Классный час на тему "Толерантность и мы"
классный час (6 класс) по теме

Классный час на тему "Толерантность и мы" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyiychasmoytolerantnostimyi.rar611.3 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Моховская основная общеобразовательная школа

Методические рекомендации по проведению классного часа для классных руководителей, социальных педагогов, заместителей директоров по воспитательной работе.

Тема: «Толерантность и мы!»

Выполнила:

Касантаева Зауреш Тлегеновна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Моховской  основной

общеобразовательной школы.

                                                           

 

Ноябрь,  2011г.

Введение.

Сегодня всё больше распространяется в детской, особенно подростковой, среде недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семьи всё чаще проникают в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей.

Что же такое толерантность?

 Толерантность - это важнейшая составляющая поликультурного воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение  воспитанников.

Генеральной конференцией ЮНЕСКО был утверждён Международный день толерантности – 16 ноября, он провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-ой (резолюция № 5.61).

Пояснительная записка.

Представленные материалы состоят из мультимедиа презентации, подробного сценария и приложений к классному часу на тему «Толерантность и мы». Мероприятие разработано для воспитанников 6-7 классов.

Разрабатывая данное мероприятие я определила  цель и задачи.

 Цель:

  1. познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности.

 Задачи:

  1. развитие способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
  2. воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися;
  1. продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.
  2. способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
  3. развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми;
  4. дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

В ходе  классного часа знакомлю учащихся с понятием толерантности, с историей возникновения понятия, основными чертами присущими толерантной личности.  Учащиеся высказывают своё мнение, составляют характеристику черт толерантной личности, что помогает сформировать у них наиболее полное и правильное представление о толерантности.

     

Оборудование:

  1. компьютер,
  2. мультимедийный проектор,
  3. экран,
  4. наглядный материал (символы, дерево толерантности, глобус)

Презентация классного часа «Толерантность и мы!»

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Приветствие

Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. (слайд № 2 эпиграф)

2. Притча «Ладная семья» (слайд № 3)

Вы все ученики одного класса. Какого? Сколько нас? Как вы считаете, класс это маленькая семья или нет? (ответы детей)

И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно? (ответы детей)

Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

(слайд  3  ) Любовь

               Прощение

                Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

Обсуждение притчи.

Как вы поняли смысл этой притчи? (ответы детей)

Значит, какими были члены семьи?

(слайд № 4- 5). Это всё можно назвать одним словом  - толерантность. Итак, толерантность слово заимствованное, а поэтому мало понятное.

 Мне бы сейчас очень хотелось узнать, а как вы понимаете, что такое толерантность?

Ближайшими синонимами являются: терпимость, уважение к чужому мнению, лояльность.

3. История происхождения понятия толерантность (слайд № 6).

Ребята, а кто знает какой праздник был 16 ноября? Международный день толерантности (слайд  6).  Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61).

(слайд № 7). На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные(т.е. удобные для всех) выходы из сложившийся ситуации.

(слайд № 8). Итак. Толерантность – это ТЕРПИМОСТЬ –способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – УВАЖЕНИЕ, ПРИНЯТИЕ ЛЮДЕЙ, КАКИМИ БЫ ОТЛИЧНМИ ОТ НАС ОНИ НЕ БЫЛИ. Люди разные, это нужно понимать и принимать.

Человек имеет право быть ДРУГИМ!!

4. Игра «Мозайка». А почему так актуальна толерантность в наше время?  (ответы детей)

Я вижу этот вопрос вызвал затруднение. Так давайте поиграем в пазлы (две команды собирают пазлы). Как они крепятся между собой? Сделаем вывод, что такое пазлы? (слайд  9).  

Наш класс – это тоже единое целое, а каждый ученик в нём – пазл, составляющая, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен. Но мы все разные.

5. Игра «Подойдите, у кого….». Но в чём же мы похожи? Что нас объединяет? (слайд №  10 )

– русый цвет волос;

– родился зимой;

– в имени есть буква А;

– любит мороженое (и т.д.).

Что нас объединяет?

6 класс МОУ ЧСОШ № 2 –  Чановский район - Новосибирск  – Россия – Земля  (прикрепляю глобус на доску. И очень важно какими вы видите себя на планете Земля.

6. Игра «Каким вы видите себя» ? Монтаж картины на доске.

Выберите из предложенных символом, какой больше всего подходит к вам.

(Ученики выбирают, в виде чего они себя ассоциируют и крепят этот символ  на доску).

Вывод: всех нас объединяет наша планета Земля, мы составная часть единого целого.

7. Что такое конфликт? Результаты конфликта (слайд № 11).

Давайте вернёмся к притче «Ладная семья». Как жили члены этой семьй? (ответы детей)

А всегда ли вы живёте дружно, не ссоритесь, не бывает конфликтных ситуации?

Из-за чего разгорается конфликт? (ответы детей)

8. Правила поведения при конфликте. (слайд № 11).

В большинстве случаев конфликт можно ИЗБЕЖАТЬ!

Но если случился конфликт, нужно:

1. Слушать!

2. Не оскорблять!

3. Предлагать несколько решений конфликта!

4. Говорите о сути дела!

9. Давайте подумаем над правилами. Согласны, что толерантными мы будем, если… (идут правила) в виде дерева.

Дети самостоятельно формулируют и записывают на листочках в виде яблока правила, а потом крепят на изображение дерева, размещённое на доске.

 Вопросы для обсуждения:

 Какие качества присущи толерантной личности?

Зачем нужно быть толерантным?

Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания?

10. Рефлексия:

 Сегодня мы с вами задумались над проблемой толерантности. Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность? Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы измениться. И у вас на партах есть листочки с памяткой «Двадцать шагов к толерантности».  Если мы будем их придерживаться, тогда поверьте – Ваша жизнь обязательно станет лучше! Успеха!! Спасибо за сотрудничество.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...