КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО: ВАРИАТИВНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО
статья (7 класс) на тему

Липатова Юлия Александровна

Кто он, классный руководитель? Каким он должен быть?

 Вот он вошел в класс… Делает объявление… Заполняет журнал… Проверяет дневники… Организует чаепитие, экскурсию... Читает записку от родителей…

 Что самое главное в общении с детьми?

В своей деятельности я стараюсь применять не только известные формы воспитательной работы,  так же в свою практику включаю и новые формы работы с ученическим коллективом. Хочу поделиться с Вами своим опытом работы и размышлениями… 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnoe_rukovodstvo.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.А. Липатова, классный руководитель 7Б класса,

учитель математики ГБОУ «Центр «Динамика»» г. Санкт-Петербург

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО: ВАРИАТИВНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО

Кто он, классный руководитель? Каким он должен быть?

 Вот он вошел в класс… Делает объявление… Заполняет журнал… Проверяет дневники… Организует чаепитие, экскурсию... Читает записку от родителей…

 Что самое главное в общении с детьми?

… доброта (конечно, доброта без требовательности – это ловушка для педагога. Но для детей моего класса – это оказалось самое главное качество. Может быть, ребята устали от постоянного контроля и претензий, и им нужны простые человеческие чувства?); внимание; забота; понимание; отзывчивость; коммуникабельность; доброжелательность; ответственность; открытость; гуманизм; искренность; чувство юмора; серьезность; сдержанность; справедливость; целеустремленность; современность.

 В своей деятельности я стараюсь применять не только известные формы воспитательной работы,  так же в свою практику включаю и новые формы работы с ученическим коллективом. Хочу поделиться с Вами своим опытом работы и размышлениями…

  • Классные часы. Это одно из антипедагогических средств антивоспитания, если подходить к их проведению формально, если они носят отчетный, а не событийный характер – все это делает классные часы явлением привычно-рутинным и малополезным. Самый лучший способ поучать и научать – это просто умение рассказывать что-либо привлекательное, романтическое, героическое, доброе, интересное, полезное причем так, чтобы воспитательный ключ был спрятан достаточно глубоко. И вообще лучше сообщать не истины, а адреса их поиска– названия интересных книг, отрывки из них.

Основные направления воспитательной работы, принятые в нашей школе, мы выделили в следующие модули: 

Модуль №1: «Я – гражданин»

Цель – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Направления:

  1. гражданско-патриотическое воспитание (чувство гордости за свой район, город, страну)
  2. инклюзия
  3. толерантность
  4. правовое воспитание (права и обязанности гражданина, право и обязанность на защиту своей страны)

Модуль №2: «Мир, в котором мы живем»

Цель – ознакомление  учащихся с нравственно-эстетическими нормами и правилами.

Направления:

  1. инклюзия (потребность человека быть среди людей)
  2. духовно-нравственное воспитание (ответственное отношение человека к своему поведению среди людей)
  3. личностное воспитание (человеческая индивидуальность)
  4. этическое воспитание (жестокость современного общества)

Модуль №3: «Стремись к здоровому образу жизни»

Цель – использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Направления:

  1. здоровьесбережение
  2. семья
  3. инклюзия
  4. противопожарная безопасность и правила дорожного движения
  5. толерантность (умение ценить жизнь – свою и окружающих)

Модуль №4: «Мы вместе»

Цель – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию всесторонне развитой личности.

Направления:

  1. семейное воспитание (моя семья – мое богатство)
  2. семейная толерантность (мои друзья – мое богатство)
  3. инклюзия
  4. этическое воспитание

Модуль №5: «Зажигаем новые звезды»

Цель – создание условий для проявления  учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности; оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои творческие способности в окружающей среде.

Направления:

  1. инклюзия
  2. интеллектуальное и творческое развитие (человек и его дело)

Модуль №6: «Когда уйдем со школьного двора …»

Цель – передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений; передача знаний о учебных заведениях Санкт-Петербурга, правах и обязанностей учреждений.

Направления:

  1. профориентация (сложность выбора профессии)
  2. инклюзия
  3. этическое воспитание
  4. правовое воспитание
  5. проблема трудоустройства в современном Санкт-Петербурге
  6. семья
  • Не менее полезно в целях воспитания использовать афоризмы как лаконичные проявления концентрированной мудрости. Или надписи, которые, сменяя, мы вывешиваем в классе:
  • В сущности мы должны научиться единственному: уважать друг друга.
  • Кто научился ставить цели, тот уже прошел половину пути.
  • У каждого человека должно быть любимое дело, любимый цветок и заветное желание.
  • Не выходи из себя попусту, и к тебе кто-нибудь придет.
  •  Вчера я опять очень хорошо думал о людях.

У нас есть стенд сменных материалов, на который каждый ученик может вывесить любой интересный материал, и каждый ученик может снять этот материал и подарить себе. Если он ему нужен. Главное условие    - чтобы эти материалы были познавательными, полезными, оригинальными и не противоречили Конституции.

  • Стараюсь делать общение с учеником и на уроке интересным, оригинальным
  • Раз ты не выполнил домашнее задание, я не буду тебя спрашивать и не поставлю оценку, можешь даже не просить об этом.
  • Сегодня домашние задания получат только те, кто запишется на листочке, и я буду выдавать эти задания в запечатанных конвертах, и за их выполнение можно будет получить две пятерки, и плюс благодарность в дневнике и в приказе по классу, и плюс специальный лист уважения.
  •  У нашего классного коллектива есть свои маленькие тайны и большие традиции.
  • Классный огонек-чаепитие с эстафетной палочкой Шахерезады. Участник, сидящий за столом, кому передают палочку, должен выполнить фант: рассказать интересную историю, или классно пошутить, или подарить что-либо участникам, или спеть, или подготовить интересную оригинальную задачку и т. д.
  • День именинника;
  • Участие в различных конкурсах («Кегуру», «Медвежонок» и др.)

Знать и думать о талантах детей, понимать, что по-своему талантлив каждый, способствовать поиску, развитию и реализации детских талантов – это хорошо. Но, еще более полезное дело – работать с обычными детьми, как с талантливыми.

  • Приучаю детей к осознанию, что будни созданы для праздников, а праздники должны нести радость, а потому к ним надо готовиться. Дети часто ждут на Новый год или на день рождения подарков от родителей, но сами почему-то забывают или не понимают, что родители тоже очень хотели бы и были горды и счастливы, если дети таинственно и красиво готовились к их торжественным датам и придумывали бы для них пусть недорогие, но очень душевные подарки.

Я дарю детям подарки со смыслом, со значением и делаю надписи от души, которые ребенок захочет хранить долго.

  • В классе и дома важно давать постоянные и временные поручения детям, меняя их время от времени. Я стараюсь давать те поручения, которые для ребенка интересны, посильны, делаю это не мимоходом, а серьезно.

Дети надолго помнят все интересные дела, в которых они принимали активное участие:

  • Проект «Широкая Масленица».
  • Проект «История чисел» и др.
  • Классный руководитель и сам должен уметь делать что-нибудь лучше других  и обладать каким-либо привлекательным качеством, которое удивляет, порой восхищает и радует детей. И совершенно не обязательно, чтобы это был героизм особого рода, у меня, например – это любовь к порядку, умение красивым каллиграфическим почерком писать на доске мелом, да мало ли чего может быть у хорошего человека?
  • Я в школе использую обычные записки. Например, отправляю домой записку с похвалой, напоминанием или предложением.
  • Важно, чтобы наказание, похвала и награда были адекватны поступкам, поскольку их несоответствие в одних случаях – мучает, в других – развращает. Не стоит думать, что представление о достижениях и успехах как бы не нуждается в особого рода похвалах, таких замечательных и авторских, которые так и хочется сохранить в душе на всю оставшуюся жизнь. К тому же число номинаций похвалы должно строго соответствовать числу детей в классе, и очень плохо, когда одних хвалят, а других как бы и похвалить не за что. Речь идет не об одномоментной похвале всех и ни за что, а о таком педагогическом отношении к детям, когда учитель и знает за что похвалить, и умеет организовать деятельность так, чтобы было за что похвалить.

Никогда не откладываю возможность похвалить родителей или ребенка назавтра. И  они начинают или продолжают гордиться пусть небольшими изменениями в лучшую сторону.

Я считаю, что первым признаком воспитанности  является способность и желание видеть и замечать добро и быть благодарным. К сожалению, считается, что способность к благодарности – это чуть ли не врожденное качество, на самом деле это качество надо воспитывать. Спросите у детей, кто сыграл важную роль в их жизни и как они за это отблагодарили, был ли у них замечательный урок и сказали ли они доброе слово учителю, воспитано ли у них желание помогать близким?

Однако, вопрос еще и в том умеем ли мы сами писать восторженные записки родителям и детям, можем ли мы подготовить в душе и шепнуть или высказать ребенку такие слова, чтобы он запомнил их на всю жизнь, можем ли мы дать развернутый педагогический анализ успехов  и потенциальных возможностей учеников, достает ли нам таланта и желания на каждом родительском собрании благодарить родителей за их помощь, за их отношение к школе?

Благородство – это способность к благодарности, это тренировка памяти на предмет того, чтобы помнить всех и каждого, кому мы благодарны, и уметь выразить это и в жестах, и в поступках и в слове.

Доставьте ребенку радость общения с Вами! Похвалите! Укажите на успехи! Воодушевите! Совершайте добрые и хорошие поступки, дети учатся у нас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классное руководство. Бланки для классных руководителей 9 и 11 классов для ГИА.

Бланки  для проведения родительского собрания перед итоговой аттестацией. Согласно Положению  о ГИА и ЕГЭ их необходимо заполнять и родителям, и выпускникам....

Классное руководство - это не обязанность! Это бесконечное творчество!

Классный руководитель! Что нужно для того, чтобы стать классным руководителем?  Думаю, что  у меня получилось!...

Классное руководство. Классный час "Есть ли герои у нашего времени?"

Разработка классного часа. Источники: журналы "ПЕдсовет", Интернет(презентация)....

Классное руководство. Семинар для классных руководителей по теме: "Воспитанием ли мы занимаемся?"

Ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля» ....

Папка "Классное руководство" содержит документы по организации работы классного руководителя

Самоанализ воспитательной работы. Социальный паспорт класса.  Социальный паспорт ученика. Тесты "Какой у нас коллектив?"...

Методическое руководство к практическим и лабораторным занятиям по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя ПМ. 03 Классное руководство для студентов 3 курса специальности 050146 Преподавание в начальных класса

Методическое руководство предназначено для организации учебного процесса междисциплинарного курса 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» ПМ. 03 Классное руково...