Классный час в 11 классе «Кем быть? Каким быть?»
классный час (11 класс) по теме

Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой».

Цель: самоопределение выпускников в выборе жизненного пути для успешной адаптации в современном социуме.
Задачи:
-  формировать информационную основу выбора профессии;
- создать условия для формирования ясных представлений школьников о самом себе, своих особенностях и качествах для включения молодежи в активную пробу своих сил и определения нравственной позиции при выборе профессии;
- оказать помощь в профессиональном самоопределении, скорректировав предпочтения обучающихся;
- помочь избежать ошибок в выборе профессии;
- познакомить с особенностями рынка труда на ближайшие 5-6 лет;
- формировать осознание нравственной ответственности за выбор будущей профессии, правильное отношение к понятиям «успех» и «успешность».
Подготовительная работа: презентация исследовательской работы Марии Бикетовой, презентация Чеботаревой Екатерины о профессиональной карьере папы. Проведение психологом комплексного тестирования на профессиональное соответствие. Приглашение на классный час мамы Котлярова Сергея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyi_chas.doc45.5 КБ
Файл klassnyi_chas.pptx572.67 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 11 классе «Кем быть? Каким быть?»

 Самая трудная профессия - быть человеком. 

Хосе Хулиан Марти

Работа – лучший способ наслаждаться жизнью.

 И.Кант

Цель: самоопределение выпускников в выборе жизненного пути для успешной адаптации в современном социуме.

Задачи:

-  формировать информационную основу выбора профессии;

- создать условия для формирования ясных представлений школьников о самом себе, своих особенностях и качествах для включения молодежи в активную пробу своих сил и определения нравственной позиции при выборе профессии;

- оказать помощь в профессиональном самоопределении, скорректировав предпочтения обучающихся;

- помочь избежать ошибок в выборе профессии;

- познакомить с особенностями рынка труда на ближайшие 5-6 лет;

- формировать осознание нравственной ответственности за выбор будущей профессии, правильное отношение к понятиям «успех» и «успешность».

Подготовительная работа: презентация исследовательской работы Марии Бикетовой, презентация Чеботаревой Екатерины о профессиональной карьере папы. Проведение психологом комплексного тестирования на профессиональное соответствие. Приглашение на классный час мамы Котлярова Сергея.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.  

        

Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Так вот чтобы потом многие годы каждое утро вам хотелось идти на работу, уже сейчас нужно... (Продолжите фразу) Предполагаемые ответы детей: «...задуматься о будущем», «...выбрать работу по душе», «...найти свое место в жизни».

Эти слова вы уже слышали — и от мамы с папой, и от учителей. Слышали так часто, что они успели поднадоесть и вызывают острую аллергическую реакцию. Но признайтесь: ведь вы бунтуете всего лишь против слов, а сами, конечно, понимаете или хотя бы чувствуете, что смысл их раскрывать каждому для себя все равно придется.

Выбор  профессии  часто определяет в дальнейшем  весь жизненный  путь человека. 

Сегодня каждый из вас попробует разобраться в самом себе, выяснив, какой вид профессиональной деятельности подходит именно ему и как это связано с его представлением о счастье.

 Беседа. - Как вы считаете, связаны ли счастье человека и его профессия? Приведите примеры.

- Как найти «правильную» профессию? (слайд 2)

Высказывания детей.

Учитель: Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек  ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока  не поймёт то, что  будет приносить ему и средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы.  Но  это  может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют  десятки тысяч профессий.

Сообщение Чеботаревой Екатерины о своем папе.

Сообщение учащегося о Федорове С.Н.

ФЕДОРОВ Святослав Николаевич (1927 - 2000), российский офтальмолог.Родился в семье военного. В 1943, после окончания школы, поступил в Ереванское подготовительное артиллерийское училище, но учебу не закончил. В 1952 окончил медицинский институт в Ростове-на-Дону. После окончания института в течение года работал врачом-окулистом районной больницы в станице Вешенская. В 1957 стал заведующим клиническим отделом Чебоксарского филиала Государственного института глазных болезней. В 1960 создал искусственный хрусталик и впервые в стране провел уникальную операцию по его вживлению в глаз человека. В 1967 был переведен в Москву и возглавил кафедру глазных болезней. В  1973 впервые в мире разработал технологию операции по лечению глаукомы на разных стадиях. Основатель и с 1986 директор Межотраслевого научно-технический комплекса «Микрохирургия глаза». В 1996 возглавил Палату по науке, здравоохранению, образованию и культуре. 2 июня 2000 Святослав Федоров погиб в результате крушения . Автор 480 научных работ, 7 монографий, 238 авторских свидетельств, 130 зарубежных патентов и более 180 изобретений. Удостоен званий «Заслуженный изобретатель СССР», «Герой Социалистического Труда» (1987) и др. В 1986 за научные исследования в области офтальмологии и микрохирургии глаза был удостоен высшей награды РАН — Золотой медали имени М.В.Ломоносова, являлся лауреатом ряда международных научных премий.

  А возможен и другой путь, когда мечта перерастает в профессию.

Сообщение учащегося о Пугачевой А.Б.

ПУГАЧЕВА Алла Борисовна (р. 1949) окончила дирижерско-хоровое отделение Московского музыкального училища им. Ипполитова-Иванова и режиссерский факультет ГИТИСа им. Луначарского (ныне РАТИ) (1981). Еще школьницей спела на радио песню «Робот, стань человеком». В 1972-73 выступала в оркестре. В 1974-75 работала в ансамбле «Веселые ребята». В 1975 стала обладательницей Гран-при фестиваля «Золотой Орфей» (Болгария) с песней «Арлекино», после которой певица стала по-настоящему популярной. Певицей были подготовлены яркие эмоционально насыщенные концертные программы: «Монологи певицы», «Пришла и говорю», «Рождественские встречи». Ею создан целый ряд песен на слова известных поэтов (Ахматовой, Мандельштама). 1988 год ознаменовался созданием «Театра песни», давней мечты Пугачевой, ставшей художественным руководителем театра-студии.Пугачева объездила весь мир со своими сольными программами. В 1992 получила приз «Овация» в номинации «Лучшая певица года», в 1994 — в номинации «Живая легенда», в 1995 — в номинации «Лучший режиссер-постановщик». В 1999 награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. До последнего времени Пугачева продолжает активную творческую деятельность.

Рассказ мамы Котлярова Сергея о ее пути в профессию воспитателя.

  - Как  с самого начала выбрать правильную дорогу?

Мнения детей.

  Для этого нужно изучить, прежде всего самого себя, всё то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности  нервной системы. Познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И это станет началом пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Этим мы с вами и займемся.

- Зачем человек трудится?     

Высказывания детей:

Это потребность человеческой жизни,  труд - средство самовыражения  и развития личности.

  Л.Н.Толстой: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека; без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».

-Какие факторы влияют на выбор будущей профессии? (слайд 3)

дети выделяют основные факторы, влияющие на выбор профессии: способности (склонности), мнение родителей учителей, друзей, мода (престиж) и будущая заработная плата.

- Что повлияло лично на ваш выбор?

-Как вы думаете, чем нужно в первую очередь  руководствоваться при выборе профессии? (Ответы учащихся)

Хорошо, если ваша профессия удовлетворяет всем необходимым требованиям.

Коротко формула правильного выбора профессии выражается тремя словами:

«Надо» - потребности рынка труда, востребованность профессии в обществе.

«Хочу» - желания, интересы, склонности личности,

«Могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности), возможность поступления.

Если выбранная профессия удовлетворяет всем этим требованиям, то это будет для вас наилучшим вариантом. Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения. (слайд 4)

Итак, первая составляющая 

«Надо» - потребности рынка труда.  На данный момент ни для кого не секрет, что рынок труда перенасыщен такими специалистами, как «юрист», «экономист». Поэтому, выбирая профессию, нужно думать о том, а сможете  ли вы, закончив вуз или ссуз, найти работу по специальности.

- Какие профессии наиболее востребованы в наше время и какие будут востребованы через 5-6 лет? Ответ на этот вопрос нам поможет найти Бикетова Мария, которая проводила исследовательскую работу в рамках научно-практической конференции «Юность. Наука. Культура» по теме «…Проблема трудоустройства выпускников на примере МОУ СОШ№2…»

Сообщение. (слайд 6)

На современном рынке труда в данный момент наиболее значимыми профессиями являются:

профессии, связанные со сферой управления,

профессии, связанные с внедрением компьютерной техники,

строительные профессии,

консультирование,

профессии в сфере образования,

профессии, связанные с сервисом семьи,

профессии в области здравоохранения,

профессии в области информации и связи,

профессии, связанные с банковским делом,

профессии в сфере производства,

профессии, связанные с туристическим сервисом.

А через 10 лет очень востребованными будут …

  1. Инженерные специальности (возрастет спрос на инженерные кадры, способные управлять производством и обслуживать более совершенную технику)
  2. Разработчики компьютерного обеспечения (возрастет спрос на профессиональных программистов, поскольку еще актуальней станет проблема хранения данных)
  3. Маркетинг и продажи (возрастет спрос на специалистов по  продаже и маркетингу, станет  очень востребованной профессия «продавец»
  4. Профессии, связанные с сервисом
  5. Эколог (начнет повышаться спрос эту профессию, так как все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды)
  6. Медицинские  специальности (медсестра, врач)
  7. Работники образования
  8. Рабочие  профессии: слесарь, электрогазосварщик, электромонтер

- По результатам анкетирования я выяснила, что многие из вас при выборе профессии ориентируются на потребности рынка труда. (Результаты анкетирования)

Итак, вторая составляющая  «Хочу» (слайд 7) (желания, интересы, склонности).  

Здесь необходимо взвесить и оценить свои склонности, которые  зависят от развития левого и правого полушарий головного мозга. Кто- то из вас - технарь, кто-то гуманитарий, а кто-то одинаково относится к техническим и гуманитарным дисциплинам.

Но кроме склонностей необходимо учитывать и свои интересы, желания. Одному человеку интересно разводить комнатные цветы, другому - про граммировать что-либо на компьютере, третьему - исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно вы бирать ее в сфере ваших интересов.

Идеальное совпадение способностей и интересов - это и есть призвание.

Что можно сказать о желаниях, интересах, склонностях каждом из вас. (слайд 8)

Проведем небольшой тест, называемый «Психогеометрия». (ученики выбирают из 4-х предложенных геометрических фигур одну)

На протяжении многих веков предпринимались также попытки найти связь между особенностями личности и знаком Зодиака, под которым родился человек. Хотели бы вы узнать, какой вид деятельности предписан вам в соответствии с вашим  знаком Зодиака.  

Профессиональный прогноз (слайд  9, 10)

Какая же профессия подойдет именно вами и будет соответствовать вашим интересам, характеру?   Ответ на этот вопрос, поможет методика, разработанная Е.А.Климовым. Используя ее, наш школьный психолог определили ваш профессиональный тип, и ознакомит вас с результатами. (слайд 11-16)

Мне хотелось бы, чтобы вы учитывали эти пожелания при выборе профессии.

Третья составляющая  «Могу» (слайд17) (уровень ваших знаний, наличие способностей к данному виду деятельности, физические возможности, возможность поступления (материальное положение, наличие заведения) Прежде всего, надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

  Итог. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. И здесь главное не растеряться и сделать правильный выбор, соответствующий вашим интересам, возможностям и требованиям, которые предъявляет данная профессия к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – это путь к успеху.

Заключительное слово учителя. Рефлексия.

- «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал Сенека (римский философ) Как вы понимаете эти мудрые слова? (ответы)  (слайд 18)

  - Сформулируйте для себя понятия «успех», «успешность», «счастье».

Выводы учащихся:

  1. Успех  не случайность, а результат  нашего собственного выбора;
  2. самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы;
  3. что истинное сокровище для людей – найти себя в труде.
  4.  счастливая, преуспевающая личность сегодня – это… профессионал.

Но  закончить классный час мне хотелось бы, обратившись еще раз к эпиграфу: 

   «Самая трудная профессия - быть человеком» Хосе Хулиан Марти. (слайд19) Помните об этом каким бы делом вы ни занимались, какую бы профессию ни выбрали.

Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости и удовлетворения оттого, что вы будете делать для себя и для людей. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или что у него золотые руки. Я верю, что о вас так скажут обязательно.

Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.

Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.

«Тропинка» Саматовой Л.С

Литература:

1. Классному руководителю. Учеб-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Центр «ВЛАДОС», 1999.

2. Левшинов А. 12 сторон ладони.– С.-П., 1998.

3. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.В. Классные часы (серия «Сердце отдаю детям»). – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

4. 50 новых форм групповой деятельности детей / Учеб-метод. Пособие, – М.: Просвещение, 2000.

5. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2006.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кем быть? Каким быть? Классный час в 11 классе

Слайд 2

Кем быть?

Слайд 3

Факторы, влияющие на выбор профессии старшеклассниками возможности, способности мнение родителей мода и престиж будущая зарплата востребованность профессии интересы, склонности

Слайд 4

Формула выбора профессии «Надо» потребности рынка труда «Смогу» человеческие возможности (физиологические и психологические), образовательные ресурсы личности «Хочу» желания, интересы, склонности личности УДАЧНЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Слайд 5

НАДО

Слайд 6

ПРОФЕССИИ, КОТОРЫЕ БУДУТ ВОСТРЕБОВАНЫ ЧЕРЕЗ 5 -6 ЛЕТ профессии, связанные со сферой управления профессии, связанные с внедрением компьютерной техники строительные профессии профессии в сфере образования профессии, связанные с сервисом семьи профессии в области здравоохранения профессии в области информации и связи профессии, связанные с банковским делом профессии в сфере производства профессии, связанные с туристическим сервисом

Слайд 7

желания интересы склонности призвание ХОЧУ

Слайд 8

1 2 3 4 ПСИХОГЕОМЕТРИЯ У тебя развито трудолюбие, выносливость, терпение. Имеется склонность к систематизации, упорядочиванию, организации людей и вещей вокруг себя. Ты можешь стать отличным администратором, но не рекомендуется связывать свою профессиональную деятельность со сферой менеджмента. Ты обладаешь творчеством, интуицией, способен видеть красоту. Имеешь природное остроумие. Для тебя скучны шаблоны, правила, инструкции. Отсутствие настойчивости мешает тебе в доведении дела до конца. У тебя развита доброжелательность. Ты – отличный коммуникатор, как никто умеешь слушать собеседника, способен сопереживать, сочувствовать, эмоционально откликаться на чужую боль. Для тебя не приемлем межличностный конфликт, и не рекомендуется профессиональная сфера менеджмента. Из тебя может получиться отличный психолог. Тебе свойственно лидерство, способность концентрироваться на главной цели, энергичность, уверенность, установка на выигрыш, победу, успех. Ты категоричен в высказываниях, честолюбив, стремишься достичь высокого статуса, положения в обществе. Тебе рекомендуется сфера менеджмента.

Слайд 9

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ

Слайд 10

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ

Слайд 11

Типология профессий (по Е.А.Климову) Человек - человек Человек - техника Человек - знак Человек - искусство Человек - природа

Слайд 12

ЧЕЛОВЕК –ЧЕЛОВЕК предмет труда - люди.

Слайд 13

ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА предмет труда -технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии

Слайд 14

ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки

Слайд 15

ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ предмет труда -художественный образ, способы его построения.

Слайд 16

ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА предмет труда- растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Слайд 17

МОГУ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ НАЛИЧИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСТУПИТЬ

Слайд 18

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека (римский философ)

Слайд 19

Самая трудная профессия - быть человеком. Хосе Хулиан Марти

Слайд 20

Спасибо за работу! Успехов!

Слайд 21

ФЕДОРОВ Святослав Николаевич (1927 - 2000), российский офтальмолог. Родился в семье военного. В 1943, после окончания школы, поступил в Ереванское подготовительное артиллерийское училище, но учебу не закончил. В 1952 окончил медицинский институт в Ростове-на-Дону. После окончания института в течение года работал врачом-окулистом районной больницы в станице Вешенская. В 1957 стал заведующим клиническим отделом Чебоксарского филиала Государственного института глазных болезней. В 1960 создал искусственный хрусталик и впервые в стране провел уникальную операцию по его вживлению в глаз человека. В 1967 был переведен в Москву и возглавил кафедру глазных болезней. В 1973 впервые в мире разработал технологию операции по лечению глаукомы на разных стадиях. Основатель и с 1986 директор Межотраслевого научно-технический комплекса «Микрохирургия глаза». В 1996 возглавил Палату по науке, здравоохранению, образованию и культуре. 2 июня 2000 Святослав Федоров погиб в результате крушения . Автор 480 научных работ, 7 монографий, 238 авторских свидетельств, 130 зарубежных патентов и более 180 изобретений. Удостоен званий «Заслуженный изобретатель СССР», «Герой Социалистического Труда» (1987) и др. В 1986 за научные исследования в области офтальмологии и микрохирургии глаза был удостоен высшей награды РАН — Золотой медали имени М.В.Ломоносова, являлся лауреатом ряда международных научных премий.

Слайд 22

ПУГАЧЕВА Алла Борисовна (р. 1949), российская эстрадная певица, народная артистка СССР (1991), член Общественной палаты РФ. Окончила дирижерско-хоровое отделение Московского музыкального училища им. Ипполитова-Иванова и режиссерский факультет ГИТИСа им. Луначарского (ныне РАТИ) (1981). Еще школьницей спела на радио песню «Робот, стань человеком». В 1972-73 выступала в оркестре под управлением О. Лундстрема. В 1974-75 работала в ансамбле «Веселые ребята». В 1975 стала обладательницей Гран-при фестиваля «Золотой Орфей» (Болгария) с песней «Арлекино», после которой певица стала по-настоящему популярной. Певицей были подготовлены яркие эмоционально насыщенные концертные программы: «Монологи певицы», «Пришла и говорю», «Рождественские встречи». Ею создан целый ряд песен на слова известных поэтов (Ахматовой, Мандельштама). 1988 год ознаменовался созданием «Театра песни», давней мечты Пугачевой, ставшей художественным руководителем театра-студии. Пугачева объездила весь мир со своими сольными программами. В 1992 получила приз «Овация» в номинации «Лучшая певица года», в 1994 — в номинации «Живая легенда», в 1995 — в номинации «Лучший режиссер-постановщик». В 1999 награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. До последнего времени Пугачева продолжает активную творческую деятельность. Она постоянный участник престижных концертов и телевизионных шоу. Певица регулярно выпускает новые компакт-диски, последним из которых является альбом «Живи спокойно, страна!» (2003). В декабре 2003 она была удостоена премии «Золотой граммофон» «Русского радио».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час на тему" Настоящий друг: каким я его вижу?"

классный час для 6 класса на тему" Настоящий друг: каким я его вижу?"...

Классный час на тему: Успешный человек. Какой он?

Круглый стол с элементами ситуативного практикума.Цель:  Формировать свое собственное представление об успешности, об условиях становления успешной личности....

Классный час на тему: Бабий Яр: какая наша память?

Цели: Создание условий для развития и формирования рефлексивного и толерантного сознания, воспитания патриотизма.Задачи:Сохранение памяти о жертвах Второй мировой войны,Знакомство с трагедией ...

"Кем быть? Каким быть?" классный час 6 класс

Весёлая познавательная игра о профессиях....

Классный час в 5 классе "Успешный человек. Какой он?"

Классный час в 5 классе "Успешный человек. Какой он?"( Введение в программу воспитания и социализации обучающихся " Зажги свою звезду"). Автор: Олейник Людмила Владимировна...

Классный час по теме: "Успешный человек - какой он?"

Классный час по теме: "Успешный человек - какой он?"...

Классный час, посвященный Дню космонавтики: "Помните, каким он парнем был!"

Классный час посвящен  истории освоения космоса и первому космонавту-Юрию Гагарину....