Классный час "Чистая совесть"
классный час на тему

Габдулбасырова Гульназ Зафировна

Классный час "Чистая совесть"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_chistaya_sovest.rar1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Чистая совесть – хорошая жизнь.

Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Ход классного часа.

Классный руководитель. Сегодня мы с вами поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали. Но прежде чем начать разговор, я предлагаю послушать текст. (Слайд 1)

 Мама протянула мне несколько рублей со словами: «Сходи в магазин, купи буханку хлеба и килограмм соли». Поручение я выполнил и остаток денег, как полагается, вернул. Мама же, доставая из сумки хлеба и соль, вздохнула:
- Я же тебе лишних денег не давала! Неужели продавец ошибся?
- Разве продавцы ошибаются? Может быть, ты сама? – сказал я с глубокой верой в свои слова.
- Возможно, - ответила мама, все еще задумавшись, - иногда и конь на четырех ногах спотыкается. Все же давай-ка вместе сходим в магазин и уточним.
- Может завтра? – предложил я. – Сейчас мне надо в библиотеку.
- Если продавец ошибься и нам отдала лишние деньги, то у нее выйдет недостача, - начала объяснять мне мама, - если мы не вернем деньги обратно, на всю жизнь останемся грешными.
- Перед кем?
- И перед Богом, и перед продавцом, прежде всего перед своей совестью. Если это не сделаем сегодня, то ночь я проведу в муках. Поспешим, сынок. В библиотеку еще успеешь. И мама стала одеваться.
И в самом деле, продавец ошиблась. Она чрезмерно была благодарна нам, даже дала мне конфетку.
Когда мы вышли из магазина, мама свободно вздохнула, словно гора с ее плеч свалилась.
- Вот теперь, сынок, совесть очистилась.
- Разве в этом есть наша вина? Мы же никого не обманули, - ответил я, все еще до конца не догадываясь, что хотела сказать мама.
- Пусть, а куда денешь свою совесть? Рано или поздно продавец обнаружит недостачу денег и очень обидится на того, кто не вернул лишние деньги. Нет больше греха, чем вызвать обиду человека. А вот теперь и твоя и моя совесть чиста.

-Назовите ключевое слово данного текста.

- О чем будем говорить сегодня на уроке?

Чистая совесть – хорошая жизнь.(слайд 2)

-Наша учебна задача – определение что такое совесть, какого человека можно назвать совестливым?

Решение учебной задачи

1. Как вы понимаете смысл слова совесть?

Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка

2.Как вы понимаете поледние слова текста?

- Пусть, а куда денешь свою совесть? Рано или поздно продавец обнаружит недостачу денег и очень обидится на того, кто не вернул лишние деньги. Нет больше греха, чем вызвать обиду человека. А вот теперь и твоя и моя совесть чиста.

Как вы понимаете высказывание люди с чистой совестью?

Знаете ли вы таких  людей, по прочитанным книгам или из близкого окружения. Почему вы их считаете совестливыми?

  1. Дайте синоним слову чистая совесть

Спокойная совесть

Совестливый

Добросовестный

  • А как называют людей  у которых нет совести?
  • Напишите противоположные понятия словосочетаниям
  • Чистая совесть                нечистая совесть
  • Добросовестный                безответственный
  • Совестливый                бессовестный
  • Спокойная совесть        угрызения совести.

4.Как вы понимаете выражение угрызения совести?

  • Пришлось ли вам испытывать это чувство?
  • Нужно ли это чувство человеку?

Чтобы подчеркнуть важность и силу этих двух понятий, я предлагаю вам вспомнить, какие выражения употребляют с этими словами?

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью».

Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «умереть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

«В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Можно сказать в пословицах отражается народная мудрость, его отношение к чему-либо, которое сложилось веками. Вот некоторые пословицы, в которых говорится о стыде и совести:

  1. Как ни мудри, а совести не перемудришь.
  2. Совесть без зубов загрызет.
  3. От человека утаишь, от совести не утаишь
  4. Жизнь дана на добрые дела.
  5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
  6. Правда как оса - лезет в глаза.

Проблемная ситуация. Видеоролик «Осколки в сердце»

Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

Когда у него у него появились муки совести?

Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести?

Как можно озаглавить этот рассказ?

Классный руководитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.

 Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Как сделать так, чтобы он раскаялся в своем поступке?

Примерные ответы детей:

– Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.

– Нужно объявить бойкот.

– Не подавать руки, не здороваться.

– Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель. Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

  1. Проблемная ситуация. Как бы вы поступили?

А) Ситуация первая 

Вы покупаете в магазине хлеб, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят рублей. Как вы поступите? 

Дети высказываются по поводу ситуации

Б) Ситуация вторая 

Классный руководитель. Еще одна ситуация. Вы контрольную  списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?

Дети высказываются по поводу ситуации.

В) Ситуация третья (слайд №6)

Классный руководитель. Ситуация третья. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.

А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести? А еще, какие мнения по этому поводу? (Может быть, учителю не стоило так поступать? Или решить эту ситуацию как-то по- другому)

- Не было ли таких случаев в нашем классе?

7. Трудно ли в нашей жизни поступать по совести?

Что надо делать чтобы поступить правильно?

На каждом шагу мы делаем выбор между злом и добром. Но люди иногда ошибаються. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слушать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего и что плохого сделал за день, мысленно ставить себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых не уважает.

8 Рефлексия.

Веренемся к тексту. Прочитайте пословицу. ,

- иногда и конь на четырех ногах спотыкается.

- Как понимаете?

Классный руководитель. Все люди ошибаються, но лишь сильные люди сознаюттся в ошибках. Прислушайтесь к своей совести,подумайте и решите.Выбор за вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "О совести"

Разработка классного часа "О совести"...

Классный час "Как совесть Незнайку мучила..."

Классный час на тему «Как совесть Незнайку мучила…». Ребята вместе с классным руководителем  попытаются помочь Незнайке понять, что такое совесть и почему за свои поступки надо нести ответст...

Классный час "Забота о родителях - дело совести каждого"

Классный час направлен на формирование у учащихся семейных ценностей, самоопредение в своей семье. Содержит презентацию....

Классный час "Совесть – внутренний судья человека»

Можно проводить в рамках месячника по профилактике правонарушений....

Личностно-ориентированный классный час «Совесть – это наш внутренний судья»

Личностно-ориентированный классный час в 8 классе на тему "Совесть - это наш внутренний судья" призван решить следующие задачи: - формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку...

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Классный час «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей»

Классный  час «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей»...