Программа по внеурочной деятельности для 7 класса
рабочая программа (7 класс) на тему

Санжарова Наталья Владимировна

Программа воспитательной работы  для 7 класса "Дружбою сильны"  ( в рамках реализации ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_rabota.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»

Согласовано

Рассмотрено

Утверждаю

Заместитель директора по воспитательной

работе

на заседании методического совета

Директор МБОУ «Лицей №2»

_____________Т.Р. Фарберова

__________________Е.Ф.Селиванова

___________________________________

Протокол №

Приказ № __________________

« ______»  ___________________2014

«______» _______________________2014

«_______» _______________2014

Программа

Воспитательной деятельности

                                                                                                     7 класс А

                                                                                       2014 – 2015  учебный  год

Составитель:

                                              Санжарова Н.В.

                                                                                                 

   Нижневартовск

                                                                                                                                       2014 г.

Пояснительная записка

Программа воспитательной работы 7 А класса составлена с учетом нормативных документов  (Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, Устав лицея, План воспитательной работы МБОУ «Лицей №2» на 2014-2015 учебный год).

При планировании работы с классом учитывались возрастные и психологические особенности классного коллектива. Подростковый период - это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Ученик рассматривается как целостная личность со всеми присущими ему талантами - в когнитивной, аффективной, нормативной и экспрессивной формах. Возраст от 11 - 12-ти до 15-ти лет - переходный от детства к юности (5-9 кл.) характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Это вносит серьёзные изменения в жизнь ребёнка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.

Особенность возраста - избирательность внимания. Обучающиеся откликаются на необычные захватывающие уроки и классные дела.

Значимая особенность - критичность. У ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, таким образом заявляя о себе.

Результаты диагностик и наблюдений показали, что ребятам интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать своё мнение и суждение, доказывать свою правоту.

Проблема - несогласованность убеждений, идей с поступками. Для этого возраста характерны упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.

Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, справедливых оценочных суждений. Классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребёнка, решать проблемы с ним наедине. Подражательность - опасная черта для выбора неправильных кумиров. Классному руководителю необходимо приводить примеры положительных героев, идеалов.

В этом возрасте у детей возникают проблемы с учителями, происходит падение интереса к учению. Классному руководителю необходимо исследовать причины учебных проблем и работать по их устранению.

Воспитательная работа в классе осуществляется через организацию взаимодействия классного руководителя и детей с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей. В основном учащиеся 7А класса любознательные, поэтому запланированы экскурсии. Острой остается проблема сплоченности класса. В этой связи в воспитательный план включены мероприятия, направленные на создание дружного коллектива, предусмотрены беседы, ролевые игры со школьным психологом.


Цели, задачи

Цель: создание условий для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе; его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению.

 Задачи:


-  совершенствовать  систему внеклассной и внеурочной деятельности, в том числе  технической направленности;

-  активизировать деятельность органов ученического самоуправления;

-  совершенствовать работу по  внедрению современных воспитательных  технологий

- проводить развитие обучающихся, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный и эстетический рост личности;
- формировать гуманизм и коллективизм как позиции, характеризующие подростка в его отношении к людям, и способность каждого занять своё место в обществе;
- способствовать самосовершенствованию и самовоспитанию, уважительному отношению к самому себе, к своей культуре;
- воспитывать патриотизм  к Родине и гордость за неё в независимости от экономических и политических трудностей в обществе, основанные на изучении истории;
- способствовать физическому развитию, формированию навыков здорового образа жизни, соблюдению правил человеческого общежития.

Содержание воспитательной работы

Познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии.
Творческая деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению.
Спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни.
Общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности.
Ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, воспитание позитивного отношения к труду.
Свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.
Воспитывающая деятельность, участие класса в общешкольных мероприятиях.

Основной составляющей воспитательной работы в классе является участие класса в общешкольных мероприятиях согласно годовому плану работы школы. Это позволит четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, будет способствовать:
• Повышению уровня общительности каждого;
• Развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой - школа;
• Формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника.

Участие класса в общешкольных мероприятиях поможет заполнить досуг детей интересными и познавательными, весёлыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для подростков.

Работа с родителями учащихся

Очень часто приходится слышать мнение, что всё идёт из семьи. Это действительно так. Основные черты характера либо заложены генетически, либо сформированы под влиянием родителей в младенчестве. Но это не умаляет роль классного коллектива в формировании и воспитании личности. Те семена, которые были посеяны родителями, равно могут погибнуть или прорасти в школьной среде под влиянием коллектива, учителей и классного руководителя. Идеальным вариантом воспитательной работы является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребёнка и классного руководителя. Взаимодействие классного руководителя с родителями осуществляется по средством вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. Чтобы совместная деятельность классного руководителя и родителей была успешной и привела к желаемым результатам, был составлен план родительского всеобуча.

Индивидуальная работа

В повседневной жизни классного коллектива возникает множество ситуаций, которые выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно классифицировать создавшееся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом надо помнить о том, что хвалить ребёнка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине. В первом случае это поможет поднять авторитет учащегося среди одноклассников, во втором окажет благотворное влияние на взаимоотношения классного руководителя и данного конкретного ребёнка, что поможет ему принять правильное решение или задуматься над поставленной проблемой. Таким образом, роль индивидуальной работы очень велика, причем в равной степени и с детьми, и с родителями.  Индивидуальную работу с родителями необходимо строить так, чтобы, придя в школу однажды, родитель того или иного ребёнка выразил желание посетить её ещё раз, так как абсолютно уверен, что все говорящееся классным руководителем заслуживает внимания и защищает их ребёнка. Даже ругая, нужно найти повод для похвалы - это закон индивидуальной работы классного руководителя с родителями.

Работа с учителями - предметниками

Возможно, данный пункт не обязателен, ибо работа классного руководителя с учителями- предметниками подразумевается уже самими обязанностями. Тем не менее, и пренебрегать этим направлением работы не стоит.
• Систематическая организация встреч родителей с работающими в классе педагогами.
• Осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;
• Знакомство учителей с условиями жизни и взаимоотношениями в семье ребёнка;
• Индивидуальные беседы ученика и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем, конфликтов;
• Выяснение у учителей - предметников причин снижения результативности работы того или иного ребёнка, если таковое имеет место.
Вот перечень тех не многих мероприятий, которые предполагается осуществить. Кроме того, участие класса в проведении предметных недель, помимо того, что будет способствовать расширению интереса к предмету, также благоприятно скажется на взаимоотношениях педагогического и классного коллективов, в чем не может не быть заинтересован классный руководитель.

Работа с социальным педагогом, психологом и правоохранительными структурами

Во всех аспектах учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, применяя дифференцированный подход, как при изучении предметов, так и в воспитательной работе. Поэтому неотъемлемой частью воспитательной работы в классе являются систематические консультации с психологом учащихся и их родителей.

В качестве принципов, определяющих цель, содержание, пути и способы воспитания выступают следующие:

1. Принцип гуманизации. Он подразумевает организацию личностно-ориентированного подхода к организации воспитательного процесса.

2. Принцип природосообразности предполагает, воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов.

3. Принцип культуросообразности. Этот принцип требует приобщения ребёнка к различным ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы воспитания должны отражать культурные ценности, присущие социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторические традиции.

4.Принцип системности. Данный принцип рассматривает воспитание не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся в зависимости, но и как часть другой системы во многом влияющей на её функционирование.

5. Принцип диалогичности ( сотрудничество, сотворчество классного руководителя, детей и их родителей). Человек может проявить себя и может быть понят только через диалог. И только в совместном творчестве равных партнёров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего успешность воспитания.

6. Принцип адаптивности. Предполагает создание условий и мотивацию.

7. Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении.

8. Принцип творческой самостоятельности учащихся, самоорганизация и развитие интересов. Практическое овладение учащимися соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений, навыков в многоплановой деятельности.

Работа организовывается по следующим направлениям:

  • Формирование ученического коллектива. Развитие школьного самоуправления
  • Патриотическое воспитание
  • Правовое воспитание. Профилактика правонарушения
  • Формирование здорового образа жизни
  • Художественно-творческое воспитание (культурологическое)
  • Духовно-нравственное воспитание
  • Традиции школы, КТД
  • Организация трудового воспитания учащихся, профориентация
  • Семейное воспитание

Личностные результаты реализации программы

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;

• знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;

Воспитание социальной ответственности и компетентности:

• сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;

• умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

• ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

• умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

• ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

• осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:

• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

• начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):

• интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;

• опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;

Программные мероприятия

Направление воспитательной компоненты

Формы организации

Наименование

Сроки проведения

Инструментарий для оценки результатов реализации данного направления

результат

Гражданско-патриотическое

Библиотечный час

«Блокада Ленинграда»

«Формирование толерантного сознания».

Операция «Милосердие», посвященная Дню пожилого человека.

 «День народного единства».

Декада правовых знаний.

Месячник оборонно-массовой и спортивной работы.

Операция «Ветеран».

КТД «Мой вклад в  развитие Зала Боевой Славы».

Декада Памяти.

Определение процента охвата обучающихся, диагностика уровня воспитанности,

тесты,

анкетирование, мониторинг

Высокий уровень - __%

Средний уровень -__%

Низкий уровень-__%

Нравственное и духовное

Нет терроризму!!!

Акция « День пожилого человека»

 

«В стране хорошего тона».

 «Осенний день добра».

«День пожилого человека».

 «Профессии нашего города».

«Без друзей на свете трудно жить».

 «День Единства и примирения».

О познании личности «Познай себя».

 «Экстренные ситуации».

«Мы против наркотиков».

Урок семьи и семейных ценностей.

День защитника отечества.

Операция «Ветеран».

Викторина «Почему семья – семь я?»

Международный женский день.

 «Ты да я, да мы с тобой».

«Дорога к счастью».

 «Жизнь без конфликтов»

Тренинг на командообразование и сплочение «Бастион».

Весенняя неделя добра.

Определение процента охвата обучающихся, диагностика уровня воспитанности,

тесты,

анкетирование, мониторинг

Высокий уровень - __%

Средний уровень -__%

Низкий уровень-__%

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Дежурство по классу, по лицею, субботник в прикрепленном кабинете, на школьной территории

Приобщение к общественно полезному труду.

Определение процента охвата обучающихся, диагностика уровня воспитанности,

тесты,

анкетирование, мониторинг

Высокий уровень - __%

Средний уровень -__%

Низкий уровень-__%

Интеллектуальное воспитание

День Знаний.

«Аллея Славы  Самотлора»

"Конституция" - основной закон страны.

Библиотечный час

Ток-шоу "О подвигах, о доблестях, о славе".

Ролевая игра "Школа самоуважения".

Отечество мое - Россия!

Игра «Звездный час».

Школьный этап предметных олимпиад.

Игра «Самый умный».

Подготовка и участие в предметных неделях.

Библиотечный урок.

Игры народов мира.

Определение процента охвата обучающихся, диагностика уровня воспитанности,

тесты,

анкетирование, мониторинг

Высокий уровень - __%

Средний уровень -__%

Низкий уровень-__%

Здоровьесберегающее воспитание

Творческий конкурс.

Спортивные соревнования.

Творческий конкурс.

Классный час

Творческий конкурс-игра

Спартакиада «Мы духом сильны!».

Пусть всегда будет мама!

Брейн-ринг "Экология и здоровье".

Гражданин нового века - здоровый, сильный духом человек.

Праздник здоровья. «Витаминная ярмарка».

Месячник здоровья.

Спартакиада.

Всемирный День борьбы со СПИДом.

Декада профилактики наркомании и табакокурения.

Декада профилактики простудных заболеваний

Определение процента охвата обучающихся, диагностика уровня воспитанности,

тесты,

анкетирование, мониторинг

Высокий уровень - __%

Средний уровень -__%

Низкий уровень-__%

Социокультурное и медиакультурное воспитание

Видеофильм.

Творческая игра.

Юмористический конкурс.

Интеллектуальный конкурс

Час общения.

Инструктажи по ТБ.

Беседа

Ученическое самоуправление в классе

Мы - коллектив. Развитие дружеских отношений

«День солидарности в борьбе с терроризмом».

«Я, ты, он, она - вместе дружная семья»

Всемирный день ребёнка – «Я – ребёнок!»

«Мы  все – граждане России»

«Добрым быть совсем-совсем не просто»

 «Что такое терроризм?»

 «Если вас захватили в заложники».

«Диалог культур»

Определение процента охвата обучающихся, диагностика уровня воспитанности,

тесты,

анкетирование, мониторинг

Высокий уровень - __%

Средний уровень -__%

Низкий уровень-__%

Культуротворческое и эстетическое воспитание

Творческий конкурс.

Экскурсия.

Выставка.

Классный час.

Творческий проект.

Посещение кинотеатра

День народного единства.

Подготовка и презентация материалов «Новый год в странах мира»

Разброс мнений "Как я помогаю маме".

«День Победы – этот праздник со слезами на глазах»

Праздничная программа "Этих дней не смолкнет слава".

Подготовка ко Дню пожилого человека.

Подготовка ко дню учителя.

Подготовка ко Дню матери.

Лучшая новогодняя игрушка.

Новогодняя елка.

Подготовка к международному женскому дню.

Подготовка ко Дню города.

Подготовка к выставке «Лучшее портфолио класса»

Определение процента охвата обучающихся, диагностика уровня воспитанности,

тесты,

анкетирование, мониторинг

Высокий уровень - __%

Средний уровень -__%

Низкий уровень-__%

Правовое воспитание и культура безопасности

Классный час

Лекция в ДЦБ.

Круглый стол

Творческий конкурс, классный час.

Круглый стол

Классный час.

Улица полна неожиданностей.

Конвенция ООН о правах ребенка

Безопасность сети Интернет.

Твои права и обязанности.

 «Экстренные ситуации».

Акция «Мы против наркотиков».

 «Жизнь без конфликтов».

Декада ПДД.

Определение процента охвата обучающихся, диагностика уровня воспитанности,

тесты,

анкетирование, мониторинг

Высокий уровень - __%

Средний уровень -__%

Низкий уровень-__%

Воспитание семейных ценностей

Благотворительная акция.

Классный час.

Творческий конкурс.

Творческие проекты.

Сократовская беседа "Помни корни свои".

«День пожилого человека».

Урок семьи и семейных ценностей.

Викторина «Почему семья – семь я?»

Подготовка ко Дню матери.

Подготовка к 23 февраля.

Подготовка к 8 марта.

Определение процента охвата обучающихся, диагностика уровня воспитанности,

тесты,

анкетирование, мониторинг

Высокий уровень - __%

Средний уровень -__%

Низкий уровень-__%

Экологическое воспитание

Трудовая акция

Классный час.

Благотворительная акция.

Дидактическая игра "Огонь и человек".

Ток-шоу "Книга - наш друг".

Продли жизнь учебнику.

День окружающей среды.

Озеленение города

Определение процента охвата обучающихся, диагностика уровня воспитанности,

тесты,

анкетирование, мониторинг

Высокий уровень - __%

Средний уровень -__%

Низкий уровень-__%

Оценка эффективности реализации Программы

В характеристике функционирования системы социального типа особое место отводится определению эффективности. Эффективность свидетельствует о способности системы к реализации цели и осуществлению возложенных на неё функций. Когда говорится об эффективности воспитательной системы, то, прежде всего, ведется речь о результативности воспитательного процесса в классе.
Таблица "Критерии, показатели и интерпретация результатов ” дает более ясное представление о содержании и способах деятельности. В ходе работы применяются различные формы: наблюдения, анализ, анкетирование, тестирование, опрос. Примеры анкет представлены в приложении.

Критерии

Показатели

Выход на уровне класса

Развитость стремлений к реализации своих способностей

Занятость учащихся во внеурочное время

Сводная таблица

Коммуникативная культура учащихся

Уровень сформированности коммуникативного потенциала учащихся

Анкета "Микроклимат в классе”, диаграмма

Сформированность граждан. активной жизненной позиции

Социальная активность учащихся

Лист КТД, акции, дежурство

Сформированности нравственного потенциала (воспитанность)

Мотивационно-ценностное отношение к своей личности и окружающим; система ценностей, выраженная в различных сферах интересов; уровень сформированности нравственной культуры.

Анкета ”Воспитанность учащихся”

Удовлетворённость учащихся и родителей воспитательной работой

Удовлетворённость учащихся качеством проводимых мероприятий; удовлетворённость родителей работой школы.

Анкета "Оценка мероприятий”, "Удовлетворённость родителей работой образовательного учреждения ”

Конкурентоспособность класса

Участие учащихся, родителей в смотрах, конкурсах, соревнованиях.

Личная инициатива учащихся и родителей

Физическое состояние здоровья

1. Группы здоровья
2. Занятость учащихся в секциях
3. Участие в соревнованиях, спартакиадах.

Лист здоровья, таблица соревнований.

Сформированности коллектива учащихся

Уровень сплочённости коллектива

Лист КТД, "Класс года”, анкетирование

Сформированности самоуправления

Уровень сформированности органов самоуправления

Анкета "Есть ли в классе самоуправление”

Сформированности общеклассного коллектива (классный руководитель, учащиеся, родители)

Творческий потенциал, вовлечение родителей в воспитательный процесс.

Участие родителей в делах класса.


Список литературы

1. Ананьев Ю. П, Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.
2. Давыдов В.В Проблемы развивающего обучения. М.: педагогика. 1986.
3. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя. 5- 9 классы. М.: Вако,2006.
4. Кушнер Ю. Формирование профессиональных интересов учащихся в семье. Воспитание школьников. 1992. №3 -4.
5. Лупоядова Л. Ю., Мельникова Н. А., Якимович И. Г. Родительские собрания 8 – 9 классы: беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. Волгоград: Учитель, 2006.
6. Маленкова Л. И. Классный руководитель (воспитатель): практические материалы. М.: педагогическое общество России, 2005.
7. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2001.
8. Рожков М. И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М.6 Владос, 2001.


Приложение 1.

Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Цель: определить степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать ( прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4- совершенно согласен;
3- согласен;
2- трудно сказать;
1- не согласен;
0- совершенно не согласен.

1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости учащихся школьной жизнью "У” является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если "У” больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворённости. Если же "У” больше 2, но меньше 3 или "У” меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Методика выявления уровня развития самоуправления 


Цель: определение уровня развития детского самоуправления.
Проведение.
Каждый ребёнок заполняет бланк, в котором указаны номера приведённых ниже предложений.
Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценке: 4- " да”, 3- "скорее да, чем нет”, 2- "трудно сказать”, 1-"скорее нет, чем да”, 0-"нет”.
пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка
1 5 9 13 17 21
2 6 10 14 18 22
3 7 11 15 19 23
4 8 12 16 20 24

1. Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим.
2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
3. самостоятельно организую интересные дела со своими друзьями.
4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между всеми.
7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
8. Считаю, что актив хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
9. Считаю, что все в нашем классе добросовестно относятся к выполнению своих обязанностей.
10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом.
11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед классом, были выполнены.
12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
13. Мы хорошо представляем задачи, которые стоят перед коллективом.
14. Мои товарищи часто участвуют в организации разнообразных мероприятий для всей школы.
15. Мы стремимся помочь представителям нашего класса, состоящим в органах самоуправления школы, в решении задач, стоящих перед школой.
16. Мои друзья и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед школой.
17. Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих перед школой, с другими классами, организациями и объединениями.
18. Удовлетворён отношением моих друзей к учащимся других классов, объединений.
19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в решении трудностей, возникающих перед ними.
20. Считаю, что товарищи, выбранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
21. Мои друзья добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива.
22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы, объединения достиг более высоких результатов.
23. Готов отстаивать интересы школы в других коллективах и общественных организациях.
24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всей школы, объединения.

Обработка результатов.
При обработке результатов 24 предложения разбиваются на шесть групп. Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1. Включённость учащихся в самоуправленческую деятельность
( предложения 1,2,3,4);
2. Организованность классного коллектива (предложения 5,6,7,8);
3. Ответственность за результаты совместной работы в коллективе
( предложения 9,10,11,12);
4. Участие коллектива в управлении делами школы (предложения 13,14,15,16);
5. Взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни ( предложения 17,18,19,20);
6. Осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы, объединения ( предложения 21,22,23,24).

Микроисследование
« Атмосфера в классе»
Учащимся класса раздаются листочки, включающие противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в классе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре они поместят знак ”Х”, тем более выражен, по их мнению, этот признак в классе. Каждым учащимся заполняется следующий бланк.

1. Дружелюбие 5 4 3 2 1 Враждебность
2. Согласие 5 4 3 2 1 Несогласие
3. Удовлетворённость 5 4 3 2 1 Неудовлетворённость
4. Увлечённость 5 4 3 2 1 Равнодушие
5. Взаимоподдержка 5 4 3 2 1 Недоброжелательность
6. Теплота 5 4 3 2 1 Холодность
7. Сотрудничество 5 4 3 2 1 Отсутствие сотрудничества
8. Взаимовыручка 5 4 3 2 1 Отсутствие взаимовыручки
9. Занимательность 5 4 3 2 1 Скука
10. Успешность 5 4 3 2 1 Неуспешность

Обработка результатов проходит следующим образом: складываются все значения по каждому пункту, находится среднее арифметическое значение, которое делится на количество учащихся в классе и умножается на сто процентов.
Подсчет результатов можно доверить ученикам класса, так как анкеты проводится анонимно.


Приложение 2

Самоуправление в классе

Орган самоуправления в 7А классе – «Лицейское братство»

ФИ

Обязанности

Ответственные за журнал

Ответственный за питание и пропуски

Отмечать пропуски;

Ответственный за питание;

Староста класса

Общая информация;

Комитет по образованию

Сбор дневников на проверку классным руководителем;

Сбор информации об учебном процессе;

Всегда знать ДЗ;

Формирование команд к участию в викторинах,                

интеллектуальных марафонах;                                            

Организация помощи отстающим в учебе;              

Комитет по культуре и досугу

Организация и проведение классных и школьных мероприятий;

Постановка творческих номеров;

Организация тематических классных часов;

Посещение театров, музеев, проведение экскурсий;

Комитет по здоровью и спорту

Организация спортивных игр;

Участие в командных и личных зачетах;

Комитет по информации и печати

Подготовка плакатов, листовок, рисунков и тд для оформления и конкурсов;

Подготовка статей для газеты, стихов, рассказов;

Оформление;

Комитет по труду

Проверка наличия сменной обуви и формы, общего внешнего вида;

Организация экологических мероприятий, акций, субботников.


Анализ реализации программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Программа по внеурочной деятельности 7 класс

Программа кружка «Задачи прикладной направленности» 7 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....