Эссе "Мой вклад в гражданское образование"
статья

Парфёнцева Елена Анатольевна

Эссе написано в рамках курса повышения квалификации "Современное понимание гражданского образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_vklad_v_grazhdanskoe_obrazovanie.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

"Мой вклад в гражданское образование"

        Любой педагог, начиная свою деятельность, ставит своей задачей научить детей, дать знания по предмету, привить любовь к нему. Мои цели были такими же. Уроки русского языка и литературы сами по себе насыщены тем, что нужно знать, уметь и понимать. Казалось, этого достаточно. Идеологию, патриотизм и гражданское воспитание как составляющую своих занятий я даже не рассматривала, но литература поднимает целые пласты тем и вопросов, среди которых и те, что касаются места человека в обществе. Начинаешь говорить об этом, и возникает вопрос: как сделать это правильно, чтобы получилось искренне и нужно, а не пафосно и формально? И делать это надо не на классных и информационных часах, как отдельное занятие, а исподволь, незаметно внутри каждого урока, дабы не оттолкнуть ребят. Сейчас у меня есть разработанные фрагменты таких бесед, ловушек для мотивации размышлений, коллективных встреч.

Наши дети сейчас имеют знания о своих правах в обществе, о правах людей в разных странах и без сомнений используют их в своих интересах. Поэтому мой выбор тем в области гражданского образования включает в себя работу с обязанностями человека и гражданина, их осознанности и добровольности, так как ответственность – ключевое понятие для любого устойчивого развития. Еще одна многим надоевшая тема – благодарность за победу в ВОВ, отношение к войне. Стараюсь переместить акцент с героического советского прошлого (это создает дистанцию и не вызывает сопереживания: мы другие, мы бы не победили, с нами такого бы не случилось и т.д.) на современную ситуацию в мире, локальные военные конфликты (причины их возникновения, интересы сторон, пассивность большинства), горячие точки (последствия таких событий для страны и мира) и стабильность нашей мирной нации в этом отношении. А это дорогого стоит и требует защиты. Важным аспектом воспитания и формирования гражданина является и патриотизм. Слово это в современном обществе приняло отрицательную коннотацию, об этом говорят со смешком и стыдясь. Всегда заостряю внимание на лицемерии и эгоизме тех, кто не уважает и не ценит свою страну, ругает ее, но продолжает оставаться на ее территории. Самостоятельный и достойный уважения человек всегда помнит такие вещи и не опускается до антипатриотизма. К тому же мир так многогранен: разнообразные культуры, религии, ценности, обычаи и многое-многое другое! Поколение Z имеет все шансы стать гражданами мира. Но когда стираются физические границы, остаются еще культурные барьеры. Плохо не уважать другого, не такого, как ты, но и слепо растворяться в чужом мире, отрекаясь от национальных ценностей не лучше. Толерантность, поликультурность и, самое главное, широта кругозора и критическое мышление – вот важные навыки для каждого человека.

Много вопросов возникает при обучении и воспитании детей. Становясь старше и опытней, начинаешь задумываться о будущем, о том мире, который унаследуют наши дети и внуки. Чтобы этот мир был дружелюбный и процветающий, его надо передать в надежные и заботливые руки. Но сначала эти руки надо взрастить.

Человек существо социальное, эгоистичное и жестокое. Это хорошо видно на детях: если их не учить быть щедрыми, справедливыми, ответственными, они такими не будут. Малыш, не задумываясь, ударит, отберет, солжет, и только под влиянием сначала мамы, потом учительницы и общества, переучится. Многие взрослые люди так и остаются глубоко внутри дикарями, маскирующимися под остальных. Поэтому программы гражданского образования должны существовать на всех уровнях обучения и воспитания, начиная с дошкольного. Хорошего человека, способного строить устойчивое общество, быть Человеком и соседом по планете, можно и нужно формировать, и начинать стоит с себя. Любые программы не будут работать, если в них не верит тот, кто осуществляет. И разрабатываться они должны не «для галочки», «чтобы было красиво, умно и конкурентноспособно», а специалистами в комплексе (психологами, педагогами, идеологами, воспитателями и учителями), но не чиновниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Педагогический совет "Модель Гражданского образования в гимназии!

Представлен опыт работы в ОУ по проблеме гражданского образования...

Методическая разработка по сравнительному граждановедению «Мозаика гражданского образования»

Урок литературы, победитель конкурса "Мозаика гражданского образования"...

Правовая культура, одна из составляющих гражданского образования школьников.

Слово «культура» в переводе с латинского - это «возделывание», «выращивание». Недаром трудясь над огромным растением, добиваясь повышения уровня его плодородия, употребляют понятие «окультуриват...

Статья по праву на тему: Правовая культура, одна из составляющих гражданского образования школьников

Слово «культура» в переводе с латинского - это «возделывание», «выращивание». Недаром трудясь над огромным растением, добиваясь повышения уровня его плодородия, употребляют понятие «окультуриват...

Медаль «За вклад в развитие образования»

Высшая общественная награда Российской Федерации...

Медаль за «Вклад в развитие образования», № 6468, 2011 г.

Приложен вкладыш к медали с описанием....