Лента Ордена Славы
классный час (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Классный час, посвященный Дню Победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_5_klasse.docx56.87 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 5 классе

Тема: ЛЕНТА ОРДЕНА СЛАВЫ (час общения, посвященный Дню Победы)

Цели: расширить представление детей о ВОВ; познакомить с историей ордена Славы; развивать интерес к изучению истории войны; воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к людям старшего поколения; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свою страну и народ; способствовать развитию критического мышления.

Оформление: Презентация с фотографиями  бойцов  Советской армии периода Великой Отечественной войны; рисунки или фотографии ордена  Славы, ордена Святого Георгия Победоносца.

План классного часа

  1. Вступительная беседа.
  2. Информационный блок. Рассказ об ордене.
  3. Проблемная ситуация «Про ленточку, совесть и героизм»
  4. Беседа по рассказу.
  5. Заключительная беседа «Как чтить память».
  6. Рефлексия.

I. Вступительное слово учителя.

- Ребята, вы знаете, что накануне празднования Дня Победы в России уже несколько лет проходит акция «Георгиевская ленточка».

- Что вы знаете о Георгиевской ленточке? Что вы хотите сегодня узнать? (Что означает эта ленточка? Почему она сейчас стала символом Победы? В чем смысл этой громкой акции, в которой участвуют миллионы людей разных стран?)

- Об этом мы поговорим сегодня.

II. Информационный  блок. Рассказ об ордене Славы.

Георгиевская ленточка получила свое название от ордена Святого Георгия. Этот орден был учрежден в России в 1769 году. Он назван по имени святого Георгия, покровителя русского воинства.

Святой Георгий – великомученик. Он замучен и убит врагами христианства – язычниками.  За мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности святого Георгия называют еще Победоносцем.  

На иконах святой Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим своим копьем змея. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика.

Предание. Рассказывают, что недалеко от места, где родился святой Георгий, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Чтобы утолить ярость змея, люди регулярно по жребию отдавали ему на съедение юношу и девушку. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появление змея.  Когда же змей начал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и  спас девушку. Этот юноша был святой великомученик Георгий.

Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в родной земле и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Георгиевская лента – это элемент многих боевых орденов России, СССР, Российской Федерации.

В России очень любили и почитали святого великомученика Георгия. Поэтому дали его имя самому почетному военному ордену. Этим орденом награждались только офицеры и генералы за личные боевые заслуги. О том, насколько почетно было получить орден Славы 1й степени, говорит, например, следующий факт. Высшую награду Российской Империи  - орден Андрея Первозванного – получило тысячи человек. А орден Святого Георгия 1й степени только 25 человек. Среди них великие русские поководцы Суворов и Кутузов.  

Но это события давно минувших дней. Какое отношение имеет Орден Святого Георгия к самой страшной войне 20 века? А вот какое. В самый разгар битвы с фашистами был учрежден орден Отечественной войны. На нем тоже есть георгиевская ленточка – как символ связи с русской боевой традицией.

8 сентября 1943 года, в продолжение боевых традиций русской армии был учрежден орден Славы трех степеней. Его статус, так же как и черно-оранжевая расцветка ленты напоминала о Георгиевском кресте.  

- Приходилось ли вам участвовать в акции «Георгиевская ленточка»?

- Знаете ли вы,  зачем раздают людям эти ленты?

- Как вы чувствовали себя, получив такую ленточку?

- А кто знает, что означают цвета Георгиевской ленточки?

- Одни историки считают, что это «цвет пороха и цвет огня», черный пепел войны и вечный огонь памяти.  Другие историки говорят, что это цвета Российского герба: черный орел и золотая корона. Но как бы то ни было - это цвета победы, цвета мужества и героизма, символ памяти и уважения ветеранам.

III. Проблемная ситуация «Про ленточку, совесть и героизм»

- Сейчас я хочу вам прочитать одну история, которая произошла с двумя школьниками в День Победы.

В День Победы Сережа Иванов проснулся рано - с улицы доносились звуки бодрых военных маршей. Сразу появилось радостное, праздничное настроение. А тут еще и одноклассник позвонил - Димка Егоров, сказал, что на площади гулянье - походная кухня, угощают всех кашей и раздают георгиевские ленточки. Минут через десять друзья уже были там.

Первым делом встали в очередь за ленточками. Набрали штук 20, сказали, что берут на весь класс. Часа два гуляли ребята по площади: и каши наелись, и песен напелись, и всяких выступлений насмотрелись, но никого из класса так и не встретили. Что же делать с ленточками? И тут по площади
промчался мотоциклист - черная кожаная куртка, шлем, черные перчатки - и весь с ног до головы увешан черно-желтыми ленточками, которые развевались по ветру, как пламя.

-        А чем мы хуже? - решили друзья. Сели на скамеечку и начали завязывать на себе ленты - на руках, на шее, на поясе, на голове. Скоро мальчишки стали похожи на индейцев из племени тамбу-ламбу. Посмотрели друг на друга и со смеху покатились.

А тут на лавочку рядом с ними присел дед, за сердце держится, наклонился вперед, видать, плохо старику. Рядом примостилась внучка, девчонка лет пяти, гладит деда по руке, что-то лопочет про лекарство в правом кармане.

Внезапно на Серегу напал приступ великодушия - сорвал с руки ленточку и протянул старику:

-        Нате, с праздником вас, с Днем Победы!

Дед ничего не ответил, только смерил мальчишек усталым и грустным взглядом.

-        Берите, это же акция «Георгиевская ленточка», - настаивал Димка.

Дед задумчиво покачал головой и отвел глаза. И тут внучка тихо заметила:

- А у дедушки уже есть такие, только он эти ленточки никому не отдаст...

Она потянула деда за руку, которую он держал на груди, и друзья увидели три звезды на черно-оранжевых ленточках. Что это были за ордена, ребята не знали. Но, видать, дед был настоящим героем.

Несколько минут продолжалось молчание, потом друзья, не сговариваясь, сорвали с себя все ленточки, положили их на скамейку и отправились по домам.

По дороге даже не разговаривали. Стыдно было... 

  1. Беседа по рассказу.

- Вот такая история, участником которой мог стать каждый из вас.

  • Можно ли сказать, что герои этого рассказа хорошие ребята? (Да, заботились о других - ленточек набрали на весь класс, старика пожалели, совесть у них заговорила.)
  • А что они сделали не так? (Обвешались ленточками, с ветераном говорили неуважительно.)
  • Почему они решили, что надо обвешаться этими ленточками? (Они подражали мотоциклисту, им показалось, что это круто и модно.)

-        Подражать другим - это хорошо или плохо? (Смотря чему  подражать, нужно думать.)

  • Есть ли у этих ребят критическое мышление? (Наверное, нет, иначе бы они смогли дать оценку наряду мотоциклиста и не стали бы подражать ему.)
  • Во время проведения акции встречались ли вам люди, подобные этому мотоциклисту?
  • А что плохого в том, чтобы обвешаться георгиевскими ленточками? (Эти ленточки не для моды и крутизны, а символ памяти о прошедшей войне, о подвигах наших прадедов, их нужно носить на груди, у сердца, не цеплять где попало.)
  • Почему старик отказался взять георгиевскую ленточку? (Наверное, ему было противно видеть, как легкомысленно относятся ребята к этой ленте.)
  • Так какой же орден был на груди старика? Три звезды на георгиевских лентах? (Орден Славы всех трех степеней.)

- Герои той истории тоже хотели узнать, что это за орден, поэтому дома сразу же достали энциклопедию и все узнали. Узнали, что на груди у старика были все три ордена Славы: I степени - золотой, а II и III - серебряные.

Узнали, что орденом этим награждали не командиров, а только рядовых и сержантов. И что ордена эти вручали только за личный подвиг на поле боя и в строгой последовательности - от низшей степени к высшей.

Того, кто получил орден всех трех степеней, называли полным кавалером ордена Славы. И таких на многомиллионную страну было всего 2656 человек, 4 из них - женщины.

После окончания войны Родина по достоинству оценила подвиги кавалеров ордена Славы. Их имена увековечены в названиях улиц, школ, кораблей, на обелисках, памятниках, мемориальных досках.

  • Но почему промолчал старик, почему не объяснил всего этого ребятам? (Плохо себя чувствовал, устал, не верил в современную молодежь, думал, у них одни развлечения на уме, не хотел ввязываться в спор и т. п.)
  • А что бы вы сказали этим ребятам на месте старика-героя, чтобы не обидеть их, а вразумить?

(Дети высказываются.)

- Да, георгиевская ленточка сейчас стала доступна всем, а когда-то получали ее вместе с орденом Славы за личный подвиг на поле боя.

Слво учителя: В Указе об учреждении ордена Славы четко написано, за что вручается этот орден и что такое личный подвиг на поле боя. Прочитаем лишь несколько строк (читают по очереди каждую строку):

  • Находясь в загоревшемся танке, продолжить выполнять боевую задачу.
  • В минуту опасности спасти знамя своей части от захвата противником.
  • Из личного оружия меткой стрельбой уничтожить от 10 до 50 солдат и офицеров противника.
  • Презирая опасность, первым ворваться в ДЗОТ (ДОТ, окоп или блиндаж) противника, решительными действиями уничтожив его гарнизон.
  • Лично захватить в плен вражеского офицера.
  • Будучи в ночной вылазке, уничтожить склад противника с военным имуществом.
  • Рискуя жизнью, спасти в бою командира от угрожавшей ему непосредственной опасности.
  • Пренебрегая личной безопасностью, в бою захватить неприятельское знамя.
  • Будучи раненым, после перевязки снова вернуться в строй.
  • Под огнем противника проделать для наступающего подразделения проход в проволочных заграждениях противника.
  • Рискуя жизнью, под огнем противника оказывать помощь раненым в течение ряда боев.
  • Стремительно врезавшись на своем танке в колонну противника, смять ее и продолжать выполнять боевое задание.
  • Летчику-истребителю уничтожить в воздушном бою от 2 до 4 самолетов-истребителей противника или от з до 6 самолетов-бомбардировщиков.
  • Экипажу дальнего ночного бомбардировщика разрушить железнодорожную станцию, взорвать склад боеприпасов, горючего, разрушить портовое сооружение, уничтожить морской транспорт или железнодорожный эшелон, разрушить  или сжечь важный завод или фабрику.

- Судите сами, легко ли было получить такую георгиевскую ленточку в годы Великой Отечественной войны.

- Сегодняшний классный час мы начали с черно-оранжевой ленточки, которую в эти дни можно встретить и на машинах, и на людях, и на игрушках и даже на бутылках с водкой.

- Лента красивая, создает ощущение праздника, но хорошо это или плохо, что ее так много? Хочу услышать ваше мнение.

- Многие люди сейчас выступают за то, чтобы прекратить акцию «Георгиевская ленточка» и предлагают придумать другой символ памяти.

- Какой символ предложили бы вы?

- Как вы считаете, нужно ли что-то менять,  или эта ленточка все-таки заслуживает быть символом памяти героям? (Дети высказываются).

V. Заключительная беседа «Как чтить память».

- Представляете, каким нужно быть героем, чтобы получить ордена Славы? О таких людях можно сказать, что это храбрейшие из храбрых. В книгах о ВОВ вы можете узнать имена этих героев.   Нынешняя акция – это как бы эстафета от прошлых поколений к нынешним. Эстафета народной памяти, уважение к подвигам отцов и дедов, эстафета готовности защитить свою землю, свой народ, свой язык, свое имя. Наш народ всегда был силен своим единством. Именно это единство спасало Россию в самые трудные времена. А акций будет еще много. Важно, чтобы люди думали, а не гнались за модой и не превращались в стадо.

V. Рефлексия.

- Ну вот, ребята, наш классный час подошел к концу.   Я хочу вас спросить, какие моменты нашей беседы вызвали у вас волнение, душевный трепет, желание стать лучше?

- Была ли у вас своя точка зрения на начало классного часа?

- Как она изменилась в конце?

- Всем большое спасибо за участие в классном часе. Надеюсь, вы сегодня получили интересную информацию.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заларинская средняя школа №1

Час общения, посвященный Дню Победы

        

Учитель русского языка и литературы

Мельник Наталья Владимировна

2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный музей "Боевой славы 34-й Гвардейской Краснознаменной ордена Кутузова Енакиевской стрелковой дивизии" г. Зернограда

Презентация выполнена в литературном формате и является визитной карточкой нашего школьного музея. В ней использованы стихотворения зерноградской поэтессы  Морозовой М.Т., воспитателя Коваленко Т...

Час общения "Лента Ордена Славы"

Час общения, посвящен Дню Победы. Цель: расширить представление детей о Великой Отечественной войне, познакомить с историей ордена Славы, развить интерес к изучению истории войны...

Сценарий митинга, посвященного присвоению школе имени полного кавалера Ордена Славы З.И.Мещерова

Сценарий митинга, посвященного присвоению школе имени полного кавалера Ордена Славы З.И.Мещерова...

Презентация "Лента Ордена Славы"

Данную презентацию можно использовать на классных часах, начиная с 5 по 7 класс. В ней рассказывается о символике награды, истории её возникновения, о людях, удостоенных великой чести. Каждый учитель ...

Презентация "Полные кавалеры ордена Славы Республики Бурятия"

Данная презентация подготовлена для классного часа в честь открытия мемориальной доски памяти полного кавалера ордена Славы Ильи Степановича Яковлева....

Кавалеры Ордена Славы поисковая работа

Полные кавалеры Ордена Славы наши земляки...

Воспитательские часы "Прививка от нацизма", "Черно-оранжевый всегда в моде", "Лента Ордена Славы"

Расширить представление детей о преступлениях фашизма; предупредить об ответственности за пропаганду нацистских символах; развивать критическое мышление, умение дать оценку идеям и поступкам людей; сп...