Классный час о правах и обязанностях ребенка на тему «Требуешь своих прав - не забывай о других!»
классный час (5 класс) по теме

Шаменкова Елена Александровна

 

Представленный классный час может быть проведен для детей среднего и старшего звена школы (5-11 классы). Мероприятие позволит познакомить детей с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка, соотнести права и обязанности детей, способствовать осознанию ответственности за свои права, сформировать положительное отношение к правам других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_o_pravakh_cheloveka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час о правах и обязанностях ребенка на тему «Требуешь своих прав - не забывай о других!»

Цели:

- познакомить детей с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка;

- соотнести права и обязанности детей;

- способствовать осознанию ответственности за свои права;

- сформировать положительное отношение к правам других.

Оборудование: заготовки для бейджиков - бумага, булавки, маркеры, наглядный материал - иллюстрации, ватман, стикеры.

I. Организационный момент. Приветствие. Ребята рассаживаются в круг. Изготовление бейджиков с именами. Знакомство.

II. Этап формирования мотивации. Очень часто можно услышать от взрослых и детей: «Вы не имеете права…», «У меня есть право…». Сегодня мы с вами узнаем какие права детей считаются самыми важными и поразмышляем над тем как добиться максимального их соблюдения.

III. Этап усвоения знаний об основных правах и обязанностях детей. Давайте с вами посмотрим какие документы, защищающие права детей, были изданы:

- в 1924 году Лига Наций (прообраз ООН)  приняла Женевскую конвенцию прав ребенка;  

- после Второй Мировой Войны ООН приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи;

- наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику и дела правительств и людей во всем мире.

Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей. С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, ее подписала 61 страна. А на территории Российской Федерации Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года (иллюстрация статей из данных основных документов). И сейчас мы с вами познакомимся с основными правам ребенка, зафиксированными в Конвенции.

Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, - это вопрос: «А я-то здесь причем? Ведь я давно уже вышел из детского возраста». Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет согласно Конвенции ООН, человек считается ребенком? А на доске я напишу 4 варианта ответов на этот вопрос:

а) до 14 лет;

б) до 16 лет;

в) до 18 лет;

г) до 21 года.

Подумали? А теперь давайте проголосуем. Поднимите руки те, кто считает верным ответ а.

Ведущий пересчитывает голосующих и записывает число голосов на доске напротив пункта а). Затем голосуются ответы б), в), г).

Как видите, голоса разделились. Кстати, этот вопрос был задан в игре «Кто хочет стать миллионером?», и отвечал на этот вопрос школьник. Так вот. Он ответил на этот вопрос неверно. Видимо, как и некоторые из вас, он решил, что детский возраст заканчивается с получением паспорта, то есть в 14 лет. Но в соответствии с первой статьей Конвенции ООН ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Так что все вы на самом деле ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны своего государства. И сейчас мы с вами приступим к рассмотрению ваших основных прав и путей их реализации.

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Наверное, сегодня это право ребенка многим покажется очевидным, но вспомните законы Древней Спарты, или концентрационные лагеря фашистской Германии.

В древней Спарте новорожденных мальчиков  брали и относили на край пропасти Апофеты (гр. «место отказа» - ущелье в горах Тайгета), - иллюстрация данных гор, - где очень долго и внимательно рассматривали. Если малыш имел болезненный вид или какой-то дефект во внешности, его сбрасывали со скалы. А тех, которых оставляли в живых, подвергали разным испытаниям с младенчества. Колыбельки, в которых дети спали, были очень грубыми и жёсткими. В семь лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они учились выживать. Те, кто не справлялся - погибали. Мальчики усиленно занимались физическими упражнениями. Пропитание они должны были искать себе сами - воровать, грабить, а если приходилось, то и убивать. Девочки в Спарте через эту систему не проходили, но их заставляли много заниматься спортом, а иногда учили пользоваться оружием.

Что касается концентрационных лагерей, то первые дети попали в концлагерь уже в июне 1939 года. Им не разрешалось иметь игрушек, они должны были тихо сидеть в углу в дневном помещении. Запрещалось чему-либо обучать детей. Если надзирательница видела плачущего ребенка, она била его и запирала на несколько часов в темную кладовку. Если при этом была мать, то надзирательница избивала и ее. Для детей не было ни одежды, ни обуви. Одежда заключенных была для них слишком велика, но ее не разрешалось переделывать. Не по размеру огромные деревянные башмаки они постоянно теряли, за что также следовало наказание. Игрушками были пуговицы, камешки, пустые спичечные коробки, цветные ниточки, катушки из-под ниток. Детей школьного возраста тайно обучали чтению, письму и арифметике. Лишенные всякого общения с внешним миром, дети не имели представления о самых простых вещах. С двенадцати лет девочек посылали работать на производство. Мальчиков еще до исполнения им двенадцати лет безжалостно отрывали от матерей и посылали на работу в мужской лагерь.  (Показ фото детей из концлагерей.) Над детьми часто ставились медицинские эксперименты - у них брали кровь в огромных количествах, от чего дети умирали, также спинномозговую жидкость. Существовали специальные газовые камеры, в которых заводили детей и они в них умирали от удушения. Очень печальные моменты, но от них никуда не деться - это наша история.

Признавая неотъемлемое право человека на жизнь, государства создают законодательства, охраняющие жизнь и здоровье всех граждан.

Ребенок имеет право на свободу мысли. То есть вы вправе исповедовать любую религию. Но если вы вдруг станете членом секты, решившей устроить на планете конец света путем проведения газовой атаки в метро или взрыва атомной бомбы, то ваши действия нарушат право на жизнь других членов общества и станут самым настоящим преступлением, наказание за которое не замедлит последовать.

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения.

Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях; свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством, спортом и техническим творчеством.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия. А это значит, что если вас кто-то обижает, унижает, оказывает на вас психологическое воздействие, не ищите выхода из этого трудного положения самостоятельно, а обратитесь за помощью к старшим, например, к классному руководителю.

Ребенок имеет право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ. То есть те, кто предлагает вам наркотические или психотропные препараты, нарушают Уголовный кодекс РФ и подлежит уголовной ответственности за свои действия. А если кто-то попросит вас передать кому-то какие-либо таблетки или порошки, то учтите, что, ввязавшись в это дело, вы можете стать соучастником преступления.

Разыгрывается ситуация. Выходят 3 человека. Первый просит передать второго (который не знает, что содержится в конверте) конверт третьему. В конверте были наркотики. За всем этим процессом, оказывается, следила милиция. Всех участников задержали. Как вы думаете, кого и какая ответственность ждет?

Первый и третий будут привлечены к уголовной ответственности за распространение, а второй как соучастник в распространении наркотиков.

Вывод: даже если вы не знали о содержании конверта вы всё равно можете быть наказанными за распространении наркотиков. Поэтому будьте бдительны и не беритесь выполнять просьбы о передаче чего-либо.

Для детей уголовная и административная ответственность наступают с 16-летнего возраста.

Каждый ребенок имеет право на образование.

Существуют также у детей и обязанности:

 - каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование; эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет.

- несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе; после достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призыву на военную службу.

- лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием.

Творческое задание - составление декларации прав класса. Ребята пишут на стикерах свои варианты прав класса, наклеивают их на ватман, после чего голосуют, тем самым утверждая или отклоняя декларацию.

IV. Подведение итогов. Обратная связь: по кругу пускается воображаемый микрофон, роль которого может выполнять обычный маркер, и ребята высказывают свои мнения по поводу прошедшего классного часа - понравилось или нет, что узнали нового и т.п.

На этом наш классный час о правах и обязанностях детей подошел к завершению. Благодарю вас за внимание!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Права и обязанности ребенка".

Классный час "Права и обязанности ребенка"....

Классный час «Права и обязанности ребенка».

Классный час «Права и обязанности ребенка».Цели:- повторить основные положения Конвенции о правах ребенка;- соотнести права и обязанности детей;- способствовать осознанию ответственности за свои права...

Классный час по теме "Права и обязанности ребенка"

Материал классного часа  возможно использовать с целью  правового  воспитания учащихся....

Классный час в рамках ФГОС "Права и обязанности ребенка" 6 класс

Тема : Права и обязанности  ребенка. Цель: 1.Формирование  представление  о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребёнка».2.Обобщить знания детей об основных правах ребё...

Классный час для 5 классе по теме "Знаете ли вы свои права и обязанности"

В презентации дан материал в форме викторины для знакомства пятиклассников с "Декларацией прав человека"...

Классный час на тему Права и обязанности ребенка

Первым документом, регулирующим права детей, является Декларация о правах ребенка, которая была принята в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.В 1...