Особенности нравственного воспитания в суворовском училище
статья на тему

Тарлышкина Римма Васильевна

В последнее время значительно усилился педагогический интерес к нравственной проблематике. И этот факт не случаен. В результате социально-экономических, политических и культурных преобразований в обществе происходят необратимые изменения, которые оказывают существенное влияние на молодое поколение.

В условиях отсутствия чётких нравственных ориентиров, снижения уровня духовной культуры все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Такая личность характеризуется высокой дисциплиной духа, требовательностью к себе, осознанностью нравственной сущности своих поступков, четкой ориентацией на здоровую, полноценную, творческую жизнь, которая невозможна без духовно-нравственного развития. К сожалению, такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе у современного молодого поколения отходят на второй план; у подростков отсутствует ориентация на непрерывное духовно-нравственное развитие. Поэтому именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл в суворовском училище81.03 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное

образовательное училище

« Московское суворовское военное училище»

Министерства обороны Российской Федерации»

 

«Особенности нравственного воспитания

в суворовском училище»

Воспитатель 4 взвода 6 роты

Тарлышкина Р.В.

г. Москва

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ:

I. ВВЕДЕНИЕ.

II. ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ.

I. Сущность понятия «духовно-нравственное воспитание».

2 Особенности духовно-нравственного воспитания младших подростков

III. СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СВУ.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Введение

В последнее время значительно усилился педагогический интерес к нравственной проблематике. И этот факт не случаен. В результате социально-экономических, политических и культурных преобразований в обществе происходят необратимые изменения, которые оказывают существенное влияние на молодое поколение.

В условиях отсутствия чётких нравственных ориентиров, снижения уровня духовной культуры все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Такая личность характеризуется высокой дисциплиной духа, требовательностью к себе, осознанностью нравственной сущности своих поступков, четкой ориентацией на здоровую, полноценную, творческую жизнь, которая невозможна без духовно-нравственного развития. К сожалению, такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе у современного молодого поколения отходят на второй план; у подростков отсутствует ориентация на непрерывное духовно-нравственное развитие. Поэтому именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества.

Особенности духовно-нравственного воспитания младших подростков

        О подростках пишут на страницах журналов, в серьёзных монографиях публикуются результаты исследований вкусов, интересов, потребностей подрастающего поколения. О них думают, спорят, заботятся в семье и школе.

        Сегодня подростки не такие, какими были вчера. И для того, чтобы их действительно воспитывать и развивать эстетически, мы должны и узнать, и понять их сегодняшних - новых, неожиданных. Понять, как нужен им добрый, умный провожатый  несмотря на всю их внешнюю колючесть и независимость в суждениях, симпатиях и антипатиях. Подростки сейчас развиты интеллектуально. Но им необходимо стать подлинно интеллигентными.

       Младший подростковый возраст охватывает период от десяти до двенадцати лет и характеризуется особенностями, такими как повышенная утомляемость. Это связано с расходованием всё возрастающего количества энергии, более всего нервной, в условиях, когда возникает несоответствие между развитием сердца, кровеносных сосудов и общим ростом тела.

       Страдает и мозг, не получающий требуемого количества крови. Малокровие мозга является одной из причин быстрого переутомления, вялости, иногда обмороков. Если младшему подростку не создан щадящий режим труда и отдыха, чрезмерные затраты энергии неизбежны. К чему это приводит? Во-первых, к угрозе здоровью. Кроме того, к немотивированным поступкам. Рост отрицательных явлений в поведении младших подростков самым непосредственным образом связан с утомлением.

     Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения.

        В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.

      В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период зенита любознательности, по сравнению с младшими и старшими детьми. Однако эта любознательность весьма поверхностна, а также практически полностью не связана со школьной программой. Некоторая «неуправляемость» детей данного возраста сочетается с особой восприимчивостью и поведенческой гибкостью, открытостью для сотрудничества и, вместе с тем, с достаточной интеллектуальной зрелостью, что позволяет взрослым (учителям и родителям) строить отношения с ними на основе диалога, на принципах партнерского общения.

    Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя.

   Важным новообразованием этого возраста является чувство взрослости. С его помощью подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, находит образцы для усвоения поведения и способов общения, строит свои отношения с людьми, перестраивает свою деятельность. «Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, - это особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. "Чувство взрослости" появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если образовательное учреждение не предлагает учениками средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом - в уверенности подростка в учительской несправедливости и необъективности.

   Следующее существенное новообразование этого возраста - рационально структурированная внутренняя позиция. Она способствует появлению структурности восприятия, что предполагает «осмысленную ориентировку в собственных переживаниях», «логику чувств».  

Специфика образовательного процесса СВУ

Нравственное воспитание суворовцев в процессе общеобразовательной подготовки в СВУ должно основываться на процессе присвоения ими нравственных ценностей будущего офицера России, при этом нравственную ценность  определяем как категорию, отражающую внутреннее отношение определенного индивида применительно к его нравственному выбору, определяющему стратегию собственного поведения в какой-либо конкретной ситуации

Основная цель нравственного воспитания суворовцев – формирование у них установки на дальнейшую военно-профессиональную деятельность на основе реализации личностно-ориентированного подхода (с опорой на педагогическую поддержку) в процессе общеобразовательной подготовки в СВУ. К основным задачам нравственного воспитания суворовцев  относят:

 а) формирование нравственного сознания суворовцев;

 б) формирование нравственного отношения суворовцев;

 в) формирование нравственного поведения будущих офицеров;

 г) развитие нравственных качеств будущего офицера, таких как ответственность, справедливость, совестливость, честность, независимость, эмоциональная устойчивость, толерантность, контактность.

   В училище выработалась система нравственного воспитания будущих офицеров:

- воспитание личной гигиены и опрятности воспитанника;

- воспитание послушания и повиновения;

- воспитание воли;

- воспитание трудолюбия, прилежания, любви к наукам;

- воспитание любви к военному делу и военной профессии;

- воспитание культуры поведения.

   В основу системы нравственного воспитания был положен:

- строгий уставной порядок и соблюдение субординации вырабатывают у суворовцев правильное понимание повиновения.

- воспитанников приучают прерывать интересные занятия (чтение, игру) ради выполнения мероприятий распорядка дня.

-  ритуалы постоянно сопутствуют жизни ребят и наполняют ее возвышенным пафосом, романтизируют армейский быт.

- торжественные построения и прохождение маршем, отдание чести в строю – вызывают эстетические эмоции своей красотой и способствуют формированию нравственных качеств суворовцев.

   Особое внимание уделяется мероприятиям, которые проводятся во внеклассные часы:

- занятия военных кружков и проведение различных конференций;

- встречи с офицерами и генералами, героями  Великой Отечественной войн;

- экскурсии в музеи, места воинской славы, в войсковые части;

- поддержание связи с выпускниками и другими военными училищами

   С первых дней образования  суворовских училищах основная стратегическая задача воспитательной работы данных учебных заведений заключается в формировании гражданина, патриота, всесторонне развитой, высоконравственной личности, способной направлять всю свою интеллектуальную, нравственную и физическую энергию на качественное овладение профессией офицера Российской Армии.

   Пути нравственного воспитанияиспользование нравственного потенциала учебного процесса, в том числе предметов гуманитарного цикла; использование воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов; нравственное просвещение учащихся во внеклассной воспитательной работе. В процессе нравственного воспитания применяются такие методы и формы воспитания, как убеждение, внушение, пример, совет, одобрение, порицание, создание воспитывающих ситуаций, приучение и упражнение, дискуссии, ролевые игры, тренинги, поручение, требование, беседы, лекции, вечера, встречи, конференции и другие.

   Основными критериями сформированности нравственной культуры личности являются:

 1. развитость эмоциональной сферы (нравственных чувств);

2. развитость нравственных понятий, суждений, ценностей, оценок,        

этических норм, способность к нравственному выбору;

 3. сформированность ведущих нравственных качеств, культуры поведения.

 Тема духовно-нравственного воспитания безгранична. Это долгий процесс. Он будет продолжаться весь период обучения суворовцев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших и основных компонентов воспитания личности ребёнка. От того насколько духовно и нравственно воспитан ребёнок, зависит его отношение к жизни и окружающим
Критериями, характеризующими уровни нравственного воспитания суворовцев являются:

1) уровень сформированности нравственного отношения будущего офицера (показатели: адекватность эмоционального настроя и состояния; ценностная самоактуализация);

2) уровень сформированности нравственного сознания будущего офицера (показатели: развитые механизмы личностной рефлексии; потребность в учебно-воспитательном процессе, ориентированном на нравственное воспитание);

3) уровень сформированности нравственного поведения будущего офицера (показатель — индивидуальные качества нравственного поведения, которые представлены: ответственностью, справедливостью, совестливостью, честностью, гибкостью, толерантностью, контактностью, независимостью, эмоциональной устойчивостью). Основным критерием нравственного воспитания суворовца является его продвижение от низкого уровня к среднему, а от него — к высокому.

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования (далее — Стандарта) духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".

 Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Воспитательный идеал является компонентом и, одновременно, универсальной педагогической технологией решения важнейшей национальной задачи преумножения российского народа в численности, повышения качества его жизни, труда и творчества, укрепления духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развития образования, науки и культуры.

 Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление, представление о школе как учреждение, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Акимов А.Е. Доминанта духовности.- М.: Просвящение, 1998.

.Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2.

.Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников. - 2008. - № 9.

.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

.Гамезо М.В., Герасимова В.С. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М., 1999.

.Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как определяющее условие развития общества: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (16-18 февраля 2011 г.) / под ред. Т.А. Синюшкиной.- Петропавловск-Камчатский: Изд-во КИПКПК, 2011.

.Козлова С. Нравственное воспитание в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9.

.Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания.- 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1987.

.Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика. - 1998. - №4..

.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000.Г

.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М., 1994.

.Научная библиотека диссертаций и авторефератов.

.Устав ВС РФ.

.Закон об образовании Российской Федерации.