Использование принципов эргономичного подхода в работе классного руководителя
статья по теме

Гайдюченко Юлия Сергеевна

 

При управлении классным коллективом нужно руководствоваться принципами эргономики.Эргономика (или человеческий фактор) – это научная дисциплина, занимающаяся изучением взаимодействия между людьми и другими элементами систем, и профессия, которая использует теорию, законы, данные и методы конструирования в целях обеспечения здоровья человека и оптимизации общего функционирования системы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование принципов эргономичного подхода в работе классного руководителя

Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. В коллективе освоение социального опыта специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируется социальные и человеческие отношения, решаются проблемы досуга, высвечивается личность каждого ребенка.    Главным организатором жизнедеятельности класса был и остается классный руководитель. Его  жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов.

При управлении классным коллективом нужно руководствоваться принципами эргономики. Эргономика (или человеческий фактор) – это научная дисциплина, занимающаяся изучением взаимодействия между людьми и другими элементами систем, и профессия, которая использует теорию, законы, данные и методы конструирования в целях обеспечения здоровья человека и оптимизации общего функционирования системы.

Слово «эргономика» произошло от греческих слов ergon (работа) и nomos (закон), т.е. наука о трудовом процессе.. Эргономика развивает целостный подход, сочетающий рассмотрение и учет физических, когнитивных (мыслительных), социальных, организационных и других значимых факторов

Принципы

Принцип динамики развития

Школьный класс развивается не однозначно поступательно. Скорее всего графически динамика развития разных групп может быть похожа на разнохарактерные ломаные линии. Могут быть периоды подъёма, стремительного движения вперед, возращения на предыдущий  этап. Становление коллектива класса зависит от многих условий, поэтому и периоды спада, и периоды интенсивного движения необходимо изучать, выяснять факторы, препятствующие и способствующие развитию.

Уровень развития класса не измеряется временем существования класса.

Принцип перспективы

Чтобы коллектив развивался, он должен отчетливо «видеть» свои перспективы – представлять и понимать, планировать ближайшие дела  и события, ориентироваться на те, которые будут в будущем.

Принцип насыщения и чередования

Для оптимального развития коллектива необходимо достаточное количество совместных дел, а также определенная степень насыщенности(активности и интенсивности) коллективной деятельности. Для нормального развития коллектива одинаково нежелательны и периоды бездействия, и перенасыщенность даже очень интересными формами.

Принцип ответственности

Свидетельствует о том, что в условия групповой деятельности акты принятия на себя ответственности зависят от уровня развития группы и от характера деятельности.

В жизни классных сообществ встречаются достаточно часто ситуации, когда выбранный ( или назначенный) ребёнок неоднократно переизбирается, то есть остается в одной и той же ответственной роли длительное время(2-3года). Такое жесткое закрепление определенной роли за человеком неблагоприятно как для динамики развития коллектива, так и для самого учащегося.

Принцип изменения роли классного руководителя

В зависимости от уровня развития коллектива меняется роль классного руководителя в нём.

Эти изменения проявляются:

        в характере непосредственного общения с классом в целом;

        в социальной роли (от организатора к «теневому» педагогическому центру);

   в степени делегирования полномочий активу класса

Конечно же, от умения классного руководителя правильно определить этапы развития коллектива и в соответствии с ними избрать адекватные цели и средства педагогической деятельности. Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы класса:

На первом этапе преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию желаемого образа класса, определению перспектив жизнедеятельности классного коллектива.

На втором этапе особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «Мы », апробированию форм и способов совместной деятельности, выращиванию традиций классного коллектива.

Призыв классного руководителя «Делай как я!» становится в этот период основным девизом жизнедеятельности классного коллектива.

На третьем этапе активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются вскоре друг за друга лозунги: «Делай как лучшие из нас!» и «Делай как большинство из нас!». Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность классного коллектива. Жизнь классного коллектива строится на основе традиций, сохраняющих и поддерживающих большинством членов коллектива.

Для четвертого этапа характерны две тенденции:

Первая- постараться сделать так, чтобы лучшее жизни класса стала достоянием всего школьного коллектива (оставить «добрый след»);

Вторая- поиск новых идей, форм и способов обновления жизнедеятельности в классе.

И наконец «мерилом» эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие критерии:

- воспитанность учащихся;

- защищенность и комфортность ребенка и их родителей жизнедеятельностью в классе;

- сформированность классного коллектива;

- репутация класса;

- проявление индивидуальности ( «лицо») классной общности.

А теперь ознакомимся с ведущими ролями классного руководителя:

1) «Контролер», обеспечивающий включение учащегося в учебно- воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно- воспитательный процесс);

2) «Проводник по Стране знаний», создающий условия развития познавательного интереса и желания учится (информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требований к учащимся, воспитательные мероприятия познавательного характера, помощь учащимся в самообразовании, обеспечение процесса учения);

3) «Нравственный наставник», способствующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так между учащимися и другими педагогами, работающими в классе (обучение этике и этикету, беседы на нравственные, социальные, правовые темы, оценка поступков ученика, индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);

4) «Носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно- воспитательный процесс (организация экскурсий, коллективных походов в театр, музей, выставки, вечера и беседы о культуре, культмассовые мероприятия в классе и школе);

5) «Правозащитник», который способствует решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий общения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни);

6) «Старший товарищ», который помогает включиться в различные виды деятельности, берёт на себя часть заботы об учащихся ( формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности);

7) «Фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самосознании, самоопределении, самореализации (беседы, тренинги, игры, индивидуальная работа с учащимися

Познакомимся с классификацией  уровней развития коллектива

(по А.Н.Лутошкину), а так же с ролью классного руководителя на каждом этапе  развития.

«Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет посильнее, и не станет россыпи.

В таком коллективе каждый как песчинка: и вроде все вместе, и ВТО же время каждый отдельно. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.

Группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

Роль классного руководителя на этом этапе – источник информации, хранитель традиций, командир, организатор непосредственных действий, правоохранитель, аналитик.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий.

В коллективе, находящемся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они  и робкие, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим здесь звеном еще являются нормальная дисциплина и требования старших. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по- настоящему его некому поддержать.

На этом этапе классный руководитель – лучший слушатель, «штурман» в совете дела. Очень важно не упустить шанс руководства выработкой ориентиров жизни коллектива.

«Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк приносит уверенность и опытному и начинающему мореходу: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание- это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В коллективе есть на кого опереться.

Эта группа заметно отличается от других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в более значительном коллективе, в который он, как часть, входит.

Роль классного руководителя на этом этапе – «теневой» педагогический центр, наблюдатель, человек стимулирующий анализ и обсуждение. Классный руководитель старается меньше руководить, «выходить» на всех лично, а чаще работает через официальный актив, неформальных лидеров.

«Алый парус»

Алый парус – это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу.

Здесь действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга, сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. У большинства членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу.

Позиция педагога на этом этапе может быть обозначена как консультант, «лакмусовая бумажка» состояния (педагог чутко реагирует на неблагоприятные состояния конкретных ребят, создает ситуацию для обсуждения и коррекции), «дискуссионный центр» ( обращает внимание на противоречия, стимулирует их обсуждение и разрешение с учетом всех интересов).

«Горящий факел»

Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

Настоящий коллектив – тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Роль педагога на этом этапе можно определить как «нравственный камерон», то есть на этом этапе развития особое значение имеет готовность и способность педагога к работе над собой, способность переживать и признавать свои ошибки, пересматривать свое поведение и отношение, если оно входит в противоречие в нравственными ориентирами.

Отсюда следует, что в управлении коллектива значимая роль принадлежит классному руководителю, его жизненной позиции, его профессиональным установкам, способности принимать на себя разноплановые роли, готовности к непрерывному самосовершенствованию. Чем оптимальнее позиция педагога – тем менее противоречив процесс становления и развития классного коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Использование программы Microsoft Excel в работе классных руководителей»

Мастер класс «Использование программы MicrosoftExcel в работе классных руководителей»...

Использование народных традиций в воспитательной работе классного руководителя.

На современном этапе в школьном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка. Огромная роль в развитии и воспитании реб...

Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя

Внедрение технологий  во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и  подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в нов...

Использование современных коммуникационных технологий в работе классного руководителя с детьми и родителями

Cовременный мир очень быстро меняется и требует от людей такой же быстрой «ответной» реакции, это касается и взрослых, и детей, а значит, касается учителей, детей и родителей в равной степени.  О...

Мастер-класс для классных руководителей «Арт-терапевтические технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в работе классного руководителя»

план мастер-класса для классных руководителей по теме «Арт-терапевтические технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в работе классного руководителя»...

Презентация "Использование системно-деятельностного подхода в деятельности классного руководителя"

Презентация может быть использована на заседании МО классных руководителей....