ПРОГРАММА « РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
рабочая программа на тему
Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков - актуальная проблема современного общества. Ее решение включает в себя множество аспектов: социальный, экономический, экологический, политический и т.д. Однако, по единодушному мнению специалистов, одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играют образовательные программы, направленных на формирование культуры здоровья у детей и подростков. Это и есть комплексная система работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgovor_o_pitanii.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА « РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
Автор Лысенко Н. Б.,
классный руководитель 7 Б класса
МБОУ гимназии №23
города Краснодара
Введение
Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков - актуальная проблема современного общества. Ее решение включает в себя множество аспектов: социальный, экономический, экологический, политический и т.д. Однако, по единодушному мнению специалистов, одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играют образовательные программы, направленных на формирование культуры здоровья у детей и подростков. Это и есть комплексная система работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Целью программы «Разговор о правильном питании» является формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Программа рассчитана на дошкольников и школьников в возрасте от 6 до 14 лет и состоит из трех частей:
- «Разговор о правильном питании» - для дошкольников и младших школьников 6-8 лет;
- «Организация летних оздоровительных лагерей » - для школьников 7-15 лет;
- «Формула правильного питания» - для школьников 12-14 лет.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
- формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
- формирование у дошкольников и школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
- формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
- информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
- развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Содержание программы «Разговор о правильном питании» отвечает следующим принципам:
- возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;
- научная обоснованность и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания детей и подростков;
- практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей и подростков;
- динамическое развитие и системность - содержание каждого из последующих модулей программы, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей и подростков в результате изучения предыдущих модулей;
- вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся;
- культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.
Тематика программы охватывает различные аспекты рационального питания:
• «Разговор о правильном питании»
разнообразие питания:
- «Самые полезные продукты»,
- «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»,
- «Где найти витамины весной»,
- «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты»,
- «Каждому овощу свое время»;
гигиена питания: «Как правильно есть»;
режим питания: «Удивительные превращения пирожка»;
рацион питания:
- «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»,-
- «Плох обед, если хлеба нет»,
- «Полдник. Время есть булочки»,
- «Пора ужинать»,
- «Если хочется пить»;
культура питания:
- «На вкус и цвет товарищей нет»
- «День рождения».
• «Две недели в лагере с дневным пребыванием»
разнообразие питания:
- «Из чего состоит наша пища»,
- «Что нужно есть в разное время года»,
- «Как правильно питаться, если занимаешься спортом»;
гигиена питания и приготовление пищи:
- «Где и как готовят пищу»,
- «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен»;
этикет:
1. «Как правильно накрыть стол»,
2. «Как правильно вести себя за столом»;
рацион питания:
- «Молоко и молочные продукты»,
- «Блюда из зерна»,
- «Какую пищу можно найти в лесу»,
- «Что и как приготовить из рыбы»,
- «Дары моря»;
традиции и культура питания: «Кулинарное путешествие по России».
• «Формула правильного питания»
рациональное питание как часть здорового образа жизни:
1. «Здоровье - это здорово»;
2. «Продукты разные нужны, продукты разные важны»,
режим питания: «Режим питания»,
адекватность питания: «Энергия пищи»,
гигиена питания и приготовление пищи:
- «Где и как мы едим»,
- «Ты готовишь себе и друзьям»;
потребительская культура: «Ты - покупатель»;
традиции и культура питания:
- «Кухни разных народов»,
- «Кулинарное путешествие»,
- «Как питались на Руси и в России»,
- «Необычное кулинарное путешествие».
Реализация Программы осуществляется в течение учебного периода и летней оздоровительной компании , а также часть вопросов программы рассматривается в рамках внеклассной работы (система внеклассных часов и внеклассных мероприятий согласно планов воспитательной работы 1-9 классов), при изучении отдельных тем по предметам естественного цикла, в рамках факультативной и кружковой работы, в рамках реализации регионального компонента учебного плана, направленного на формирование у школьников здорового образа жизни. Темы Программы могут быть также интегрированы в содержание базовых учебных курсов.
Так, ряд тем первой части Программы «Разговор о правильном питании» может быть использован на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира и т.д.
Темы второй части Программы «Две недели в лагере с дневным пребыванием» могут также использоваться на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира, ОБЖ, а также уроках обслуживающего труда.
Темы третьей части Программы «Формула правильного питания», могут быть включены в содержание уроков литературы, русского языка, математики, биологии, географии, истории, музыки, изобразительного искусства, ОБЖ.
В ходе реализации Программы, используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности, распространенными при этом являются игровые методики, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.
Опыт реализации программы «Разговор о правильном питании» убедительно продемонстрировал ее эффективность. Как показывают опросы педагогов и родителей, программа «Разговор о правильном питании» позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети и подростки самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона. Более того, по признанию большинства родителей, программа «Разговор о правильном питании» оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав его более эффективным и полезным.
Реализация Программы «Разговор о правильном питании» в практической педагогической деятельности - это один из вариантов комплексной системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ» ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Главная цель реализации программы во внеклассной работе: сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как состав...
Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)
Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...
Система работы по реализации программы «Разговор о правильном питании» во 2 классе. Методическая разработка внеклассного занятия «Где найти витамины весной?»
Второй год в гимназии воспитателем в группе продленного дня Максимовой Ириной Николаевной проводятся внеурочные занятия с обучающимися 1 ступени образования по программе «Разговор о правильном питании...
Проектная деятельность в рамках программы "Разговор о правильном питании". Проект "О вкусах не спорят..."
Статья касается вопросов здоровьесбережения детей, культуры питания....
Рабочая программа "Разговор о правильном питании"
Новизна программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей. Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентиро...
Система работы по пропаганде правильного питания, в том числе реализации программы «Разговор о правильном питании»
Пропаганда правильного питания – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором с...
Специфика формирования и развития познавательных процессов у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» в учебном курсе «Формула здорового питания»
Одной из главных задач современной школы, помимо обучения учащегося основам разнообразных знаний в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и формирования определенных ком...