Моя воспитательная система
статья (6 класс) на тему

Чиркова Татьяна Юрьевна

В данной работе в полной мере представлена воспитательная система классного руководителя 6 Д класса МАОУ "СОШ № 35" Чирковой Т. Ю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_vospitatelnaya_sistema.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Моя воспитательная система

Программа воспитания и социализации учащихся МАОУ «СО № 35» основывается на Программе духовно-нравственного развития основной колы «Ступени развития»

В последние годы в связи с процессом гуманизации сферы образования уделяется все больше внимания организации воспитательной работы школы, как в нашей стране, так и за рубежом. Отражением этой тенденции можно считать введение должности социального педагога, специалиста по коррекционной педагогике и др.

Однако наряду с этим в отечественной школе сохраняется институт классного руководителя как основного воспитателя класса. Дальнейшее его развитие с учетом современных условий способствует реальному осуществлению личностно-ориентированного воспитанияРоль классного руководителя заключается в создании таких условий, которые помогли бы подросткам найти себя и свое место в классном и школьном коллективах, свою нишу в социальной жизни.

Современные концепции деятельности классного руководителя ориентируют его на применение продуманной воспитательной системы, на создание в классе условий для успешного усвоения базисной культуры и самореализации каждого ребенка.

Создание программы «Ступени развития» является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива с целью создания всех необходимых условий для развития у школьников высоких духовно-нравственных качеств.

Формы организации воспитывающей деятельности представлены по ступеням (классам): 5-б класс «Преемственность»; 7 - 8 класс «Поиск»»; 9-11 класс «Выбор». Ступенчатая структура организации образовательного процесса школы-комплекса, который представляет собой возрастную школу (ступеней обучения), позволяет     реализовать основные компоненты системы преемственности, объединенные общей направленностью на создание условий для развития человека, способного, в соответствии со сформулированным во ФГОС национальным воспитательным идеалом, быть свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личностью.

Воспитательная система строится на основе:

«Конвенции о правах ребенка».

Закона РФ «Об образовании».

Устава школы.

Личностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной «Моделью выпускника школы».

В центре системы находятся духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание, нацеленные на формирование основных качеств личности.

Наряду с традиционными формами работы веду поиск новых. Цель – воспитание личности:

свободной

духовной

интеллектуальной

творческой

с социально активной личной гражданской позицией.

Принципы:

Уважения личности ребенка, учителя, родителя;

Ориентации всего процесса на потребности ребенка, семьи, общества;

Ориентации в выборе содержания, форм и методов воспитания на традициях школы;

Личностного ориентированного подхода в воспитании.

Духовно-нравственные ценности, любовь к Родине, патриотизм начинается с любви к близкому, к дому, к школе. Вот почему два основных направления в моей воспитательной системе духовно-нравственное и военно-патриотическое имеют четко обозначенную прямую: школа – Донской край – Россия.

Воспитательный процесс направлен на:

организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся;

общение со сверстниками и взрослыми из окружающего социума;

формирование общественно необходимых и личностно значимых качеств личности;

формирование правильного отношения к окружающему миру, природе, людям, науке, культуре, здоровому образу жизни.

За годы педагогической деятельности мною разработана и внедрена определенная система работы с детьми. Каждый ребенок это личность, а каждая личность представляет собой уникальное образование, в котором переплетены индивидуальные и общественные влияния, поэтому особенно важно, какая социальная среда и общественные процессы его окружают в школе.

Воспитательная программа моего класса «Путь к успеху» осуществляется на основе воспитательной программы школы «Преемственность»

Цель программы - создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения        и        присвоения        общечеловеческих        ценностей;        воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Задачи программы:

  - способствовать развитию  познавательных интересов обучающихся;

 - создание благоприятных условий для развития личности обучающихся и раскрытия их способностей;

- формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их

воспитанности;

 - вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;

-сохранение и укрепление здоровья школьников;

 - диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся.

В настоящее время я являюсь классным руководителем 6 Д класса. Цель моей деятельности как классного руководителя- создание условий для развития саморегулирующейся личности, способной к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности.

«Преемственность» программа рассчитана на 5-6 классы, однако, на каждом этапе необходимо решать специфические задачи. Так, в 5 классе основной задачей было создание такой среды, которая способствовала бы успешной адаптации к условиям предметного обучения. Достижение успеха в данном вопросе не возможно без сотрудничества со школьным психологом. Тестирование показало что ученики 5 Д класса в большинстве своем быстро адаптировались к новым условиям. В настоящее время благодаря слаженной работе классного руководителя, учителей-предметников, психолога и родителей в классе сложился благоприятный психологический климат. Ребята дружны, позитивны, хорошо относятся друг к другу.  Радует, что интересы учеников не ограничиваются учебными занятиями, большинство ребят посещают кружки, секции как на базе колы, так и за ее пределами.

В 6 классе основной задачей моей деятельности является выстраивание индивидуальной воспитательной траектории учащихся. На основе выявленных в 5 классе интересов, своей деятельностью я пытаюсь создать условия для развития личностных качеств и творческих способностей учащихся. Для этого всю работу я делю по основным направлениям:

I направление – «Интеллект»

1. Определение круга реальных возможностей ученика и зоны его ближайшего развития.
2. Создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
3. Формирование интеллектуальной культуры учащихся, развитие их кругозора и любознательности.
4. Сохранение любопытства и информационного голода.

II направление – «Нравственность»

1. Формирование нравственной культуры миропонимания.
2. Развитие желания поступать в реальных жизненных ситуациях сообразно полученным нравственным знаниям.
3. Формирование умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

III направление – «Здоровье»

1. Формирование собственной «я-позиции» учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
2. Формирование умений саморегуляции и самовоспитания.

IV направление – «Гражданин»

1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
2. Формирование правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

V направление – «Общение»

1. Знакомство учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
2. Формирование культуры общения в системе «учитель–ученик», «ученик–ученик»,         «взрослый–ребенок».
3. Создание в классном коллективе одинаковых условий для общения всех учащихся         класса.
4. Обучение учащихся приемам преодоления проблем в общении.

VI направление – «Досуг»

1. Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
2. Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и чужим, огорчаться и за чужие неудачи.
4. Использование досуговой деятельности как средства развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.

VII направление «Профилактика травматизма».

Организация профилактических бесед со школьниками и их родителями, проведение профилактических мероприятий по темам: «Обучение мерам противопожарной безопасности», «Обучение правилам дорожного движения».

VIII направление – «Семья».

1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей, родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Патриотическое воспитание сегодня – задача актуальная и для общества в целом, и для школы в частности. Происходящие в этой сфере процессы свидетельствуют как об определенных достижениях в данной области, так и об известной шаблонности, отсутствие новых идей и концепций в подходах к решению этой крайне актуальной проблемы Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее  честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость». Огромное значение в  своей работе я уделяю  воспитанию патриотизма, активной гражданской позиции, осознанию своей принадлежности к государству, семье, уважение к истории России, Бурятии. Участниками целого ряда мероприятий стали ученики класса. Традиционно ребята принимают активное участие в изготовлении открыток ко дню Пожилого человека, ко Дню Победы. В юбилей Победы мы стали активными участниками проекта «Звезда победы», в рамках которого побывали на экскурсии по городу , читали и обсуждали книги о войне, изготавливали подарки для ветеранов. В 5 классе ребята стали активными участниками акции «Алдар». Ребята приняли участие в сборе средств для установки памятника герою и концерте в его честь. Увлекательным стало участие в «Фестивале национальностей», который прошел в школе в 2016 – 2017 учебном году.

В рамках направлении воспитательной работы «Профилактика травматизма» ребята посетили музей пожарной части. Стали участниками ежегодной акции «Безопасность». На открытии новогодней елки Октябрьского района ребята раздавали памятки о безопасном поведении, которые сделали своими руками.

Родители – соучастники воспитательного процесса. Без сотрудничества с родителями невозможно добиться высоких результатов. Родители нашего класса принимают активное участие в классных и школьных делах. Вместе мы проводим день изменника, выезжаем на мероприятия, экскурсии. Ежегодно,  ко дню матери,  вместе с мамами,  готовимся к конкурсу «Самая - самая», а наши папы стали активными участниками конференции отцов, посетили открытые уроки. Высокую активность проявляют родители и на родительских собраниях и в рамках индивидуальных консультаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»

Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ "Мониторинг воспитательной системы, как фактор повышения качества образовательной деятельности школы»

Мониторинг процесса воспитания в школе... Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря - каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

 мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"

В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...