"Должно ли искусство делать человека лучше? Классный час в 11 классе
классный час (11 класс) по теме

Микушева Татьяна Альбертовна

Классный час в форме этического диалога позволяет старшеклассникам задуматься о назначении произведений искусства и сформировать личное мнение по морально-этическим проблемам истории культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eticheskiy_dialog.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в технологии этического диалога «Должно ли искусство делать человека лучше?»

Цель: расширить рамки этического кругозора подростков, формировать собственное отношение к проблеме, учить про являть видение нравственной сущности своего «Я»;

Здравствуйте, друзья. Говорят, сколько людей, столько и мнений. В нашей жизни нам просто необходимо иметь свое мнение, доказывать его как письменно, так и устно.  Но сначала необходимо просто задуматься.

1. Завязка, выявляющая проблему. Я сталкиваюсь с искусством из-за специфики своей профессии, а где встречаетесь с ним вы? Оно окружают нас всюду: в книгах, в рекламе, на ТВ, в интернете. Искусство – это то, что отличает человека от животных, поскольку никто, кроме человека, не стремится создавать и любоваться произведениями искусства.  Великий американский писатель Теодор Драйзер сказал: «Искусство - могучее средство исправления людского несовершенства». Если следовать этой логике, можно сказать, что история искусства насчитывая около 5000 лет, со времен первых цивилизаций, человечество и отдельный человек должны были уже стать совершенными. Так? Сомнительно? Тут что-то не так.

НАШ ГЛАВНЫЙ вопрос: ДОЛЖНО ЛИ ИСКУССТВО ДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕКА ЛУЧШЕ?

  1. Процесс диалогического общения по выявленной проблеме, развертывающийся по логике развивающегося взаимодействия.

Чтобы разобраться, ПРОВЕДЕМ НЕБОЛЬШОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС, вспомните, какой фильм потряс вас за последние несколько лет? Что вы испытали? Заполните карточку. Страх, жалость, неудержимое веселье, серьезные раздумья, другое. Выберите.

Те, кто испытал страх или боль, были близки к катарсису. Еще древние греки заметили, что трагедия "при помощи сострадания и страха производит К. "очищение", освобождение тела от какой-нибудь вредной материи, а "души" от "скверны" и болезненных аффектов. Я испытала чувство, близкое к катарсису, в 5 лет, когда смотрела фильм про маленького циркового медвежонка, потерявшегося в лесу. Итак, когда мы плачем, боимся, сострадаем, мы сами, прежде всего, очищаемся от скверны. Но это происходит, только если мы по-настоящему потрясены. А это при столкновении с действительно с чем-то талантливым.

Значит, чем больше человек соприкасается  с настоящим искусством, тем он лучше, чище, нравственне. Предположите, кто чаще всего соприкасается с искусством? ( ИТАЛЬЯНЦЫ, СУФЛЕР, СТОРОЖ…)

Я делаю предположение: старушка…

  1. Точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения альтернативных позиций, суждений.

Может быть, искусство нужно любить?

Перед вами несколько карточек, на них написаны известные всему миру имена. Сгруппируйте по вашим ассоциациям. Объясните.

Вообще-то эта тема уже обсуждалась сотни раз: Вагнер и фашизм. Почему Гитлер с удовольствием ходил на симфонические концерты? Дедушка Ленин и "Апассионата". Сталин любил оперу. Часто в западных фильмах мы видим матерого фашиста, слушающего Баха, а потом отправляющегося в концлагерь сдирать кожу на абажур. А помните фильм "Кабаре" и хор красивых мальчиков, поющих нацистский гимн (или просто песню, не помню) чистыми голосами, с одухотворенными лицами?

        Прокомментируйте, как вы это объясните. Что нам дает эта информация?

Итак, ПЕРВЫЙ ВЫВОД , прекрасное зачастую не в состоянии остановить Зло?

4. Нравственный выбор как внутренний диалог подростка с собой, как самоопределение, самооценка.

Чтобы идти дальше в наших размышлениях, представьте себе такую ситуацию: вы те немногие, кто выжил после всемирной катастрофы. Уцелели несколько маленьких детей. Они не имеют понятия ни о добре, ни о зле, ни о красоте. Вы можете отобрать 3 произведения искусства, которые уцелели, чтобы показать им,   подумайте и назовите их. Какими особенностями, объясните, почему.

Если         представить идеальное произведение, чтобы для него выбрали:

Наказание зла, торжество добра

Реализм в изображении земной действительности с ее пороками, ужасами и несправедливостью

Отображение уродства, насилия, жестокости

Красота, соразмерность, гармония лиц, пейзажей, архитектуры и т.д.

Сложные философские вопросы мироздания, вселенной, человека

Религиозные, вечные вопросы

Увлекательный сюжет

Счастливый финал

Другое

Объясните свой выбор.

  1. «открытый» финал как возможность последующего индивидуального размышления над проблемой.

Тогда для размышления предлагаю еще одно высказывание. К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания добра и зла. Альбрехт Дюрер.

Я думаю,

Искусство нужно для того:

 чтобы направить человека в пути достижении гармонии, к которой он стремится,

помочь донести идеи художника до больших масс;

искусство заставляет нас стремиться разгадать загадку мира;

может излечить,

развлечь,

а может погрузить в религиозный транс (оцепенение);

человека ничто не в силах сделать лучше (или хуже), всё только сам. И что-либо способно помочь измениться лишь тогда, когда он согласен принять помощь. И даже Евангелие даст ответы на все вопросы только тому, кто хочет их получить. Увы, если бы всё было так просто – послушал (прелюдии Баха, к примеру) и перестал врать… или пить…

Название

Что испытал?

Страх, жалость, неудержимое веселье и гомерический смех, глубочайшие  раздумья о жизни, другое

Название

Что испытал?

Страх, жалость, неудержимое веселье и гомерический смех, глубочайшие  раздумья о жизни, другое

Название

Что испытал?

Страх, жалость, неудержимое веселье и гомерический смех, глубочайшие  раздумья о жизни, другое

Название

Что испытал?

Страх, жалость, неудержимое веселье и гомерический смех, глубочайшие  раздумья о жизни, другое

Название

Что испытал?

Страх, жалость, неудержимое веселье и гомерический смех, глубочайшие  раздумья о жизни, другое

Название

Что испытал?

Страх, жалость, неудержимое веселье и гомерический смех, глубочайшие  раздумья о жизни, другое

Название

Что испытал?

Страх, жалость, неудержимое веселье и гомерический смех, глубочайшие  раздумья о жизни, другое

Название

Что испытал?

Страх, жалость, неудержимое веселье и гомерический смех, глубочайшие  раздумья о жизни, другое

Название

Что испытал?

Страх, жалость, неудержимое веселье и гомерический смех, глубочайшие  раздумья о жизни, другое

Название

Что испытал?

Страх, жалость, неудержимое веселье и гомерический смех, глубочайшие  раздумья о жизни, другое

Название

Что испытал?

Страх, жалость, неудержимое веселье и гомерический смех, глубочайшие  раздумья о жизни, другое

Название

Что испытал?

Страх, жалость, неудержимое веселье и гомерический смех, глубочайшие  раздумья о жизни, другое

Адольф Гитлер

Иосиф Сталин

Владимир Ильич Ленин

Рихард Вагнер

Великий немецкий композитор

Лев Николаевич Толстой

Петр Ильич Чайковский

Людвиг ван Бетховен

А знаете ли вы примеры, когда искусство положительно влияло на людей? Высмеивая поп-арт, пародируя причуды «технизированного» общества, невыносимый ритм современной жизни, «Битлз» ополчаются против милитаризма, против войны и страданий народов. Они отобразили одиночество и разобщенность молодежи 60-х годов, отсутствие у нее истинных, а не фальшивых идеалов и, конечно, горьковатую сладость юношеской любви.

«Заслуга «Битлз» состоит в том, что они сделали рок более осмысленным.

 «Битлз» подключили все поколение к беспрецедентному культурному пробуждению, спасая его от «выдохшегося пива»

Может, человечество может прожить без прекрасного? Этому посвящены многие антиутопии ХХ века.  «451 градус по Фаренгейту» — научно-фантастический роман-антиутопия Рэя Брэдбери.

В романе описывается тоталитарное общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги подлежат сожжению, а люди, способные критически мыслить, оказываются вне закона.

Представьте такое общество. Чего оно лишиться.

Итак, это будет уже другое общество.


Остановитесь и подумайте, если человечество не становится лучше, можем ли мы сказать, что оно стало хуже? Выберите эпоху, в которую вы хотели бы жить?

искусство мы встречаем на каждом шагу, в каждую минуту. Я даже не могу себе представить человека, который живет отгороженным от искусства. Ведь искусство - это средство общения двух людей. И только один человек, как Маугли, не в состоянии стать лучше - как человек, естественно.


Так может Достоевский был не прав и это была всего лишь его мечта, а прав тот психолог, который утверждал, что с прогрессом человек, его психика, не меняется, а меняются лишь средства уничтожения друг друга.

У искусства есть свои функции.  Выберите самые важные для вас функции искусства. Почему?

Искусство делает человека лучше, не волнуйтесь, но не всех. Как и вино не всех делает алкоголиками. Это воздействие не обязательное, но без него никак нельзя сделаться лучше. Итак, мы имеем два постулата:
1 - вино делает человека алкоголиком, но не всех. Но без вина алкоголиком не станешь.
2 - искусство делает человека лучше, но не всех. Но без искусства лучше не станешь.

А

Из вышесказанного следует простой вывод:
1 - все люди которые стали алкоголиками, пили вино (или другой алк.напиток)
2 - все люди, которые стали лучше, наслаждались искусством.

но

1 - есть люди, которые хоть и пили вино, но алкоголиками не стали.
2 - есть люди, которые хоть и восхищались искусством, лучше не стали.

Искусство вторично, т.е., это всего лишь продукт (один из) деятельности человечества. Нет человечества - нет искусства. С помощью искусства (как инструмента, пусть и весьма специфического) возможно влияние группы людей на другую (достаточно ограниченную) группу людей. Не более того.

На подрастающем поколении негативно сказываются сцены, содержащие сексуальное насилие и жестокость, а также насилие, совершаемое несовершеннолетними. Все большую популярность среди молодёжи получает продукция, содержащая сцены «ужасов», употребления наркотиков, секса.

Искусство не делает человека лучше или хуже. Оно делает его тоньше.
А еще - дает возможность лучше познакомиться с содержанием себя и мира.

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино - печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

  Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть - на мой закат печальный

Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

наша цивилизация прошла путь от каменного века до сегодняшнего дня, пройдя несколько классово – общественных трансформаций. Развивались наука, искусство, философия и проч. Сделан большой технократический прогресс. И ..., теперь стоит на грани полного уничтожения по многим факторам, как совершенно справедливо отметил ув. BOOMBON. Смена формаций всегда сопровождалась кровопролитными войнами, в которых гибли тысячи и миллионы, и можно утверждать, что история человечества – это история войн. Технический прогресс всегда двигался нуждами военно-промышленного комплекса в первую очередь. Но в период между войнами ведь шло развитие культуры, науки, ремесел и других составляющих. Человечество в целом постепенно становилось образованней и приобщеннее к ценностям мировой культуры. Сейчас нам доступна практически любая информация из этой области. И что же... с каждой войной человек уничтожает себе подобного со все большей изощренностью, которая и не снилась дикарям. Такой холодной жестокости и попрания любых этических норм, которая наблюдаеться на всем постсоветском пространстве история еще не знала. Оппонентам советую посмотреть фильмы А. Некрасова – « Уроки Русского» и « Бунт», и вспомнить печальные факты недавней истории. А ведь все эти люди получили образование и приобщились к ценностям мировой культуры. Получаеться, что в экстремальной ситуации тонкий слой цивилизации вмиг слетает с человека и перед нами предстает обычный дикарь, управляющий оружием массового уничтожения ( вспомним факты мародерства в Н.Орлеане во время урагана « Катрина»).
Это общие факты. А частные : я не понимаю, и не принимаю, как может большой профессионал говорить в своем творчестве и общезначимых моральных категориях , а потом хладнокровно бить публично человека ногой по лицу ( Н. Михалков). Я не понимаю, как могли известные атристы Большого театра писать письмо в ЦК против М. Ростроповича и Г. Вишневской (знали ведь, на кого руку поднимали), а потом со сцены нести людям большое, доброе, вечное. Я не хочу принять того,что почти все музыкальные конкурсы коррумпированы, и профессора – члены жюри делят премии с победителями. Я не принимаю,как могут музыканты из одного коллектива, которые годами работают вместе и «дружат», писать друг на друга анонимки для того, чтобы поехать в зарубежную поездку, когда количество мест ограничено. Этот ряд можно продолжать до бесконечности.
Так делает ли искусство человека лучше? Грустный ответ напрашиваеться.
Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Согласны? Значит, Значит, со времен Платона до наших дней прошло 25 веков, а человек не стал лучше.  произведения искусства может быть коммерческим продуктом, а может быть эфемерными философскими идеями.

Если         представить идеальное произведение, чтобы для него выбрали:

Наказание зла, торжество добра

Реализм в изображении земной действительности с ее пороками, ужасами и несправедливостью

Отображение уродства, насилия, жестокости

Красота, соразмерность, гармония лиц, пейзажей, архитектуры и т.д.

Сложные философские вопросы мироздания, вселенной, человека

Религиозные, вечные вопросы

Увлекательный сюжет

Счастливый финал

Другое

Если         представить идеальное произведение, чтобы для него выбрали:

Наказание зла, торжество добра

Реализм в изображении земной действительности с ее пороками, ужасами и несправедливостью

Отображение уродства, насилия, жестокости

Красота, соразмерность, гармония лиц, пейзажей, архитектуры и т.д.

Сложные философские вопросы мироздания, вселенной, человека

Религиозные, вечные вопросы

Увлекательный сюжет

Счастливый финал

Другое

«Искусство - могучее средство исправления людского несовершенства». Теодор Драйзер

«К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания добра и зла». Альбрехт Дюрер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Должно ли искусство делать человека лучше?"

Презентация поможет провести клссный час в форме этического диалога...

Тема: Что делает человека человеком? 7 класс обществознание.

Тема: Что делает человека человеком? Раскрыть связь понятий “гуманизм”, “мораль”, “человечность”, “нравственность”; раскрыть понятия “добро” и “зло” как наиболее общие понятия морали.Показать практиче...

Встреча в клубе «Семейная круговерть». Всякое дело человеком ставится, человеком и славится.

Совместная деятельность классного руководителя и родителей...

Презентация по обществознанию 8 класс на тему "Что делает человека человеком".

Презентация сделана к параграфу 1 учебника по обществознанию  8 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова 2016 года...

Тест на тему:"Что делает человека человеком? " (8 класс)

Тест на тему:"Что делает человека человеком?" можно использовать для проверки изученного материала как при подготовке к ГИА по обществознанию....

Презентация к уроку для 8 класса "Что делает человека человеком"

Презентация к уроку для 8 класса "Что делает человека человеком" соотвествует аналогичной теме в учебнике по обществознанию под редакцией Боголюбова Л.Н. К презентации прикреплена технологич...