В те дни мы в войну не играли
классный час (8 класс) на тему

Ковынева Наталья Петровна

Устный журнал для учащихся 8 класса, в презентацию включены видеоролики о Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ust.zhurnal.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал 8 класс

« В те дни мы в войну не играли -  мы просто дышали войной» 

Цель:

  • Воспитывать чувства патриотизма, гордости за  героическое прошлое своей страны.
  • Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, к тем, кто защищал Родину и тем, кто пережил эту войну.

Ход классного часа:

Ведущий 1. (1 СЛАЙД)

Сегодня мы приглашаем вас на устный журнал “ В те дни мы в войну не играли -  мы просто дышали войной”, посвященный 70-ой годовщине Победы над фашистской Германией.

Ведущий 2.

Две страницы календаря. 22 июня и 9 мая – два дня жизни нашей Родины. Они отмечены на календаре разными цветами. Один черный, ощетинившийся штыками и падающими бомбами, другой – красный с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы! Они так и называются. 22 июня  - День памяти и скорби, день  начала войны, и 9 Мая – Праздник Победы.

Ведущий 1.

Не было в нашей стране семьи, которая не понесла бы в этой войне тяжелой утраты. Долг живых - не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину, советских людей от фашистского рабства. Мы у них в вечном долгу. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя…

 (2 СЛАЙД) видео «4 года шла война»

Ведущий 2. Первая страница. “Народная память”. (3 СЛАЙД)

Могила Неизвестного Солдата у стены Кремля, в Александровском саду. Это символично: он защищал северо-западные подступы к столице и словно остался ее бессменным дозорным, ее вечным стражем. Кто он? Твой сын, брат, отец, муж? Мы не знаем его имени: он погиб на подступах к Москве в суровом 1941-м.

Ведущий 1. (4 СЛАЙД)

Сюда идут матери и отцы, не дождавшиеся сыновей и дочерей, идут вдовы, идут внуки, знающие дедов только по фотографиям. И каждый думает, что, может быть, под этим красным камнем лежит его родной человек. Неизвестный солдат шагнул в бессмертие.

Ученик читает стихотворение  (5 СЛАЙД)

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.

С. Орлов

 Ведущий 2. (6 СЛАЙД)

Старая женщина в платке остановилась у могилы, плачет: “Ты здесь лежишь... А я осталась... Спасибо тебе, сынок, за все, что ты сделал”.

Она не спешит уйти отсюда, где покоится, она уверена, именно ее сын. Седая мать со сбившимся на плечи платком.

Ведущий 1.  Пожилой мужчина опускается на колени перед красной плитой и целует гранит. А пришедший с ним мальчуган кладет букетик цветов.

И старая мать, и пожилой мужчина долго стоят у могилы, зная, что именно здесь лежит тот, кого их измученные сердца искали по безымянным просторам, перепаханным войной.

Ведущий 2.

Как горько нам стоять у обелисков
И видеть скорбящих матерей.
Мы головы свои склоняем низко – 
Земной поклон за ваших сыновей.

Л. Кондратенко

Вместе: Низкий поклон вам, матери героев!

Ведущий 1 . Сегодня мы хотим поговорить о солдатах - о тех, кто остался в земле навсегда и кто живет сейчас рядом с нами. О солдатах, подаривших нам мир.

Ведущий 2. (7 СЛАЙД) Страница вторая. “Была война” (Звучит  песня «Священная  война»)

Выходят воин и мальчик.

Воин. Тебе десять или немного больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются они под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон.

Мальчик. Скажите, а вот вы хотели бы, чтобы война уходила от нас, ваших внуков, все дальше? Чтобы мы забывали её? Забывали вот этот самый запах войны?

Воин. Да, мы воевали за то, чтобы война уходила все дальше. Да, это так. И все же мы хотим, чтобы помнили о нас. Война - это наша общая память. Хотим ли мы, чтобы вы не забывали войну, нас всех? Конечно, хотим! Война - это страшно: это кровь, муки, смерть... Да, нас убивали. И мы убивали. Но мы не любили воевать. Мы воевали и убивали, чтобы этого никогда не пришлось делать вам. А что вы думаете о нас сегодня? Вспоминаете ли? Что вы знаете о войне?

Ведущий 2. (7 СЛАЙД)

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германии.

Бьют зенитки, и бомбы летят, завывая, 
Разоренные утро и ночи без сна... 
Наше детство огнём опалила большая, 
Не по детскому росту война.

Наша страна вступила в смертный бой с коварным, жестоким врагом.

Война... Страх, слёзы, разруху, смерть повлекла за собой эта страшная трагедия.

Ведущий 1.

Совсем ещё дети уходили на войну,  недолюбив, недоиграв, едва только окончив школу. Не звонкими кострами, а горьким, испепеляющим пожаром вспыхнула земля на июньском рассвете сорок первого...

Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей.

Это была священная война.

Ведущий 2.

Миллионы сынов и дочерей потеряла наша Родина в этой битве. Каждый девятый житель нашей страны не вернулся с этой войны. Вдумайтесь в эти цифры! Какой ценой завоевано всему человечеству право на жизнь, радость, труд!

Ведущий 1(8 СЛАЙД)  

Война и дети…Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти.

Ведущий 2: (9 СЛАЙД) В те дни мальчишки и девчонки, наши ровесники, не играли в войну, они жили по ее суровым законам. Величайшая любовь к своему народу и величайшая ненависть к врагу позвали детей огненных сороковых годов на защиту Родины.

Ведущий 1: Пионеры огненных лет - так зовут это поколение. Война не щадила ни детей, ни взрослых. Но они не сдались. Выдержали. Выстояли.

Ведущий  2: (10 СЛАЙД)

Дети войны... Они рано и быстро взрослели, сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду: на море, в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости, в керченских катакомбах, в подполье. И ни на миг не дрогнули их юные сердца!

Ведущий  1: Не детская это тяжесть, война, а они хлебнули её полной мерой. Они учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок. Дети своего народа, они не склонили головы перед страшным и жестоким врагом. Они познали тяжёлую науку ненависти.

Ученица читает стихотворение

Спят мальчишки в сиянии звезд... 
Им - семнадцать! Навечно семнадцать! 
Им не встать из-под белых берёз, 
Из-под алых рябин не подняться.
Шли мальчишки в шинелях до пят 
На врага, под огонь бронебойный. 
Не забудьте же этих ребят, 
Будьте этих мальчишек достойны! 
Спят мальчишки под сенью берёз, 
Навсегда твёрдо сомкнуты губы, -
Не видать им ни солнца, ни звёзд –
Тише пойте, армейские трубы!

Л. Татаренко.

 Ведущий  2: (11 СЛАЙД)

 А те, кто не воевал, героически работали на заводах и фабрика, рыли окопы, ставили заграждения для танков, ухаживали за ранеными в госпиталях и… учились в школе. Фронт был и здесь…

(12 СЛАЙД) Видеоролик «Дети войны»

Ведущий  1: (13 СЛАЙД) Страница третья: «Письма памяти»  

Ведущий  2: Письма… Письма…Письма… (Звучит запись песни "В лесу прифронтовом ”)

Они шли на фронт, их было много, этих треугольников. Тяжелейшие бои, ранения, контузии, лечение в госпиталях… Нечасто удавалось бойцам отдох-нуть… В краткие минуты затишья вспоминали они свой родной дом, остав-шихся дома жен, детей и матерей. С любовью рассматривали лица родных на довоенных снимках и читали письма. Как рвалась их душа домой, как пере-живали они о своих любимых! И верили, что обязательно к ним вернутся с  победой. 

(14 СЛАЙД)

Ученик читает стихотворение “Письмо солдату”.

 Здравствуй, папа,
Ты опять мне снишься,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился,
До чего ты прежний был во сне.
Папа! Ты вернешься невредимый,
Ведь война когда-нибудь пройдет.
Миленький, голубчик мой родимый,
Скоро майский праздник к нам придет.
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть, 
Я тебе желаю всей душою 
Поскорей фашистов одолеть. 
Чтоб они наш край не разрушали, 
Чтоб, как раньше, можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали 
Обнимать тебя, тебя любить, 
Чтоб над всем таким огромным миром 
Днем и ночью был веселый свет...

Е. Благинина

Ученица. 9 апреля 1942 г. Здравствуй, дорогой и любимый наш братка Ваня! Шлем тебе все по сердечному привету. Я тебе сообщаю, что живем по-старому, хлеб есть, дрова есть, только насчет корму для скотины плохо... Братка Ваня, мы к 23 февраля, ко дню Красной Армии, собирали подарки... На этом кончаю писать письмо, остаемся живы, здоровы, того и тебе желаем, с приветом вся семья!

Ученица. 15 марта 1942 г. Здравствуй, дорогой папа! Мы очень по тебе стосковались, ты все снишься в шинели, пришел бы домой. Поглядел бы ты, папа, сколько у нас снегу. Папа, пока до свидания, присылай ответ. Привет от дочек.

Ученик. В Берлине, на стене еще горевшего рейхстага, над которым реял красный флаг, висел плакат, изображающий русскую женщину, мать, и надпись: “Дорогая наша мама! Наша победа — твоя наполовину!”. На священную войну, па подвиги солдат провожали их матери. Это к ним, к мамам, из пекла металла и пороха вырывались ласковые, полные нежности письма рано повзрослевших детей. В письмах неизменно стояли рядом два слова: “Мама, Родина”. Мать не просто провожала на войну - она провожала своих сыновей на подвиги!..

Ученик читает “Письмо с фронта” Э. Асадова.

Мама, тебе эти строчки пишу я,
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник “украшал”,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили!
А поняли, может, лишь тут, на войне,
Приятели, книжки, московские споры...
Все сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так. Возвратимся - оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдя у опушки,
Застыли орудия, как стадо слонов.
И где-то по мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки.
За жизнь, за тебя, за родные края
!
(15 СЛАЙД)

Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры,
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война ни грозила,

Ты знай: я не сдамся, покуда дышу! 

Я знаю, что ты меня благословила,

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу! 

Ведущий  1: (16 СЛАЙД)

Страница четвертая: «Задохнулись канонады: в мире тишина. На большой земле однажды кончилась война!

Ведущий  2: Слава вам, храбрые! Слава, бесстрашные! (видеоролик из к/ф «Летят журавли» (СЛАЙД 17)

http://www.youtube.com/watch?v=NRuNgAF8ARo

Ведущий  1: (18 СЛАЙД)

Какое это было огромное счастье – Победа! Для тех, кто сражался и одолел врага, для тех, кто трудился в тылу и ждал домой мужей, братьев, отцов, для рано повзрослевших детей войны. Для всего советского народа. Великое счастье, одно на всех – Победа! Но для многих праздник этот был со слезами на глазах: во многих семьях большой страны не дождались родных .

Ведущий  2: 

Будем вновь встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть.

Эта память, верьте, люди,

Всей земле нужна

Если мы войну забудем,

Вновь придет война.

Ведущий  2: (СЛАЙД 19) Страница пятая: «Жива ваша память, солдаты, бессмертна она на века!»

Ведущий  1: Жива ваша память, солдаты,

Бессмертна она на века!

Сегодня страна салютует

И тем, кто в тяжелом бою

Погиб за Отчизну родную,

За мирную землю свою!

И их имена – на граните,

На бронзе, на мраморе плит.

Народом ничто не забыто,

Народом никто не забыт.

Ведущий 2: День Победы не зависит от "великоразумных" решений политиков. Нет таких решений, которые бы запретили помнить. День Победы просто приходит 9 мая.

Он наступает для того, чтоб сотни человек плакали и смеялись одновременно.

Он обрывается листочком календаря, чтоб обычные люди, к счастью своему

никогда не видевшие войны, пели фронтовые песни вместе со стариками,

которых осталось так мало.

Ведущий  2: (СЛАЙД 20)

Он врывается в майский день для того, чтоб тысячи букетов устилали солдатские могилы и для того чтоб дети вложили цветы в дуло раскрашенного танка, который не будет вершить суд над жизнями.

День Победы празднуется, чтоб никогда больше не было повода воевать.

Ведущий  1: Мы в вечном долгу перед теми, кто пережил эту войну, потому что за нашу жизнь они заплатили своими страданиями, своей кровью. И отдать этот долг мы можем только памятью и уважением

Ведущий 2: Солдаты Победы: русские, украинцы, белорусы, татары, чеченцы, башкиры, казахи, киргизы, грузины, молдаване – представители десятков национальностей поднялись на войну с фашизмом и стали на этой войне одним народом – народом-победителем.

Ведущий 1: Вспомнить всех поименно невозможно – их миллионы, погибших, пропавших без вести, умерших от ран, в немецком плену. Но если бы каждый из нас в святой день Победы вспомнил хотя бы одно имя, то по всей России не осталось бы забытых солдат. 

Ведущий  2: (СЛАЙД 21)

Мало их осталось, очень мало - тех, кто прошёл все круги ада во время Великой Отечественной войны. Старенькие они уже, больные, немощные, нуждающиеся не только в государственной помощи, но и в нашей. Часто эта помощь носит не материальный характер, просто эти люди-герои нуждаются в добром слове, поддержке, особенно в последнее время, когда история начинает переделываться, некоторые "историки"  многое того периода ставят под сомнение...

Ведущий  1: Но мы должны помнить, что благодаря этим людям, всем тем, кто воевал с "коричневой чумой", мы есть,  мы существуем, мир такой, какой он есть и, благодаря им,  планам Гитлера не суждено было сбыться...

Ведущий  2: С Праздником вас, наши дорогие, любимые ветераны! Здоровья и долгих лет жизни! Преклоняемся перед вашим подвигом!

Не забудем всех тех, кто сложил голову на полях сражений, ради светлого будущего

Ведущий  1: (СЛАЙД 22) (Звучит песня «День Победы» муз.Тухманова)

Прошли года, пройдут века,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Годы мчатся… Вчерашние дети,

Мы становимся старшим под стать.

И за все, что творится на свете,

Начинаем сейчас отвечать.

Нам завещано дело и знамя,

И страна, что прошла сквозь бои,

И сегодня мы тоже в ответе

За надежду и счастье земли.

Ученик читает стихотворение:

Ветераны войны - наша гордость и слава,

Уходите вы – навсегда, насовсем.

А тогда вы с боями дошли до рейхстага,

Поднимая народ с онемевших колен.

Отстояли вы землю родную когда-то –

Спасибо за это, за верность стране.

За то, что любуюсь сегодня я садом,

А солнце – свободно горит в вышине.

Нет шума разрывов и схваток ужасных,

Слёз и стенаний, седых матерей.

Спасибо ещё раз – воин бесстрашный,

Что спас ты народ свой от рук палачей.

Да, раны болят, но держитесь, родные.

Сил и терпения вам на года.

Пусть не волнуют вас войны отныне

И никогда не приходит беда.

День Победы пришёл, добра вам и счастья,

Благодарность всех нас и низкий поклон!

Поводов больше – любить и смеяться,

Внуков и правнуков – радости в дом.

Живите же долгие дни, ветераны!

Вы, не задумавшись, бросились в бой –

Дом свой спасая и ближние страны –

Русской улыбкой, открытой душой...

Алекс Комаровский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая Отечественная война. Своя игра

Игра к повторительно-обощающему уроку по теме "Великая Отечественная война"...

Дорогами войны. Сценарий игры по станциям для отрядов из летних школьных лагерей, посвященной началу Великой Отечественной войны.

Сценарий конкурсно-игровой программы, посвященной началу Великой Отечественной войны, был написан мною в 2012 году и неоднократно использовался для проведения мероприятий с разными по возрасту и колич...

Представлены три методические разработки:1. Урок-игра "Путешествие в страну сказок; 2. Литературно-развлекательная игра "Дом моей мечты"; 3. Классный час "Строки, опаленные войной"

1.       Урок-игра «Путешествие в страну сказок». Основная цель разработки: обобщение и систематизация знаний по сказкам. Путешествие в страну сказок достаточ...

Игра по истории «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»

Методическая разработка написана  для проведения внеклассного мероприятия – интеллектуальной игры «Дорогами войны»», посвященной 75-летию Великой Отечественной войны для у...

История Великой Отечественной войны. "Своя игра"

Образовательный квиз по истории Великой Отечественной войны к 75-летию Победы для старшеклассников....

Методическая разработка по патриотическому воспитанию" Интегрированная игра по Великой Отечественной войне "Я только слышал о войне..."

Методическая  разработка по патриотическому воспитанию" Интегрированная игра по Великой Отечественной войне "Я только слышал о войне..."...