Классный час "Что такое толерантность?"
классный час на тему

Староверова Светлана Владимировна

Круглый стол с  сюжетно-ролевыми задачами и проблемными воп­росами.

Задачи классного часа:

• познакомить учащихся с понятием «толерант­ность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

• развить способность школьников адекватно поз­навать себя и других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_o_tolerantnosti.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий       классного часа

«Что такое толерантность?»

Форма проведения классного часа: круглый стол с  сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.

Задачи классного часа:

  • познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
  • развить способность школьников адекватно познавать себя и других людей.

Перед проведением классного часа школьники получают задание найти определение понятия «толерантность».

Учитель. Добрый день. Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном - о любви. Звучит тихая музыка.

Сценка «Сказка про Любовь»

Действующие лица:

  • Любовь    
  • Волшебник      
  • Сказочница  
  • Пять девушек

Сказочница. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет Волшебнику.

Любовь. Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Волшебник. Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет...

Сказочница. Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит — стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Волшебник. Вот выбирай. Одну зовут Радость, другую — Удача. Третью — Красота, четвертую — Печаль, пятую — Доброта.

Любовь. Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбрать...

Волшебник. Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь. Но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Любовь подходит к девушкам поближе и смотрит в глаза каждой. Задумывается.

Учитель. Ребята, а кого выбрали бы вы? Почему? Подумайте!        
Звучит музыка.

Любовь подходит к девушке по имени Доброта и протягивает ей руку.

Учитель. Как вы думаете, почему Любовь выбрала Доброту?

Ребята высказывают свое мнение.

Учитель. Сегодня наш разговор посвящен толерантности. На первый взгляд, звучит это слово совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек — это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Что же такое толерантность? Школьники отвечают на вопрос.

Учитель. Давайте вместе обобщим все сказанное. Посмотрите на рисунок (на доске — плакат с изображением солнца). Слово «толерантность» можно изобразить в виде солнца, а ваши ответы - в виде его лучиков.

На лучиках написаны ответы: «прощение»; «уважение прев других»; «сотрудничество, дух партнерства»; «уважение человеческого достоинства»; «милосердие»; «принятие другого таким, какой он есть»; «сострадание»; «терпимость к чужому мнению, верованиям, поведению».

Учитель. Набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперед, техника все активнее приходит на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще слышим слова «беженец», «жертва насилия»... В сегодняшнем обществе наблюдается рост агрессивности, расширяются зоны конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения, продолжается рост детской и подростковой преступности. Растет количество антиобщественных молодежных организаций.

Любой человек совершает в жизни разные поступки.
В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...
Давайте проанализируем поступки наших героев сценки.

Учитель. Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Давайте послушаем, как слово «толерантность» определяется на разных языках земного шара.

Ученица. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному.

В испанском языке оно означает способность признавать другие, отличные от твоих собственных, идеи или мнения. Во французском — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. В английском — готовность быть терпимым, снисходительным.

 В китайском — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

 В арабском — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

В русском — способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.

Учитель (задает вопросы).

  • Какое из определений вам импонирует более всего? (Звучат ответы школьников.)
  • Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения толерантности различны? (Звучат ответы школьников.)
  • Что в этих определениях общее, что объединяет их? (Звучат ответы школьников.)
  • Почему так актуальна проблема толерантности в настоящее время? (Звучат ответы школьников.)

Сценка «Перед вами две дороги. Выбирайте...»

Действующие лица:

  • Юноша    
  • Девушка
  • Пожилой мужчина

Юноша и девушка, взявшись за руки, идут по улице. На бордюре сидит плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валяется потрепанная сумка. Он тихонько стонет, поглаживая свою больную ногу. Молодые люди останавливаются.

 Девушка. Подожди, я подойду к нему.

Юноша. Не вздумай! Он грязный, ты подцепишь заразу.

Девушка (пытается вырвать руку). Отпусти! У него сломана нога, видишь — кровь на штанине.

Юноша. А нам-то что? Он сам виноват.

Девушка (продолжает вырываться). Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь!

Юноша. Говорю тебе — он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Девушка (вырвала руку). Я все равно подойду!

Юноша. Я тебя не пущу. Пойдем отсюда! (Пытается ее увести.)

Девушка. Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка отталкивает юношу и подходит к мужчине

Юноша еще раз пытается удержать ее. Она решительно отдергивает руку.

Девушка (обращаясь к пожилому мужчине). Что с вами? Что с вашей ногой?

Мужчина. Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в вашем городе больница. Я не здешний. Мне очень больно.

Девушка. Сейчас, сейчас... Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую». Садится рядом и осматривает больную ногу.

 Мужчина. Спасибо, леди, спасибо... К ним подходит юноша.

Девушка (обращается к юноше). Послушай, дай, пожалуйста, свой мобильник.

Парень молчит. Девушка вопросительно смотрит на него и вдруг чувствует брезгливость, которая исходит от него: ото всей его позы, его взгляда... Она поднимается и приближается к юноше.

Девушка (неприязненно). Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу!

Юноша. Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожимает плечами, подходит к мужчине и снова опускается на колени. Юноша уходит прочь.

Девушка. У вас открытый перелом. Я пойду, позвоню из автомата, чтобы вызвать врача. Потерпите. (Быстро уходит к телефону-автомату.)

 Мужчина (кричит вслед). Девушка! Спасибо вам! Вы обязательно найдете свое счастье.

 Девушка оборачивается и улыбается.

  Интолерантная  личность                                   Толерантная личность

 • непонимание                                                      - уважение мнения других

• игнорирование                                                    - доброжелательность

 • эгоизм                                                                  - желание что-либо делать вместе

• нетерпимость                                                       - понимание и принятие

• выражение пренебрежения                               - чуткость, любознательность

 • раздражительность                                           - снисходительность

  •  равнодушие                                                        - доверие , гуманизм
  •  цинизм

 • немотивированная

агрессивность

Учитель. Итак, интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем его воспитанности, чувством дискомфорта существования в окружающей действительности, стремлением к неограниченной власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь — это путь человека хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда  помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. А теперь, пожалуйста, послушайте поучительную сказку.

Учитель (задает вопросы).

 • Почему молодой человек отказался помочь?

• Как бы вы поступили в этом случае?

  • Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
  • Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Школьники отвечают на вопросы.

Учитель. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или верный друг, — это и будет проявление доброты. Мы видим, что есть два пути развития личности — толерантный и интолерантный. Сейчас мы разделимся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая группа — черты, присущие интолерантной личности. 8-10 минут школьники работают в группах.


Сказка о счастье

Действующие лица:

  • Сказочница
  • Король
  • Солдат
  • Девочка
  • Старуха.

 Ha троне сидит скучающий Король.

Сказочница

На свете жил один король, Богатый и могучий. Всегда грустил он. И порой бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал, А счастья он не ведал, но вечно хныкать и тужить

бедняге надоело.

    Вскричал король...

Король. Нельзя так жить! (Спрыгивает с трона, придерживая корону.)

Сказочница.

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти? Король «садится» в сделанную из картона карету и смотрит в окно.

И вот король в карету сел

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета бодро катится.

Король.

Постой-ка, кто там на пути? (Презрительно.)

Девчонка в драном платьице.

 Девочка. О, всемогущий мой король,

 Подать хоть грошик мне изволь.

Король.

Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!

Сказочница.

Сказал король и укатил.

 А в синем небе месяц стыл... Карета мчится наугад — Бог весть, в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат — израненный, оборванный.

Солдат.

О, мой король! — вскричал солдат,

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

Король.

А ну, служивый, пропусти Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду!

Сказочница.

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл...

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор сутулая старуха.

Старуха.

Прости, любезный мой король, Старуху одинокую.

 Мой дом — вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из лесу я дрова — тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива: А вдруг поможет кто-то...

 Король.

А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!

Сказочница.

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл...

Вот лето кончилось.

Жара сменяется ненастьем.

Король торопит...

Король.

В путь пора,

Еще немного... И, ура!

Свое настигну счастье!

Сказочница.

И все бы кончилось бедой, сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго сказал:

Старец.

Заблудшая душа, Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но только ближнего любя, найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

До дома довезешь дрова,

 Распилишь и уложишь...

Сказочница.

Тут вышла полная луна.

 И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

 Путь к счастью, не куда-нибудь.

 Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

Учитель (задает вопросы).

  • Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
  • Как вы думаете, почему изменился король?
  • Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

•Чему нас учит эта сказка? Школьники отвечают на вопросы.

Учитель (подводит итоги классного часа). Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок. Дорогие ребята, завершая наш классный час, мне бы хотелось сказать, что наш коллектив — это семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, чтобы в ней не было ни ccop, ни ругани. А что же для этого нужно? Послушайте старую китайскую притчу «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси! драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил он узнать, как жители села добились такого лада. Пришел владыка к главе семьи и спросил: «Как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?». Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

  • И все? Да,— ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:
  • И мира тоже.

Учитель. Я желаю вам, чтобы всегда в ваших душах царили мир и любовь. И давайте будем учиться пониманию, терпению и прощению.

Список литературы

1. Большой психологической словарь, М., 2000. C. 363

2. Даль В. Толковый словарь русского языка. М., 1998. 401 с.

3. Словарь иностранных слов и выражений. М., 1998. 477 с.

4. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1994. 726 с.

5. Бесонов А. Б. Толерантная личность: классный час для учащихся старших классов. / Бесонов А. Б. // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 96-102.

6. Гревцева И. В. Классный час “Что такое толерантность?” // Классный руководитель. – 2006. - № 4. –

С. 81-88

7. Иванова Т. А. Все мы разные: классный час для средних классов. / Иванова Т. А. , Борисоглебская Е. В. // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 92-96.

8. Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов. / Иванова Е. М. // Начальная школа. – 2006. - № 3. - С. 11-15.

9. Палаткина Г. В. Формирование этнотолерантности у младших школьников. / Палаткина Г. В. // Начальная школа. – 2003. - № 11. - С. 65-72.

10. Ярская В. Н. Современный мир и проблема толерантности // Вестник психолого-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. № 1. С. 65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Такие разные профессии"

Цель и задачи данного мероприятия:дать  учащимся представление о профессиях; развить коммуникативное общение;повысить   интерес   учащихся  к профессиям и расширить их кругозо...

Классный час "Такая удивительная жидкость"

Цель данного классного часа: расширение знаний обучающихся о значимости воды в жизни человека. Образовательный аспект: расширить и обогатить кругозор учащихся о воде, раскрыть уникальность воды.В...

Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)

Классный час по теме?: "Что такое хорошо?".( использование ненормативной лексики подростками)Цели:1) Помочь учащимся задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения ...

Классный час " Что такое хорошо и что такое плохо".

Разработка классного  часа  предназначена для учителей 1 - 2 классов коррекционной школы 8 вида....

классный час такие разные профессии

Найти свою дорогу, узнать своё место- в этом всё для человека...