Внеклассное мероприятие ВЕЧЕР ВСТРЕЧИ С ВИКТОРОМ ПЕТРОВИЧЕМ АСТАФЬЕВЫМ «ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?»
классный час (9 класс) по теме

ДАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ  ПОМОЖЕТ СТАРШЕКЛАССНИКАМ ОСМЫСЛИТЬ САМЫЕ ПРОСТЫЕ, НО САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВЕЩИ: КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК; КАК НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ПРИРОДЕ, К СЕБЕ, К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ; ЧТО  ТАКОЕ СЧАСТЬЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл astafev_vp.docx813.84 КБ

Предварительный просмотр:

ДАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ  ПОМОЖЕТ СТАРШЕКЛАССНИКАМ ОСМЫСЛИТЬ САМЫЕ ПРОСТЫЕ, НО САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВЕЩИ: КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК; КАК НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ПРИРОДЕ, К СЕБЕ, К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ; ЧТО  ТАКОЕ СЧАСТЬЕ.

ВЕЧЕР  ВСТРЕЧИ  С ВИКТОРОМ  ПЕТРОВИЧЕМ  АСТАФЬЕВЫМ

«ЧТО ТАКОЕ  СЧАСТЬЕ?»

Цель: создание прочной основы для воспитания детей в духе гуманизма и любви к своей Родине.

Задачи: - приобщать старшеклассников к творчеству В.П.Астафьева;

                - развивать навыки выразительного чтения, актёрского мастерства, публичного  выступления;

                 - воспитывать в подростках такие нравственные качества, как милосердие и сострадание, ответственность и отзывчивость,  чувства долга и патриотизма.

Оборудование: компьютер, проектор, диски; выставка книг В.П. Астафьева, свечи, костюмы.

Ход мероприятия.

  1. Инсценировка (зажжённые свечи, тихая мелодия вальса «Сказка венского леса»).

Голос за кадром: «Лучшие дни на моей Родине… Это было в Игарке. Я возвращался домой, в детдом. Я шёл-шёл, было очень ветрено, в апреле месяце ветра там бывают жуткие, а пальтишки не то, что у вас сейчас, куцые ведь были, значит,  кое-как закроешься… И я увидел на деревянном заборе полузанесённую снегом кинорекламу: стоит скрипач, очень красивый, а в воздухе парит в белом платье женщина. Мне было уже 15 лет, я на всё это смотрел уже с пристрастием, и я прочитал – «Большой вальс». Тогда иностранных картин показывали очень мало. И мне до того захотелось посмотреть фильм, ну хотя бы кусочек. Время-то позднее, а мне 15 лет. Во-первых, если бы даже деньги были, меня всё равно на взрослый фильм не пустят. Смотрю, лежит на полу скомканный рубль.

Мальчик ( стучит в окошко,встал на цыпочки ): «Мне билет!»

Кассирша: «Так тебя же не пустят, мальчик! Всё равно не обманешь!»

Мальчик: «Я выпрошусь! Только дайте мне билет!»

Кассирша: « Эх! На вот,  за 75 копеек!»

Мальчик: «Спасибо!!!» ( и бегом стриганул в клуб, прибегаю – и тут мне не везёт: стоит пожилая тётенька).

Мальчик(скорчился): «Тётечка! Миленькая! Голубушка моя!»

Тётенька: «Мальчик, тебе же нельзя, сеанс-то поздний».

Мальчик: « Я из детдома! Мне терять нечего!»

Тётенька: «Ну, смотри у меня!»

Голос за кадром: (звучит вальс «Сказка венского леса») «О, господи! Уже слышу, начинается сеанс. Увертюра фильма начинается с вальса, и я слышу, какая это прекрасная музыка, господи! Так я вот пережил самый счастливый свой день в жизни! А какое у вас представление о счастье? В чём оно?»

  1. Вопросы ведущего.

- А какое у вас представление о счастье? В чём оно? (ответы учащихся).

*Стихотворение И.А.Бунина «О счастье мы всегда лишь вспоминаем» (подготовленный ученик).

  1. «Счастье глазами В.П.Астафьева» (выступления детей).

1 ученик: «Счастье – это детство. В.П.Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина Петра Павловича Астафьева.

        

Его мать, Лидия Ильинична, урождённая Потылицына, утонула в Енисее, когда ребёнку было 8 лет. В 1934 году отец женился вторично, но сын был чужой, ненужный в этой новой  семье. Сиротство скрашивала любовь деда и бабушки Потылицыных, всей их «трудовой, огромной, степенной и певучей крестьянской семьи».  

2 ученик: « В школу пошёл, как и все тогда, восьми лет. Учителя, вспоминал Виктор Петрович, были замечательные. Муж и жена – Евгений Фёдорович и Евгения Фёдоровна. Они читали детям вслух – это было первым потрясением. Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» и «Дед Архип и Лёнька» Горького. Впечатление осталось на всю жизнь. Детство «всё-таки было удивительно светлой и счастливой моей порой».

3 ученик: «В своей книге «Последний поклон» В.П.Астафьев продолжает традиции русской литературы, в  которой детская душа рассматривается с психологической и поэтической точек зрения. «Последний поклон» - это поэтическое свидетельство о собственном детстве, о детстве своего поколения, это свидетельство деревенского сироты 1924 года рождения, подростка голодных военных лет, подростка с бескорыстной и неподкупной детской памятью. Два противоположных чувства постоянно сочетаются в «Последнем поклоне»: горячая благодарность за все светлые мгновения жизни – за людскую любовь и за красоту природы – и неподкупная беспощадность к злу, подлости, равнодушию.

4 ученик: « К нам, к его читателям, в первую очередь обращены и высокие призывы писателя хранить родную землю и гневные обличения за поругание этой земли. Проза Астафьева ждёт от читателя прежде всего совестливой требовательности к самому себе.»

5 ученик:В «Последнем поклоне» есть подробное описание игр, которыми развлекались некогда многие поколения русских людей, некоторых забав, свойственных и сейчас сельским жителям.

Дети (по очереди): - Бег по мелкой речке,

-брызганье в студёной воде,

-катанье с горок,

-походы,

-игры в кон или в сшибалку,

-игра в бабки, в чижа, в солону, в лапту, в городки, в свайку, в прятки.

* Танец «Игра в бабки».

6 ученик: Самой яркой и значительной фигурой в повести «Последний поклон», «настоящим счастьем» для Астафьева является бабушка – Катерина Петровна Потылицына. К ней идут за помощью, советом, она всю деревню лечит, обшивает на знаменитой машинке «Зингер». Катерина Петровна – великая труженица; тринадцать сыновей и дочерей выпестовала, голод и холод знавала, но не утратила умения радоваться жизни.

7 ученик: «Выходило по её рассказам так, что радостей в её жизни было куда больше, чем невзгод. Она не забывала о них и умела замечать их в простой и нелёгкой жизни. Дети родились – радость… Урожай на хлеб хороший – радость…»

8 ученик:Прекрасных людей я знавал немало, но не из родни: первым – после мамы, бабушки и деда – был Василий Иванович Соколов (воспитатель, затем директор детского дома в Игарке).

Василий Иванович возвышал в собственных глазах униженных и прибитых сиротством малых людей, выявляя в них не то, за что их можно ещё больше унизить и растоптать, а то, что от рождения было дано им матерью и природой».

9 ученик: « Валериана Ивановича Репнина из повести «Кража» я писал, имея в виду Василия Ивановича Соколова… Подлинная простота, подлинная, не показная интеллигентность – одна из отличительных черт настоящего человека, а если ещё природой дарованы ему доброта и способность к состраданию, то и удивляться нечему, что сперва я начал уважать Василия Ивановича, затем полюбил скрытой, застенчивой любовью, мне уже хотелось стать лучше…».

1 ученик: В детском доме преподавал литературу другой замечательный педагог и воспитатель – красноярский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский. Василий Иванович Соколов и Игнатий Дмитриевич Рождественский видели в своих воспитанниках маленьких граждан, у каждого из которых был свой «огонёк» в душе. На одном из уроков литературы и появилось школьное сочинение Виктора Астафьева «Жив!», впоследствии ставшее рассказом «Васюткино озеро». А тогда, в детском доме, сочинение поместили в рукописном журнале школы.

2 ученик: «Я уже говорил, что везло  и везёт мне на людей совестливых, честных, тех самых, о которых говорится: если бы даже из меди сделан, потёршись о золото, хочешь не хочешь – заблестишь. Что и говорить, дружба настоящая всегда требовательна, строга. Но помогают в бою и с поля боя выносят только настоящие друзья». Настоящее счастье – иметь настоящих друзей. А у Астафьева было немало именно настоящих друзей.

3 ученик: (звучит тихая музыка под песню «Мне кажется порою, что солдаты…»

 

Душевная боль, память о мгновенной смерти друзей на войне не отпускала его всю жизнь. Однажды Астафьев написал о своём друге, писателе-фронтовике Константине Воробьёве: «Он писал, страдая, а не любуясь войной и подвигами, не наряжал войну в романтические одежды… Писал о войне, страдая за людей». Это Астафьев сказал и о себе. Солдат Ланцов, персонаж повести «Пастух и пастушка», говорит: «Ночью, лёжа в снегу, я думал: неужели такое кровопролитие не научит людей? Эта война должна быть последней! Или люди недостойны называться людьми».

*Под эту музыку 2 пары танцуют вальс (в военной форме).

4 ученик: Счастье – это человеческая любовь.« Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старика. И мёртвых било их осколками, посекло одежонку, вырвало серую вату из латаных телогреек, в которые оба они были одеты…  Хведор Фомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше – вместе на веки вечные…».  «Пастух и пастушка» - повесть Виктора Астафьева о войне и о любви; о смерти, крови и страданиях. Война не просто бесчеловечное явление, она противоестественна.

5 ученик: « Спешите, торопитесь, не опаздывайте с любовью к живым, им помогайте всеми силами улучшить и тем самым продлить их жизнь, - пишет литературовед Николай Яновский о повести В. Астафьева «Кража». – Не к себе одному обращены мысли Толи Мазова, они обращены к нам, ко всем живущим, они образное выражение смысла произведения».

6 ученик: Виктора Астафьева интересуют не только отношения между людьми, но и отношения между природой и современным человеком.

Писатель по праву считает природу – настоящим счастьем, подаренным человеку.   «Человек вовсе не царь природы, он находится не над ней, а в ней самой, как её часть, далеко не самая необходимая, но самая жестокая и эгоистичная, а в конечном счёте и антиприродная…» -  слова из книги  «Царь-рыба».

7 ученик: Браконьерство – страшное зло. Но никакой рыбнадзор, никакая милиция не спасут нас от этого зла, пока сам человек не ужаснётся тому, что делает. Главный герой повествования понял наконец, что попалась ему царь-рыба. Вспомнил он дедовы слова: «Лучше отпустить её, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше…»

8 ученик: «Иди, рыба, иди! Поживи, сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!» - и ему сделалось легче. Телу – оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нём сутунком, душе – от какого-то, ещё не постигнутого умом, освобождения».

4. Подведение итогов.

Ведущий: А освобождение, по Астафьеву, - это жизнь в гармонии с природой, со своей совестью, с самим собой; это умение радоваться жизни, умение дружить, понимать, любить. Это и есть счастье.

        В заключение нашей встречи,  ещё один рецепт счастья от В.П.Астафьева, рецепт простой и всем нам доступный – мелодия, которая когда-то сделала по-настоящему счастливым пятнадцатилетнего мальчика Витю.

* Звучит вальс «Сказка венского леса».

                   

       ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА.

  1. Виктор Петрович Астафьев (1924-2001). К 80-летию со дня рождения.- Автор-сост.: А.И.Живова, - М.: Школьная библиотека, 2004.
  2. В.П.Астафьев. Последний поклон. – М.: Детская литература, 1983.
  3. Научно-методическая газета «Литература». №14. 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема памяти в рассказе Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Конспект урока литературы в 8 классе учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой г. Нижнего Новгорода Сафроновой Е.Н. Вид и структура урока: урок-мастерская. Его ц...

Сценарий мероприятия "Вечер встречи. Встреча с юностью, встреча с детством"

Сценарий мероприятия "Вечер встречи. Встреча с юностью, встреча с детством" посвящен вечеру встречи с выпускниками в год олимпиады в Сочи....

Внеклассное мероприятие "Вечер "Встреча поколений"

Методическая разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников "Вечер "Встреча поколений". Вечер был организован для учащихся 11-х классов и "золотых" выпускников, т.е. для тех, кто окончил шко...

6 класс Тестовые задания на материале рассказа Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой».

Считаю, что использование художественного текста в качестве дидактического материала на уроках русского языка дают определённые положительные результаты. Ребята получают возможность не только почувств...

Биография Виктора Петровича Астафьева

Биография Виктора Петровича Астафьева...

Викторина по рассказу Виктора Петровича Астафьева "Далёкая и близкая сказка".

Викторина по рассказу Виктора Петровича Астафьева "Далёкая и близкая сказка" (14 вопросов)....