ПРОГРАММА « РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
рабочая программа на тему

Лысенко Надежда Борисовна

Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков - актуальная проблема современного общества. Ее решение включает в себя множество аспектов: социальный, экономический, экологический, политический и т.д. Однако, по единодушному мнению специалистов, одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играют образовательные программы, направленных на формирование культуры здоровья у детей и подростков. Это  и есть комплексная  система работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razgovor_o_pitanii.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА « РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

Автор Лысенко Н. Б.,

классный руководитель 7 Б класса

МБОУ гимназии №23

города Краснодара

Введение

Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков - актуальная проблема современного общества. Ее решение включает в себя множество аспектов: социальный, экономический, экологический, политический и т.д. Однако, по единодушному мнению специалистов, одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играют образовательные программы, направленных на формирование культуры здоровья у детей и подростков. Это  и есть комплексная  система работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Целью программы «Разговор о правильном питании» является формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Программа рассчитана на дошкольников и школьников в возрасте от 6 до 14 лет и состоит из трех частей:

  • «Разговор о правильном питании» - для дошкольников и младших школьников 6-8 лет;
  • «Организация летних оздоровительных лагерей » - для школьников 7-15  лет;
  • «Формула правильного питания» - для школьников 12-14 лет.

Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

  • формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье, как   одной   из   важнейших   человеческих   ценностей,   формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
  • формирование   у  дошкольников   и  школьников  знаний   о   правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
  • освоение детьми и подростками    практических навыков рационального питания;
  • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
  • информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа,  формирование чувства уважения    к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
  • развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
  • развитие  коммуникативных навыков у детей  и  подростков,  умения эффективно   взаимодействовать   со   сверстниками   и   взрослыми   в процессе решения проблемы;
  • просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

Содержание программы  «Разговор о правильном питании» отвечает следующим принципам:

  • возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения      возрастным      физиологическим      и      психологическим особенностям детей и подростков;
  • научная обоснованность     и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области   питания детей и подростков;
  • практическая   целесообразность   -   содержание   комплекта   отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей и подростков;
  • динамическое   развитие   и   системность   -   содержание   каждого   из последующих    модулей    программы,    цели    и    задачи    обучения определялись    с    учетом   тех    сведений,    оценочных    суждений    и поведенческих  навыков,   которые   были   сформированы     у  детей   и подростков в результате изучения предыдущих модулей;
  • вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся;
  • культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически   сложившиеся   традиции   питания,   являющиеся   частью культуры народов России и других стран.

Тематика программы  охватывает различные аспекты рационального питания:

•        «Разговор о правильном питании»

разнообразие питания:

  1. «Самые полезные продукты»,
  2. «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»,
  3. «Где найти витамины весной»,
  4. «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты»,
  5. «Каждому овощу свое время»;

гигиена питания: «Как правильно есть»;

режим питания: «Удивительные превращения пирожка»;

рацион питания:

  1. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»,-
  2. «Плох обед, если хлеба нет»,
  3. «Полдник. Время есть булочки»,
  4. «Пора ужинать»,
  5. «Если хочется пить»;

культура питания:

  1. «На вкус и цвет товарищей нет»
  2. «День рождения».

        «Две недели в лагере  с дневным пребыванием»

разнообразие питания:

  1. «Из чего состоит наша пища»,
  2. «Что нужно есть в разное время года»,
  3. «Как правильно питаться, если занимаешься спортом»;

гигиена питания и приготовление пищи:

  1. «Где и как готовят пищу»,
  2. «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен»;

этикет:

1.        «Как правильно накрыть стол»,

2.        «Как правильно вести себя за столом»;

рацион питания:

  1. «Молоко и молочные продукты»,
  2. «Блюда из зерна»,
  3. «Какую пищу можно найти в лесу»,
  4. «Что и как приготовить из рыбы»,
  5. «Дары моря»;

традиции   и  культура  питания:   «Кулинарное   путешествие   по России».

 •   «Формула правильного питания»

рациональное питание как часть здорового образа жизни:

1.        «Здоровье - это здорово»;

2.        «Продукты разные нужны, продукты разные важны»,

режим питания: «Режим питания»,

адекватность питания: «Энергия пищи»,

гигиена питания и приготовление пищи:

  1. «Где и как мы едим»,
  2. «Ты готовишь себе и друзьям»;

потребительская культура: «Ты - покупатель»;

традиции и культура питания:

  1. «Кухни разных народов»,
  2. «Кулинарное путешествие»,
  3. «Как питались на Руси и в России»,
  4. «Необычное кулинарное путешествие».

  Реализация Программы осуществляется  в течение учебного периода и летней оздоровительной компании ,  а  также часть вопросов программы рассматривается   в рамках внеклассной работы (система внеклассных часов и внеклассных мероприятий согласно планов воспитательной работы 1-9 классов), при изучении отдельных тем по предметам естественного цикла,  в рамках факультативной и кружковой работы,   в   рамках  реализации  регионального   компонента  учебного плана, направленного на формирование у школьников здорового образа  жизни. Темы Программы могут быть также интегрированы в содержание базовых учебных курсов.

Так, ряд тем первой части Программы «Разговор о правильном питании»  может  быть использован на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира и т.д.

Темы второй части Программы «Две недели в лагере с дневным пребыванием» могут также использоваться на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира, ОБЖ, а также уроках обслуживающего труда.

Темы третьей части Программы «Формула правильного питания», могут быть включены в содержание уроков литературы, русского языка, математики, биологии, географии, истории, музыки, изобразительного искусства, ОБЖ.

 В ходе реализации Программы,  используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности,  распространенными при этом являются игровые методики,  ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.

Опыт реализации программы «Разговор о правильном питании» убедительно продемонстрировал ее эффективность. Как показывают опросы педагогов и родителей, программа «Разговор о правильном питании» позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети и подростки самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона. Более того, по признанию большинства родителей, программа «Разговор о правильном питании» оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав его более эффективным и полезным.

Реализация Программы «Разговор о правильном питании» в практической педагогической деятельности  - это  один из вариантов комплексной системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ» ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Главная цель реализации программы во внеклассной работе: сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как состав...

Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)

Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...

Система работы по реализации программы «Разговор о правильном питании» во 2 классе. Методическая разработка внеклассного занятия «Где найти витамины весной?»

Второй год в гимназии воспитателем в группе продленного дня Максимовой Ириной Николаевной проводятся внеурочные занятия с обучающимися 1 ступени образования по программе «Разговор о правильном питании...

Проектная деятельность в рамках программы "Разговор о правильном питании". Проект "О вкусах не спорят..."

Статья касается вопросов здоровьесбережения детей, культуры питания....

Рабочая программа "Разговор о правильном питании"

Новизна программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей.  Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентиро...

Система работы по пропаганде правильного питания, в том числе реализации программы «Разговор о правильном питании»

Пропаганда правильного питания – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором с...

Специфика формирования и развития познавательных процессов у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» в учебном курсе «Формула здорового питания»

Одной из главных задач современной школы, помимо обучения учащегося основам разнообразных знаний в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и формирования определенных ком...