Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии и во внеклассной работе с неслышащими детьми.
статья по теме

На современном этапе развития образования, основной принцип педагогической деятельности должен заключаться в том, чтобы научить ребенка учиться. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а приучался добывать их самостоятельно, и это было бы для него увлекательно и интересно.

  Одним из направлений модернизации системы  географического образования  является внедрение компьютерных технологий  и мультимедиа. И в обучении детей с нарушениями слуха информационные технологии играют важную роль. 

Интерактивное обучение может явиться именно тем педагогическим инструментом, который поможет в решении этой задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_ikt.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии и во внеклассной работе с  неслышащими детьми.

Куппа Т.И., учитель географии

На современном этапе развития образования, основной принцип педагогической деятельности должен заключаться в том, чтобы научить ребенка учиться. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а приучался добывать их самостоятельно, и это было бы для него увлекательно и интересно.

  Одним из направлений модернизации системы  географического образования  является внедрение компьютерных технологий  и мультимедиа. И в обучении детей с нарушениями слуха информационные технологии играют важную роль.  

Интерактивное обучение может явиться именно тем педагогическим инструментом, который поможет в решении этой задачи.

Существует три  основные формы работы с  информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ) на уроках  географии:

  • непосредственное применение в учебном процессе.
  • применение ИКТ  для организации  самостоятельной работы  учащихся  по географии вне  школьных  занятий.
  • применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.

Мой опыт работы показывает, что целесообразно использование интерактивных технологий на следующих уроках и мероприятиях:

  • традиционный урок,
  • урок-практикум,
  • школьная конференция,
  • урок - проверки знаний, умений, навыков,
  • урок - защита проектов, рефератов,
  • урок - викторина,
  • урок -  КВН.
  • классный час и т.д.

В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса.

В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, творческих заданий, при контроле знаний и умений.

В своей практике так же использую следующие виды компьютерных программ:

- учебные

- тренажеры

- контролирующие

- демонстрационные

- имитационные

- справочно-информационные

- мультимедиа-учебники.

Надо сказать, не все программы для массовой школы  применимы для обучения детей с нарушениями слуха. Тексты заданий, инструкции, сами задания во многих случаях не соответствуют речевым, интеллектуальным и образовательным возможностям этих учащихся, и поэтому необходимо дополнительное объяснение учителя.

 При изучении нового материала использую демонстрационную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический  материал. Известно, что наиболее эффективный способ преподавания – это наглядная демонстрация и объяснение изучаемого материала одновременно, «лучше один раз увидеть, чем много раз услышать».

             Образовательные программы имеют в своём составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.

  На уроке закрепления использую программу – контролёр или чаще тесты, кроссворды, индивидуальные задания, которые создаю сама. Они позволяют осуществить контроль над усвоением изученного материала.

Все современные электронные учебники предоставляют учителю возможность организации тестирования. Это один из видов контроля знаний, который в последнее время все больше входит в жизнь современной школы. Кроме того, они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Применение компьютерного тестирования по географии развивает интеллектуальные способности учащихся, т.к. они один и тот же тест могут проходить по несколько раз, пока не будет получен положительный результат. Все эти тесты соответствуют минимуму требований по географии. За короткое время можно раскрыть, объяснить, подтвердить экспериментом наиболее трудные вопросы программы.

Обобщающие уроки чаще всего провожу в нетрадиционной форме. Их можно умело сочетать с углублением изучаемого материала, ведь путешествие у детей ассоциируется с новыми открытиями, или использованием уже изученного, как путешествие по родным местам. При проведении игровых уроков можно использовать известные учащимся виды игр из телевизионных программ. Ведь дети всегда мечтают об участии в такой игре. А использование проектора позволяет сделать игру реальной, настоящей, насыщенной фотографиями, рисунками и видеосюжетами. И учение будет действительно с увлечением.

Коррекционные цели образования глухих и специфика их познавательной деятельности (восприятия, речи, мышления) обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих процесс обучения:

- преобладание наглядности, особенно при формировании первичных представлений;

- дозирование учебного материала;

- адекватный темп подачи материала;

- использование адаптированных учебных текстов.

И это можно достигнуть с помощью компьютерных технологий.

Одним из важнейших принципов в обучении детей с нарушениями слуха является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими.

  Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT. Учебный материал подается в виде последовательности слайдов в темпе и объеме, адекватным специфическим особенностям и возрастным возможностям учащихся с  нарушениями слуха. По ходу показа веду диалог с учащимися, задаю им вопросы, учащиеся сопряжено и по одному проговаривают текст презентации.

В  последние годы  система  образования в нашей стране  направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний,  сколько  на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной   познавательной деятельности. На уроках использую также презентации, созданные учащимися самостоятельно или  с помощью учителя информатики на кружке.

Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.

Применяя ИКТ на своих уроках, хочу отметить следующее:

  • значительно возросла концентрация внимания учащихся;
  • увеличился темп урока и подачи учебной информации;
  • материал излагается в более доступной и интересной форме;
  • значительно возрастает продуктивность урока;
  • увеличился объем изучаемой информации;
  • значительно легче усваивается изучаемый материал.

         Внедрение новых технологий не означает, что они заменяют традиционную методику преподавания предмета. Информационно- коммуникативные технологии применяют не вместо прежних методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.

Подводя итоги, можно сказать, что использование информационных технологий:

  • повышает интерес учащихся к предмету,
  • формирует положительную мотивацию учебной деятельности,
  • осуществляет дифференцированный, индивидуальный подход в обучении,
  • оптимизирует и индивидуализирует процесс обучения,
  • создаёт надежную систему мониторинга усвоения знаний,
  • осуществляет процесс обучения в режиме сотрудничества учителя и ученика,
  • повышает педагогическую квалификацию, позволяет использовать учителю современные педагогические технологии.  

           Если использовать компьютер как коммуникативное средство при обучении географии, то профессиональная позиция педагогов заметно меняется. Из носителя готовых знаний и способов работы учитель превращается в руководителя, посредника и помощника, учащихся в процессе их совместной творческой работы. Программные средства, обучающие программы, компьютерные среды, компьютерная коммуникация выступают как взаимосвязанные средства для построения учебного процесса. Компьютер превращается в обычный рабочий инструмент, какими сегодня являются книга, тетрадка и карандаш.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географии

Используя ИКТ на уроках географии в течение трех лет,  я получила подтверждение тому, что аудиовизуальные и интерактивные средства обучения, направленные на адекватное восприятие географиче...

Использование современных инновационных технологий на уроках географии и во внеурочное время в классах V вида

  Использование Интернета на уроках географии и во внеурочное время – это дань моды, престижно или более интересная  работа? Конечно, последнее.Своей главной целью работы считаю заинтересова...

Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...

Система методической работы и использование современных педагогических технологий в преподавании истории, обществознания и внеклассной работе как средства повышения качества образования.

Повышение качества общего образования через реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проекта модернизации региональной системы образования – основная задача работы всей с...

Использование дистанционных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности в работе с детьми-инвалидами

Использование материалов сайта Самарского института повышения квалификации работников образования "Центр дистанционного обучения" в работе с детьми с ОВЗ...

Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

Обобщение опыта Тема: «Использование современных образовательных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Всегда существовала проблема образования  и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста.Она складывается из множества факторов, которые приходи...