Лиха беда – начало, или 10 советов молодому классному руководителю…
статья на тему

Тореева Елена Андреевна

Материал содержит лирические размышления о содержании деятельности молодого классного руководителя, его первых успехах и неудачах, о трудностях, возникающих на пути, а также о том, как вести себя, впервые оказавшись с классом "один на один"...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лиха беда – начало, или 10 советов

молодому классному руководителю…

Во всех модных женских журналах всегда найдется колонка полезных советов на любую волнующую вас тему. Вооружившись теоретическим багажом методических рекомендаций, принципов, методов, приемов воспитания, разнообразных педагогических технологий, Выпускник, а чаще Выпускница ВУЗа приходит в школу (лицей, гимназию), где кроме нагрузки в двадцать три часа на ее плечи ложится и классное руководство. За какие журналы и многотомные произведения классиков педагогики ей хвататься? А есть ли на это время? И всегда ли реальная ситуация, происходящая в классе, совпадает с описанной в книге? В связи с этим я возьму на себя смелость дать несколько нехитрых советов начинающему классному руководителю, оказавшемуся в ситуации «мне завтра идти к детям».

Первое, и самое главное, позитивный настрой. Да, будет сложно. Да, каждый ребенок непредсказуем, и особенно в первое время предугадать его поведение будет достаточно трудно. Но ведь Вы можете поговорить с предыдущим классным руководителем (речь не идет о начальной школе), выяснить сильные и слабые стороны ребят, определить их интересы. Можно провести социометрию, наконец, как наиболее быстрый способ выяснения картины класса.

Не ленитесь и не жалейте времени на общение с ребятами, особенно в начале вашей совместной деятельности. Очень хорошие результаты дает «неформальное» общение: дети рассаживаются не по партам, а в круг, глядя в глаза друг другу. Так они не чувствуют себя, как на уроке, более свободны, раскрепощены. Подобные встречи, личное общение, а не формальные классные часы с навязанной сверху тематикой помогают установить психологический контакт и более доверительные отношения с ребятами, выявить, что волнует ваших маленьких подопечных. Вы катаетесь на роликах, обожаете рыбалку и экстремальные виды спорта, посещаете клуб филателистов или вяжете крючком – расскажите и о себе, о своих увлечениях. Уверена, детям это будет интересно.

Кстати об интересе. Это, пожалуй, второе важное условие успешной работы с классом. Учащиеся с замиранием сердца будут смотреть на учителя математики, самозабвенно читающего Пушкина, глядя в окно, и способного моментально переключить их внимание на интегралы и производные, или на учителя химии, демонстрирующего не книжные опыты из учебника (хотя без них тоже не обойтись), а выступающего в их глазах настоящим волшебником, в руках которого белые розы становятся красными или рассыпается золотой дождь из кристаллов. Как удивить ребят – решать Вам, но для того, чтобы им с Вами было интересно, действительно необходимо показать маленькое чудо. В качестве примера хочется привести работу молодого классного руководителя, которая в первые совместные каникулы вывезла свой класс на сборы. В обстановке, приближенной к условиям летнего лагеря, с ребятами проводились игры и тренинги, творческие вечера и концерты. Это способствовало и установлению межличностных отношений, помогло решить некоторые проблемы класса, выявить творческие способности ребят и стало для них настоящим событием.

Хочется также отметить, у каждого педагога есть свои «изюминки», свои маленькие методические хитрости («приемы», как это называется в дидактике), которые помогают ему и в общении, и в целом в воспитании. К примеру, о том, как научить ребенка, хорошим манерам, написана масса литературы для учителей и родителей. А учитель начальных классов в образовательном учреждении, где я работаю, использует такой прием. Ведя класс по коридору в столовую, в гардероб или на прогулку и встречая другого учителя или постороннего взрослого человека, она говорит: «Молодцы, кто поздоровался!». И первоклашки хором выдают свое торжественное «Здравствуйте!», ведь каждый хочет быть «молодцом». Согласитесь, это лучше, чем назидательные беседы о вежливости.

Совет третий. Хотите чего-то добиться от ребенка – поступайте сами в соответствии со своими принципами и требованиями. Личный положительный пример часто действует лучше любого убеждения. Ученицы 13-14 лет, видя всегда подтянутого, стильного, опрятного, вежливого классного руководителя, не сразят администрацию школы «боевым раскрасом индейцев» и не позволят себе вызывающего поведения, с чем мы так часто боремся сегодня у подростков. То же касается и культуры общения со сверстниками, родителями и другими взрослыми. Или, к примеру, класс хочет идти в боулинг, а не на выставку современного искусства. Заинтересуйте ребят так, чтобы они сами предложили второй вариант, а потом и увлеченно обсудили увиденное.

Кроме этого, умейте радоваться вместе с детьми. Маленькая победа в общешкольном мероприятии, спортивных соревнованиях или олимпиаде – это огромное достижение для них, этап, который Вы прошли вместе с ними, приведя их к успеху.

Совет четвертый. Будьте честными с ребятами. Дети очень тонко чувствуют любые проявления лжи. И если они заподозрят Вас в неискренности, путь к взаимопониманию будет закрыт. Нельзя «в глаза» хвалить ребенка, а перед родителями говорить только о его недостатках и промахах. Учителя и классные руководители часто выделяют фаворитов в классе («любимчиков»). И это объяснимо: с ними легко найти общий язык, всегда и во всем можно положиться. Мастерство педагога состоит в том, чтобы каждый ребенок почувствовал себя в группе (сознательно избегаю определения «коллектив») важным и нужным. В этой ситуации очень выручает система поручений, которая, например, в начальной школе может быть заменена системой ролей, возможно, сказочных. На все Ваша фантазия.

Пятое по списку, но не по значению. Вам необходимо действовать в союзе с родителями. При решении любых проблем, будь то проблемы с успеваемостью, поведением, установлением межличностных отношений, организацией досуга, семья и школа должны действовать в одном направлении. Покажите родителям вверенного Вам класса, что их дети небезразличны для Вас, что Вас волнует жизнь каждого из них. И тогда родители по достоинству оценят Вашу работу и станут добрыми и надежными союзниками.

Очень часто родители бывают настолько заняты добыванием средств к существованию, что совершенно забывают, что благополучие и душевный комфорт для их чада – это не только и не столько дорогие игрушки, стильная одежда и компьютер, это общение, доверительное общение с мамой и папой. Создайте возможность родителям побыть вместе с детьми и в школе, и вне ее стен. Хорошо зарекомендовали себя совместные походы, экскурсии, туристические слеты, семейные веселые старты, творческие вечера и пр. Причем совершенно не значит, что организация всего этого сложного дела тяжким грузом ложится на Ваши хрупкие плечи. Нет. Трудно начинать, но потом родители и представить себе не смогут другого времяпрепровождения. К примеру, в нашем лицее существовала музыкальная группа, художественным руководителем которой был один из талантливых пап. У каждого есть свой талант, надо лишь суметь его проявить. Когда я только начинала свою педагогическую деятельность, мне в пример ставили работу опытного классного руководителя, которая смогла так организовать работу с родителями, что последние даже сами занимались проведением собраний и классных праздников. Согласитесь, есть, чему поучиться!

Но прежде, чем действовать подобным образом, необходимо тщательно изучить семьи учащихся. И это, пожалуй, шестой совет. К сожалению, все чаще в классах появляются дети, родители которых в разводе. Если проблемы в семье решаются в присутствии ребенка, то он любыми способами пытается обратить внимание родителей на себя. В моей практике был случай, когда мальчик из вполне обеспеченной, интеллигентной, благополучной, как принято называть, семьи совершил мелкую кражу. На вопрос «Что побудило тебя это сделать?» он ответил: «Может хоть так мама и папа обратят на меня внимание!».

Слезы, скандалы в семье, непонимание родителей – это тонкая грань. И куда ребенок перейдет: сумеет удержаться и сохранить в себе все хорошее или переступит черту и озлобится на всех окружающих – во многом мастерство классного руководителя определит его дальнейшее поведение.

Очень хорошим вариантом воспитательной деятельности в классе является формирование классных традиций. Это седьмой совет. Есть классы, для которых традиционными стали походы в театр. Это работает и на формирование коллектива, и на воспитание в детях чувства прекрасного, и на укрепление межличностных отношений. И, конечно, чудесными будут и ежегодные совместные лыжные прогулки, и товарищеские матчи ребята-учителя-родители, и творческие вечера, интеллектуальные игры. Хорошо, когда есть традиции общешкольные. Но кто же запретит Вам организовать День рождения класса или Праздник прощания с Букварем для первоклассников. Наверно, главное захотеть, а все остальное пойдет легко. Необходимо лишь приложить чуточку фантазии, и потом ребята будут не только участвовать, но и сами с увлечением организовывать традиционные дела, всегда разные, всегда удивительные.

Мы говорим здесь о добрых, доверительных отношениях учителя, ученика, родителя. Но никогда, ни при каких обстоятельствах не следует нарушать границу между Вами и ребенком. Учитель, однажды «вставший на одну ногу» с учеником, никогда больше не добьется должного уважения к себе. Вы классный руководитель, Вас обязаны слушать и выполнять Ваши просьбы и поручения. Именно с этим связана и дисциплина в классе, и ответственность ребят перед учителем. Все хорошо в меру. Ложный авторитет «своего» среди ребят обернется далеко не благом. Совместный досуг – замечательно, но есть еще и работа.

А работу классному руководителю необходимо четко планировать. В вашей деятельности будет иметь место огромное множество документов: личные дела учащихся, медицинские карточки, всевозможные анкеты, отчеты, анализы деятельности, классный журнал (!) и, конечно, план воспитательной работы. В моей практике заместителя директора я сталкивалась со случаями, когда за идеально составленными планами и другими документами скрывалось полное отсутствие какой-либо фактической работы с детьми. Ни в коем случае не дайте себе утонуть в море бумажной рутины, но и не отдавайтесь на волю случая, ведь «лучшая импровизация – это хорошо подготовленная импровизация», как сказал кто-то из великих. Помните, результат принесет Ваша реальная деятельность, а не только умение красиво и грамотно составлять документы. Но способность поставить цель и так спланировать работу в году, чтобы каждое дело работало для ее достижения, во многом определит успешность работы классного руководителя.

И последнее, не становитесь классным руководителем, что называется, «против воли», ради финансовой выгоды или в дополнение к основной педагогической нагрузке, ради стажа. Не секрет, и это довольно часто встречается в школах, молодому классному руководителю отдают тяжелые, проблемные классы только для того, чтобы несколько увеличить заработную плату или, что еще хуже, - «пристроить» трудных детей. Среди знакомых мне педагогов есть учитель, которая, зная, что ей предстоит классное руководство в пятом классе, стала знакомиться со «своими» детьми еще в начальной школе: совместно с первым классным руководителем проводила вечера знакомств, ездила на турбазу, участвовала в традиционных мероприятиях, узнавала родителей. В результате в пятом классе детям не пришлось заново привыкать к классной маме, их адаптация прошла очень успешно, и родители, что тоже немаловажно, не боялись за своих чад. Конечно, это исключение, но исключение очень полезное.

«Лиха беда - начало», как гласит пословица. Только пережив взлеты и падения, победы и неудачи, мы получаем бесценный дар, который называется опытом. И тогда слезы благодарности на глазах уже выпускников помогут Вам вспомнить, как все начиналось… Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Лиха беда – начало, или 10 советов молодому классному руководителю…

Материал содержит лирические размышления о содержании деятельности молодого классного руководителя, его первых успехах и неудачах, о трудностях, возникающих на пути, а также о том, как вести себя, впе...

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

Семейная анкета «Начало учебного года» для знакомства классного руководителя с семьей.

Методическая копилка классного руководителя - семейная анкета «Начало учебного года» позволяющая собрать информацию о семьях учащихся....

Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....

Статья «Начало профориентационной деятельности классного руководителя".

В данной статье совершена попытка разобраться, какие обязанности вменяются классному руководителю, какими документами  он должен руководствоваться в своей деятельности и более подробно освещено н...