Классный час на тему: «Финансовая грамотность учащихся»
методическая разработка (9 класс) на тему

Гафарова Алфинур  Замилевна

План – конспект внеклассного мероприятия

Классный час на тему: «Финансовая грамотность учащихся»

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект внеклассного мероприятия

Классный час на тему: «Финансовая грамотность учащихся»

Проведен  Гафаровой А.З

Участники: учащиеся 9 класса

Цель: Актуализация вопросов финансовой грамотности учащихся, развитие компетенций, необходимых для грамотного поведения в финансово экономической сфере.

Задачи:

-развитие мотивации учащихся к повышению собственной финансовой грамотности и повышение уровня осведомленности в различных областях финансовой грамотности;

 -формирование у учащихся компетенций, связанных с поиском информации, анализом и планированием управления собственными финансовыми ресурсами;

-развитие у старшеклассников творческого потенциала, социальной активности, коммуникативной компетентности в контексте обеспечения финансового благополучия.

Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки «Советы управления деньгами», домашнее задание ученикам:

 1) примерные доходы и  расходы семьи за месяц;

2)выполнить работу: «нарисуй фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги и квадраты. Эти элементы можно увеличивать или уменьшать в размерах, растягивать в разные стороны, накладывать друг на друга. Важно, чтобы все эти три геометрические фигуры в изображении человека присутствовали и их было ровно 10. Если ты использовал большее количество фигур, то лишние нужно зачеркнуть. Если же использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Таких рисунков должно быть три. Рисуй, не задумываясь, первое, что приходит в голову, и не смотри на предыдущие рисунки».

Оформление, оборудование, инвентарь: Интернет, проектор, экран,презентация, ноутбук, памятки, листы бумаги, ручки.

Ход классного часа:

Учитель:

Финансы играют огромную роль в жизни каждого человека вне зависимости от его возраста и социального положения. Почему это так? Дело в том, что за всю жизнь человека через его руки проходит огромное количество денег. Кроме того, часто финансовая успешность, (реальная финансовая успешность, а не «раздутая» кредитами) является мерилом общей успешности человека.

Таким образом, умение управлять своими финансами (включая умение зарабатывать деньги и правильно ими распоряжаться) превращается в ключевое умение, ключевую компетенцию.

Но управлять своими деньгами можно по-разному: либо «как получится», либо используя определенные правила, принципы, методы, инструменты, которые позволяют это делать эффективно!

Вопросы к обсуждению:

-Как вы понимаете финансовую грамотность? (Анализ слайдов 2,3,4).

- Какие пословицы знаете?

— Откуда берутся деньги?

 — Из папиного кошелька или маминой сумочки.

И это правильный ответ стандартного ребенка-потребителя, коим до поры до времени является каждый из нас в силу своего нежного возраста. Хорошо бы при этом понимать, что деньги — это труд наших родителей, их здоровье, их мастерство и их время. Кошелек и сумочка — последние звенья сложной цепочки. Пока ты сам не начнешь работать, ты никогда не узнаешь настоящую цену деньгам.

Вот какую байку рассказывают американские родители своим подрастающим бизнесменам:

«Сын богатых родителей рос в благополучии и ни в чем не знал отказа. Что бы он ни попросил, ему покупали. Но он никогда не просил денег, потому что был еще маленьким. И вот однажды он пришел к отцу и попросил 10 долларов. «Тебе уже шестнадцать, — сказал отец, — пойди и заработай сам». Получив такой отказ, мальчик обиделся и пошел к маме. Она дала ему 10 долларов. Желая отомстить отцу за обиду, сын показал ему деньги и сказал: «Вот, заработал!» Папаша взял купюру и бросил ее в камин. 10 долларов сгорели мгновенно. От обиды мальчик чуть не плакал. «Ты не заработал эти деньги. Ты обманул меня», — сказал отец, — теперь ты тем более не получишь ни цента». На этот раз сын разозлился. Он пошел на бензоколонку и договорился, что будет помогать заправлять машины, пока не заработает 100 долларов. Со своими заработанными деньгами он опять пришел к отцу. Реакция отца поразила мальчика: тот взял деньги и без колебаний бросил их в огонь. Разъяренный сын бросился к камину и стал руками разгребать угли, чтобы спасти деньги. «Вот теперь я верю: эти деньги ты заработал. За них ты готов полезть в огонь, потому что ты теперь знаешь цену деньгам».

Вопросы к обсуждению:

- Какова для тебя цена денег?

- Почему разная работа по-разному оценивается? (Анализ слайдов 5,6,7).

Учитель: «Андрей — школьник из небольшого подмосковного городка. Он увлекался компьютерными играми, как и миллионы его сверстников. Андрей, как человек творческий, захотел усовершенствовать эти игры и придумал новый движок, на базе которого можно создавать онлайн-игры. К его огромному удивлению, разработчики онлайн - игр оценили его идею и заплатили за нее довольно большую сумму денег. Это воодушевило Андрея. И уже через год он разработал движок, на основе которого сейчас создаются сайты для социальных сетей. Этот проект принес Андрею его первый миллион долларов».

Талант может проявиться в любой сфере и в любой момент. Важно не лениться, а искать себя, искать тот путь, на котором можно реализовать свои способности.

Вопросы к обсуждению:

- Какие способности ты видишь в себе? Продумай несколько вариантов их реализации и напиши на листочке.

-Какие таланты ты видишь у твоих друзей? Как их можно конвертировать в деньги? Напиши на листочке.

- Какие варианты подработки возможны для тебя? Напиши на листочке.

- Какие полезные навыки ты мог бы приобрести, подрабатывая? Напиши на листочке.

Анализ Теста «Кем быть?». Ознакомление с результатами.

Анализ изречения:

«Найди себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни».  (Конфуций).

Найти себе работу по душе — мечта, необходимость и путь к полноценной, интересной и благополучной жизни.

Талант может раскрыться в школе, но не может быть измерен только оценками. Талант — способность сделать что-то лучше, чем другие (анализ слайдов 8,9,10).

Вопросы к обсуждению:

- Какие таланты и способности ты можешь реализовать уже сегодня?

- Приведи примеры людей, которые сумели конвертировать свой талант в деньги.
- Почему, на твой взгляд, люди часто жалуются на нехватку денег?

- А хватает ли денег у вас дома?

- Как бы ты организовал бюджет в своей семье? (ответы по домашнему заданию)

Учитель: Часто мы совершаем покупки под воздействием прямой или скрытой рекламы. Вопрос в том, насколько эти траты осознанны и покупки необходимы. Довольно часто возникает ситуация, когда мы жалеем, что потратили деньги, потому что вещь, которую так хотелось иметь, не очень-то и нужна. Но осознание этого приходит, к сожалению, уже после того, как вещь куплена. А потом еще выясняется, что ее содержание обходится в кругленькую сумму.

Чтобы не повторять чужие ошибки, перед крупной покупкой задай себе три вопроса:

 1. Нужна ли мне эта вещь? Для выбора правильного ответа есть один хороший тест: проживи без этой вещи еще неделю, а потом вернись к вопросу о покупке. Если ответ будет «Да!», то ты, скорее всего, не пожалеешь о потраченных деньгах.

2. Сколько эта вещь стоит? Стоимость вещи складывается не только из ее цены, которую ты видишь в момент покупки. Это еще и траты на содержание, которые можно и нужно рассчитать. Например, в случае со скутером надо узнать его расход топлива и оценить стоимость технического обслуживания в зависимости от модели и пробега.

3. Насколько легко эту вещь можно потом продать? Если вещь со временем мало теряет в цене и легко найти на нее покупателя, то при покупке у тебя меньше риска выкинуть деньги на ветер. Хоть какую-то часть потраченных средств можно будет вернуть. Эти три вопроса — только начало нелегкой борьбы за финансовое благополучие. Каждый может дополнить их своими вопросами, которые помогут избежать лишних покупок.

(Анализ слайдов 11,12).

-Предложи свои советы, как экономить на покупках.

-Какие пункты нужно включить в расчет стоимости эксплуатации велосипеда, игровой приставки, компьютера?

- Сколько потеряет в цене новый телефон последней модели через полгода?

Учитель:

Каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно накопить деньги. Самый простой способ — откладывать в копилку. Однако в этом случае настоящего накопления не происходит. Шоколадка, которая раньше стоила 30 рублей, сегодня стоит уже 36 рублей. Со временем товары, как правило, дорожают, а деньги обесцениваются — это называется инфляцией. Копилка от инфляции не защитит. Нужен другой способ (анализ слайдов 13,14,15).

Учитель: Планируя ежедневные траты, каждый из нас сталкивается с насущным вопросом: Сколько взять с собой денег? Если мало — может не хватить. Если много — то зачем? Вдруг украдут или потеряешь? А потому следующий вопрос: Куда положить деньги? Желательно не класть их все в одно место, а еще лучше — убрать куда-нибудь поглубже и подальше, чтобы никто не нашел. Если речь идет о зарубежной поездке, то возникает еще несколько вопросов: Где лучше обменять валюту: дома или за рубежом? Что делать с валютой, оставшейся после поездки? И т. д. и т. п. В итоге мы получаем целый ком проблем и головную боль. Однако есть современный инструмент — банковская карта, благодаря которой практически все эти вопросы уже решены. Правда, надо понимать, что универсальной карты на все случаи жизни не существует. Есть разные типы карт, и надо уметь выбрать из них нужный. Перечень характеристик и опций, которые может иметь банковская карта, огромен. Поэтому важно с самого начала определить то, что нужно именно тебе для решения твоих конкретных задач. И выбрать оптимальный вариант карты, чтобы не переплачивать за ненужные тебе опции (анализ слайдов 16,17).

Учитель совместно с учениками делает выводы о важности финансовой грамотности и подводит итоги классного часа, например:

– финансовые вопросы приобрели колоссальное значение в жизни современного общества: они обсуждаются широкой общественностью; поиск путей решения тех или иных проблем вызывает столкновения в парламентах, противостояние между политической властью и населением, смену правительства;

– темпы развития производства, инвестиции, состояние финансовых рынков и банковских систем, сбережения, безработица, уровень жизни населения и т. д. — всё это сферы влияния финансов, так как с их помощью решаются, с одной стороны, такие масштабные задачи, как развитие той или иной отрасли народного хозяйства, а с другой, например, размер пенсии для пенсионеров;

– такое проникновение финансов во все сферы жизни общества обусловлено, прежде всего, колоссальными масштабами национального и планетарного производства, углублением общественного разделения труда, скачком в научно-техническом развитии, ростом общественного сознания, потребностью в защите среды обитания;

– изучение финансовой науки как области знания имеет большое значение для любого гражданина, для того чтобы адекватно реагировать на ситуации рыночной экономики.

Учитель: спасибо за урок.

Использованная литература:

1. Методические рекомендации по проведению классного часа «День финансовой грамотности».  http://mosmetod.ru/

2. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам Алексей Горяев, Валерий Чумаченко «Финансовая грамота для школьников». http://www.azbukafinansov.ru/

3.Финансовое планирование в современном мире. http://dengi.v1.ru/

4. Финансовая грамотность детей (школьников). http://fingeniy.com/finansovaya-gramotnost-detej-shkolnikov/

5.Основы финансовой грамотности школьников. http://freelly.ru/

Приложения:

Приложение №1  «Памятка»

1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Будьте аккуратными в трате денег,  старайтесь не растратиться.

3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя  и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.

6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману,  найди более дешевую альтернативу. это тоже отличное решение и, к тому же, за меньшие деньги.

7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.

8. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых  нуждаетесь. Если  выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

9. Старайтесь не «брать взаймы», нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от  желания жить в кредит.

10. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.

11. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.

12.Что такое регулярные платежи? (коммунальные услуги, телефон, интернет, газ, свет и т.д.)

Приложение2

Тест «Кем быть».

Тест базируется на методике Махони Энн «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

 Как проводить тест. В каждом из трех квадратов нарисуй фигуру человека, составленную из треугольников, кругов и квадратов. Всего элементов должно быть 10. Набор их может быть любым. Элементы можно увеличивать или уменьшать в размерах, накладывать друг на друга. Важно, чтобы все эти три геометрические фигуры в изображении человека присутствовали и их было ровно 10. Если пришлось использовать больше элементов, то лишние надо зачеркнуть. Если удалось составить фигуру из меньшего количества элементов, их надо дорисовать. Внимание! Каждый рисунок необходимо выполнить как бы заново, не глядя на предыдущий и не пытаясь вспомнить количество и сочетание элементов. Старайтесь рисовать быстро и без исправлений, ни о чем специально не задумываясь.

Как узнать результат теста

 1. Отдельно по каждому из трех рисунков надо подсчитать, сколько было использовано треугольников, кругов и квадратов.

2. Результаты запиши рядом с изображением в виде трехзначных чисел, где:

• сотни — это количество треугольников;

• десятки — это количество кругов;

• единицы — это количество квадратов.

Например, 6 треугольников, 3 круга и 1 квадрат дают число 631.

 Так получается «формула рисунка», по которой можно узнать, к какому типу и подтипу работника ты относишься.

Первый рисунок определяет ведущий для тебя подтип работника из тридцати восьми возможных. Второй рисунок показывает твое актуальное состояние.

Третий рисунок отражает твое стремление к изменению и совершенствованию.

Как узнать, кем ты можешь стать? Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно считается «острой», «наступательной» фигурой, связанной с мужским началом в личности. Круг — фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы построить что-либо легче всего, поэтому квадрат интерпретируется как техническая конструктивная фигура. Этот тест можно повторять через некоторое время для того, чтобы увидеть, как меняется твое отношение к выбору профессии, какие трансформации личности ты должен учесть на данном этапе развития и как сделать самый правильный выбор при ответе на вопрос «кем быть?».

I тип — «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Они ориентированы на социально значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, у них высокий уровень речевого развития. Они обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, а доминирование над другими работниками удерживают в определенных границах. Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640. Подтипы «руководителя»: • жесткий ДИКТАТОР — наиболее жестко и бескомпромиссно руководит рабочим процессом и людьми; подтипы 901, 910, 802, 811, 820; • ситуативный АВТОРИТЕТ — знает, когда должен проявить жесткость, а когда ослабить давление; подтипы 703, 712, 721, 730; • вербальный ОРАТОР или «преподавательский» — для воздействия на людей использует речь как убеждающий фактор; подтипы 604, 613, 622, 631, 640.

II тип — «ответственный исполнитель», ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИ- ТЕЛЯ (или ВЕЧНЫЙ ЗАМ). Такие люди обладают многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто колеблются. Данный тип людей больше ориентирован на «уме- ние делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим и повышенной чувствительностью к правдивости. Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

III тип — «тревожно-мнительный работник», МЕЛКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ. У таких людей бывают самые разнообразные способности и таланты. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии. Они могут поменять ее на противоположную и неожиданную, иметь хобби, которое, по сути, является второй профессией. Они физически не переносят беспорядок и грязь, обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании. Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Подтипы «тревожно-мнительного работника»: • 415 — «поэтический» — обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; • 424 — люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе. Их можно легко узнать по фразе: «Я себе не представляю, как это можно плохо работать!»

IV тип — «ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают концептуальным умом, душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение. Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально- зрелищная режиссура, мультипликация и т. д. Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтипы «ученого»: • 316 — характеризуется способностями глобальными, может создавать теории или осуществлять большую и сложную координационную работу; • 325 — характеризуется большой увлеченностью познания жизни, биологическими дисциплинами, медициной

V тип — НОВАТОР или КРЕАТИВ- НЫЙ МЕНЕДЖЕР, «интуитивный работник». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Они легко переключаются с одной деятельности на другую. Любят во всем новизну. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими навыками в ручной работе и образным мышлением, что дает им возможность заниматься техническими видами творчества. Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Подтипы «интуитивного работника»: • 235 — часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей; • 244 — обладает способностью к литературному творчеству, • 217 — обладает способностью к изобретательской деятельности; • 226 — ставит для себя очень высокие критерии достижений.

VI тип — «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди людей с технической жилкой. Данный тип обладает богатым воображением, пространственным видением, часто занимается различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Не приемлет никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Люди такого типа эмоциональны, одержимы оригинальными идеями. Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046. Подтипы «изобретателя, конструктора, художника». • 019 — хорошо владеет аудиторией; • 118 — обладает сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

VII тип — «эмотивный работник», СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК. Такие люди обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают жестокие кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из колеи из- за катастроф и трагических событий. Боли и заботы других людей находят у них такое сильное эмоциональное участие, что становится затруднительной реализация их собственных способностей. Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

VIII тип — МЕНЕДЖЕР ПО ПРОДАЖАМ, или ПИЛОТ, или ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ МЕНЕДЖЕР, «работник, нечувствительный к переживаниям других». Обладает тенденцией, противоположной эмотивному типу (VII тип). Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109

Выводы (саморефлексия):  Важное значение в процессе обучения финансовой грамотности имеет понимание учащимися практической значимости материала, перспективы его использования. Поэтому при изучении материала я старалась  приводить примеры из жизни, указать, где этот материал находит фактическое применение. 

В результате проведенного классного часа я считаю, что достигла  поставленной цели, классный час с такой тематикой актуален для учащихся 9 классов. Девятиклассники заканчивают основную школу и они в дальнейшем могут использовать приобретенные знании в повседневной жизни.

Ребята приходят на такие часы с удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность повышения финансовой грамотности учащихся

Новизна сегодняшнего стандарта заключается, прежде всего, в том, что предмет «Экономика» впервые включён в Федеральный Базисный учебный план как самостоятельный предмет, что отражает признание важност...

Обучение финансовой грамотности учащихся гимназии в 2014-2015 учебном году

Статья содержит описание мероприятий по обучению учащихся основам финансовой грамотности, проведенных за учебный год в гимназии....

Классный час -викторина "Знатоки финансовой грамотности"

Викторина с элементами игры, отчет о проведенном мероприятии...

Методическая разработка классного часа на тему «Финансовая грамотность учащихся».

Цель: формирование основ финансовой грамотности.Планируемые результаты изучения основ финансовой грамотности для данной возрастной группы:Личностные : сформированность ответственности за принятие реше...

технологическая карта урока-практикума в 7 классе, предмет Обществознание с элементами Основ финансовой грамотности учащихся. Тема "Предпринимательство: бизнес-планирование"

Технологическая карта урока - практикума по обществознанию 7 класс. Урок практического применения полученных знаний.  К программному материалу  добавлен тематический блок "Бизнес и пред...

классный час на тему «Финансовая грамотность»

Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных ф...

Выступление на ШМО по теме: "Финансовая грамотность как финансовое благополучие детей"

К сожалению, финансовой образованности на практике не обучают в детских садах. А верное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в р...