Методическая разработка (7 класс) на тему:
Классный час "Доброта и красота спасут мир"

Агеева Людмила Александровна

Материал расчитан  для учащихся 5-7 классов. Основная цель - воспитание толерантности учащихся. Материал может быть использван  как на классных часах, так и на внеклассных мероприятиях школы для проведения диспутов.

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_klassn._chas.docx40.72 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час на тему

«Доброта и толерантность спасут мир!»

(для учащихся 7-х классов).

Цель:

познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и  интолерантной личности. Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

  1. сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
  2. формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
  3. воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  4. формировать у учащихся коммуникативные навыки: навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  5. развивать критическое мышление;
  6. развивать способность к самостоятельной и оценочной работе с информацией;
  7. способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

       Время проведения: 40-45 минут.

Музыка – фон.

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Гутен таг, так говорят в Германии  всем с 12 до 17 часов, желая всем доброго, счастливого дня! Я рада приветствовать всех вас, учащихся 7-х классов, а вас всего 114 человек на параллели. Я хочу поприветствовать своих коллег и всех присутствующих в этом зале. Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.

Я вас всех знаю, встречаю в школе, городе, на уроках. Я – человек, и вы – человек. Мы все – люди на этой земле!

Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.

Все мы разные: толстые и худые , блондины и брюнеты , отличники и двоечники , люди разных рас и национальностей: азиаты, евреи, русские, армяне, украинцы, молдаване… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом?

 Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Об этом и о том, какие должны быть взаимоотношения между людьми, мы поговорим сегодня на нашем классном часе «Доброта и толерантность спасут мир!».

Музыка - фон

Ученица:

Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых! 

Учитель: Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей.        
Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как
 Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;
Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;

 Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
Константин  Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики -  из поляков…
        Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

        
Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.
          Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
        В 1995 году, на Генеральной конференции ЮНЕСКО был торжественно провозглашен день 16 ноября Международным днем толерантности.

 (историческая справка)

Музыка - фон

   На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. Он отличался тем, что при разных правительствах он оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Человек имеет право быть ДРУГИМ!!

Ребята! Как вы считаете, класс это маленькая семья или нет? (ответы детей)

А хотелось бы вам, чтобы в вашей семье, классе -  царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно? (ответы детей)

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».
Музыка - фон

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

 Любовь

               Прощение

                              Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

Обсуждение притчи.

Как вы поняли смысл этой притчи? (ответы детей)

Значит, какими были члены семьи?

Замечательно, вы хорошо поработали и нам сейчас нужна музыкальная

Физкультминутка.

Здравствуй, мир!          (руки верх)

Это – я!                           (к себе)

А вокруг – страна моя!         (вокруг себя)

Солнце в небесах  - горит!   (руки верх)

И земля у ног – лежит!          (наклон)

Там – леса!                  (влево руки в замке)

А там - поля!               (вправо руки из замка)

Здесь – друзья!            (влево руки из замка)

И здесь – друзья!          (вправо руки из замка)

Я легко к земле нагнусь,  (наклоны в низ)

К каждой травке прикоснусь,  (несколько наклонов)

Распрямлюсь и встану гордо! (руки через верх на пояс)

И вздохну я грудью полной! (вращение руками и на пояс)

Вправо, влево оглянусь             (поворот головы)

По округе пробегусь                  (поворот во круг себя)

Стал я бодрым                            (рывки руками перед грудью)

И веселым,                               (рывки руками раскрытыми вправо)

Как ребята                              (рывки руками перед грудью)

С нашей школы!                   (рывки руками раскрытыми вправо)

Здравствуй, город самый лучший!    (вперед)

Здравствуй, край родной, могучий!   (вращение руками и вперед)

Здравствуй же, страна моя!                   (вращение руками вперед)

Здравствуй, мир!                                    (ладони в чаш)

Встречай меня!                                          (ладони к груди)

-Учитель:Сегодня наш разговор посвящён толерантности. Не всем, может быть, на первый взгляд, это слово понятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

 Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека и общества в целом.

И нашу встречу я бы хотела продолжить  разговором о вечном, о любви.

Звучит музыка –фон

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

Учитель: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия… В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

Чтобы научиться понимать людей, нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников.

А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

Миша плохо одет…

  1. Это неважно.
  2. Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

  1. Ты просишь, чтобы он объяснил это.
  2. Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

  1. Ты стремишься лучше узнать его.
  2. Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

  1. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  2. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

  1. Ты разговариваешь с ним.
  2. Ты говоришь, что все мальчики - нули.

На твоих глазах на кого – то нападают…

  1. Ты пытаешься защитить его.
  2. Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

  1. Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  2. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

- Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Давайте посмотрим, чему нас учит эта сказка.

Музыка – фон

1.На свете жил один король,

Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» - 
И с трона спрыгнул смело.
Вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
Вот король в карету сел – 
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат, - 
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова – 
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…

- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой – 
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторож
а найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Домой ей привезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице, 
Как ясный день, сияет!

/ Ответ на вопрос учащихся /

 / Нужно помогать людям, то и сам обретёшь счастье /

Вопросы к учащимся: 

  1. Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
  2. Как вы думаете, почему изменился король?
  3. Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты.

Наша страна – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать  историю  Толерантности.

Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:(на экран)
Наша Родина - Россия.
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые, справедливые.
Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.

Музыка – фон

Дети читают стихи:

Доброта и толерантность спасёт мир.
Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может он рождается таким?
И существует ли добро в ХХ веке?
Ведь говорят, что стали мы и злей и 
                                                черствей.
Но я уверенна, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя войну и голод пережили.
Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!

Эй, человек, оглянись-ка вокруг,
Сколько в мире прекрасного!
Разве может всё это вдруг
Стать жертвой взрыва страшного?!
Или нам мало войн и раздоров,
Ссор, аварий и катастроф?
Или мы до конца не поняли,
До чего ж стал мир жесток?
Доброта – это мир, это истина, правда.
Добрый должен быть каждый из нас,
Чтоб частичку её подарить когда-то
Обделённые в жизни хоть раз.
Хоть разок сделать доброе людям,
В них надежду и веру вселить,
Что зло умирает со зрением,
Но добро продолжат жить!

Да, в мире много добрых людей,
И они живут среди нас,
И добротой бескорыстной своей
Помогают нам каждый сейчас!
Пусть будет небо голубое, 
А солнце - ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным.
Выйдите люди, из своих квартир!
Слова мои хорошо слышны?
"Люди, доброта и толерантность 
                                          спасёт мир!”
И вы мне поверить должны!

Учитель:

-В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели «Счастье-это когда тебя понимают» говорит герой фильма. Что нужно для того , чтобы налаживалось взаимопонимание? Ведь без него не может быть ни полноценной дружбы, ни любви, ни творческого сотрудничества, ни просто нормального общения.

Друзья, завершая нашу встречу запомните:

Толерантность-это:

Сотрудничество, дух партнерства. Готовность мириться с чужим мнением.

Уважение человеческого достоинства.

Уважение прав других. Принятие другого человека таким, какой он есть.

Способность поставить себя на место другого.

Уважение права быть иным. Признание многообразия. Признание равенства других.

Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению. Отказ от доминирования ,причинение вреда и насилия.

Какой класс можно считать Толерантным- это:

Умение слушать и слышать

Стремление разобраться, расспрашивание
Совет, предложение

Похвала, согласие

Подбадривание. Благожелательность

Утешение , уважение, поддержка

Интолерантный класс, какой это? Хотите чтобы вас такими считали? –это:

Перебивание, неумение слушать

Игнорирование, отстранение

Обзывание, обвинение,  упреки

Осуждение, критика

Угрозы, предостережение, предупреждение,  указание

 Рефлексия:

 Сегодня мы с вами задумались над проблемой толерантности. Всмотритесь в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность? Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы измениться. Мои помощники вам раздадут листочки. Напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наша школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. Эти листочки в конце встречи мы прикрепим к дереву толерантности.Мы подготовили для вас памятки «Правила толерантного общения». (на экран)

 Если мы будем их придерживаться, тогда поверьте – Ваша жизнь обязательно станет лучше! Счастья всем вам! Мира, радости и терпения! Успеха!! Спасибо за сотрудничество.

 

Литература

1. Аверзаев И. И. О формировании толерантности у учащейся молодежи / И. И. Аверзаев // Воспитание школьников. – 2010. - № 7. – С.64- 66.

2. Бураков М. Ко всем с уважением. 16 ноября – День толерантности / М. Бураков // Уральский рабочий. -2009. – 14 ноября. – С. 3.

3. Войновская Т. Уважение к другому: Может стоит потренироваться? / Т. Войновская // Народное образование. – 2009. - № 2 – С. 216- 217.

4. Гаврилова Е. Проблемы толерантности и пути их решения в школьном пространстве / Е. Гаврилова // Социальная педагогика.- 2010. - № 1 – С. 45- 49.

5. Добрынина Е. Тройка по толерантности / Е. Добрынина // Рос. газ. – 2007. – 22 марта. – С. 9.

6. Елисеев С. М. Особенности политической толерантности студенчества / С. М. Елисеев // Социологические исследования. – 2010. - № 6. – С. 45- 51.

7. Идеи толерантности в практику деятельности библиотек // Новая библиотека. – 2006. - № 7. – С. 38-43.

8. Куценко Е. Пойми меня: Опыт сочувствия / Е. Куценко // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. - № 9 – С. 41-42.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Классный час для учащихся 11 класса "Мы снова вместе - это здорово!"

Предлагаю разработку классного часа на начало учебного года в 11 классе ...

Диагностическая контрольная работа по типу ГИА 8 класс (русский язык) на начало учебного года

Диагностическая контрольная работа по типу ГИА  по русскому языку в 8 классе на начало учебного года (6 вариантов ч...

Дистанционное обучение в средней школе

Дистанционное обучение является новым образовательным стандартом, появившимся в нашей стране совсем недавно, но уже успе...

Регламентированная дискуссия " Здоровье- дороже золота"

Внеклассное мероприятие со старшеклассниками. Позволяет выяснить  отношение подростков к здоровому образу жизни.&nb...

Налоговое право - практикум

 Данный материал позволит закрепить знания учащихся по теме «Налоговое право» в 11 классе, изучающих право. Задания...

Мастерская "Родительское собрание"

Авторская педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций с родителями “Общение в семье как условие...

Семейное право- практикум

 Данный материал позволит закрепить знания учащихся по теме «Семейное право» в 11 классе, изучающих право. Задания ...

Проект по реализации физкультурно-оздоровительного образования МБОУ СОШ № 11 город Каменск-Шахтинский Ростовской области

Проект по реализации физкультурно-оздоровительного образования МБОУ СОШ № 11 был разработан в 2010 году. Он был одобрен ...

Психолого–педагогическая мастерская ценностных ориентаций «ДОМ»

Педагогические мастерские - это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, котoрая создает творчес...

Семейное право- практикум

Материал позволит закрепить знания учащихся по теме "Семейное право". Предназначен для учащихся 11 класса,изучающих курс...