Как подготовить классный час
методическая разработка на тему

Мельник Наталья Владимировна

Методические рекомендации при подготовке информационного, тематического классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podgotovit_klassnyy_chas.docx53.21 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

Цели и формы интеллектуально-познавательных классных часов

Интеллектуальное развитие учащихся - неотъемлемая часть воспитательной работы классного руководителя. Сегодня перед школой стоят новые задачи - не только дать ученику определенную сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но научить его самостоятельно получать различные знания сообразно своим интеллектуальным данным. Внеклассные мероприятия должны быть направлены на развитие интеллектуальных умений учащихся, на развитие личностных структур сознания - рефлексию самоосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию.

Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками:

  • интеллектуальные марафоны;
  • дни интеллектуального творчества;
  • защита интеллектуальных проектов?
  • экскурсии в вузы, НИИ и исследовательские лаборатории;
  • встречи с учеными, изобретателями;
  • интеллектуальные ринги и викторины;
  • заседание клубов интеллектуалов;
  • интеллектуальные олимпийские игры;
  • школа интеллектуального развития.

Примерная тематика интеллектуально-познавательных классных часов

5-й класс

  1. В.И. Даль и его толковый словарь.
  2. Я и мои способности.
  3. Мир энциклопедий.

6-й класс

  1. Мои сильные и слабые стороны.
  2. Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть.
  3. Мои «почему?» и ответы на них.

7-й класс

  1. Глубинные тайны человеческого познания.
  2. Внимание и внимательность. Слова одного корня?
  3. Как научиться управлять собой.

8-й класс

  1. Талантливость и гениальность. В чем они проявляются?
  2. Тренировка памяти - залог будущего успеха.

9-й класс

  1. Человек и творчество.
  2. Разговор с самим собой по душам.
  3. День творческого представления в школе.

10-й класс

  1. Как научиться властвовать собой?
  2. Мои лингвистические способности. Как они проявляются?
  3. Недостатки человека и их влияние на его судьбу.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

Назначение и формы проведения

Одной из форм воспитательной работы с классом является информационный час. Раньше информационный час назывался «политическая информация». В определенный период времени чиновники в образовательной сфере поспешили выбросить информационный час из воспитательной работы классного руководителя, посчитав его ненужным в наше время. Однако это совершенно неверно, и в последнее время многие школы и регионы уделяют большое внимание формированию политической культуры учащихся.

Главное назначение информационного часа - формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района. Информационный час помогает учащимся применить знания, полученные на уроках истории и граждановедения, разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире. Информационный час и подготовка к нему могут расширить кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать исследовательские умения.

Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.

Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в мире, в стране и в городе. Такие часы по времени могут длиться 20-25 минут. Этого вполне достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события.

Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов. Тематические часы могут быть по времени более длительными, чем обзорные, до 45 минут. Если информационный час длится дольше, он может вызвать отрицательное восприятие учащимися такой формы воспитательной работы.

Формы проведения информационных часов:

  • викторина (обзорная и тематическая);
  • информационный ринг;
  • конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов;
  • пресс-конференция;
  • встречи с интересными людьми;
  • праздники газеты и журнала;
  • вечера вопросов и ответов;
  • дискуссии;
  • путешествие во времени (история создания газет и журналов);
  • рекламная акция.

Подготовка информационного часа 

Правило первое. Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной.

Правило второе. Информационный час должен быть мобильным. Информация, которую подготовили классный руководитель и учащиеся, должна быть интересной и ненавязчивой.

Правило третье. Информация, которую предлагают дети и классный руководитель, должна быть оперативной и новой для всех учащихся класса. Если педагог хочет заранее знать, что приготовили учащиеся, с чем они хотят выступать, он может заранее побеседовать с учащимися один на один.

Правило четвертое. Информация в обзоре должна быть беспристрастной. Учащиеся не должны высказывать своих политических пристрастий или пристрастий своей семьи.

Правило пятое. Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы).

Основные виды подготовки к информационному часу:

  • обзор газетных сообщений;
  • пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из
    текстов газет и журналов;
  • работа со словарем и справочной литературой;
  • работа с политической картой мира и глобусом;
  • комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
  • формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
  • просмотр и обсуждение телематериалов.

Примерная тематика информационных часов

5-й класс

  1. По странам и континентам.
  2. Главные события страны и мира за неделю.
  3. Газеты и журналы моей семьи.
  4. Читательские и телевизионные пристрастия моей семьи.
  5. Это интересно, это полезно, это необходимо.
  6. Как читать газету.

6-й класс

  1. История первой газеты и первого журнала.
  2. Профессия - журналист.
  3. Это интересно знать.
  1. Время, события, люди.
  2. Горячие точки планеты Земля.
  3. У карты мира.
  4. Профессия - репортер.

7-й класс

  1. От чего зависит рейтинг газеты.
  2. Ведущие газеты страны и мира.
  3. Крупным шрифтом о главном.
  4. Главные темы первой полосы.
  5. Газетная лексика.
  6. Быть журналистом опасно?!

8-й класс

  1. Газетная сатира.
  2. Журналисты в истории моей страны.
  3. Планета за одну неделю.
  4. Мир глазами журналистов ведущих газет.
  5. Что мы знаем о создании газетного номера.
  6. Как работать со статьей и журнальной публикацией.

9-й класс

  1. Любимые журналисты о своей профессии.
  2. Достоверная информация в достоверных фактах.
  3. С трибуны главного редактора.
  4. Достоверность и лживость газетных фактов.
  5. Главные события прошедшей недели.
  6. Политический олимп: имена и характеры.

НРАВСТВЕННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС Предварительная подготовка

Нравственный час общения требует хорошей подготовки взрослого к такому разговору. Ведь классный час, посвященный нравственным проблемам, должен готовить учащихся к взрослой жизни. Формируемые нравственные ценности станут опорой и основой взрослого нравственного поведения воспитанников.

Цели нравственного классного часа:

  1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
  1. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений.
  2. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников,
  3. Развитие нравственных личностных качеств таких, как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей и др.

Готовясь к нравственному классному часу или к серии нравственных классных часов, классный руководитель может провести предварительную диагностику понимания учащимися нравственных понятий и нравственных ситуаций.

Например, можно предложить учащимся поразмышлять над следующими нравственными понятиями (дать им толкование): свобода, добро, зло, ответственность, независимость, долг, честь, достоинство, обязанность, право, любовь, дружба, обязательность, открытость и т. д.

Способность учащихся дать объяснение таким понятиям определяет выбор классного руководителя будущей тематики нравственных классных часов.

Подготовка нравственного классного часа должна сопровождаться серьезной предварительной работой, а именно:

I. Определение темы

Определив тему классного часа, классный руководитель просит учащихся найти в словаре толкование нравственных понятий, записанных на доске и дать их объяснение учителю. Безусловно, не все ребята класса начнут искать в словарях объяснения нравственным понятиям, но те ребята, которые это смогут сделать, должны стать помощниками в подготовке таких классных часов.

П. Подбор материала

Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны, школы, класса, а также сюжеты художественных фильмов, художественной литературы.

Бывает и такое, что нравственный классный час проводится незапланированно, так как связан со сложившейся ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого, и ребенка; извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час нельзя проводить часто. В этом случае нравственные классные часы перестают быть для ребят интересными и значимыми. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть: главное, чтобы он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса, вызывал у ребят желание участвовать в таких мероприятиях и впредь.

Примерная тематика нравственных классных часов

5-й класс

  1. Игра «Кто я? Какой я?»
  2. Путешествие в детство родителей «Дверь в детство».
  3. Экскурсия «Я через 5 лет».
  4. Праздничное представление «Архив 5-го А».

6-й класс

  1. Час общения «Мои интересы, мои увлечения».
  2. Интерактивная игра «Я - дома, я - в школе, я - среди друзей».
  3. Час общения «Окна моего дома. Что они для меня значат».
  4. Беседа «Иметь свое мнение - это важно?»

7-й класс

  1. Диспут «Мои "хочу" и мои "могу"».
  2. Интерактивная игра «Скажи, кто твой друг и...»
  3. Беседа «Вверх по лестнице жизни».

8-й класс

  1. Аукцион мнений «Умею ли я любить?»
  2. Этическая беседа «Люди, без которых мне одиноко».
  3. Дискуссия «Ответственность и безответственность. Что прячется
    за этими словами?»
  4. Классный час «Страна, в которой мне хотелось бы жить».

9-й класс

  1. Диспут «О дружбе и друзьях».
  2. Беседа «О товариществе и дружбе».
  3. Праздник «Всему начало любовь...»
  4. Нравственный экзамен «Счастливый билет моей судьбы».
  5. Дискуссия «Прекрасное и безобразное в нашей жизни».

Тематический классный час

Предварительная подготовка

Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развивать кругозор учащихся, способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей, способности к самовыражению и саморазвитию.

Учитель выписывает темы, далее учащиеся выбирают те, которые их интересуют. Педагог анализирует ответы, выбирает наиболее часто повторяющиеся.

Примерная тематика тематических классных часов

5-й класс

  1. Мир моих увлечений.
  2. Памятные даты моей семьи.
  3. Обычаи и традиции народов мира.
  4. Кем быть и каким быть?

6-й класс

  1. Мир моих способностей.
  2. Памятные даты моей страны.
  3. Обычаи и традиции моей страны.
  4. Профессии милосердия и добра.

7-й класс

  1. Как развить свой интеллект? Школа интеллектуального развития.
  2. Люди, на которых хотелось бы быть похожим.
  3. Компьютер в жизни человека.
  4. Азбука вежливости.

8-й класс

  1. Портрет друга, которого я хотел бы иметь.
  2. Герб моей семьи. Каким он может быть?
  3. О вкусах не спорят?
  4. Профессионал. Кто он?

9-й класс

  1. Простые истории человеческой дружбы.
  2. Улицы, от названия которых становится теплей.
  3. Мои профессиональные приоритеты.
  4. Как научиться говорить «нет».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: Подготовил преподаватель физической культуры Рыбалов Юрий Васильевич

Тема:Олимпийские игрыГруппа: 33 группа специальность 050720 «Физическая культура»Подготовил преподаватель физической культуры:Рыбалов Юрий ВасильевичЦели:  1.  Рассказать о появлении олимпий...

КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ КЛАССНЫЙ ЧАС (методический материал для МО классных руководителей)

КЛАССНЫЙ ЧАС – ЭТО… Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?...

Классный час "какие проблемы ждут нас после школы и как к ним подготовиться"

Классный час для учащихся 9,11 классов. Цель: повысить у учащихся готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выявить склонности учащихся к видам деятельности, знак...

Классный час "Почему мы так говорим?" Подготовила и провела Р.В. Дибижева

В игровой форме дети узнают значение и происхождение русских поговорок, заимствованных слов. Параллельно решаются задачи со­циализации, общения, самоутверждения подростков....

Классный час на тему: КАК ЛУЧШЕ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Цели: отработать стратегию и тактику поведения в период подготовки к экзаменам; повышать сопротивляемость стрессам....

МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Сценарий классного часа «Толерантность и мы» Подготовили классные руководители Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.

Цели:познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.Задачи:да...