Мероприятие в рамках предметной недели "К 150-летию открытия периодического закона"
занимательные факты по химии (8 класс) на тему

Боровикова Ольга Владимировна

 По инициативе ЮНЕСКО 2019 год  объявлен "годом периодического закона" в знак признания роли открытия явления периодичности в развитии химии. Данное мероприятие представляет собою  страницу химического "живого" альманаха, который по инициативе учащихся   планируется проводить ежемесячно, начиная с 2017-2018 учебного года. Материал мероприятия отобран таким образом, чтобы не только    наглядно продемонстрировать  значение периодического закона химических элементов в русской и мировой химической науке, но и обратиться к примеру великого служения Родине на протяжении всей жизни Д.И. Менделеева. Воспитание гражданственности и патриотизма, чувства гордости за вклад русских ученых в мировую науку, таким образом, является основной задачей данного мероприятия.

Устройство сайта не позволяет загружать видеофрагменты.  Нами был использован фильм из серии "Из истории великих открытий: Д. Менделеев, Л. Мейер и периодический закон химических элементов".  Фильм был поделен на отдельные фрагменты. Эти фрагменты  по обращению могут быть высланы на электронную почту заинтересованных в материале лиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drugogo_nichego_v_prirode_net_-_meropriyatie.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия «150-летию открытия периодического закона посвящается».

Разработан для проведения недели естественных наук в МБОУ СОШ с УИОП №8 г. Воронежа.

  Цель мероприятия:

 изучение значения периодического закона химических элементов в русской и мировой химической науке.

Задачи:

  1. Активизация познавательного интереса в процессе получения химических знаний.
  2. Формирование навыка грамотного отбора, классификации  и критического анализа различных источников информации (научно-популярной, другой дополнительной литературы,  средств глобальных информационных сетей) в поисковой деятельности.
  3.  Демонстрация  значимости знаний по истории химии для понимания целостности науки.
  4.    Становление химической грамотности в использования научной терминологии ,  выработка специфического  химического языка для ведения диалогов и дискуссий.
  5. Реализация принципов кооперации в обучении, выработка чувства ответственности за результат коллективной деятельности
  6.  Воспитание гражданственности и патриотизма на примере жизнедеятельности Д.И. Менделеева, гордости за вклад русских ученых в  мировую  науку.

Учащийся 1. (далее цифрами указаны номера учащихся, читающих данный текст)

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет-

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится  мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

2.150-летитю открытия периодического закона посвящается.

 (фрагмент 1 фильма «Порядок»)

  1. Открытию закона предшествовала длительная и напряженная научная работа Д.И.Менделеева в течение 15 лет с 1854 по 1869г.г. Датой открытия закона считается 1 марта 1869г. Именно в этот день Д.И.Менделеев составил таблицу химических элементов.  В 2019 году исполнится 150 лет со дня открытия Периодического закона.

Предшественники Д.И.Менделеева (Доберейнер, Ньюлендс, Мейер)  много сделали для подготовки  его открытия. Но ни один из этих ученых не решился на основании подмеченной периодичности в смене свойств элементов  предсказать  существование новых.

  1.  Ни один из них не сумел в полном объеме охватить совокупность физических и химических свойств элементов  и образованных ими веществ, обнаруживающих всю глубину периодического закона. Для  них периодичность была лишь удобным способом классификации,  и они не увидели в ней фундаментального  закона природы.
  1. Открытие Периодического закона и периодической системы химических  элементов явилось величайшим  достижением  творческой деятельности Менделеева. Все современное учение о веществе, его строении и развитии основывается на периодическом законе.
  2.  Периодический закон сыграл большую роль в создании современной теории строения атомов, которая в свою очередь явилась подтверждением его положений.
  3.  На основе Периодического закона удалось предсказать существование радиоактивных изотопов элементов и открыть трансурановые элементы.
  4. уточнить относительную атомную массу некоторых элементов, например бериллия, осмия, урана (впоследствии экспериментальные исследования подтвердили правильность мнения ученого);
  1. при построении периодической таблицы Д.И.Менделеев оставил многие клетки свободными для элементов, которые пока неизвестны; а для некоторых из них подробно описал свойства (германий, скандий, галлий);
  2. получать вещества с заданными свойствами, открывать ранее неизвестные и синтезировать новые химические элементы;
  3. строить гипотезы о рождении и превращении химических элементов во вселенной, в недрах Солнца и звезд.
  4. А теперь о том, как это было

( фрагмент 2 фильма «Порядок»)

  1. Итак, Д.И. Менделеев был глубоко убежден, что должна существовать естественная связь между всеми химическими элементами, как сходными по свойствам, так и несходными
  2. По мере возрастания атомного веса (относительной атомной массы) элементы сначала имеют всё новые изменчивые свойства, а потом эти свойства вновь повторяются в новом периоде и в той же последовательности, как и в предшествовавшем ряде.
  3.  На основе этого Д.И. Менделеев сформулировал закон периодичности, что свойства элементов, а потому свойства образуемых ими простых и сложных веществ  стоят в периодической зависимости от их относительной атомной массы.
  1. Ученый был абсолютно уверен в правильности закона и без опасения использовал его. Обобщая свою работу, Менделеев сказал: «Будущее периодического закона не грозит разрушением, а только надстройку обещает». Об одном из таких фактов его биографии интересно рассказано в книге Е. Ефимовского «След колесницы»:

  1. Вот как-то раз узнали ученые всех стран:
    Металл чудесный галлий (в честь Франции назвали) открыл Буабодран.
    Довольный и счастливый рассматривал металл,
    Но писем из России никак не ожидал.
    Он взял письмо, прочел его.
    3. «От русского ученого?!
    - Ошибся я! Слыхали?! – француз был удивлен:
    - В глаза не видел галлий, а свойства знает он!
    Вес высчитал удельный точней, чем я, стократ
    Какой-то Менделеев еще пять лет назад!»
    1. Глаза его сверкали, топорщились усы,
    Но вот металл свой галлий он кинул на весы!..
    Ответ в Россию мчится:
    3. «Прекрасная таблица! Я вами восхищен!
    Проверен мной практически
    Закон периодический,
    И я категорически

 приветствую закон!»
У химиков переполох!
Ведь галлий был один из трех, предсказанных заранее…
И следом, как из-под земли, вдруг Скандий в Швеции нашли,
На свет германий извлекли (естественно, в Германии).
…Прославят, подтвердят закон
Открытья будущих времен.

(фрагмент 3 фильма «Порядок»)

  1. Естественно, в таком великом открытии большую роль сыграла личность ученого, его совершившего. Что мы знаем о Д.И. Менделееве?
  2. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 году в городе Тобольске в семье директора гимназии. После окончания гимназии он поступил в Петербургский педагогический институт, который окончил с золотой медалью. Ещё будучи студентом, Д.И. Менделеев опубликовал свои первые научные работы. Вскоре после защиты диссертации, получив научное звание «магистра», Д.И. Менделеев уехал за границу в двухлетнюю научную командировку. После возвращения в Россию он был избран профессором сначала Петербургского технологического института, а спустя два года – Петербургского университета, в котором он в течение 33 лет вел научную и педагогическую работу.
  3. Плоды моих трудов составляют три службы мои Родине – первая служба в научной известности, составляющей гордость не одну мою личную, но и общую русскую, писал Менделеев.
  4. «Сам удивляюсь – чего только я ни делывал на своей научной жизни. И сделано, думаю, недурно» - так на склоне лет прокомментировал великий русский ученый Д.И. Менделеев свою работу по созданию в 1873 году оригинального физического прибора – дифференциального барометра, который  устанавливает зависимость изменения атмосферного давления от  высоты, явился одним из разработчиков молекулярно-кинетической теории газов.

  1. Менделеев привел в систему разрозненные сведения об изоморфизме, и это сыграло свою роль в развитии геохимии; изучал воздухоплавание, метеорологию, измерение температуры верхних слоев атмосферы.

2. Будучи управляющим Главной палаты мер и весов, совершенствовал технику измерений, уделял большое внимание изготовлению и сверке эталонов массы и длины, много сделал для развития науки об измерениях - метрологии

3. Д.И. Менделеев предложил теорию неорганического происхождения нефти, разработал технологию изготовления бездымного пороха.

4.Научное наследие Д.И. Менделеева: общее число научных работ – 431, в том числе химических – 40, физико-химических – 106, физических – 99, экономических – 36, геодезических – 22, проблемам народонаселения, воспитания и другим темам – 29.

  1. Служба ученого – первая служба Менделеева.
  2. Вторая служба ученого – педагогическая деятельность. «Лучшую пору в жизни и ее главную силу взяло преподавательство».  Выдающимся трудом ученого является учебник «Основы химии», который выдержал 13 изданий (при жизни автора 8 изданий) и не раз переводился на иностранные языки. Научное и педагогическое наследие Д.И. Менделеева огромно – полное собрание сочинений составляет 25 томов. Это настоящая энциклопедия химических знаний.
  3.  Менделеев был страстным борцом за развитие народного образования, сторонником женского равноправия, в том числе в обучении.
  4. Д.И. Менделеев преподавал во многих учебных заведениях Петербурга. «Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность», - писал ученый на склоне лет.
  1. За выдающиеся заслуги в науке Д.И.Менделеев был избран почетным членом многих зарубежных академий наук, был почетным доктором ряда университетов и  членом многочисленных российских и зарубежных  научных обществ (более 70).
  1. Многогранной и полезной была «третья служба Родине» - на ниве промышленности и сельского хозяйства. Здесь Менделеев проявил себя подлинным патриотом, заботившимся о развитии и будущем России. В своем имении Боблово он ставил «опыты по разведению хлебов». Детально изучал способы добычи нефти и дал много ценных рекомендаций по их усовершенствованию. Он постоянно вникал в насущные нужды промышленности, посещал фабрики и заводы, рудники и шахты. Авторитет Менделеева был настолько высок, что его постоянно приглашали экспертом для решения сложных экономических проблем. Незадолго до смерти он опубликовал книгу «К познанию России», в которой наметил обширную программу развития производительных сил страны.

  1. В честь Д.И.Менделеева в нашей стране в 1962 г. утверждена золотая медаль – она присуждается за выдающиеся работы по химии. Его именем названы минерал, кратер на Луне, подводный горный хребет, город Менделеевск в Татарстане, заводы, учебные заведения, научно-исследовательские институты, общества. Памятники ученому установлены в городе Тобольске и в Санкт-Петербурге около Института метрологии.

В 1955 г. американские физики во главе с Гленом  Сиборгом синтезировали химический элемент с номером 101. Они дали ему название «менделевий» (Мd) – в знак признания заслуг выдающегося русского ученого.

  1.  В рамках встречи с учителями и преподавателями химии на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии, прошедшем с 30.03 по 5.04 2017г в Саранске,  декан химического факультета МГУ, академик РАН, доктор химических наук В.В. Лунин  говорил  о всемирном признании вклада российских ученых в мировую химическую  науку. Именно этот вклад явился побудительным мотивом для международного союза теоретической и  прикладной  химии (IUPAC), который утвердил названия и символы 115 и 118  химических  элементов соответственно, московий, в четь столицы России и оганессон, в честь физика-ядерщика Юрия  Оганесяна, возглавлявшего работу по синтезу новых элементов в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне.
    1. Эти символы,  высеченные на памятных серебряных значках и врученные IUPAC ученым Московского государственного университета, скоро пополнят таблицы химических элементов во всех странах мира, еще раз утверждая триумф периодического закона.
  1. Недаром по инициативе ЮНЕСКО 2019 год объявлен международным годом Периодического закона.
  2. « По существу четыре предмета составили моё имя: периодический закон, исследования газов, растворов как ассоциаций и «Основы химии». Тут всё моё богатство.

Посев мой  научный взойдет для жатвы народной» . Д.И. Менделеев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предпосылки открытия Периодического закона Д.И.Менделеевым

Презентация к уроку по теме "Предпосылки открытия Периодического закона Д.И.Менделеевым" для 11-х классов профильного уровня....

Методическая разработка открытого мероприятия в рамках Предметной недели по информатике

Данный урок-экскурсия разработан в рамках предметной недели Информатики. На этот урок могут прийти учащиеся с 5-го по 9-й классы.Данный материал также может быть предложен для самостоятельного изучени...

Внеклассное мероприятие "Потомки Менделеева", посвященное 150-летию открытия Периодического закона, для 9 классов.

Внеклассное мероприятие для 9 классов в рамках предметной недели по химии....

Разработка урока по химии к 150- летию открытия Периодического закона химических элементов Д.И. Менделеева

1 марта 2019 г. исполняется 150 лет со дня открытия Д. И. Менделеевым периодического закона.Открытие периодического закона позволило Менделееву дать блестящий образец научного предвидения....

План проведения открытых мероприятий в рамках предметной недели МО ЕМЦ

С целью повышение интереса у  обучающихся к учебной деятельности,формирования у обучающихся представлений о роли науки в жизни общества педагогами естественно-математического цикла была проведена...

Открытие периодического закона

Открытый урок в форме путешествия...

Презентация "Открытие Периодического закона"

Эту работу использую при изучении Периодического закона...