Психологические особенности агрессивности у подростков
статья по теме

Светламарк

В работе представлен теоретический анализ по проблеме агрессивного поведения у подростков и практическое исследование (диагностика, рекомендации педагогам и родителям). Я проработала в вечерней школе три года, видала всякое. Если вам нужна консультация или курсовая работа по проблеме агрессивного поведения у детей, обращайтесь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agress.docx48.18 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Курсовая работа

на тему:

«Психологические особенности агрессивности у подростков»

Волгоград 2007


Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3

Глава 1. Теоретическое исследование психологических особенностей агрессии в подростковом возрасте………………...………………………....6

1.1. Понятие, сущность и формы агрессии…………………………………..6

1.2. Причины и специфика агрессивного поведения у подростков………..15

Выводы по главе 1……………………….……………………………………24

Глава 2. Экспериментальное  исследование особенностей агрессии у подростков……………………………………………………………………..26

2.1. Диагностика агрессии у подростков…………………………………….26

2.2. Методы профилактики и предупреждения агрессивного поведения у подростков…………………………….……………………………………….34

Выводы по главе 2……………………………………………………………..38

Заключение……………………………………………………………………..39

Список использованной литературы…………………………………………42

Приложения…………………………………………………………………….44


Введение

За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности, возникающие как из внутренних (личностных), так и из внешних (социальных) факторов, вызывают серьезное беспокойство.

Происходящие в нашем обществе глубокие социально-экономические, духовно-нравственные перемены выдвигают целый ряд проблем, одной из которых является рост различных отклонений в личности и поведении подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывает прогрессирующая жестокость, агрессивность несовершеннолетних. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка от детства к взрослости. В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости растущих людей, внутренних и внешних условий их развития, нередко возникают ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для развития агрессивности и других деструктивных личностных образований.

Актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений, поскольку рост проявления агрессивного поведения, вызывает тревогу всего общества. Несмотря на повышенный интерес к указанной проблематике, в психологической литературе нет единой точки зрения на механизмы агрессивного поведения, как нет единого определения этого понятия.

Рост теоретического интереса к изучению подростковой агрессии обусловлен тем, что переходные, кризисные периоды трансформации социальных систем всегда связаны с ростом агрессии. Это тем более актуально, что трансформация нашего общества связана с перестройкой личности и сознания, с переоценкой целого ряда личностно-психологических качеств. Среди прочего, это относится и к переоценке роли и места агрессии в развитии личности. В последнее время намечается тенденция к исследованию феномена агрессивности как сложного явления, формирующегося под влиянием не только биологических и социальных, но также и психологических факторов.

Многоплановое исследование этой проблемы в отечественной психологии нашли отражение в работах многих авторов (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, СВ. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, О.Ю Михайлова, A.A. Реан, Е.В. Романин, СЕ. Рощин, Т.Г. Румянцева и др.). Проблеме агрессивного поведения посвящены специальные монографии и значительное число экспериментальных работ Р.Бэрона, А.Басса, П.Брейна, Л.Берковица, К.Бютнера. Д. Долларда, К.Лорэнца, Д. Ричардсона, Р.Селмана, Э. Эриксона. В отечественной науке плодотворно разрабатываются различные аспекты проблемы агрессивного поведения: теоретико-методологические основы агрессии; анализ агрессивного поведения личности, социальная детерминированность агрессивного поведения, типология агрессивного поведения, специфика агрессивного поведения подростков различных половозрастных групп, соотношение биологического и социального как психофизиологическая основа агрессивного поведения.

Проблема агрессивности подростков рассматривается в разных контекстах, в частности, повышения их психосоциальной адаптивности (Е.В. Ольшанская, В.А. Троек). Анализируются особенности делинквентного поведения подростков (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, И.А. Невский и др.) и условия его коррекции (Л.М. Семенюк, Д.И. Фельдштейн и др.). Агрессивность изучается как объект педагогической диагностической оценки (С.Ф. Сироткин). Внимание именно к подростковому возрасту в значительной мере связано с тем, что в этот период определяются те способы психосоциальной адаптации, которые становятся характерными для индивида в течение всей последующей жизни. Отсутствие адекватных способов реагирования в различных ситуациях может привести к закреплению неконструктивных, неблагоприятно отражающихся на психоэмоциональном благополучии подростка форм поведения и даже вызвать негативные изменения на личностном уровне (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.Н. Петрунек, Л.Н.Таран).

Объект данного исследования – подростки.

Предмет исследования – психологические особенности агрессии  подростков.

Цель данного исследования – изучение агрессии как личностного образования в старшем подростковом возрасте.

Согласно цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучить понятие, виды и формы агрессии;
  2. Определить особенности проявления агрессии у старших подростков;
  3. Исследовать специфику агрессивного поведения у старших подростков;
  4. Выявить причины агрессивного поведения у старших подростков.

Гипотеза исследования предполагает, что  на  протяжении  старшего  подросткового  возраста  агрессивность выступает  как относительно  устойчивое  личностное  образование.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, диагностика, эксперимент.

База исследования: МОУ ОСОШ №24 города Волгограда.


Глава 1. Теоретическое исследование психологических особенностей агрессии в подростковом возрасте

1.1. Понятие, сущность и формы агрессии

Для научного осмысления природы человеческой агрессивности необходимо прежде всего уточнить смысл и значение основных понятий, связанных с этим феноменом. Сложность такой работы обуславливается тем, что термин "агрессия" чрезвычайно часто употребляется в самом широком смысле этого слова.

Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей [4,13].

Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. Одни из них связывают агрессию с инстинктивными влечениями (З.Фрейд, К.Лоренц), в других агрессивное поведение трактуется как реакция на фрустрацию. (Дж. Доллард, Л. Берковитц), в третьих агрессия рассматривается как результат социального научения (А.Бандура). Имеется множество разновидностей этих подходов. Наибольшее экспериментальное подтверждение получили фрустрационная теория агрессии и теория социального научения. Однако до сих пор идут споры о биологической обусловленности агрессии [19,23].

Учёными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессии, ее психологических механизмов.

Психологический словарь под редакцией A.B. Петровского и М.Г. Ярошевского дает следующее определение: «Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей» [28,17].

Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Р. Бэрон и Д.  Ричардсон определяют агрессию как «действие, поведение, нацеленное на причинение ущерба (морального, физического и т. д., вплоть до полного уничтожения) другому существу или объекту» [3, 7].

О.Ю. Михайлова  выделяет три основных подхода к определению понятия «агрессия»:

- трактовка агрессии в терминах ее последствий, как поведение, связанное с нанесением ущерба другому субъекту;

- определение агрессии через предшествующие условия, в частности, через намерение нанесение ущерба;

- нормативный подход, отводящий социальным нормам решающую роль в определении поведения как агрессивного.

Агрессия рассматривается и как свойство личности, и как ее состояние, и как инстинкт, и как поведение. A.A. Реан, обозначая границы понятия агрессии, определяет его как любые действия, которые причиняют ущерб другому человеку, группе людей или животному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким и должно связываться с причинением ущерба человеку или группе людей.

По мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона, агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Другими словами:

- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное  причинение вреда жертве;

 -в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

 -жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой [3,41].

Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения [27,7].

Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда.

Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. В значительной части агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, злости, ненависти.

Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психодискомфорт,  неуютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальное психопереживание.  

Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, – такими как злость; с мотивами, – такими, как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками, – такие как расовые и этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не являются необходимым условием для подобных действий. Агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно необязательно, чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия [15,28].

Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость".

A.A. Реан акцентирует внимание на том, что необходимо различать понятия «агрессия» и «агрессивность»: «Понятие агрессия и агрессивность не синонимичны. Под агрессивностью в дальнейшем будем понимать свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, таким образом, агрессия есть определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту, а агрессивность - это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом, В этом плане, очевидно, можно говорить о потенциально агрессивном восприятии и потенциально агрессивной интерпретации как об устойчивой личностной особенности мировосприятия и миропонимания» [25,17].

Агрессия –  это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В  силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения [7,56].

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.).

Готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности – агрессивность. Причинами агрессивности выступают конфликтность, нарушение эмоциональных связей в семье, условия семейного воспитания. Агрессивные действия могут быть направлены на самого себя (аутоагрессия) – самоубийство, самоунижение, самообвинения [19,46].

Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия - это действие, то агрессивность - готовность к совершению таких действий.

Различие понятий агрессия и агрессивность ведет к важным следствиям. С одной стороны, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Проявление - непроявление агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения как агрессивных действий всегда является результатом сложного взаимодействия трансситуативных и ситуативных факторов. В случае агрессивных действий неагрессивной личности в основе генезиса, первопричиной этих действий является фактор ситуации. В случае же агрессивных действий личности во взаимодействии трансситуативных и ситуационных факторов примат принадлежит личностным качествам.

С.Л. Соловьева рассматривает агрессивность как системное социально-психологическое свойство, формирующееся в процессе социализации личности и приобретающее в зависимости от воздействующих биологических, психологических, социальных факторов конструктивный (социализированный) или, при нарушении социализации, деструктивный характер, при этом подчеркивается необходимость изучения роли агрессии в структуре психологической индивидуальности субъекта как целостного феномена (в зависимости от места в структуре деятельности и особенностей механизма саморегуляции выделяется личностный, осуществляемый в рамках деятельности; индивидуальной, соотносимый с действиями, и индивидный, связанный с отдельными операциями  уровня агрессивного поведения [21,24].

Агрессия есть результат искаженного процесса социализации, злоупотребление родителями наказаниями, жестокое отношение к детям. Агрессивная ориентация проявляется в действиях, направленных против личности, оскорбления, изнасилования, убийства. Существует связь между объективной ситуацией и агрессивным поведением человека и действие опосредующих причин: готовность к агрессии (злость, гнев) и интерпретация, для себя данной ситуации [17,27].

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

  • Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
  • Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
  • Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев [10,53].

Из форм враждебных реакций отмечаются:

  • Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
  • Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Существуют в основном две формы агрессивного поведения: недеструктивная (невраждебная) агрессия направлена на достижение цели либо на тренировку. Враждебная деструктивность - это злобное, неприятное поведение, причиняющее боль окружающим. Агрессия имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности или же в непослушании и сопротивлении [19,98].

Проявления агрессии могут наблюдаться в виде: 1) аутоагрессии или агрессии по отношению к объектам окружения или другим людям; 2) физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном или символическом плане; 3) эпизодических вспышек, имеющих нестойкий характер; 4) типичного способа реагирования [28,35].

Имеются многочисленные попытки классификации агрессивных действий с позиций социальной нормативности поведения субъекта. Так, Н.Д. Левитов считает существенным разделение агрессии инициативной и оборонной, а также выделяет «общественно и этически оправданные поступки» (например, боевитость, социально одобряемая спортивная злость и т.д.) и «недопустимую грубую форму обращения с человеком, а иногда с неодушевленным предметом» [12,27].

В педагогических целях при выборе способов реагирования на агрессию может оказаться полезной классификация агрессивных проявлений: 1) типичные для характера человека; 2) нетипичные для характера; 3) эпизодические.

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызывать физические действия (нападения, насилие и т.д.).

В работах В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг предложены следующие критерии для определения тяжести агрессивных проявлений [15,93].

1. Частота и легкость возникновения. Чем сложнее аффективная патология, тем больше возможностей возникновения фрустрирующих ситуаций.

2. Степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает. Агрессивные действия могут быть очевидно спровоцированы определенными обстоятельствами, однако интенсивность и форма их проявления могут не соответствовать причинам, их спровоцировавшим. В наиболее грубых случаях выявить причину возникновения агрессии очень трудно.

3. Фиксируемость на агрессии. В ряде случаев возникшая ситуативная реакция может закрепляться и формировать стойкие влечения к агрессивным действиям, что приводит к серьезной дезадаптации ребенка в его взаимодействии с окружающими. Это вызывает отрицательные реакции со стороны окружающих и, в свою очередь, еще больше усиливает ситуацию фрустрации, провоцирующую вновь и вновь агрессию ребенка.

4. Степень напряженности в агрессивных действиях. Иногда ребенка можно отвлечь от агрессии, переключить на замещающую конструктивную деятельность или ввести агрессивное действие в ее контекст, подчинить контролю. В других — более тяжелых — случаях ребенок настолько поглощен непосредственно самим переживанием агрессивного действия, что в этот момент недоступен для контакта, и любое вмешательство со стороны окружающих усиливает его моторное и аффективное напряжение, гнев, ярость.

5. Форма агрессии. В более легких случаях агрессия выражается в вербальной форме, в более тяжелых — в физической форме, направленной на себя или на других.

6. Степень осознанности агрессивных действий. Осознание ребенком своих агрессивных проявлений говорит о возможностях его личностного развития. Однако сформировавшиеся агрессивные установки ребенка могут стать препятствием к его социализации и требуют специальных длительных психокоррекционных воздействий [20,87].

В более легких случаях агрессия выполняет преимущественно защитную функцию и в большей степени чувствительна к психотерапевтическим воздействиям, направленным на ее преодоление, преобразование в социально более приемлемые формы взаимодействия человека с окружающим миром.

При более тяжелом типе аффективных расстройств агрессивные действия возникают импульсивно, в меньшей степени связаны с наличной ситуацией.

Однако, несмотря на то что наличие агрессии в поведении человека всегда создает большие трудности взаимодействия с ним, нельзя оценивать агрессивные тенденции как исключительно отрицательные.

Агрессия способна развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать человека упорным или же безвольным. Надо помнить о том, что необходимо поощрять положительные стороны агрессии и препятствовать ее отрицательным сторонам.

Агрессию не нужно исключать из  характера человека, ее  необходимо  ограничивать и контролировать, а также поощрять те ее формы, которые не приносят вреда личности и обществу.


1.2. Причины и специфика агрессивного поведения у подростков

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологического строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

Главной особенностью подросткового возраста  являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис [8,25].

Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Личностное развитие подростка характеризуется двумя основными потребностями: с одной стороны потребностью в самоутверждении, с другой - потребностью в общении со стороны сверстников, ибо ведущая деятельность в данном возрасте - интимно-личностная.

Эти потребности и образуют основные черты психического развития подростка. Одной из главных черт психического развития можно считать личностную нестабильность подростка.

Личко и Битенский отмечают: «В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной мере определяется характерными для этого периода жизни реакциями эмансипации, группирования со сверстниками, увлечениями (хобби) и формирующимся сексуальным влечением» [11,87].

Недостаточная сформированность нервной системы, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения вызывают у подростков повышенную возбудимость, впечатлительность, неумение сдерживать эмоции. Это зачастую приводит к импульсивному поведению, неспособности выдерживать длительные эмоциональные нагрузки и сильные стрессовые состояния.

Центральное новообразование подростничества – «чувство взрослости» - отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей [7,42].

Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится акцентуализированным - крайний вариант нормы [16,17].

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения ("пубертатных кризов"), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков.

Подростковый возраст – это период, когда бурно протекающие физиологические и психологические изменения, смена социальной среды и социальных требований к подрастающей личности часто провоцирует различные отклонения в поведении, проявляющиеся в негативизме, доминантности, упрямстве, агрессии.

В подростковом возрасте одной из отличительных особенностей поведения являются агрессивные проявления, которые часто носят ярко выраженный характер, что подтверждается множеством работ отечественных и зарубежных авторов (А. Гуггенбюль, А.Е. Личко, Ю.Б. Можгинский, А.А. Реан, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов).

Одним из факторов возникновения и закрепления агрессивности как черты личности, являются психологические особенности. В частности, в основе агрессивных проявлений могут лежать искажённые деформированные глубинные личностные образования.

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Однако многие подростки не могут наладить отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, постоянно конфликтуют, вступают в драки, злословят, игнорируют нормы поведения, ведет себя агрессивно или враждебно по отношению к окружающим. В этом случае следует говорить об агрессии как устойчивом личностном образовании.

Причины агрессивного поведения подростков имеют ряд психофизиологических предпосылок, лежащих в основе формирования устойчивых болезненных стереотипов взаимоотношений с людьми. Спокойное, неизменно гармоничное, застывшее, приспособленное существование человека невозможно в принципе. Динамическое равновесие с окружающей средой, в котором пребывает человек, делает необходимой постоянную к ней адаптацию. Особенно трудна адаптация к средовым условиям в подростковом возрасте в силу переживаемых организмом физических и психофизиологических перестроек [20,87].

Принято считать, что подростковая агрессия значительно превосходит агрессию взрослых. Чаще всего это объясняют необходимостью самоутверждения. Например, статистика подростковой преступности насчитывает ежегодно более тысячи убийств, несколько сот изнасилований, десятки тысяч телесных повреждений и других правонарушений с очевидным агрессивным подтекстом. Более того, за последние десять лет все отчетливее обнаруживается рост именно агрессивных преступлений, совершенных несовершеннолетними подростками.  

Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и  пониженного самоуважения в результате пережитых неудач и несправедливостей [19,87].

Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определённый повод и осуществляется в какой-то конкретной ситуации. Чтобы лучше понять причины и цели агрессивного поведения, нужно посмотреть, в каких ситуациях, т.е. когда и зачем подростки ведут себя агрессивно. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность подростков, можно выделить следующие:

- жестокое обращение взрослых и сверстников;

- ущемление достоинств подростка;

- чрезмерная опека;

- защита и месть;

- стремление показать превосходство;

- стремление получить желаемый результат.

Повышенная агрессивность, особенно в отношении со взрослыми, которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система отношений подростка со взрослыми, и со сверстниками. Стремясь избавиться от оценки и влияния взрослых, подросток становится критичным по отношению к своим родителям, учителям, начинает замечать их недостатки, высказывать свой негативизм, злословить.

Агрессивность подростков часто обусловлена деструктивностью внутрисемейных отношений, недостатками в воспитании, индивидуально-психологическими изменениями в психическом развитии подростков и индивидуальными особенностями самих взрослых. Агрессивное поведение подростков возникает тогда, когда не учитываются индивидуальные особенности, возрастные изменения в психике, когда не меняются форма и содержание общения взрослых.

Неумеренная родительская любовь, чрезмерные опёка и участие в делах и жизни подростка и, даже, проникновение в его внутренний мир как и пренебрежение к нему, нежелание считаться с его особенностями и полное отсутствие внимания будут провоцировать агрессивное поведение подростков [21,65].

На агрессивное поведение подростков все чаще жалуются педагоги. На возникновение конфликтов влияют психологические особенности конфликтующих. Нередко педагоги сами провоцируют агрессивное поведение подростков. Угрозы оставить на второй год, исключить, выставить неудовлетворительную оценку, вызов родителей все это приводит к тому, что подросток отказывается посещать занятия, бросает школу, уходит, хлопнув дверью.

Подростки часто вступают в конфликты с учителями, которых они не уважают или оценивают очень низко их профессиональное мастерство. Неуважение может быть вызвано даже внешним видом педагога, манерой одеваться, разговаривать и проч. Подростки могут идти на открытый конфликт с такими учителями, высказывая им всеобщее пренебрежение, развязно и грубо вести себя на уроке.

Агрессия подростков нередко направлена  и на сверстников. Как известно, для подростка характерна повышенная потребность в общении со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников. Поэтому любое замечание в адрес подростка, критика или насмешка могут вызвать приступы агрессии. В подростковом возрасте нередко случаются ссоры, потасовки даже драки подростков. На вопрос, почему ты его избил, подросток может дать такой ответ: «Чтобы много о себе не думал» или «Мне не понравилось как он (она) на меня посмотрел». Среди сверстников подросток выделяет «своих» и «чужих». «Своими» могут быть близкие друзья или одноклассники по отношению к учащимися из других классов, с которыми у подростков нередко случаются межгрупповые конфликты. «Чужими» могут выступать подростки с другим статусом в группе, не такие как он сам,  не вовлеченные в общую деятельность или досуговое времяпрепровождение, не посвященные в их секреты. Специфика агрессивного поведения подростков со сверстниками часто зависит от того,  на кого направлена агрессия: «на чужого» или «своего». Конфликты с «чужими» происходят чаще всего без повода. Подростки могут избить сверстника лишь за то, что он не такой как они (ходит в музыкальную школу, не курит и не пьет, хорошо учится, не так одевается и проч.). В подобных агрессивных действиях бывают замешаны целые группы подростков, которые отстаивают, защищают, как им кажется, честь группы или своего лидера.

Агрессивные действия между «своими» часто происходят из-за непонимания, соперничества, борьбы за лидерство. Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства или как инструмент  для достижения определённой цели.

Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства подростков. В то же время некоторые из них проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется во-первых в частоте агрессивных действий;  во-вторых, в преобладании прямой физической агрессии, и в-третьих в наличии враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели, а на физическую боль или страдание сверстников [19,57].

Чем же определяется повышенная агрессивность подростков?  Почему в одинаковых ситуациях  одни подростки причиняют боль и страдания сверстникам, а другие находят миролюбивые и конструктивные решения?

Агрессивный подросток имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Такое приписывание враждебности проявляется в следующем:

- в представлениях о своей недооцененности со стороны сверстников;

- в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций;

- в реальном взаимодействии людей, где они постоянно ждут нападения или «подвоха» со стороны партнёра.

У этих подростков агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели: отомстить обидчику, наказать противника, отстоять свое честь и достоинство.

Среди подростков можно выделит особую группу,  агрессивные действия  которых не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Подростки данного типа используют в основном прямую агрессию, при чём более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия. Их действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием, при чём безо всякой видимой цели – подросток просто испытывает своеобразное удовольствие от страданий другого.

Говоря об особенностях агрессивных проявлений подростков, необходимо  помнить, что у мальчиков и девочек они специфически окрашены в соответствии с половой принадлежностью. Агрессивность мальчиков и девочек несколько отличается по своим корневым основам. Как правило, эти основы такие же, как и у взрослых представителей определенного пола.

Мальчики-подростки испытывают агрессию в таких межличностных отношениях, как учеба, спорт, личная угроза, ситуация алкогольного опьянения. Девочки более бурно реагируют на интрапсихические события (недооценивание внешних или духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление). Их гнев зачастую определяется качеством межличностных отношений, в результате чего и возникает неконтролируемая ситуация [21,56].

В старшем подростковом возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек – значительно реже. Агрессия у юношей обычно отличается в следующих ситуациях: в конфликтах между отдельными молодёжными группами; при регуляции отношений внутри молодёжной группы с помощью физической силы.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте имеет различное продолжение в зрелости: социально обусловленные формы агрессии обычно убывают, в то время как биологически обусловленная агрессия возрастает [9,74].

Итак, изучение специфики агрессии у подростков позволяет сделать  следующие выводы:

  • агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчётливо проявляется в подростковом возрасте.
  • подростковая агрессия имеет непосредственные корни в самом ближайшем окружении подростка (например, в школе);
  • наиболее агрессивны те подростки, за поведением которых никто не следит, которые предоставлены сами себе (испытывают дефицит внимания), и те, которые подвергаются суровым наказаниям;
  • агрессивное поведение во многом определяется непосредственным окружением подростка: друзьями, учителями, родителями;
  • наиболее агрессивные подростки отвергаются большинством в своей группе, поэтому они находят друзей среди агрессивных сверстников. На этой основе формируются молодежные группы с выраженным асоциальным поведением: однажды отвергнутые, но сильные, они готовы бросить вызов всему обществу;
  • агрессивное поведение подростков, как правило, сопровождает слабое развитие социальных и когнитивных навыков;

Агрессия присуща человеку как биологическому объекту, однако следует помнить, что в социально неблагополучных условиях она приобретает совершенно иной характер и более сложные формы, поэтому нельзя отрекаться от профилактики подростковой агрессии. В работе с подростковой аудиторией педагогу и психологу всегда приходится учитывать особенности агрессии у подростков.

Итак, агрессивность у  подростков проявляется в разных формах и детерминирована возрастными кризисами, этапами психического развития и логикой основной культуры.

Список использованной литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеренбург. 1999. – с. 86.
  2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. Издательство: "Речь". 2006.- 138с.
  3. http://zachtet.ru/index.php?step=catalog4&id=67



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности агрессивности девиантных подростков-бродяг

Краткий обзор отличий в агресивном поведении подростков, склонных к бродяжничеству, от обычных подростков...

Психологические особенности агрессивного поведения подростков.Исследование агрессивности подростков.

Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной состав...

"Психологические особенности проявления агрессивности подростков"

Статья посвящена работе с подростками, а статистические данные предоставлены отделом полиции...

«Психологические особенности проявления агрессивности девочек - подростков в условиях школы-интерната»

В настоящее время проблема агрессивности девочек – подростков обучающихся  в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день...

Статья "Особенности агрессивного поведения подростков"

Подростковый возраст представляет собой период завершения детства, переходный момент от детства к взрослости, и, как правило, длится с 10-11 лет до 14-15 лет. Психологические особенности подросткового...

Психологические особенности подростков, склонных к агрессивному поведению.

На сегодняшний день изучение проблемы агрессивного поведения человека стало одним из популярных направлений в исследованиях психологов со всего мира. Связано это, скорее всего, с высоким уровнем...

Психологические особенности безопасной коммуникации подростков в социальных сетях

В статье рассматриваются вопросы безопасности нахождения подростка в сети Интернет. Автор исходит из трудности контроля подростка, увлеченного общением в социальных сетях. В качестве меры профилактики...