День космонавтики
классный час (6 класс) на тему

Бабченко Ольга Витальевна

Классный час "Полёт в космос"

Цель:

1. Расширить представления учащихся о космосе, космонавтике.

2. Способствовать воспитанию уважения к людям, посвятившим свою жизнь освоению космоса.

3. Развивать логическое мышление, память и внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_kosmonavtiki.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвященный Дню космонавтики

«ПОЛЁТ В КОСМОС»

 

Цель:

1. Расширить представления учащихся о космосе, космонавтике.

2. Способствовать воспитанию уважения к людям, посвятившим свою жизнь освоению космоса.

3. Развивать логическое мышление, память и внимание.

– Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас совершить путешествие в космическое пространство. Но сначала хочу задать вам вопрос:  Какой праздник отмечается 12 апреля? (12 апреля – День космонавтики) [Слайд №1)  

– Да, 12 апреля – День космонавтики. Этому событию и посвящено наше мероприятие «Полёт  в космос». Наша задача заключается в том, чтобы как можно больше узнать об истории космонавтики и применить эти знания в игре.

В космическое путешествие отправится отряд юных космонавтов, состоящий из 2 экипажей.  Командиром отряда буду я. Капитаном первого экипажа будет  (фамилия, имя учащегося) и второго (фамилия, имя учащегося). Но прежде, чем отправиться туда, вы должны получить необходимый багаж знаний. Успех нашего полета зависит от того, как внимательно в будете к нему готовиться.

Ещё в далёком прошлом таинственный блеск звёзд и бездонная глубина неба  манили к себе людей. В своих мечтах люди давно оторвались от земли и парили в небе, как птицы. Какие летающие предметы встречаются в сказках? (ковёр-самолёт, летучий корабль, ступа Бабы-Яги, печь Емели).

– Молодцы, но это было в сказках. В природе же никакой волшебной силы нет. Зато есть другая сила – могучая сила притяжения. Люди издавна завидовали птицам. А почему бы и человеку не взять пример с птиц? Находились смельчаки, которые пытались сделать крылья, чтобы подняться на них в воздух, но все их попытки кончались неудачей. (Слайды № 2 и №3)

   Ика́р (др.-греч. Ἴκαρος) — в древнегреческой мифологии  сын Дедала и рабыни Навкраты, известный своей необычной смертью. По сюжету легенды о Дедале и Икаре создано множество произведений.

  Чтобы спастись с острова Крит от раздражённого Миноса, мастер Дедал сделал для себя и сына крылья, скреплённые воском, и Дедал просил: «Не поднимайся слишком высоко; солнце растопит воск. Не лети слишком низко; морская вода попадёт на перья и они намокнут». Но уже во время перелёта в Элладу Икар настолько увлекся полётом, что забыл наставление отца и поднялся очень высоко, приблизившись слишком близко к Солнцу. Лучи Солнца растопили воск, в результате Икар упал и утонул[2] недалеко от острова Самос в море, которое и получило в этой части название Икарийского. Его тело, прибитое волнами к берегу, было похоронено Гераклом на маленьком островке Долиха, названном по его имени Икария.

Но люди всё-таки нашли способ оторваться от Земли. Они сделали большой шар с корзиной для пассажиров и наполнили его горячим дымом. Это был воздушный шар братьев Монгольфье. В 1783 году человек впервые поднялся в небо. Но полёт полностью зависел от ветра. Это неудобно. [Слайд №4]

Снова задумались люди: «Что бы такое сделать, чтобы можно было лететь против ветра?» И придумали дирижабль. Но и у него были свои недостатки: он был слишком велик и летел с малой скоростью. (Слайд№5)

Изобретатели продолжали думать, на чём можно подняться в небо. Придумали самолёт. Первые самолёты были хрупкими и неуклюжими. Они с трудом отрывались от Земли, не могли подняться высоко, летали медленно и только около аэродрома. [Слайд №6]

Но прошли годы, и самолёты стали более совершенными. [Слайд №7]

 А можно ли на самолете добраться до Луны или отправиться на другие планеты? (Нет, нельзя) Нужен аппарат с особым двигателем.

В течение многих веков человечество мечтало о космических полётах. Писатели-фантасты предлагали самые разные средства для достижения этой цели. В XVII веке появился рассказ французского писателя Сирано де Бержерака о полёте на Луну. Герой этого рассказа добрался до Луны в железной повозке, над которой он всё время подбрасывал сильный магнит. Притягиваясь к нему, повозка всё выше поднималась над Землёй, пока не достигла Луны. А барон Мюнхгаузен рассказывал, что забрался на Луну по стеблю боба.

Но ни один учёный, ни один писатель-фантаст за многие века не смог назвать единственного находящегося в распоряжении человека средства, с помощью которого можно преодолеть силу земного притяжения и улететь в космос. Это смог осуществить русский учёный Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) (Слайд № 8). Он показал, что единственный аппарат, способный преодолеть силу тяжести - это ракета, т.е. аппарат с реактивным двигателем, использующим горючее и окислитель, находящиеся на самом аппарате.

Реактивный двигатель (Слайд № 9) - это двигатель, преобразующий химическую энергию топлива в кинетическую энергию газовой струи, при этом двигатель приобретает скорость в обратном направлении. На каких же принципах и физических законах основывается его действие?

Каждый знает, что выстрел из ружья сопровождается отдачей. Если бы вес пули равнялся бы весу ружья, они бы разлетелись с одинаковой скоростью. Отдача происходит потому, что отбрасываемая масса газов создаёт реактивную силу, благодаря которой может быть обеспечено движение как в воздухе, так и в безвоздушном пространстве. И чем больше масса и скорость истекающих газов, тем большую силу отдачи ощущает наше плечо, чем сильнее реакция ружья, тем больше реактивная сила.

Простейшим примером реактивного движения является движение воздушного шарика.

Реактивное движение  свойственно осьминогам, кальмарам, каракатицам, медузам – все они, без исключения, используют для плавания реакцию (отдачу) выбрасываемой струи воды.
Примеры реактивного движения можно обнаружить и в мире растений. В южных странах (и у нас на побережье Черного моря тоже) произрастает растение под названием "бешеный огурец". Стоит   только слегка прикоснуться к созревшему плоду, похожему на огурец, как он отскакивает от плодоножки, а через образовавшееся отверстие из плода фонтаном   со скоростью до 10 м/с вылетает   жидкость с семенами. Сами огурцы при этом отлетают в противоположном направлении. Стреляет бешеный огурец (иначе его называют «дамский пистолет») более чем на 12 м.

Вернёмся к ракетам. Собранная по предложению К.Э. Циолковского, ракета оказалась очень высокой, потому что состоит она из ступеней, которые ставятся друг на друга. Их может быть две, три или четыре. В каждой ступени есть свои двигатели и свой запас топлива. Циолковский назвал её ракетным поездом.

 

Первая многоступенчатая ракета в Советском Союзе была создана под руководством академика Сергея Павловича Королёва. [Слайд № 10]. Она вывела первый искусственный спутник Земли на орбиту 4 октября 1957 года. [11 слайд презентации]

Но первый спутник не мог ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе?

К. Э. Циолковский, которого называют отцом космонавтики, почти сто лет назад писал в своих книгах, что в состоянии невесомости у человека возможны головокружение, прилив крови к голове и другие серьёзные нарушения в организме. Но Циолковский не сомневался, что живые существа, в том числе и человек, могут приспособиться к жизни без тяжести.

Чтобы убедиться в этом, для полёта в космос стали готовить сначала собак (Слайд № 12).

Всего на геофизических ракетах было проведено 29 летных экспериментов с использованием 41 собаки, из них 15 животных летали по 2 и более раз...  

Так убедились, что живые существа могут жить в невесомости хотя бы непродолжительное время. Но что они при этом чувствуют? Плохо им или хорошо? А главное, можно ли работать в космосе?

На все эти вопросы мог ответить только человек, побывавший на орбите.

12 апреля 1961 года на корабле «Восток» он стартовал с космодрома Байконур. Мир был потрясён сообщением о том, что впервые в истории человечества выведен на орбиту вокруг земли космический корабль с человеком на борту. Кто был этим человеком? (Юрий Алексеевич Гагарин) [Слайд № 13, № 14]

Верно, это был гражданин нашей страны Юрий Алексеевич Гагарин. Всего 108 минут продолжался его полёт, но Гагарин был пионером, значит, первым, кто доказал, что человек может работать в космосе. С тех пор дата 12 апреля стала Днём космонавтики.

     

    Титов Герман Степанович – командир космического корабля «Восток-2», лётчик-космонавт СССР № 2, майор. (Слайд № 15)

Родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино ныне Косихинского района Алтайского края. Русский. В 1953 году окончил среднюю школу в селе Налобиха. В 1960-1970 годах – в отряде космонавтов. Был дублёром у первого космонавта планеты Земля Ю.А.Гагарина. 6-7 августа 1961 года совершил космический полёт на космическом корабле «Восток-2» продолжительностью 1 сутки 1 час, совершив 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. Это был первый в мире космический полёт длительностью более суток.

За успешное осуществление космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм майору
Титову Герману Степановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1961 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11158).    Установлен бюст в городе   Барнауле. На протяжении всей истории пилотируемой космонавтики Герман Степанович Титов остаётся самым молодым человеком нашей планеты, побывавшем в космосе.

 Первым человеком, который вышел в открытый космос,  стал Алексей Архипович Леонов.  В космос летали и женщины. Среди них Валентина Владимировна Терешкова и Светлана Евгеньевна Савицкая (Слайд № 16).

Корабль «Восток» был первым, очень маленьким космическим домиком. В нём мог жить всего один человек. А как будут чувствовать себя люди, если полетят вдвоём или втроём?  

Оказалось, что коллективом в космосе жить и работать веселее и интереснее, также как и на Земле. Но для этого нужен более просторный дом. И он был построен. Его назвали орбитальной станцией «Салют». [Слайд № 17] Дом этот особенный. В нём есть комнаты: прихожая, гостиная, спальня, кухня и другие помещения. Они изолированы друг от друга дверьми-люками.

Чтобы долго жить и работать в космосе, космонавтам нужны запасы пищи, воды, воздуха, различные материалы. На Земле пообедать просто. А в космосе? Там сразу проявит себя невесомость. Налитый в тарелку суп тот час соберётся в комок, который не удержится в тарелке и поплывет по кабине. Если же его коснуться ложкой, он распадётся на части, а в ложке ничего не останется. Вот почему все продукты, которыми питаются космонавты, упаковывают в пакеты или заливают в тубы. Туба – это подобие тюбика, в котором хранится зубная паста.

Поднёс тубу ко рту, надавил её – и кушай на здоровье.

А какой хлеб! Буханочки крошечные, точно ириски. Они хранятся в двойном целлофановом пакетике и очень долго не черствеют. [Слайд № 18]

Космонавт – редкая профессия. В космонавты берут только старательных людей, которые не ленятся и много занимаются.

ИГРА:

Команды получают задание, составить сообщение и оформить его в виде презентации:

  1. Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны?   Был ли Армстронг на луне действительно, или это видеомонтаж?  (Нил Армстронг)
  2. Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны?  

"Луноход" - автоматическое или управляемое устройство для работы и передвижения по поверхности Луны. Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, - советский "Луноход-1" (1970), а первый управляемый лунный самоходный аппарат - американский луноход "Ровер" (1971).

(Остальные участники игры отвечают на вопросы, принося командам звёзды).

А сейчас Внимание! Экипажи – приготовиться к полету! (Дети повторяют действия за учителем) Надеть шлемы, пристегнуть ремни, завести моторы! 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – ПУСК! Летим в космос! (Фрагмент видеозаписи  полета первого космонавта СССР - Ю. А. Гагарина) [18 слайд презентации] Что вы видите? - Луну! Сейчас мы подлетаем к ней поближе!  

1. Можно ли назвать Гагарина пионером? Почему? (Да, можно. Гагарин был пионером, который первым доказал, что человек может работать и в космосе)

2. Когда он полетел в космос? (12 апреля 1961 года)

3. Сколько времени он был в полете? (108 минут ↔ 1 час 48 минут)

4. Кто еще до человека побывал в космосе? (собаки Белка и Стрелка)

5. Как назывался космодром, с которого стартовал Гагарин? (Байконур)

6. Кого называют отцом космонавтики? (Константина Эдуардовича Циолковского. Он первым изобрел ступенчатый корабль, который может подняться в космос)

7. Кто первым создал многоступенчатую ракету? (Сергей Павлович Королёв)

8. Зачем нужны скафандры? (Для защиты космонавтов от неприспособленной среды обитания)

9. Можно ли принять ванну на орбите? (Нет. Из-за невесомости вода соберется в один комок и будет хаотично двигаться по космической комнате)

10. Почему у космонавтов особая пища в тюбиках? (Из-за невесомости, чтобы непосредственно попадать в рот космонавту)

 

- Молодцы, настоящие космонавты! Но мы все немного устали, поэтому пришло время отдохнуть! Предлагаю вам отгадать космический кроссворд.  

Ну что ж, ребята, на этом наш полет подошел к концу, но современная наука на достигнутом не останавливается. Кто знает, может быть уже через 15 лет именно кто-то из-вас будет первопроходцем в испытании значимого для страны изобретения! А сейчас пока подведем итоги соревнования наших экипажей. (вручаются грамоты экипажам за первое и второе место) Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали! Молодцы!

Рефлексия: если вам сегодня понравился полет в космос – красная звездочка, не поправилось – синяя.