Моя концепция воспитательной работы
статья по теме

Волошина Ирина Алексеевна

В своей статье  я рассматриваю важнейшие направления воспитательной работы через организацию коллективных творческих дел. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_koncepciya_vospitatelnoy_raboty.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моя концепция воспитательной работы

   Воспитание может казаться делом лёгким и понятным всем, кроме тех, кто им занимается. Нельзя не согласиться с Ю. Рюриковым, который писал, что "воспитание детей - рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и  глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой важной из всех земных профессий."

   Нам, педагогам, доверено будущее России. Отсюда и цели, которые должен ставить перед собой классный руководитель, "ведь мы в ответе за тех, кого приручили."

   Формирование зрелой, целостной личности, адаптированной к жизни в социуме, - вот цель, которую я ставлю перед собой.

   Отсюда задачи, помогающие реализовать эту цель:

- создание базовой культуры личности;

- формирование ценностных ориентаций, отвечающих интересам не только отдельного человека, но и общества в целом;

- повышение культурного уровня каждого ученика.

  Моя задача - создать условия самореализации ребёнка.

   Очень важно не упустить в воспитании детей стремление делать добрые  дела бескорыстно.

Кто-то может возразить, что с высокими идеалами сегодня не выжить, но без них человек становится лишь потребителем. Чтобы стать личностью, надо помнить о нравственных традициях, издавна сложившихся на Руси. Нужно помочь ребёнку обрести уверенность в себе.

Важнейшими направлениями в моей работе стали:

- культура жизненного самоопределения;

- культура семейных отношений;

- нравственная культура;

- культура общения.

Работа по этим направлениям реализуется через организацию коллективных творческих дел. Большое значение имеет тот факт, что творческие дела действительно являются коллективными, т.к. планируются, готовятся и обсуждаются совместно учителем и учениками. Через коллективные творческие дела вырабатывается культура общения: умение вести дискуссию, умение слушать собеседника, говорить, сопереживать. Присутствие при проведении таких мероприятий родителей, бабушек, дедушек очень важно. Младшее поколение на жизненном примере старших убеждается в незыблемости таких понятий, как честность, порядочность, доброта. ( Мы совместно проводим такие мероприятия, как "Мама милая моя". "Праздник бабушек", Мой папа - самый, самый..").

   Родители, в свою очередь, должны осознать, что с ребёнком нужно общаться как с равным. Он - человек, который имеет право на уважение; терпение и снисходительность к ребёнку - главное средство в воспитании.

  Учительский авторитет имеет различное значение на разных ступенях школьного обучения. Если на младших школьников действует уже само звание "учитель" как гипноз, то для подростков принципиально важны уже личностные качества педагога, его отношение к ним, его моральный облик, эрудиция, коммуникабельность и компетентность.

  Мой авторитет, как классного руководителя, формировался не сразу. Сначала ребята смотрели на меня, как на источник информации, затем -  как на носителя каких-то ценностей,и уже позже я стала доверенным лицом, старшим товарищем.

   В самом начале работы с детьми, когда они пришли в пятый класс, я знала о них по рассказам первой учительницы. Чтобы узнать их лучше, я проводила тестирование по вопросам, анкетам, рисункам. Составила психолого-педагогическую характеристику класса. Эта диагностика была проведена с целью найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. тем более, что такая возможность есть в условиях нашей школы (школа малокомплектная). Диагностика показала, что коллектив класса был достаточно разрозненным. Поэтому первой важнейшей целью стало создание сплочённого коллектива. Класс - это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих. Среди ребят оказалось столько талантов! Наташа Олехова, плохо уживающаяся со сверстниками, совершенно преображалась, когда брала в руки кисть и краски. Лиля Попова и Марина Куликова оказались "знатными" цветоводами и озеленили не только свой класс, но и всю школу.

  Ребята выбрали актив класса, распределили общественные поручения. Каждый выбрал то. что ему по душе. Слабые в учёбе ребята старались побольше выделить свой класс (в хорошем смысле этого слова) в том, что у них лучше всего получалось. Сильные ученики (Лена Козлова, Марина Брагина, Алёша Козлов) принимали участие в различных интеллектуальных конкурсах, таким образом внося свою лепту в общее дело.

Наш класс стал чистым и уютным. теперь мы были уже не просто класс, а класс-семья, сплочённая, готовая постоять за себя. У нас было время для веселья и отдыха, а было время и для труда. Поэтому на классных часах предметом самого серьёзного обсуждение стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника.

   Я всегда поощряла ребят, которые получают хорошие отметки, тех, кто улучшил свои результаты, но порицала тех, кто получил "неуды".  Они воспринимались классом как личная неприятность каждого. Ребята всегда старались помочь "двоечнику" исправить плохую отметку. В конце каждого месяца в дневники ребят я вклеиваю листок с отметками за истекший период. Если на начальном этапе я это делаю сама, то дальше этим занимаются уже ответственные за учёбу - Козлова Лена и Кузнецова Яна.

    Староста класса Герасимов Вася очень ревностно всегда относится к своим обязанностям, и ребята выполняют все его просьбы.

   Сейчас эти ребята  уже совсем взрослые, закончили ВУЗы, СУЗы, колледжи, получили специальности и работают, у многих - собственные семьи, но общение наше не прекратилось: они интересуются моей работой, жизнью школы, а я радуюсь их успехам. Это ли не лучшее доказательство того, что моя концепция воспитательной работы действует.

   Педагог должен быть сродни артисту: сначала он должен привлечь детей к себе, затем - заставить переживать. Причём он д.б. великим артистом, потому что призван привлечь к себе детей, которые не терпят ни малейшей фальши.

   Если педагог хочет, чтобы его дети были хорошими, необходимо делать всё, чтобы воспитанники хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках. Значит, у меня, как у педагога, не может быть никаких других целей, кроме целей жизни воспитанников. Для ребят идея не отделена от личности, и то, что говорит им любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит чуждый им человек.

   Поэтому я чаще встаю на место ребёнка, чтобы понять: что его интересует, что радует, что утомляет, что обижает. Ведь воспитательный процесс прекращается с того и до того момента, пока ребёнок не поймёт, почему с ним так поступили; пока он не согласится с тем, как с ним поступили; пока он озлоблен, что с ним так несправедливо поступили.

   Это педагогика сотрудничества, которую я строю на принципах гуманности  и демократизации отношений со своими воспитанниками.

  Воспитание личным примером позволяет добиться наибольшей эффективности.  Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребёнку в период школьного ученичества - это чувство собственного достоинства, вера в себя, вера в то, что он знает, умеет и может. И достичь этого можно только добром, ибо только добро порождает добро.

   Дети - источник вдохновения, и мой долг, как педагога, дать им детство, сохранить его, быть им другом.

    Сейчас у меня новый класс, это замечательные девочки. С ними у нас сложились добрые, доверительные отношения, и в этом, моё учительское счастье. И пусть говорят, что время сейчас другое, и дети другие, не похожие на тех, кто учился в школе 10 лет назад. Нет, это неправда. Дети не стали черствее и хуже, они, на мой взгляд, стали беззащитнее, и моя задача, как педагога, защитить их от негативных реалий современной жизни, помочь сформироваться целостной личности, которая будет адаптирована к жизни в современном обществе, при этом не растеряв нравственных качеств.

   Каждый раз, входя в класс, видя их улыбки, я понимаю, что наша профессия самая лучшая, самая нужная и самая важная.

                                                         Ирина Волошина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной работы

Концепция воспитательной работыКлассного руководителя 8 «В» класса«Средней общеобразовательной школы № 4»Быстровой Натальи Александровны.  bystrova_koncepciya.jpgКаждый ребёнок - особенный, это б...

Концепция воспитательной работы

   Что  значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время слож...

Концепция воспитательной работы

   Что  значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время слож...

Концепция воспитательной работы

Самопрезентация воспитательной работы в творческой форме....

Концепция воспитательной работы

Воспитание и развитие свободной личности, умеющей самостоятельно действовать с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности...

Концепция воспитательной работы

Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобиль...