии в 8 классе по теме "Соли, их классификация и свойства" с использованием электронных образовательных ресурсов....

Разработка урока 5 класс "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей."

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием волокно, видами текстильных волокон, процессом получения тканей....

Технологическая карта урока "Основания, их классификация и свойства"

Этапы урока по химии на тему "Основания, их классификация и свойства"...

Технологическая карта урока "Кислоты, их классификация и свойства"

Технологическая карта урока "Кислоты, их классификация и свойства", для 8 класса . Учебник О.С.Габриелян...

Урок "Кислоты, их классификация и свойства".

Сценарий учебного занятия по предмету....