МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКА "ДОМ-ШКОЛА-ДОМ"
методическая разработка по теме

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача. В связи с этим большое значение приобретает изучение в школах правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге.

     Маршрут движения школьника "дом-школа-дом» - это документ, в ко­тором помещена схема и описание рекомендуемого пути движения школь­ника из дома в школу и обратно/   Маршрут "дом-школа-дом" разрабатывается школьником с помощью учителей и  родителей или самостоятельно (в старших классах)/   Каждый разраба­тываемый маршрут обсуждается в классе, где ученик, для которого состав­лен маршрут, должен уметь объяснить его.

Цель:

- сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию  осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.

Задачи:

- повысить безопасность движения ребенка в школу и обратно;

- обучить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения по маршруту «дом-школа-дом»;

- обучить родителей, принимающих участие в составлении "маршру­та", ориентироваться в дорожной обстановке и предотвращать  дорожные опасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendacii_po_pdd.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВАСЬКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Областной конкурс на лучший методический материал по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди педагогов образовательных учреждений Московской области

 

Номинация

«Методические рекомендации»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО

ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКА

"ДОМ-ШКОЛА-ДОМ"

Кузнецова Людмила Алексеевна

Учитель

Телефон 8 9296057801

Чеховский район

2012 год

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 ПО ИЗУЧЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКА

"ДОМ-ШКОЛА-ДОМ"

  1. Вступительная часть

  Пояснительная записка

     С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество   транспортных средств. Многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит и от пешеходов. Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости. Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых дети гибнут и получают травмы, являются:

- внезапный выход на проезжую часть;

- переход перед близко идущим транспортом;

- игра на проезжей части или рядом с ней;

- переход в неустановленном месте;

- переход на запрещающий сигнал светофора.

     Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача. В связи с этим большое значение приобретает изучение в школах правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге.

    Актуальность

   Методические рекомендации по изучению  и  использованию маршрута движения «дом-школа-дом» помогут в усвоении навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах по безопасному движению в школу и обратно.

     Маршрут движения школьника "дом-школа-дом» - это документ, в котором помещена схема и описание рекомендуемого пути движения школьника из дома в школу и обратно.

          Маршрут "дом-школа-дом" разрабатывается школьником с помощью учителей и  родителей или самостоятельно (в старших классах).

Каждый разрабатываемый маршрут обсуждается в классе, где ученик, для которого составлен маршрут, должен уметь объяснить его.

Цель:

- сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию  

  осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.

Задачи:

- повысить безопасность движения ребенка в школу и обратно;

- обучить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения по маршруту «дом-школа-дом»;

- обучить родителей, принимающих участие в составлении "маршрута", ориентироваться в дорожной обстановке и предотвращать  дорожные опасности.

  1. Основная часть

Порядок разработки маршрута "дом-школа-дом".

  1. Рекомендации родителям:

  1.  Родители вместе со школьниками проходят путь от дома до школы

           и обратно и намечают наиболее безопасный путь, отмечают наиболее

          опасные места.

  1. При выборе безопасного варианта выбираются места перехода улиц наиболее легкие и безопасные для ребенка.
  1. Пешеходный переход со светофором более безопасный, чем пешеходный переход без светофора.
  2.  Улица и участки, где не затруднен осмотр проезжей части (нет густых кустов, деревьев, стоящих машин, особенно крупногабаритных), более безопасна, чем улица со стоящими машинами и другими предметами, закрывающими обзор и т.д.
  3. После составления маршрута родители, сопровождая сына или дочь в школу и обратно (в первые недели посещения школы для первоклассника и несколько раз - для учащихся начальной школы и среднего звена), добиваются практического овладения школьниками методами безопасного движения по маршруту, понимания ими всех опасностей, которые указаны в описанном маршруте.
  4. Отрабатывают привычку заблаговременного выхода из дома, отсутствия спешки, перехода улицы только шагом, строго под прямым углом, не наискосок, тщательного осмотра дороги перед переходом, даже если она пустынна.

  1. Рекомендации учителям для проведения работы с детьми:

  1. Выбрав вариант движения ребенка, учителя наносят его на схему расположения улиц от дома до школы.

  1. В случае если в маршрут входит поездка ребенка на автобусе и т.п., в схеме приведено расположение улиц вблизи дома (место посадки в автобус) и расположение улиц вблизи школы (место выхода из автобуса и движения в школу).

  1. Далее на схеме выделяются участки повышенной опасности, требующие

     более подробного описания:

           - выход из дома и первый переход через улицу, если на улице

            возможны стоящие машины, затрудняющие обзор, в описание

            перехода улицы вносятся соответствующие предостережения;

          - переход через улицу и перекрестки;

          - посадка в общественный транспорт (остановка) и выход из него

            (если ребенок пользуется транспортом);

          - последний переход через улицу и вход в школу.

4. На пути "школа-дом" участки те же, но отмечается выход из школы и последний переход улицы и вход в дом, выделяются участки повышенной опасности  нерекомендуемые пути движения, чтобы объяснить, в чем их опасность и почему они не рекомендуются.

5.Для каждой улицы, которую приходится переходить, дается ее характеристика: интенсивность движения машин, возможность появления машин из-за поворота; предметы, мешающие осмотру улицы; кусты, деревья, стоящие машины и т.д.

6. В местах посадки в общественный транспорт делается запись: при подъезде автобуса стоять, отступив от края тротуара, т.к. автобус может занести, особенно в дождь, снег или гололед. Пока автобус не остановился, к двери не подходить! В последний момент при отправлении автобуса в автобус не садиться - может прищемить дверьми. Особенно опасна передняя дверь - после защемления дверьми можно попасть под колеса!

 7.  В местах выхода из общественного транспорта,  заранее подготовиться к выходу. Не опаздывать при выходе - может прищемить дверьми. Аккуратно выходить, чтобы не поскользнуться и не упасть. Если после выхода из общественного транспорта надо переходить улицу, подождите, пока  уйдет автобус! Из-за автобуса выходить крайне опасно.

8. Перед переходом улицы, на которой стоит школа, можно встретить товарищей и отвлечься от обзора за дорогой. Перед переходом внимательно осмотреть улицу. Переходить только шагом, разговоры прекратить, снять наушники и постараться не говорить по телефону!

9. Особого внимания требует переход улицы, на которой стоит дом. Часто дети бегут к дому, плохо осматривая улицу. Есть возможность увидеть родных, знакомых или друзей,  что способствует пересечению дороги бегом. Не нужно спешить к дому! Переходить улицу только шагом. Внимательно осмотрев улицу. Быть особенно осторожным, если есть кусты, деревья, стоящие машины!

  1. Рекомендации учащимся:

  1. Переходить улицу в установленном месте, только внимательно ее осмотрев.      
  2.  Переходить нужно шагом. Недопустимо бегать через дорогу, стараясь успеть на автобус.
  3. Из дома надо выходить заблаговременно, чтобы не спешить.
  4. Если переход не регулируется светофором, когда приближается грузовик или автобус, сзади него может быть не видна другая машина! Машину лучше пропустить и, пропустив ее, подождать, пока она отъедет подальше. Ведь когда машина близко, за ней могут быть не видны встречные машины.
  5.  При подъезде автобуса стоять, отступив от края тротуара, т.к. автобус может занести, особенно в дождь, снег или гололед. Пока автобус не остановился, к двери не подходить! В последний момент при отправлении автобуса в автобус не садиться - может прищемить дверьми. Особенно опасна передняя дверь - после защемления дверьми можно попасть под колеса!
  6.  В местах выхода из общественного транспорта,  заранее подготовься к выходу. Не опаздывай при выходе - может прищемить дверьми. Аккуратно выходи, чтобы не поскользнуться и не упасть.
  7. Если после выхода из общественного транспорта надо переходить улицу, подожди, пока не уйдет автобус.
  8. Подойдя к перекрестку (пешеходному переходу),  внимательно осмотри проезжую часть дороги!
  9. Перед переходом внимательно осмотри  улицу.
  10. Переходи улицу только шагом, прекратив разговоры( в том числе и по телефону), сняв наушники!

3.Заключение 

Порядок использования маршрута "дом-школа-дом".

      1.После составления маршрута родители, сопровождая сына или дочь в школу и обратно (в первые недели посещения школы для первоклассника и несколько раз - для учащихся начальной школы и среднего звена), добиваются практического овладения школьниками методами безопасного движения по маршруту, понимания ими всех опасностей, которые указаны в описанном маршруте.

2. Сопровождая школьника, родители отрабатывают привычку заблаговременного выхода из дома, отсутствия спешки, перехода улицы только шагом, строго под прямым углом, не наискосок, тщательного осмотра дороги перед переходом, даже если она пустынна.

Отрабатывается сдержанность и осторожность при движении через дорогу для посадки на автобус - никакой спешки!

Отрабатывается осторожность: при посадке и при выходе из автобуса особая осторожность - при возвращении домой, если дом на противоположной стороне улицы.

Крайне важно добиваться, чтобы любой предмет, мешающий осмотреть улицу, сам по себе рассматривался школьниками как сигнал опасности.

3. Доверить школьнику самостоятельное движение в школу и обратно можно лишь после того, как родители будут уверены в том, что ребенок выполняет все требования безопасного поведения на дороге.

4. Особенно тщательно необходимо готовить к самостоятельному движению по улице детей с дефектами зрения, в частности, пользующихся очками. Главная сложность улицы в наблюдении: заметить машину или мотоцикл. Оценить скорость и направление ее движения не так просто, как кажется на первый взгляд.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД –  М.: «ВАКО», 2004.
  2. Новиков С. Безопасный путь в школу. М., 1996.
  3. Рыбин А.Л. ,Маслов М.В. Дорожное движение безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся – М.: Просвещение» , 2008.
  4. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий », 2009
  5. Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
  6. Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.

Приложение 1.

  1. ПАМЯТКА

ЮНОГО ПЕШЕХОДА

«Будь внимателен на дороге»

  1. Переходите улицу в местах, где имеются «зебра» или указатели перехода, а где их нет – на перекрестках по линии тротуаров.

Прежде чем пересечь улицу или дорогу, убедись в полной безопасности перехода. Переходи улицу (дорогу) только прямо, по кратчайшему пути,  а не наискось.

  1. При переходе проезжей части надо посмотреть вначале налево, потом сразу направо и во все стороны, откуда может появиться машина.
  2. Не перебегай улицу или дорогу перед близко идущим транспортом и не разрешай этого делать товарищам.
  3. Не ходи по проезжей части - она предназначена для транспорта. Ходить нужно по тротуару или по пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, - там ты никому не помешаешь. Если пешеходных дорожек нет, ходи только по левой обочине навстречу движению транспорта.
  4. Строго подчиняйся сигналам светофора или дорожным знакам.
  5.   Будь внимателен к окружающим: если человек упал, помоги подняться, старым и слабым помоги перейти улицу, ребенка переведи сам; если тебя попросят показать дорогу, спокойно и толково объясни.

                                                                                           

Приложение 2.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по разработке и использованию маршрута движения школьника «Мой безопасный путь в школу».

     1. Маршрут движения школьника «Мой безопасный путь в школу»-это документ, в котором сочетается схема и описание рекомендуемого пути движения ребенка из дома в школу и ...

методические рекомендации по работе с детьми группы риска

Данные рекомендации дают краткую характеристику "групп риска",  определяют формы и методы работы педагога, социального педагога с различными группами...

Методические рекомендации для работы с детьми со специальной медицинской группой здоровья

Методические рекомендации по организации работы с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....

Методические рекомендации в работе с детьми с ОВЗ

Методические рекомендации в работе с детьми с ОВЗ...

"Методические рекомендации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учебной деятельности"

quot;Методические рекомендации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учебной деятельности"...

Методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Не...

Методические рекомендации по работе с детьми с различными типами темперамента.

В обычной, повседневной жизни - в семье, на работе, во время занятий в институте, в компании друзей и т.д. происходит слияние самых различных «потоков» психической жизни разных людей, поро...