План-конспект урока по химии (8 класс) по теме:
Генетическая связь между классами неорганических соединений

Руднев Алексей Николаевич
Урок с использованием метода создания проблемной ситуации и частично- поискового характера проведения и организации хода урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Gen._svyaz_8_klass.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по химии в 8-м классе по теме: "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"

 Цели: 

  1. опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла; закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам;
  2. развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать;
  3. выявлять и устанавливать взаимосвязи; развивать представления о причинно – следственных связях явлений.

Вид урока: изучение нового материала (с элементами проблемного обучения).

Учитель: итак, мы с вами изучили основные классы неорганических соединений. Давайте повторим состав, свойства этих веществ и попробуем определить тему нашего урока. Для каждой  я предлагаю совместно составить схему «Основные классы органических веществ»: /учитель на доске, учащиеся в тетрадь- составление схемы, которая послужит опорным материалом для изучения новой темы/.

ОКСИДЫ

КИСЛОТНЫЕ

ОСНОВНЫЕ

АМФОТЕРНЫЕ

СОЛИ

СРЕДНИЕ

КИСЛЫЕ

ОСНОВНЫЕ

  1. Постановка учебных целей.

Химический диктант (один ученик записывает формулы веществ на обратной стороне доски, остальные – в тетрадях).

CaO, CO2 , MgO, C, H2CO3, Ca, NaCl, Ca(OH)2, NaOH, CaCO3, H2SO4.

Проверяем правильность написания химических формул.

Индивидуальные задания: Распределить данные вещества по классам.

1 учащийся – учащиеся выписывают формулы оксидов, дают им  краткую характеристику (например СО2)

2 учащийся – учащиеся выписывают формулы кислот, дают им названия и делают краткое сообщение о серной кислоте (применение, Т.Б. при работе с ней).

3 учащийся – учащиеся выписывают формулы оснований, дают им названия и делают краткое сообщение о применении гидроксида натрия.

4 учащийся – учащиеся выписывают формулы солей, дают им названия и делают краткое сообщение о свойствах и применении солей (например хлорида натрия).

  1. Создание проблемной ситуации.

Задание для всего класса:

1. Из веществ, формулы которых были предложены на химическом диктанте, выберите те, которые можно объединить в две группы (варианты будут различные). Остановимся на том варианте, где учащиеся увидят формулы веществ, содержащих один и тот же элемент.

2. Попробуйте распределить их в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества. Получили две цепи:

Учитель: в каждой цепи есть общее - это химические элементы - Ca и C, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству).

Вопрос: как в биологии называется носитель наследственной информации? Ген. Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи. Поэтому цепи или ряды называются генетическими.

Тема нашего урока: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» (запись на доске и в тетради). Данная тема важна не только тем, что задания такого уровня очень распространены в том числе и в контрольных работах, но и поможет вам при проведении химического эксперимента, при отработке навыков записи уравнений реакций.

Организация объяснения правил составления уравнений химических реакций по генетической цепочке (на базе совместно составленных в ходе совместной и групповой работы).

Творческое задание 1

(Фронтальная работа с классом).

  1. Проблемная ситуация. Можно ли составить «обратный» генетический ряд. Как вы думаете, с какого класса веществ нужно начать этот ряд? (варианты могут быть разные).
  2. Выбираем соль (акцентируем внимание на том, чтобы растворимая соль была представлена металлом, гидроксид которого не растворяется в воде) или нерастворимое основание.
  3. Например:

4. Составляем уравнения реакций для данных цепей, определяем типы реакций, называем вещества, определяем классы неорганических соединений.

Решение задач в новой ситуации:

Творческое задание 2

(Работа в группах).

Определите каждое вещество в цепи, если известно, что А – газ, который поддерживает горение, В – металл красно – розового цвета, при взаимодействии с веществом А образует вещество чёрного цвета, которое при взаимодействии с соляной кислотой образует вещество В.(Обсуждаем). Составьте уравнения реакций для данной цепи, определите тип реакций и назовите все вещества.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание: § 42, стр.171 N 2 (б)

Итог урока.

                Как бы вы, продолжили фразу, чтобы прозвучали ответы на постав-

                ленные проблемные вопросы?

Сегодня на уроке…

Теперь я знаю…

Мне на уроке…

Resource id #164

По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Алюминий, его свойства и применение.

Урок с использованием художественной литературы. Лекция с использованием презентации, учебного фильма.Демонстрация: а) г...

Загадка английского произношения, в стихах

Загадка английского произношения, в стихах...

Урок - игра по физике 8 класс Турнир знатоков

Урок - игра по физике 8 класс Турнир знатоков...

Сценарий концерта-презентации "К.Сен-Санс Карнавал животных"

Лекция-концерт о творчестве К.Сен-Санса и его произведении "Карнавал животных"...

Возможности использования телекоммуникаций в учебном процессе.

 1.      Понятие телекоммуникационной среды.2.      Дидактические...

В папку заместителя директора по воспитательной работе.

Некоторые материалы по воспитательной работе МБОУ Троицкая СОШ....

Коррекционно-развивающие задания по теме "Механические явления"

Задания разработаны для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику С.В.Громова, Н.А.Родиной.Задания рассчитаны на учащих...

Конспект урока ППФП

конспект урока...

Люблю читать! (Список книг для тех, кто любит читать хорошую литературу)

Статья -помощь в выборе книг для читающих детей и не только....

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »

 Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе ...