Разработка учебной программы формирования личностных УУД на примере темы «Органические соединения» (9 класс)
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему

Андреев Андрей Леонидович

Зачетная практическая работа «Формирование личностных универсальных учебных действий средствами УМК». Разработка учебной программы формирования личностных УУД на примере темы

«Органические соединения» (9 класс). Выполнил преподаватель химии СОГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» п.Анохово Сафоновского р-на Смоленской обл.

Андреев А.Л. на курсах повышения квалификации ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования» 17.03.2014-27.06.2014 «Профессиональная компетентность учителя химии в условиях введения ФГОС»

Цель работы: выявление личностных универсальных учебных действий (УУД), которые необходимо сформировать у учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_lichnostnyh_uud_.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

Зачетная практическая работа

«Формирование личностных универсальных учебных действий средствами УМК»

Разработка учебной программы формирования личностных УУД на примере темы 

«Органические соединения» (9 класс)

Выполнил преподаватель химии СОГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» п.Анохово Сафоновского р-на Смоленской обл.

Андреев А.Л.

на курсах повышения квалификации ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования» 17.03.2014-27.06.2014 «Профессиональная компетентность учителя химии в условиях введения ФГОС»

Цель работы: выявление личностных универсальных учебных действий (УУД), которые необходимо сформировать у учащихся

Задание №1. Используя текст лекции, фрагмент рабочей программы по предмету, разработайте систему формирования личностных УУД к каждой теме предметного курса. Заполните таблицу «Требования к результатам обучения»

(Для текущего контроля достаточно рассмотреть 3-4 темы)

Таблица

Требования к результатам обучения

№№ п/п

Название раздела, темы урока

Содержание программы

Личностные УУД

ТЕМА 3. Органические соединения

1

Вещества органические и неорганические

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Проявление эмоционально – ценностного отношения к учебной проблеме, чувство гордости за российскую химическую науку. Планирование своей индивидуальной образовательной траектории. Свободное использование выработанных критериев оценки и самооценки. Самостоятельное осознание причины своего успеха или неуспеха и поиск способов выхода из ситуации неуспеха. Формирование ответственного отношения к учению, определение своей личной позиции, желание освоения новых видов деятельности, совершенствование имеющиеся знаний, умений и навыков, доброжелательное отношение к окружающим. Использование аргументов, подтвержденных фактами. Умение выдвинуть контраргументы в дискуссии, перефразировать свою мысль. Проявление творческого отношения к процессу обучения, формирование  познавательной  и  информационной  культуры,  в  том числе  развитие  навыков  самостоятельной  работы  с  учебными  раздаточными дидактическими материалами.

Развитие способности обучающихся к самообразованию на основе мотивации обучения и познания, формирование целостного мировоззрения на природных объектах и материалах, основ экологической культуры и здорового образа жизни, установление учащимися значения результатов своей деятельности в жизненных ситуациях

2

Химическое строение органических соединений

3

Предельные углеводороды - метан и этан.

4

Непредельные углеводороды - этилен.

5

Понятие о предельных одноатомных спиртах.

6

Глицерин.

7

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

8

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах.

9

Жиры.

10

Понятие об аминокислотах и белках. Реакции поликонденсации.

11

Понятие об углеводах Глюкоза, её свойства и значение.

12

Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

13

Полимеры.

Задание №2. Используя текст лекции, разработайте систему заданий, направленных на формирование личностных универсальных учебных действий для одной из тем предметного курса (по выбору)

В понимании  границ собственного знания и «незнания»:

Выборочный тест для само/взаимоконтроля знаний по теме:

 «Предельные углеводороды».

А1.Укажите реакцию замещения:                                                                          H2SO4 (конц)

      1) СН4+С12       h,υ                                                       З) СН3 - CH2 OH

      2) СН2 = СН2+ Вг2 (р-p)                                             4) СН3- NН2 + НСl

А2.Формула метилциклобутана соответствует общей формуле:    

                                                                       1)СnНn+2        2) СnН2n      З) СnН2n-2          4) СnН2nО

 

АЗ.Какое вещество нельзя получить пиролизом метана?

      1) углерод                        3) этилен

      2) водород            4) ацетилен

А4.С каким из перечисленных веществ при соответствующих условиях реагирует этан?

      1) этан      2) кислород    З) хлор    4) азот   5) соляная кислота,
     а) 1,2,3      6)2,3,5             в) 2,4   г) 2,5.

А5. При гидролизе карбида алюминия получают:

1) оксид алюминия                   3) метан

2) ацетилен                               4) гидроксид алюминия

 В1. Дана цепочка превращений

        +H2O        +1мольCl        +Nа,t              -H2

Al4C3        X1        X2        X3        X4

Вещество Х4 имеет формулу:

   1)С 2Н2   2)С2Н4        3)С4Н8        4)С6Н6

B2.В результате реакции Вюрца получили 3,4- диметилгексан. Исходным

веществом был:

1) 1- бромгексан        3) 1-хлорбутан

2) 2-бромбутан        4) 1 хлорпропан

B3.Массовая доля водорода в углеводороде равна 18,18%.Этот углеводород:

   1) этан        3) бутан

   2) пропан        4) пентан

С1. При нагревании иодметана массой 2,84 с избытком металлического

натрия получили 179,2 мл этана (н.у). Выход продукта реакции составил:

      а) 70%        в) 80%

      6)75%        г)  85%

В рамках ценностного и эмоционального компонентов:

  1. Согласны ли Вы с мнением о том, что экономика России должна базироваться на нефтеперерабатывающей промышленности? Аргументируйте свою точку зрения.
  2. Кто из русских ученых создал теорию строения органических соединений?

В рамках когнитивного компонента:

1. «Непохожие родственники». Знаменитый шведский химик Карл Шееле всю жизнь оставался аптекарем. Однажды, приготовляя мазь, он нагрел оливковое масло со свинцовым глетом (оксидом свинца). Мазь оказалась сладковатой на вкус. Шееле повторил опыт и выделил слегка желтоватую вязкую жидкость. Она действительно была сладкой. Ученый так и назвал ее – масляный сахар. Новое вещество получило имя от греческого глюкос – сладкий. Так был получен глицерин.

         В 1847 году итальянский химик Асканьо Собреро, действуя на глицерин азотной кислотой, получил тяжелую маслянистую жидкость, обладающую крайне неприятным свойством – мгновенно взрываться от трения или удара. Это был тринитрат глицерина, или тринитроглицерин (7). Герои приключенческого романа «Таинственный остров»(1874) Жюля Верна использует нитроглицерин для подрыва гранитной скалы. Автор подробно описывает процесс получения нитроглицерина из природных веществ, обнаруженных на острове (хотя Жюль Верн намеренно опустил один из важных этапов синтеза). Писатель характеризует это вещество следующим образом: это был нитроглицерин — ужасное вещество, обладающее в десять раз большей взрывчатой силой, чем порох, и причинившее уже так много несчастий.

Правда, с тех пор как нитроглицерин научились превращать в динамит, смешивая его с каким-нибудь пористым веществом, например, глиной или сахаром, способным удержать опасную жидкость, им можно пользоваться с меньшим риском. Но,  в то время, когда колонисты действовали на острове Линкольна, динамит ещё не был известен. 

1.Знание. Напишите формулу глицерина и тринитроглицерина. 
2.Понимание. Напишите уравнение реакции получения  из глицерина тринитроглицерина?
3.Применение. Рассчитайте массу глицерина, необходимого для получения 10  г тринитроглицерина.
4. Анализ. Объясните, каков состав соединений, обладающих сладким вкусом?

5.Синтез. Какие еще соединения может образовывать глицерин?        

6.Оценка. Назовите сферы жизни человека, где можно использовать глицерин, учитывая, что это вещество сладкое, маслянистое.

2. Известно, что избыточное потребление сладостей способствует развитию кариеса. Как это можно объяснить? Предложите способ защиты зубов, позволяющий любителям сладкого не ограничивать себя в лакомстве.

В рамках практической направленности:

Творческое  задание.  Создать презентацию по теме «Александр Михайлович Бутлеров – создатель теории химического строения органических веществ».

При  взаимодействии  соды с уксусной кислотой образуется  углекислый газ, что  который делает  тесто пышным.

Вопросы.

1.Какую формулу имеют сода, уксусная кислота и   углекислый газ?

2.Определите тип химической реакции, протекающей при этом.

3.Проведите опыт и составьте уравнения химических реакций, происходящих при выпечке хлеба с использованием соды.

4.Найдите в интернете или других источниках информацию, какие другие вещества можно использовать аналогичным образом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по методике В.Ф. Шаталова для организации учебной деятельности учащихся по физике. На примере темы «Электрический ток. 8 класс»

Презентация "Методическая разработка по методике В.Ф. Шаталова для организации учебной деятельности учащихся   по физике. На примере темы «Электрический ток»".  В презентации представле...

Формирование личностных УУД на уроках чувашского языка в начальных классах.

Изменения, происходящие в современной социальной жизни при внедрении ФГОС НОО, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современная система образования должна б...

Работа по формированию личностно-ориентированной среды через уроки обществознания в старших классах.

ФГОС уделяют большое внимание формированию метапредметных результатов. Работа по системе ССО подготавливает учащихся старших классов к возможности достижения метапредметных результатов соответствии с ...

Презентация «Формирование личностных УУД в процессе преподавания ритмики» в 5 классах

Содержание предметного образовательного модуля «Ритмика» является средством организации учебной деятельности по формированию личностных универсальных учебных действий. Образовательный модуль предполаг...

Рабочая программа «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» 1 класс 2016 - 2017 учебный год

Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи являются одной из важных организационных форм обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

Конспект урока "Формирование межкультурной компетенции на примере урока моя школа" 5 класс

Конспект урока "Формирование межкультурной компетенции на примере урока моя школа" 5 класс...